Бавильский, композиторы и премия Андрея Белого

Арабский Алфавит
В 2014 году лауреатами Премии Андрея Белого стали:
Кирилл Медведев,
Ирина Шостаковская,
Алексей В. Цветков,
Игорь Чубаров,
Паоло Гальваньи,
Дмитрий Бавильский,
Игорь Гулин,
Наталия Азарова.

Дмитрий Бавильский получил премию за книгу "До востребования. Беседы с современными композиторами" (М., 2014. 792 стр.)
Оглавление книги: http://www.classica21.ru/music/books/monographs/11620

Я рад был узнать об успехе Дмитрия. Большинство из собеседников автора - мои соратники и друзья. Успех его книги - конечно, и их успех.

На днях состоялось вручение премии. Из речи Алексея Шестакова:

 "Книга Дмитрия Бавильского «До востребования» была востребована – во всяком случае мною, но и многими другими, полагаю, тоже – ещё до того, как она стала книгой. Интервью с современными российскими композиторами, публиковавшиеся автором на протяжении последних лет пяти в сетевой газете «Частный корреспондент», имели для меня большое практическое значение. Естественным образом выяснилось, что они служат незаменимым подспорьем для подготовки к прослушиванию в концертном зале или дома, для восприятия и понимания опусов этих авторов – лучшим, нежели основная масса традиционной музыкальной критики или небольшие тексты, включаемые в издания той же музыки на дисках.

 ...интервью Бавильского в большой степени перформативны: они не столько рефлексируют над некоей существующей, более или менее вошедшей в историю музыкой, сколько совершают определённое действие, и, как правило, очень важное: например, нащупывают связь того или иного композитора – его же, так сказать, руками или устами – с современниками и предшественниками, то есть встраивают его в традицию, что очень важно и очень трудно, настолько резко сама современная музыка отличается внешне – на слух – от еще недавней и настолько резко изменились условия её существования и восприятия".

 ....................

Из речи Дмитрия Бавильского на вручении премии:
 "России не очень повезло с философией, которую здесь подменяли то литература, то музыка, поэтому хотелось, чтобы книга бесед с актуальными композиторами воспринималась сборником размышлений о том, что со всеми нами происходит. ..."

Полностью обе речи: http://www.belyprize.ru/?pid=515

 ....................

Почитать избранные интервью, вошедшие в книгу Бавильского, можно в сети.

Сергей Невский:
 "Вы вот спрашиваете, почему литература. Потому что очень многие к определенным композиторам приходят через кино, литературу, некую вторичную мифологию. И это абсолютно легитимно.
Один «Амадей» Формана посмотрели сотни миллионов человек. Есть ведь такой специальный жанр, фильмы про композиторов. Композиторы в этих фильмах обычно - полные идиоты. Вершина этого жанра, конечно, ГДР-овский байопик про Бетховена с Донатосом Банионисом в главной роли. В финале этого замечательного произведения он идет со своим скарбом по Карл-Маркс-Аллее современного Восточного Берлина, и выражение лица у него при этом соответствующее. Я уже не говорю о всем известных фильмах о русских композиорах, всех этих «глинках» и «чайковских», снятых в основном, в жанре трэш- или слэш-хоррора или чудовищных биографиях вымышленных композиторов вроде «Синего» Кесьлевского, где Жюльет Бинош сочиняет гимн Европы в бассейне. Страшные произведения!"

Борис Филановский:
 "Часто люди говорят, что такой-то музыки они не понимают. Но чтобы привыкнуть и принять, понимать совершенно не обязательно. Это относится и к Бетховену (спросите, что именно люди в нём понимают, и услышите набор банальностей), и к современной музыке; чтобы принять музыку, необходимо и достаточно просто быть в ней и с ней.
Когда мы слушаем музыку прошлого, у нас возникает такое ощущение, и мы приравниваем это к пониманию. С современной музыкой этого, как правило, не происходит из-за языкового барьера; слушатель en masse отказывается в ней пребывать и говорит, что не понимает. Хотя её-то понять проще.
Достаточно осознать, что никакого языкового барьера быть не может, поскольку музыка — это не язык. И потом, современная музыка и в самом деле устроена проще, чем Бетховен. Тут как с современным искусством.
Начинать знакомство с искусством вообще надо как раз с него, а не с Рубенса. В нём все виднее, ярче, четче. Нельзя идти хронологически. Это как школьный курс литературы, вместо которого должно быть что-то вроде creative reading".

Тимур Исмагилов:
 "Дьявол, как всегда, скрывается в деталях.
Невозможно без боли читать биографию талантливейшего композитора Александра Мосолова, автора вокального цикла «Четыре газетных объявления» и симфонического эпизода «Завод. Музыка машин».
Сначала он подвергся травле со стороны «пролетарских музыкантов», а в 1937 году был осуждён органами НКВД на восемь лет концлагерей. Благодаря ходатайствам Глиэра и Мясковского приговор в 1938 году был пересмотрен, лагерь заменён лишением права проживать в Москве, Ленинграде и Киеве.
Ясно, что не от хорошей жизни Мосолов написал две пьесы на узбекские темы для фортепиано, Второй фортепианный концерт на киргизские темы, туркменскую сюиту для оркестра, струнный квартет на кабардинские темы и т.д.
Некоторых композиторов по сути ссылали в союзные республики — поднимать академическую музыкальную культуру, либо они сами уезжали туда, спасаясь от возможных репрессий".

Александра Филоненко:
 "...моя специфика: отсутствие страха «сбрасывать кожу». Очень долгое время я писала в определённом стиле, применяя те или иные средства, которые мне были знакомы, привычны, и переносила на новые сочинения. Руководствуясь однажды найденным «своим» стилистическим языком, я просто писала новые сочинения — до того момента, пока не поняла, что повторяюсь и каждая пьеса становится копией предыдущей.
Есть такое понятие — «устоявшаяся манера письма». Так вот, это — бред! Отсутствие изменения <...> — смерть для художника. Это не высокие слова, это правда. Это как оседлость, привычка и удобства, затягивающие тебя в трясину.
Именно через ломку важно найти нечто новое, для тебя, может быть, даже нехарактерное, — это и есть путь вперёд".


.............

Саша Филоненко, кстати, была экспертом на ЛФР. В свой шорт-лист она, на удивление, включила не крутой авангард, а нежную лирику в традиционном стиле. Видимо, новаторства ей хватает в музыке, а в стихах хочется привычной гармонии. :)





(активные ссылки см. http://www.stihi.ru/rec.html?2014/12/30/915 )