О восприятии красоты и молодости

Алексей Косенко
Сегодня открыл для себя интересного автора и человека под псевдонимом Энтон
  http://www.stihi.ru/avtor/entoni

Сразу бросилось в глаза такое название: "Мысли вслух"
http://www.stihi.ru/2011/09/30/3933

Энтон записал свои размышления и пронумеровал. Меня больше всего заинтересовало вот какое его высказывание-вопрос:

44. "Один мой знакомый, уже далеко не юный мужик, сказал: - Чем больше мне лет, тем чаще встречаются молодые и красивые девушки. Интересно, почему их так было мало, когда я был таким же молодым?))))"

Я решил ответить на этот, мне кажется, риторический, но интересный вопрос.

Вот мой ответ, его я решил опубликовать отдельным текстом.

"На 44 отвечу с вашего позволения: молодые глаза не видят молодости - сами молоды, а старые глаза исцеляются молодостью, потому и видят её везде, они уже состарились. Пока мы молоды, пока молодость наша ровесница, нам даже на ум не приходит мысль, что это молодость и есть, мы её так не воспринимаем, а вот постарев впервые обнаруживаем молодость вокруг себя - теперь она очевидна. Так и с красотой: молодые глаза не видят красоты - им просто ещё не с чем сравнивать, пожив и постарев, мы набираем опыт видения красоты.

Любая девушка, переживающая по поводу своей якобы некрасивой внешности, не видящая в себе красоты, воспринимающая себя гадким утёнком, конечно, заблуждается, в то время как зрелый мужчина разглядит в ней будущую лебёдушку.

Когда молодой человек влюбляется в молодую девушку, она становится для него краше всех - это субъективное восприятие, вызванное эндорфинами, когда же мы стареем, тогда в восприятии Женской Красоты становимся объективней - уже не давят гормоны на наш мозг и мы можем через внешнюю поверхность тела увидеть внутреннюю красоту души - источник подлинной красоты. И тогда обнаруживаем, что если душа добрая и умная, то это и есть красота истинная, нетленная, независящая от возраста, макияжа, причёски и одежды.

Но именно в зрелом возрасте мы острее воспринимаем и душевную пустоту, что и есть самое страшное уродство, мы увидим её и за внешней гламурной красивостью, которая отталкивает наш взгляд. Как не наряди и не размалюй пустышку, как ни обучи её разным премудростям соблазнения и красивости она останется пустышкой. Даже любой человек-олигофрен красивее некоторых гламурных див, просто потому что в нём есть доброта.

Именно из-за неумения видеть истинную красоту молодые люди часто влюбляются в красивость, смазливость, длинные ноги, выдающиеся формы, за которым может скрываться пустота.

НО это моё личное восприятие красоты, с ним не обязательно соглашаться, я просто постиг это на своём опыте."

А вот это уже решил добавить здесь.

Красота!!!
Красоту женщины, как и мужчины, больше всего люблю наблюдать, глядя на лица стариков. В старости красота кристаллизуется, становится более одухотворённой, чем в молодости. Красота старости в том, что уже нас не обманет тело: мы видим истинную красоту человека, если он был красивым, то его красота не исчезнет, но к старости преумножится, а если он был некрасивым, то о таком скажут: "следы былой красоты". Почему следы, потому что всю жизнь человек не был самим собой: красился, макияжился, причёсился, утюжился, то есть гламурился, красовил себя. На любом лице, скрывающем пустоту, макияж выглядит просто уродски. И если его продолжают накладывать в старости, то и получается, что мы видим не лицо, а "остатки былой красоты", видим не лицо, а остатки от маски, макияжа.

Сегодня красота стала модной и доходной сферой влияния бизнеса на сознание и кошельки женщин в большей степени, чем мужчин, но как только это произошло, понятие красоты и молодости, красоты и красивости, красоты и правильности, красоты и привлекательности, красоты и ухоженности, красоты и макияжа стёрлись, слиплись. Посмотрите на рекламу - там сплошь молоденькие, сплошь отмакияженные, отутюженные лица... Сегодня задаются образцы не красоты, а модных брендов красивости макияжа, причёсок, одежды - мода, мода, мода. Конечно, женщины покупаются на все бизнес уловки.

А разве истинная красота поддаётся моде? Достаточно посмотреть на портреты наших российских художников, чтобы догадаться, бизнес нам пытается всучить подделку под красоту. Женщинам Кустодиева не нужны модные рекламные ролики их красота истинная. Посмотрите на портреты Крамского, Перова, Тропинина, Кипренского, Серова, Сурикова, Васнецова Виктора, Репина - вот это и есть настоящие образцы красоты.

Вот вам один пример изображения красоты художниками: все знают что Серов рисовал много портретов - его копилке замечательных портретов есть два посвящённые знаменитой всеми признанной красавице, княгине Орловой О.К. Она считалась в свете истинной красавицей, но посмотрите на её портреты: первый портрет - "Портрет кн. О.К.Орловой. 1911" - Орлова представлена в зимней одежде, в роскошной женской зимней шапке, в которой лицо просто тонет: перед нами злое высокомерное лицо снежной королевы - можно ли сказать, что оно красивое? Мне оно не кажется красивым именно из-за злых глаз, смотрящих сквозь меня, из-за сжатых в надменной ухмылке губах. Второй портрет этой же женщины-"красавицы" называется также, но здесь мы видим её сидящей в полуобороте в роскошном меховом манто на полуоголённых плечах, на голове у неё вообще невообразимых размеров шляпа, но вот наконец-то лицо и каково же оно - лицо великосветской красавицы? Опять её взгляд смотрит сквозь нас, мы для неё ничто, такой человек может улыбаться только своему отражению в зеркале, её строго сжатые губы говорят о том, что она холодна в эротическом плане, несмотря на оголённые плечи, её глаза наполнены одной мыслью: "Ах, как я выгляжу",даже жест её указательного пальца левой руки (а это символично), направленный ей в грудь, говорит, что она и только она центр вселенной и эталон красоты. Но для меня это пустая надменная подделка под красоту - это дорогая подделка в дорогой, огромной, гаргантюанской шляпе. Серов показал нам естество Орловой - а её естество жестокое, властное надменное, самовлюблённое, холодное, бесчувственное и безмысленное, и в то же время что-то капризное - нет на её лицах ни чувств, ни мыслей глубоких - есть застывшая мертвая "красота", фальшивая "красота". Можно ли любить эту красоту? Я лично не могу, и даже любоваться этой красотой не хочется. Чтобы полюбить такого холодного фальшивого человека как Орлова, нужно совершить очень много усилий...

А теперь поглядите на портреты других людей, нарисованные Серовым. Возьмём портрет княгини З.Н.Юсуповой, чтобы можно было сравнивать двух княгинь. Вот перед нами Зинаида Юспова - она смотрит нам в душу открытым ясным светлым взглядом человека способного не только любить, но пожертвовать ради любимого всем. Посмотрите на её глаза - невозможно отвести взгляд - так бы и смотрел и любовался простыми серо=зелёными глазами, посмотрите на её губы, спокойные и нежные, но такие, которые будут дарить вам самые нежнейшие поцелуи... Мы не видим её оголённых плеч, её грудь закрыта чем-то черным, но очень похожим на бабочку, взмахнувшую крылышками - это её душа,порхающая но скрытая от непосвящённых, и в то же время под этим черным бархатным украшением нам рисуется великолепная грудь, грудь скрытая от чужих глаза, грудь, что будет подарком её возлюбленному и её детям... Её склонённое лицо, её спокойствие и в то же время приветливость, её сдержанность и скромность, но в то же самое время теплота и свет делают её для нас другом, близким другом, которому хочется доверить самое сокровенное... чёрная повязка на её шее скрывает от нас нечто интимное, но тем самым ещё больше возбуждает в нас желание, лёгкое эротическое желание любоваться красотой, истинной красотой, наполненной любовью к мужу и детям... смотришь на этот портрет и чувствуешь, что перед нами лик подобный лику Богоматери, лик Мадонны, лик воплощённой любви...

И вот я специально беру "Портрет О.Ф.Серовой. 1889-1890" - портрет жены Серова. Мы видим женское лицо с опущенными глазами, видим в полоупрофиль, глаза скрыты, за полуопущенными веками - но это тайна, тайна красоты, её губы - полуоткрытые губы - сколько в них чувственности и любви, сколько скрытой и скрываемой за опущенными веками страсти... Серов не решился рисовать портрет своей жены, смотрящей на него - просто потому, что тогда он не смог бы его никогда дорисовать, ему захотелось бы не рисовать эти губы, а страстно и нежно целовать их, обводя своим язычком по ним как кисточкой и ощущая их теплоту, влагу и нежность, не рисовать полуприкрытые веки и глаза спрятанные под вуалью ресниц, а захотелось бы заглянуть в эти голубые глаза-пропасти, в небо любви... Серов скрыл от нас истинную красоту своей жены, но тем больше соблазнил нас запретным, скрытым плодом любви... Мы не видим ни её шеи, ни её плеч, ни намёка на её грудь, только открытый лоб, который хочется поцеловать целомудренными поцелуями переходящими на её виски, на её полуприкрытые веки, и полуоткрытое ушко, такое соблазнительное, что хочется вслед за Серовым говорить в него ласковые слова, нежно уткнувшись губами и носом и нежно ласкать мочку губами и язычком, и наконец её носик и верхняя вздёрнутая губка... так хочется нежно-нежно поцеловать её в носик и губку, а потом спуститься ниже на её губы - соблазнительно-искушающие губы... - вот красота так красота без шляпок и манто, на темном фоне... в полумраке...

А вот его же жена с детьми: "Валентин Серов. Летом (Портрет О.Ф.Серовой). 1895". Здесь перед нами нежное создание во всём белом на фоне солнечного дня и детей... её асимметричное лицо, её прямой, вопрошающий и в то же время с лукавинкой взгляд, который говорит нам, её открытыми губами: "Знаю я тебя,знаю, знаю, что у тебя на уме, но теперь ты не сможешь добиться этого - здесь день, здесь свет, здесь дети - самое большее тебе от меня здесь - это мои вьющиеся волосы и полуоткрытый рот, губы не раз писаные твоим язычком-кистью... я вся закрыта, но ты знаешь меня всю, ибо я твоя жена и любовница, но никто не узнает этого и даже не сможет догадаться, какой неистовой гетерой я становлюсь в твоих объятиях... Пусть для всех я невинная пастушка в белом, но ты-то знаешь меня другую, ту, что скрывается под одеждой, ты знаешь мою душу во всей её полноте и открытости, я-то знаю, что ты рисуешь одежду для них, меня-то ты видишь всегда обнажённой, и только свет белого дня и дети помогают мне устоять перед твоим раздевающим и обнажающим меня взглядом..." Вот она истинная красота - красота любви...

Есть ещё один момент, один наглядный аргумент. Вот есть такая известная актриса Одри Хэпберн. Я как-то по случаю рассматривал её фото и обнаружил такую вещь: её чёрно-белые фото в старости где она без макияжа поистине красивы, а там где она блещет молодостью подмалёванною макияжем, подправленную причёской и модной одеждой, там передо мной маска, а не живой человек. Посмотрите на эти лица Одри и вы увидите, что истинная красота, если она есть, а у Одри она есть, не нуждается в макияже, она обходится без прикрас и в старости. Вот глядя на эти её портреты пожилой женщины чувствуешь, что влюбляешься в эту пожилую женщину, а глядя на её гламурные портреты, понимаешь, что можно лишь полюбоваться внешней красивостью, не более...

Не даром в русском языке есть такое высказывание: "Дайте пудры и духов, для приманки мужиков!" Если подходить к мужчинам как к полуслепым идиотам, то им нужна приманка в виде пудры и духов, но если мы видим в них ценителей истинной красоты, то не стоит напяливать на своё лицо маску из макияжа: от ценителей истинной красоты эта маска не скроет уродства пустоты, если оно есть, но помешает разглядеть истинную красоту.

Согласен с тем, что одежда и макияж, причёска и духи могут умело подчёркивать красоту женщины, да и мужчины тоже. Но стоит быть очень осторожным, чтобы не переусердствовать.

Есть ещё такое распространённое в обществе мнение, которое давит как раз на женщин, против чего некоторые из них восстают - это расхожие байки подобно этой "Мужчина может быть чуть лучше обезьяны, а вот женщина должна быть красавицей!!!" Смысл этого слогана, не произнося в слух, рекламные компании используют для манипулирования сознанием женщин.

А это не жестоко ли по отношению к тем девушкам или женщинам, которые не считают или не чувствуют себя красивыми???

Некоторые мои знакомые из протеста против такого дискриминационного отношения к женщине, когда именно ей навязывается и предписывается красивость, отказываются и от макияжа, и от модных причёсок, и от духов. Они хотят, что бы мы любили их такими, какие они есть, они хотят быть равноправными с мужчинами, и самое главное - они хотят, чтобы мы видели в них ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТЬ, а не только красавицу-самочку. И я понимаю таких моих знакомых, понимаю их протест против власти капитала, совершающего насилие над слабыми личностями, против того, что циничный жестокий бизнес калечит судьбы и убивает людей.

Вопрос о красоте идёт бок о бок с молодостью, он слит в сознании большинства с молодостью - "если молодо, то красиво" - именно так нам навязывает реклама стремится к красоте ка к молодости. Омоложение, нам говорят, вот путь к красоте, а что стоит за так называемым омоложением? Часто и смерть, и искалеченные лица,  тела, и болезни: просто напомню неискушённым, что несколько лет назад умерли практически одновременно сразу несколько моих любимых артистов, не буду называть их имена, но в одной статье, появившейся за год, два или три до их смерти, имена этих артистов упоминались в рекламе нового способа омоложения через стволовые клетки.

Омолодились!!! и у всех разразился рак (разные органы были поражены раком). Бизнесмены-убийцы нажились, а Россия (и я лично) потеряла замечательных людей и артистов, которые, к моему сожалению, не смогли устоять перед давлением рекламы и давлением на всех людей и артистов,в особенности, "которые не имеют права стареть!!!" "будь вечно юным - омолодись!!!" Помню, как один человек написал в каком-то блоге, что правду о этих смертях замяли - гламурно-медицинский бизнес (подтяжки лица, накачивания грудей силиконом, пересадка или удаление жира, омолаживание стволовыми клетками, парфюм-макияжные и прочее) надавил на нашу "НЕЗАВИСИМУЮ" либеральную прозападную прессу и она замолчала. России заткнули рот международные корпорации и продолжают её доить, калеча и убивая людей, которые не устояли перед соблазном быть красивыми через омоложение.

А ещё напомню всем и Западу в том числе: войны сегодня ведутся им в том числе и для получения органов, стволовых клеток. Именно на Западе, в Европе и США окопались олигархи-богачи, которые смотрят на остальной мир, на остальных людей, как на средство продления своей жизни, на омолаживание, как синоним красоты. Как можно простить Западу войну в Югославии, если оттуда рефрижераторами вывозились органы, - конечно, вся западная верхушка будет молчать об этом, ведь из этих органов будут делать духи с ферамонами - дорогой парфюм... настоящие, дорогие, а не подделка. Как можно простить теперь войну на Украине, когда опять людей там убивают сотнями, чтобы пустить на органы для богачей из бриллиантового миллиона Запада. Информация о том, что чёрный бизнес органами там работает во всю, просачивается в интеренете...

Кто не видит эту жестокость мира капитала, мира алчного бесчеловечного бизнеса, тот просто блаженный. Но я не собираюсь молчать о жестокости гламурного и окологламурного бизнеса, совершающего насилие над людьми, о бесчеловечности капитала, убивающего их, унижающего их, если они не молоды или, как им кажется, не красивы. Не собираюсь молчать о том, что и наших детей вывозили на Запад для, якобы усыновления, но на самом деле и для тех же органов и стволовых клеток, и об этом почему-то говорят в интеренете очень тихо, и быстро забывают.

В мире будущего не будет некрасивых людей, но не потому что гламурный бизнес и жестокая хирургия достигнут своего совершенства - люди научатся жить без такой медицыны и быть красивыми без гламура, всё это исчезнет, потому что основано на бесчеловечном насилии над людьми.

Было такое мнение: "Красота спасёт мир", но сегодня стремление к "красоте" убивает, калечит, унижает людей, потому что они падки на фальшивую красоту...

Но придёт время, когда истинная красота начнёт воистину спасать мир, потому что это будет красота Любви. Только любящий человек видит истинную красоту. Кто не умеет любить и не любит - тот никогда не узреет истинной красоты.

Что же такое истинная красота?
Истинная красота - это красота любящего.

Кто может быть красивее любящей женщины: матери, жены, бабушки, тёти, сестры, дочери, внученьки, подруги, учителя, ученика?
Кто может быть красивей любящего мужчины: отца, мужа, деда, дяди, брата, сына, внука, друга, учителя, ученика?
Что и кто может быть красивее любящего нас всех Бога? Что и кто может быть красивее любящего нас человека?

Только когда мы любим, истинная красота наша являет себя миру, только тогда она входит в наших любимых, и приумножаясь в них, является нашему взору и мы видим в любимых наших истинную красоту - красоту Бога и человека, ибо Бог есть Любовь. Любя других людей мы любим Бога и Бог любит нас через других людей.

Истинная красота открывается нам в любви, но вся полнота красоты является нам только во взаимной любви, потому что тогда Бог стоит Лицом к Лицу, Ликом к Лику с Богом, и видит свое отражение - отражение Любви.

Для того Бог и создал нас по своему образу и подобию, чтобы не только любоваться сотворённой красотой мира: бесконечность времён он любовался красотой миров Вселенной, - но вот захотел он и собой полюбоваться, а не только творениями своими, захотел полюбоваться красотой самого себя творца, любящего и своё творение, и самого себя и тогда создал Бог Человека по образу и подобию своему. И когда мы, люди, любим и любимы - нам открывается Лик Бога в возлюбленной или возлюбленном наших и мы своей любовью являем им Лик Бога. Так Бог созерцает себя, свои лики - так любуется он нами и собой через нас и любит нас и себя в нас.

Только в любви мы видим незамутнённые ничем лики Бога, когда же мы не любим или нас не любят, а хуже того, отвергают, презирают или ненавидят, мы являем и видим искажённые лики  Бога, лики замутнённые нашей страстью, нашими эмоциями, нашим голым холодным рассудком, всё расчленяющим, и тогда говорим, что нам "является лик Дьявола". Нет, это не так: лик Дьявола - это Лик Бога, только замутнённый и искажённый Лик Любви.

Пора прекратить переносить ответственность за своё поведение, за своё нежелание любить, совершать усилия, за свою разрушительную, расчленяющую агрессию эмоций или ума направленные во вне и на самих себя, на кого-то другого, пора прекратить винить Бога-Дьявола, пора начать самим любить себя и ближнего своего и быть ответственными в этой любви перед любимыми и перед самим собой как перед Богом в нас. И пора вспомнить, что мы есть дети Бога все без исключения и нужно стараться быть достойным родителя нашего.

Бог един, но многолик - мы все - это лики и дети Бога. Так не в косметике и макияже дело, а в том, что мы пока не Любим так, чтобы узреть истинную красоту, истинный лик Бога, пока сами не можем явить собой истинный Лик Бога, Лик Любви, пока сами не стремимся стать достойными детьми Богу, в котором соединены мужское и женское начало, как и в нас людях.

Посмотри в зеркало узри Лик Бога, узри и полюби Его в себе в своём лике, но знай, что сам не познаешь и не увидишь своей красоты, пока не полюбишь себя, пока не примешь себя всего такого, каков есть. И тогда ещё не сможешь явить всей красоты, ибо мало ещё в тебе Бога, но полюби кого-то и посмотри ещё раз в зеркало и увидишь, что лицо стало ещё краше - вот так в любви к себе и другим мы являем миру и нам является в мире Лик Бога - Лик Любви.

Не поэтому ли Иисус говорил: "Возлюби ближнего как самого себя", но прежде себя возлюби, а как это сделать - возлюбить себя? Нужно с самого раннего детства любить детей, напитывать их любовью, учить их любить нас взрослых и друг друга и в этой взаимной любви они научатся любить себя через нашу любовь и любить других. Почему я так любил Лики своих бабушек и дедов, хотя они и были стары? А это были лики мудрой Любви, это были лики Бога, лики Истинной Красоты. Не было ни косметики, ни макияжа, были морщинистые лики и руки и просто умытые чистой водой любящие меня лица - вот и весь секрет Красоты - это любовь.

Истинную красоту можно познать и явить только в любви, именно поэтому Павел сказал:
"Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же Лицом к Лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: Вера, Надежда, Любовь; но Любовь из них больше."

А чтобы быть Лицом к Лицу, Ликом к Лику - нужно учиться любить, лелеять и растить в сердце своём любовь к ближним, к дальним, ко всему миру и к себе.

Воистину сказано: Красота спасёт мир, но если мы эту красоту явим миру и увидим её в нём, захотим явить и увидеть её. Но это свершится лишь через любовь и в любви, то есть через Бога и в Боге, через человека и в человеке.

А потому нужно все усилия направлять на воспитание детей, на развитие образования, и гуманитарного прежде всего, чтобы каждый мог быть так культурно развит, как был развит Шекспир, Гёте, Пушкин, Лермонтов, Саровский, Достоевский, Бальмонт, Цветаева, Ахматова, Шварц, Выготский, Мамардашвили, Корчак, Даниил Андреев и многие другие поэты-барды, писатели, гуманисты, философы, психологи, священники, педагоги и мистики, которых я здесь не перечислил. Именно культурное, гуманитарное образование даёт возможность нам быть толерантными, терпимыми к другим людям, которые являют нам Лики Бога.