Снежный циклон в Москве

Сергей Таллако
ЧТО БЫЛО В МОСКВЕ?
24 – 26 числа декабря 2014 года над Москвой бушевал циклон. По оценкам Гидромета выпало 22 см снежного покрова. Москва и ближайшие районные центры «встали в пробках». По информации с радиостанции «Говорит Москва, 94,8 FM» «пробки» оценивались по максимуму десятью баллами. Прямая связь ведущих передачи о событиях на улицах и дорогах Москвы и Подмосковья позволяла понять, что меньшая часть водителей, попавших в «пробки» вынуждена была выехать утром на улицы по служебной надобности (доставка товаров и рассылок). Большая часть, увидев заснеженные крыши своих лимузинов, не связала снегопад с его будущими последствиями на дорогах и не воспользовалась общественным транспортом. Итоги наивности не заставили себя ждать. Маршруты, на которые по сухому осеннему асфальту требовалось час – два, преодолевались за семь – восемь часов. Говорилось даже о вынужденных ночёвках на Московской Кольцевой Автомобильной Дороге (МКАД). «Для разбора полётов» еще при сегодняшних восьмибалльных пробках на беседы в прямом эфире приглашались отдельные представители городской администрации. Звучали с трасс, из завалов снега, по мобильникам разгневанные речи водителей.
Яростной критике с требованием серьёзных «оргвыводов» подвергались службы, ответственные за очистку улиц, и, даже сам мэр Москвы. Постепенно начало бросаться в глаза мне – наблюдателю - почти полное умолчание негативной роли частников – водителей, выехавших на улицы без особой нужды, и водителей автофур на «лысой» летней резине – создателей «пробок» на магистралях. Страсти в радиостудиях накалялись, но не прозвучали те вопросы, которые у меня так и просились в эфир! Конечно, телефоны студии были естественным образом заняты другими корреспондентами, желавшими высказаться о финской гранитной крошке, о регулировщиках с жезлами, о тягачах на каждом километре МКАД, о нераспорядительных чиновниках на дорогах. У меня же перед глазами возникала аналогичная стандартная ситуация со снежными штормами на Атлантическом Побережье США.
.
КРАТКО СКАЖУ О НЕЙ.
Сеть метеорологических радаров отслеживает облачные массы, движущиеся с запада на восток страны, выявляя их структуру и ёмкость по снегу. Эта информация в реальном масштабе времени постоянно доступна гражданам по каналам телевидения и через Интернет. Любой водитель может заблаговременно оценить риски при поездке, разглядывая, цветные, движущиеся на экране метеокарты облаков и туч с выпадающими осадками. Эта информация обрабатывается администрацией соответствующих районов и воплощается, при опасности, в директивы. Директивы адресуются водителям на дорогах, рядовым автомобилистам и администрации предприятий, школ, колледжей. Директивы обязывают эти администрации известить своих сотрудников, что предстоящий день (или дни) будут нерабочими из-за ожидаемой толщины снежного покрова (десять и более сантиметров). В частности, за зиму иногда накапливается несколько пропущенных  дней в школах и колледжах, которые компенсируются весной продлением семестра. В итоге, на дороги вместо автотранспорта выезжает снегоочистительная техника, обеспечивая в самые критические часы снегопада проезд пожарных машин и карет скорой помощи. Автофуры пережидают непогоду в специальных отстойниках, не въезжая в города. В районах Балтимора и Вашингтона снег стаивает в течение нескольких дней, но в Нью-Йорке и севернее он иногда держит припаркованные у тротуаров автомашины неделями (конечно, лучше иметь гаражи, кто бы спорил). В частности, в Нью-Йорке личных машин так много, что припарковаться воле дома бывает удачей, паркуются там, где у тротуара увидят место (нельзя парковаться у пожарных гидрантов, выездов из частных гаражей и ряда других мест, чётко обозначенных стандартными табличками). Поэтому в снегопады уезжать с занятого места рискованно, его сразу же займут, а вам придётся очень долго и далеко от дома искать, куда приткнуться.
.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Прошедший над Москвой циклон легко фиксируется системой метеорадаров в реальном масштабе времени. Столичные аэропорты располагают требуемой техникой, раз они поддерживают международное сообщение. ТРЕБУЕТСЯ ИХ МЕТЕОИНФОРМАЦИЮ СДЕЛАТЬ ОБЩЕДОСТУПНОЙ ЧЕРЕЗ ТВ И ИНТЕРНЕТ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ ДНЯ И НОЧИ.
Остаётся: РЕЗУЛЬТАТЫ анализа прогнозных показаний системы СДЕЛАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТОМ. Прежде всего, обязательным для руководителей предприятий и учебных заведений, чтобы их сотрудники и студенты оставались дома и не мешали снегоуборочной технике. Ещё Александр Васильевич Суворов говаривал, что «каждый солдат должен понимать свой маневр!» Применительно к современности, каждый водитель должен иметь прогноз погоды на своём рабочем месте для «понимания своего маневра» - ехать или оставить машину дома. Несомненно, что господин мэр со своим генералитетом может воспользоваться Суворовской мудростью прежних лет. Незачем выходить генералитету с лопатами на снегоуборку. НУЖЕН ЗАКОН, ЗАПРЕЩАЮЩИЙ ДВИЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АВТОТРАНСПОРТА ДО ЗАВЕРШЕНИЯ снегоуборочных работ после циклонического снегопада. На дорогах Москвы и Подмосковья в такой кризисный погодный период имеет право работать ТОЛЬКО СНЕГООЧИСТИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА, ПОЖАРНЫЕ МАШИНЫ, СКОРАЯ ПОМОЩЬ и, конечно же, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ. Площадь улиц известна, ожидаемый объём снега (по данным прогноза) известен. Требуемое время для очистки и вывоза выпавших снежных масс вполне поддаётся и расчёту, и его корректировке. ДАННЫЕ МЕТЕОПРОГНОЗА и ВОЛЯ РУКОВОДСТВА ГОРОДА МОГУТ СВЕСТИ К НУЛЮ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЦИКЛОНИЧЕСКИХ СНЕГОПАДОВ В МОСКВЕ при имеющихся у города технических средствах.
Главное, не сгорят и не умрут без медицинской помощи люди из-за увязших в пробках индивидуальных автовладельцев!
Всем удачи!