На рубежах России

Наталья Некрылова
Нелегко жить у края России,
Принимая огонь на себя,
С древних лет досаждали враги кочевые,
Убивали народ и сжигали дома.

Убивали, в полон уводили,
Разлучали отцов, матерей,
Кровь и стон за собой оставляли,
Крик и плач малолетних детей.

И, как волки, они лютовали,
И, как лисы, бывали хитры,
Чужеземцы жестокостью слыли,
Только души убить не могли.

Столько зла испытала Россия,
Что казалось, не встать никогда,
Но страна только духом крепчала,
Воскресая из пепла, мужала всегда.



Историческая ремарка:с древнейших времен в мире шла тяжелейшая борьба народов, ведущих осёдлый образ жизни и кочевников. Ещё Заратустра (жил между VIи первой половиной V века до н. э.) проклинает кочевников, как сынов злого бога, и утверждает: «кто сеет хлеб – тот сеет праведность».

Русскому народу хорошо знакомы кочевые набеги – с их арканами и пепелищами, грабежом и разбоем лихих наездников из степи: гуннов и обров, хазар и печенегов, половцев и монголов, ногайцев и черкесов и т.п.

Описывая эту вековечную вражду, писатели с древних времен сурово осуждают дикость и хищность кочевых набегов; однако в этом осуждении нет ничего националистического или расистского. Кочевник плох не тем, что он печенег или монгол, а тем – что он кочевник. Он своими постоянными грабежами и налётами портит осёдлому народу (неважно какому – любому!) жизнь.