Итоги 3 тура Моя земля

Кубок Стихиры
1. Озеро
*
Слишком долгой казалась дорога: за ствол
Укрывались рядами стволы, куролеся,
Но откроется озеро сквозь частокол,
Сквозь рябой полумрак поредевшего леса.

И отступит разлапистый полог, и свет
Припадёт к серебристой, расплавленной толще,
Повторяя, как зыбкий живой трафарет,
Поднебесье, себе заглянувшее в очи.

Чуть заметная рябь по воде – на бегу
Затуманит, размоет поверхность, а с нею
И полоску деревьев на том берегу,
Заострив их и делая вдвое длиннее.

Будет нечто иное, чем слой мишуры
В близлежащей осоке, омытой волною,
И свинцовый, как пуля, дурной от жары
Первый овод из влажного вынырнет зноя...

Но ничто не затронет свечения дня,
И не сможет разъять неразрывные части. –
И покоится озеро, хрупко храня
Бесконечность и тлен, тишину и ненастье.

**
Три двора, простоявшие век у воды,
Доживают свои предпоследние годы,
И спускаются к берегу ближе сады,
И зелёной ботвой шелестят огороды.

И дома задыхаются, чувствуя плен
В окружении сосен, берёз и лещины,
И на чёрных квадратах бревенчатых стен
Свет и тень неразлучны и неразличимы.

Парой ходят телята, косятся на двор,
И мычат, прибегая к единому слогу,
И окошки, как мутные бельма в упор,
Не моргая, глядят на пустую дорогу...

***
Промелькнув над водою, тяжёлой, как сталь,
Вдруг появится бабочка, падая круто
На траву – лоскутком, заслоняющим даль,
В никуда устремлённая из ниоткуда.

И опустятся крылья, как сколки слюды,
Что постигли пространство и время углами,
Ловким циркулем меряя толщи воды,
Окаймлённые вкруг вековыми стволами.

И в создании хрупком, на лист резеды
Разомкнувшем свой контур с рисунком размытым,
Будет столько же чуда, души, красоты,
Как и в озере, светлой слезою пролитом.

И поэтому сможет домысливать взор
Впредь – все тайны земли, все глубины под ними,
Посмотрев лишь однажды на этот узор,
На безмолвные крылышки в радужном дыме.

И колышется бабочка, воздух, вода,
Как всё то, что не в силах умолкнуть, утихнуть,
Замереть; то, что есть, но чего никогда
И душой не понять, и умом не постигнуть...

****
Всяк свое разумеет, берясь по уму
Толковать бытие и прикидывать сроки.
Никакое "зачем", "отчего", "почему"
Не нужны тишине, берегам и осоке.

Вновь появится бабочка, близко к воде,
Промелькнёт, не ища виноватых и правых,
Пролетая, как жизнь – рядом, близко, нигде
Не оставив следа на деревьях и травах...
5
Мир почти неизменен, но зыбок, и – глядь –
Уходящее, как бы почиет во прахе.
Взгляд, когда-то смотревший на водную гладь,
Ныне видит исписанный ворох бумаги.

И по мере марания белых страниц,
Равнодушно усвоивших буки и веди,
Удаляется озеро, падшее ниц
Перед небом и мыслью растекшись по тверди.

И оттуда, из памяти, издалека
Проступает, собой подменяя реченье,
Как пятно, что на зеркале потном рука
Оставляет, пытаясь спасти отраженье...


Борис Поляков2 : 9 баллов.
Очень хорошо сработанный цикл - возвышенно, но не высокопарно. Но мне почему-то было чуть утомительно читать все 5 стихов в единой ритмике - абсолютно субъективное мнение.


2. Разговор с природой
Сырая мгла уже везде висит,
промокли даже и одежда и душа -
Природа суд живущим всем вершит
и слезы льет, характеры круша.

"Познал от жизни кроху наслаждения -
не предназначенной тебе вкусил любви,
творил не те и все не так свершения -
в веригах острых, будь любезен, походи.

Чтоб каждый шаг впивал шипы науки,
чтоб каждый миг отчаянно кричал -
не простирай ты даже в мыслях руки,
к тому, чего не ты ведь создавал.

Не нарушай величия течения,
Я знаю, как должно на свете быть,
и только светлые свои стремления,
душа твоя должна для всех творить.

Тогда ты будешь счастлив, человек,
тогда тебя смогу Я полюбить,
и одарить теплом нежнейших своих рек,
и будет нам о чем поговорить".

Борис Поляков2: 4 балла.
Получилось несколько напыщенно-высокопарно. Есть погрешности в технике: лишние стопы в некоторых строчках; много однородных рифм, в том числе глагольных; очень плохая рифма "любви - погоди"; распад ударения в предпоследней строчке (свОих).

3. Васильки
Зной с рассвета до рассвета.
Шмель колдует у реки.
Вдоль дороги, красно лето
Рассыпает васильки.

Разбрелись они по полю...
Лето! Летушко, прости!
Надышаться б сини вволю -
Там трава хоть не расти.

Васильки - совсем не розы.
Кто сказал: "Они цветы" -
Это ангельские слезы,
Те , что свЕтлы и чисты.

Зачарует, не отпустит
Их, небесной силы взгляд!
Тихой нежности и грусти
Брызги синие летят...


Борис Поляков2. 6 баллов.
Понравилась зарисовка. Но есть  замечания:
1) "там трава хоть не расти" - не понял, к чему здесь эта поговорка?
2) неудачная инверсия (две последние строчки).
3)  с пунктуацией не всё в порядке...


4. Родное
 Клёну низко кланяюсь – прости меня!
 Нежностью берёзку напою.
 Лес моей весны под сенью синею
 Вновь со мной. Я вновь в лесном краю.

 И вдыхаю горьковато-пряные
 Ароматы осени хмельной.
 И калины капельки румяные
 Рдеют по-девичьи надо мной.

 Ты прости меня, новосибирская
 Сторона родная – мой исток,
 Что я променяла сердцу близкое –
 Всё твоё - на поиски дорог.

 Что ушла тропою за неведомой,
 За манящей призрачной мечтой.
 Что, забывшись, искренно и преданно
 Пела о любви земле иной!

 Только накатила беспричинная
 Боль-слеза на жизненную твердь,
 И в глазах дымок листвы осиновой
 Поманил, чтоб вместе умереть.

 Чтобы, за годами-листопадами
 Юности былой услыша зов,
 Душу излечить старинным снадобьем –
 Омутом  берёзовых лесов.

Борис Поляков: 7 баллов
Лирично и красиво, хороши ( и очень уместны) дактилические окончания нечётных строк. Не понравилось вычурное "боль-слеза на жизненную твердь" и штамп "манящая призрачная мечта".



5. Нас нет давно
 Нас нет давно, нас стёр с её лица
Тот атом, что мы мирным называли;
Она была свидетелем  конца
Эпохи страшных  техно-вакханалий.

Переработав углекислый газ
И залатав прорехи в атмосфере,
Земля уже почти забыла нас
За миллионы лет от нашей эры.

Теперь над ней  клубятся облака
Приветствуя приход  протерозоя
И головокружительно  легка
Жизнь заселивших землю инфузорий…

Теперь здесь вековая тишина -
Нас больше нет и, видимо, не будет,
Но миллионы лет в тоске она
Ночами  грезит о повторном чуде.



Борис Поляков2: 9 баллов.
Редкий, по-моему, случай - единство отличной гражданской лирики по сути с "ужастиком" по форме)). Чуть подкачали 2  последние строчки: местоимение "она" не сразу ассоциируется именно с Землёй - далековато от неё отстоит...

6. Моя земля
 Земля моя, и боль моя, и горе,
И мой рассвет, и будущий закат.
Плыву в тебе, как челн в открытом море,
Но берега чужие не манят.
Другие страны есть, и это знаю
Где люди, может, краше и честней.
Но первым вдохом опьяняюсь, вдыхаю
Вдыхаю воздух родины моей.

Хотел уехать вдаль, гонимый страхом,
Надеждой счастье новое найти,
Но защемило сердце как пред плахой
И будто крикнул кто: не уходи !
Как жил я до сих пор, не понимая,
Что для меня на свете значишь ты ?
И словно откровению внимаю,
Внимаю шороху твоей листвы.

Да, может я неправ, но не раскаюсь
Так глупо и беспочвенно любя.
Ты оттолкнёшь, но я не обижаюсь
И за несправедливость на тебя.
Пусть небо хмурится, ворчит громами
Под тёплый дождь твой выйду, слов не находя,
Глаза закрою, и ловлю губами,
Ловлю губами счастье капелек дождя. 

Борис Поляков2: 8 баллов
Как часто говорят - "моё" стихотворение. К тому же - отличная фоника, прежде всего в повторах последних слов в предпоследних строчках катренов и первых слов - в последних строчках. Минусы - небрежное оформление (препинаки не везде); в 7-й строчке, по-моему, опечатка ("опьяняюсь" вместо "опьянясь"); в последней и 3-ей с конца строках - по лишней, необязательной, на мой взгляд, стопе.


7. Беларусь
Ты живёшь в моём сердце навечно,
Ты родная моя Беларусь,
Красотою своей безупречна,
Совершенна ты - Белая Русь.

Так богата своими лесами,
Нет на свете прекрасней земли,
Описать невозможно словами
Как люблю я озёра твои.

Все поля твои рощи и реки,
Буду помнить, моя Беларусь,
Я тебя не забуду вовеки
И когда нибудь снова вернусь.

Полюбуюсь опять на берёзы,
На родные до боли края
И покатятся с глаз моих слёзы,
Я тоскую, родная земля.


Борис Поляков2 : 4 балла.
Верю в искренность чувств автора! Но очень уж много замечаний по технике: риторика, штампы, заезженная рифма "слёзы - берёзы", лексическая погрешность ( "с глаз")...


8. Сенокос
 Мегаполис не заметит сенокоса.
 Он, откашливая пыль и мутный зной,
 Разноцветными глазами глянет косо
 За пределы кольцевой (тройной сплошной),
 Где в предместьях тарахтят бензокосилки,
 Отутюживая бархатный газон
 От фонтана до бассейна и парилки,
 И ругнётся на удушливый сезон.

 А в глуши деревня утром дремлет долго,
 Поле вольное бурьяном заросло...
 Где задорные девчата-комсомолки,
 Приезжавшие на практику в село?
 Где чубатые лихие трактористы?
 Ни снопа до горизонта, ни копны.
 Режут ласточки крылами воздух чистый,
 Да у тропки возле кряжистой сосны
 Косят сено баба Лена с вдовой дочкой
 В две косы для разбитной козы своей,
 Да за речкой старый фермер-одиночка
 В мегаполис отправляет сыновей.


Борис Поляков2: 9 баллов
Очень узнаваемая картина, увы... И техника на высоте. Единственное, на что хочется поворчать - "откашливая...зной" - по-моему, не самый удачный образ.


9..Когда в закат...
Когда в закат вуалью темной
Сгущались сумерки и Сон
Царил на троне безмятежно,
Сходил Туман к Долине с гор.

Он укрывал её собою,
Баюкал, нежно обнимал.
Долина сладко засыпала.
И тайно Месяц их венчал.

С лучами первыми рассвета
Туман бесшумно исчезал.
Лишь серебристые росинки
На лепестках он  оставлял.

Долина томно пробуждалась.
Умывшись утренней росой,
Она любовью ликовала,
Сияя дивною красой!

Благоухали тонко травы,
И новый зарождался день!
Порхали бабочки в нарядах,
И птицы выводили трель!


Борис Поляков2: 4 балла.
Понравилось почти мистическое начало (первые две строфы). Но дальше, к сожалению, всё свелось к стандартной пейзажной зарисовке с необязательным пафосом и немалым количеством технических погрешностей.



10. Городскому жителю
Брожу в лесу декабрьским утром -
Предновогодний ритуал.
Деревья спрашивают, будто:
"Возьмёшь ли нас на карнавал?"
Гляжу на маленькие ели
И наслаждаюсь тишиной,
Не слышно соловьиных трелей,
Что приключаются весной.
К обеду дятлы осмелели,
Вступив в неравный бой с сосной.
Угомонились, без подсказки -
Трофеи  уронили вниз.
Вы ждёте, я скажу: "Как в сказке!"
Пожалуй, выполню каприз.
Белее, белого пороша,
Чистейший воздух до небес,
И валенки мои в калошах
Утюжат снег, штурмуют лес.
Зверей пугают осторожных.
След зайца в зарослях исчез.
Лиса, хитрющая особа,
Она в охоте знает толк.
В колени тычутся сугробы,
И где-то в чаще бродит волк.
А в зимнем небе недотрога
Из под могучих облаков
Луч солнца всё такой же строгий,
Как век назад, как сто веков.   

Гляжу на ели вековые,
Поправ десятую версту.
Читатели мои родные -
Вам не дано, вы "городные",
Взирать на эту красоту!


Борис Поляков2: - 2 балла
Слишком много огрехов - и по сути, лексике, и по технике. По желанию автора готов сделать подробный разбор - в письме на авторскую почту.



11..Думал бог
«Эту планету люблю больше всех –
Твари… и каждой по паре.
Сроку шесть дней, но особый успех!
Был я, похоже, в ударе.

Снизу зеленый, вверху голубой –
Животворящая тема.
Будет, конечно же, править любовь –
Вечно! – в аллеях Эдема.

Жизнь будет каждому вдосталь и впрок,
Не суетна, не постыла…» –
Думал когда-то взрослеющий бог,
В тёплой песочнице мира.

Борис Поляков2: 9 баллов
Нетривиальный стих с отличным финалом! Не понял только 3-ю строчку: зачем здесь "особый успех" - вне конкретики это кажется ритмической затычкой

12..Земля - «Мама»
Мечутся шпалы. Дома мельтешат,
Дразнят толпою рябою.
Ты отпускаешь своих малышат
Жить, примиряясь с судьбою.
Им возмужать под кирпичной корой,
Кажется, легче и проще.
Ранят – молчишь, лишь подставишь порой
Тёплое плечико рощи.
Тонет в циничных шоссейных торгах
Голос, становится глуше.
Тихим смирением тихо строга
Тихая мама, послушай,
Тихую просьбу о тихих углах…
Там, где сплетаются травы,
Тихость родимой земли сберегла
Детства хрустальную гавань.
Мне бы туда, где в зеленых волнах
Домик стоит у причала, -
Помнишь? – не зная ни хвори, ни сна,
Ты колыбельку качала,
Помнишь, взрослеющей, вечно босой
Травью стелила фуфайку?
Первые слезы под первой росой
Кто укрывал? – угадай-ка…
Ты провожала рукой ветерка
Юной весной на свиданье,
Даже полынная ветка горька
Редко была – в назиданье…
Ну, а потом той же самой рукой
Тихо в дорогу крестила.
Знаю теперь, что исконно в такой –
Тихой – живящая сила.
Город бранится, апатией пуст.
Только дыхания тише
Просьбу, слетевшую с сомкнутых уст,
Ветка березки услышит.
Крылышком о’блака утро беля,
Ветром слезинку стирая,
Оберегает родная земля,
Тихая мама вторая…

Борис Поляков2: 8 баллов
Нравится авторская задумка олицетворить маму и Землю. Но несколько подкачало исполнение - многовато красивостей и риторики. В то же время не могу не отметить очень хорошие рифмы.


13..Не нужно лететь
Когда-то хотелось свою драгоценную жизнь,
На путь до звезды, на ее ожиданье умножить.
Где небо росинкою в кронах деревьев дрожит,
Где все по-другому, где чище и проще, быть может.

Как сложно мне было поверить земной простоте,
У жизни и близких весомых не требуя фактов,
Что к миру и счастью полжизни не нужно лететь,
И солнце увидишь не только в забрало скафандра!

И зваться героем не нужно для встречи с тобой,
Чтоб пела душа, растворяясь в сиреневом взгляде.
Ты помнишь -  вчера как сияла на небе любовь
Над нашей Москвой, расцветали, как эльфы земляне?

Плеяды – алмазные россыпи в сотни карат:
- Стартуй же скорее, сорви с небосвода, не мешкай!
Но выбор мой – не улетающий в бездну корабль.
А вечер, который считаем шагами неспешно.

Борис Поляков2: 6 баллов
И здесь отмечаю хорошие рифмы. Однако есть лексические корявости (две первых строчки; 8-я строчка; 11-я и 12-я строчки), а также неудачная инверсия (6-я строчка).


14.. «Я живу»
Я живу, как песчинка
В пыльных бурях пустынь.
Я лечу, как дождинка
Сквозь осеннюю стынь.

Мои чувства и мысли
Влиты в общий поток.
От меня не зависит
В этом мире ничто.

Средь вселенских событий
Я, как хрупкий росток,  –
Всем ненужный, забытый  –
Робок и одинок.

По утрам меня будит
Грохот нового дня.
А когда-нибудь будет,
Что не будет меня…

Но не сгинут в столетьях  –
Верить хочется мне  – 
Дни короткие эти,
Что я жил на земле.

Борис Поляков2: 8 баллов
Ничего не имею против реминисценций. Здесь - явный отсыл к великому стиху Евтушенко "Идут белые снеги". С одной стороны, это - безусловно в плюс автору. С другой - всё-таки слишком близко к исходнику - и по сути,  и по ритмике. И "мне - земле" - не айс :))


15. Сенокос
...где лес за оврагом и тропка к реке
поодаль обрыва в тени, в холодке,
шмели совершают крутые пике,
и травы готовы к покосу,
где влажная пойма цветущих лугов,
созревший камыш у речных берегов,
где нет никого – ни друзей, ни врагов,
коси да коси, без вопросов...

...сомлевший от марева дух травяной
тебя накрывает горячей волной,
воды родниковой, почти ледяной
плеснёшь на лицо! – вроде легче,
косою под корень размашисто – вжжжик!
лягушка отпрыгнет – сдурел что ль, мужик?
утрёшь каплю влаги, что по лбу сбежит...
- уйди, не дай бог, покалечу!

...там хочется навзничь упасть  на лугу,
считать облака и лесные "ку-ку",
и даже слегка задремать на боку
от летней настоянной браги,
где купол небесный лазурью расшит,
где так беззаботно бы жить – не тужить,
качаясь под ветром, как те камыши,
поодаль у речки в овраге...


Борис Поляков2: 10 баллов.
Классное стихотворение! Чуть смутило необязательное "ни друзей, ни врагов" в позитивном стихе. Но этой мелочью захотелось пренебречь :))




16.. В густой траве
       "В густой траве пропадёшь с головой..."
       А.Блок

Будет длиться, и длиться, и длиться ещё
Теплых дней голубая отрада.
На опушке трава, в ней сидеть хорошо,
И идти никуда мне не надо.

       На еловой коре растопило смолу
       Из блестящих и маленьких точек.
       Муравьиными тропками вверх по стволу
       Пробирается жук-древоточец.

На земле между жестких кореньев - тепло,
Смятый мох и упругая хвоя.
И дрожит, и пылится большое стекло,
Дышит ясной лазурью и зноем.

       Вместе с шелестом трав до меня добралась
       Охватившая ленью истома.
       И разляжемся вдоль, и надышимся всласть
       Разнотравием летнего дома.

В небе будто окно распахнул ветерок,
И все листья приходят в движенье.
Шум листвы и вдали - стрекотанье сорок,
Как живое его отраженье.

       Лишь головки цветов, да стрекозы вокруг,
       Пальцы рук - как живая ограда,
       Что-то шепчет и шепчет застенчивый друг,
       И идти никуда мне не надо.

Борис Поляков2: 9 баллов.
На мой взгляд, пейзаж очень выиграл от появления в финале "застенчивого друга" ( и от намёка об этом в 5-й строфе); в связи с этим я даже чуть изменил бы последнюю строчку: "и идти никуда НАМ не надо" )).
Не самым удачным показался образ "и дрожит, и пылится большое стекло".


17.. Земли объятия открыты
Кладбищенские сторожа, гробовщики, работники
погоста и печали...
Всегда во все былые времена вы отличались
весёлым оптимизмом и цинизмом...
По отношению, что к жизни
то и к смерти.
Теперь же все, как будто бы цинизмом заразились
но не весёлым и не ухарским!
Не философским, нет,
скорее, деловым!
Так деловито близких мы хороним, излишних слёз
отнюдь, не проливая.
Наследству хилому иль нет, гораздо больше чувств
эмоций уделяем.
Потом же удивляемся всемерно, с чего бы это люди больше любят
собак и кошек, нежели себе подобных
Да, братья наши меньшие, всегда и радуются
и скорбят без фальши
И очень скоро на могилках наших выть голосить и плакать будут лишь они
четвероногие, хвостатые дворняги
Элитных особей, пожалуй, тоже, испортили, ну, шибко на людей похожи
в тщеславии своём, на выставках: в медалях.
Сумбур, конечно, в голове моей, но посмотрите, как по кладбищам мы ходим
на лиц бездумных выражение, на пошлость разговоров...
Земля родная терпит нас ещё, вновь прибывших с надеждою встречая,
объятья уходящим открывая
НАДОЛГО ЛИ ЕЁ ТЕРПЕНИЯ ЕЩЁ ДОСТАНЕТ
ВОТ ВОПРОС ВОПРОСОВ!!!


Борис Поляков2: 6 баллов
Абсолютно согласен с содержанием стиха. Понимаю уместность ритмики белого стиха в этом авторском крике-плаче... И всё же - существенный перебор, по-моему, - с дидактикой, пафосом вплоть до надрыва...


18.. Хватает жизнь души ...
Хватает жизнь души...
В тела их швыряет...
Не смотрит где лучше...
Из ада иль рая...
Расчет очень сложен:
Кому- то наука...
Кому-то возможно
Страданья и мука.
.....................................
Он был избалован и рос эгоистом
Собой очарован к другим ненавистным
До старости дОжил...попив много крови.
Скончался...Но вскоре родился он снова.
....................................
В рабочей семье тракториста Смирнова,
Событие...Нюрка восьмого рожает...
Смирнов, как всегда, совершенно "готовый"
На тракторе прямо к воротам въезжает...
Он Нюрку в охапку...ребенка подмышку
и в трактор....врачей рассылая подальше...
Проехал сто метров а больше не вышло
Сподобила...водонапорная башня...
-Слыхала Лукерья, Смирнов- то разбился,
и Нюрка, в живых лишь остался ребенок...
Сестра его Сонька взяла семерых-то....
-А маленький что?
-Сиротинка с пеленок...
.......................................
В Тамбовском детдоме понятия строги...
И все воспитатели- грубые бабы,
там словно на "зоне" царили законы,
А Лёшка по этим законам был слабым.
Глаза голубые, не знал он обиды...
И зла он не знал...жизнь его колотила...
Но нет не озлобился, не оступился...
И выжить пытался он что было силы.
............
Но дальше пошло...словно черной полоской:
Бессмысленный брак с проституткою Машей...
Предательство...ложь..гибель
друга Сережи...тюремные нары...барак
и параша.
Ломало, но он человеком остался
И все же сумел сохранить свою совесть
Да вот не судьба повстречать видно
старость....
И лет в сорок пять угодил он под поезд.
........................................................
Уставшую душу в небесных воротах
Встречают охранники- ангелы:
- Здраствуй...
Сидит председатель всего небосвода...
Ну бог типа...в нос себе буркая:
-Ясно...Сквозь ад ты пробилась...грехи
искупая.
Прошла испытанья судьбою земною.
Тебя мы сорвали с земли не напрасно,
а ну поскорей, поспешай-ка за мною.
Вот...Временный рай...Отдохни-ка немного...Окрепни...Остынь...
Залечи свои раны...У жизни
Заданье к тебе непростое...
Осилишь- отправишься в рай постоянный.
................................................
Вот время проходит - созрела работа
И душу окрепшую жизнь забирает...
.....Итак...Двадцать пятое марта...Суббота.
В селе под Челябинском Зойка рожает...
...............................................
-Ух, бабы, глядите...Малыш какой статный...
Ой....девки...смышленый впрямь как
мужичонка...Как будто от принца
его родила-то...Ой мне-бы такого....
Везет-же девченке...
Трындят...А вокруг пустота и унынье...Одни
пустыри перелески, овраги...
Когда-то колхоз был....да все разорили....
А рядом завод ....на корню разобрали.
.........................................
Судьба у мальчишки знать
будет суровой.....
Но все нипочем- склонен он к испытаньям
И новый завод для людей он построит.
И жизнь всю изменит там до основанья...
...................................................
Хватает жизнь души
Как сеятеяль сеет
Кем дальше кто будет...
Увы не известно
Но если с добром вы живете
на свете...
Все будет у Вас замечательно...
Честно.


Борис Поляков2: 5 баллов
Как и по №10 - слишком много замечаний, тем более, что текст очень объёмный. 5 баллов - исключительно за злободневность


19.. Вечер в деревне
От дневных забот усталая,
За околицу пройдусь,
Пусть заря расцветит алая
Мне огнем закатным грусть...

Сумрак легкий опускается,
Закрывая небосвод,
Да вдали какой-то пьяница
Что-то грустное поет,

Блики дня, почти сгоревшего,
В длинных прячутся тенях,
Дремлет солнышко, присевшее
На прогнувшихся плетнях

И лучами негорячими
Нежно гладит щеку мне...
... Скоро лапами кошачьими
Ночь пройдется по земле...


Борис Поляков2: - 9 баллов
Очень хороший стих с точно выстроенной фабулой и отличными метафорами. Единственное замечание: "солнышко, присевшее на плетнях" - семантическая неточность: "присевшее" куда? - на плетни; (в отличие "сидящее" где? на плетнях).


20.. Цветы и поле. Поле и цветы…
                *   *   *
                ".. .Легче там, где поле и цветы"
                Николай Рубцов
Цветы и поле, поле и цветы.
Река. И вздох проснувшейся планеты.
И никого вокруг. Лишь я и ты,
И тишина на сотни километров. 

Вот так бы и ходить среди полей,
Не чувствуя былой обидной боли,
Влюбляясь каждый раз еще сильней
В зарю и это небо голубое.

Прерывисто дыша, спешит вода
За горизонт, куда скатился Млечный.
И дремлет одинокая скирда,
Рассветной дымкой прикрывая плечи.

Спасибо, мир, за поле и цветы,
С которыми душа моя навеки,
Непогрешимо оживляешь ты
Все то, что человечно в человеке.

Здесь неизменно умирает ложь,
А ковыли к ногам бегут, встречая.
Светлеет день. Он тем уже хорош,
Что в глубь полей запрятал все печали.

Я тихо стану на краю мечты,
Поймаю на лету случайный ветер...
Среди рассвета — только я и ты,
И тишина на сотни километров.


Борис Поляков2: 10 баллов
Здесь - в отличие от №14 - совсем не реминисценция (и даже "не по мотивам"), а стихотворение  с близким рубцовскому, и в то же время со своим собственным восприятием мира. Так что на неидеальную рифму "планеты - километров" без заметного дискомфорта закрываю глаза...))



21..  клетка
    "Стояли звери около двери.
              В них стреляли, они умирали."
                А.Стругацкий, Б.Стругацкий

В огромной клетке содержались звери.
Она была разбита на вольеры.
В ней умещались города и страны,
Материки и даже океаны.

А звери и не думали, что в клетке.
Любили, пели, кушали конфетки.
Страдали, горько плакали, мечтали
О приземленном и неясных далях.

Вселенский разум: высший и прекрасный
Считал ту клетку безобразно грязной.
И  чадам говорили - это кака,
И в ней живут ужаснейшие бяки.

И как над ними мы века не бились,
Они - лентяи, и недоразвились.
Да, есть иные, разумом повыше,
Но, мало их, и не желают слышать.

Разумный квант - смотритель зоопарка
Сказал, что в клетке вышла затоварка.
Пора почистить- отселять не будем.
Они же звери, все-таки, не люди.

В огромной клетке, по своим вольерам
Не понимая, умирали звери...


Борис Поляков2: - 5 баллов
Этот неплохой стих показался мне сыроватым, заметно недоработанным - и лексически, и стилистически.



22.. У кромки горьких вод
        "Будет ласковый дождь...
Канадский клён пробился у камней.
Я целовала листья, злая, зная -
Мы выжили, мы проклятая стая
Лишь оттого, что смели быть сильней.

Смотри, мой друг, он лесом стать готов.
У кромки горьких вод случилось чудо.
Мы будем, зеленеет он покуда,
Осанну петь рождению миров.

До горьких вод любила сесть за стол,
Черкать, чертать... И в каждой сказке новой
Шла в бездну я за флейтой крысолова
Лишь оттого, что ты за флейтой шёл.

До горьких вод, мой друг, ты плакать мог...
Теперь ликуем в бездне! Мало разве -
На выжженном, постъядерном пространстве
Смотреть, как пробивается росток?

Молчи, что победителям больней,
Что грянет божий гнев - потом, потопом!..
Пройдут века, прочтёт на скалах кто-то:
"Канадский клён пробился у камней"

Борис Поляков2: - 7 баллов

В целом стих понравился, особенно 2  последние строчки 3-ей строфы.
Не понравилась инверсия (7 и 8 строчки). Показалось ненужным употребление пафосного "чертать" (к тому же имеющего второе значение "чертыхаться") - вместо нейтрального "чертить". И не понял смысла эпиграфа Бредбери.


23.. Незабудки

 Черная береза у ограды.
 Лист не покачнется: летний штиль.
 Тень ветвей узорною громадой
 Падает на бархатную пыль.

 Жарко! Блещет в зарослях малины
 Речка обмелевшая – Сестра.
 Пыльная тропа бежит в долину,
 К пляжу, где резвится детвора.

 Слышатся вдали раскаты грома.
 Девочка берет велосипед.
 Я не тороплюсь. Я здесь как дома:
 Мне клочка земли роднее нет...

 Пыль стираю с фото над могилой,
 Ставлю в тень букетик голубой.
 Плачу потихоньку – это, милый –
 Я от счастья свидеться с тобой.


Борис Поляков2: 8 баллов
Тема стихотворения, как принято считать, беспроигрышная и потому строгими судьями часто оценивается невысоко. Мне, однако, понравилось, как автор выстроил сюжет и его образную логику.
Сомневаюсь в узнаваемости 3-ей строчки, особенно образа "узорная громада".

24.. между сном и обыденностью...
время перетекает из будущего в прошлое
по едва заметному порогу настоящего.
я стремлюсь туда же - шелестом ветра прошенная -
то пичугой, то щукой, а то и ящеркой

от крота*-иртыша подальше,
к милой оми  дремотно-тишайшей**:

шкурка моя дневная -
встречной волною смыта -
дрейфует между сном и обыденностью -
и я
оживаю...


*Название Иртыш — тюркоязычное. Первая часть «Ир» в переводе на русский язык означает «Земля», вторая «тыш» - «копать», «сверлить», «рыть». Отсюда — Землерой.
**Название реки Омь в переводе с тюркского «Ом» означает «тихая»

Борис Поляков2: 9 баллов.
Помню этот стих по другому конкурсу. И мнение моё не изменилось: самобытные, авторские образы и метафоры; текст впечатлил, несмотря на авторское экспериментирование с ритмикой. Как минус, отмечу (не похожую на рифму) рифму "смыта - обыден": двух одинаковых ударных "ы" недостаточно, чтобы посчитать эту рифму рифмой.)


25.. Жизнь О времени Эллады... часть 1.
Кому земля – священный край изгнанья,
Того простор полей не веселит,
Но каждый шаг, но каждый миг таит
Иных миров в себе напоминанья.
(Макимилиан Волошин)

 Часть1.
Ничего не поделаешь!
Время в горсть
Не схватишь и не сбежишь,
Забравшись наверх генуэзской крепости,
Лишь бы укрыться в тишь,
От  моря, упавшего в пропасть,
Чтоб разглядеть с высоты
Стен,
Первые корабли Эллады
В глазах киммерийцев.
Услышать стоны и вопли рабов,
Посвист плетей… и стрел,
Просто разжав пальцы.
А на до бы!
Слушаю чаек крики  и певчих птиц…


Растет виноград и зреет вино.
Потомки аланов, армян и греков,
Смешавшись когда-то до сарацин,
Торгуют на рынке…
Как хороши
Красавицы стройные у барных стоек!

На плоскогорьях,
Из серого камня правильных форм,
Со срезами мелких ракушек –
Дома потомков хазар,
А может быть  скифов –
Крымских татар,
Вокруг островерхих башен – мечетей.

И русская речь
Повсюду:
«Креветки, рапаны… вареная кукуруза!»
С акцентом и без акцента,
Пока не наступит вечер
И разбредутся люди
Пить виноградные вина
В кафе
И барах,
Пропахшие  морем,
Плавая в тихой музыке
Под приглушенным светом,
Смуглые от загара.


Борис Поляков2: 6 баллов
Не будучи знатоком и любителем верлибров, не сумел углядеть высокой поэзии в этом стихе. Посчитал, что вторая часть - всего лишь неплохое и, наверное, точное описание современной Греции.



26.. Там, где помнят меня
Там, где помнят меня,
Не цветут в переулках каштаны,
И совсем по-другому
Поют на заре соловьи.
Там холодный ручей
В тёмной чаще бурлит неустанно,
И косматые ели
Купают в нём корни свои.

Там, где помнят меня,
Не раскинулись вольно равнины,
И лесною щетиной
Всегда окаймлён горизонт.
Там в еланях* сырых
Отголоски боёв глухариных
Долгим эхом дрожат
С барабаном желны* в унисон.

Там, где помнят меня,
Укрывают зимою метели
Снеговым покрывалом
По самые крыши дома,
А весною звенят
Так хрустально и звонко капели,
И над гладью озёр
Тонким шёлком струится туман.

И куда б ни несло
В этой жизни меня по стремнине,
Память мне не позволит
Прожить безоглядно ни дня,
И усталое сердце
Так быстро в груди не остынет,
Если верит оно
В то, что помнят хоть где-то меня.

----------------------------------------------
елань* - (устар)глубокое болото, внешне похожее на поляну
желнА* - чёрный дятел


Борис Поляков2: 8 баллов
Прекрасное по художественности и технике стихотворение. Безупречные ритмика и рифмовка, очень уместные рефрены, изящная закольцованность текста. И тем неприятнее отмечать  неудачные строчки "А весною звенят /Так хрустально и звонко капели":  тут и тавтология "звенят...звонко", и по сути штамп - "хрустальные и звонкие капели".



27.. Смысла нет размышлять
  Омар Хайям
Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно, -
Вот последний секрет из постигнутых мной.

                * * *
                Омар Хайям - наоборот*
            
Смысла нет размышлять мне о жизни земной,
Ибо всё непонятно под этой луной,
Неизвестно ведь даже и то, что известно,  –
Парадокс, до сих пор не постигнутый мной.



Борис Поляков2: - 9 баллов
Очень  понравился наш ответ Омару!)) Смутил только ритмический довесок "под ЭТОЙ луной" - в миниатюрах очень заметна малейшая шероховатость...



28.. тополя на месте бывших деревень.
Тополя на месте бывших деревень.
Ощущенье: будто вымерла Россия.
Тишина, сойдя с небес, легла как тень,
Там, где деревенька голосила.

По утрам перекликались петухи,
Тут же вторило им ржание кобылы,
И коров сгоняли в стадо пастухи…
И ведь было это всё, недавно было.

Густо холмики бурьяном поросли
Где веками избы прочные стояли,
Тополя средь них как журавли
Одиноко возвышаются в печали.

Рядом с холмиками изб воронки ям.
Впрямь на кладбище, лишь, зеленеют кроны.
Грустно старым, узловатым тополям -
Гнёзд не вьют на них ни галки, ни вороны.

Обезлюдела земля, как-будто ей,
Вдруг подрезали все ключевые жилы.
Рвёт и треплет ветер кроны тополей,
Словно пробует свои шальные силы.


Борис Поляков2: 5 баллов
Всё верно - обезлюдели деревни, заросли поля бурьяном... Но автору не удался собственный, хотя бы какой-то мелочью отличающийся от множества похожих один на другой, взгляд на ситуацию. И замечания по форме: в 11-й строчке не хватает стопы; 14-я строчка мне кажется лексически корявой - из-за ненужного "впрямь"; "как будто" пишется раздельно.


29.. Я люблю её такую вот... простую
Я люблю её в любое время года,
Пусть далёкую сегодня, ну и пусть...
Сердцем скромную послушницу у Бога,
Но судьбою... вечно разинскую Русь.
Не за барские люблю её заслуги,
Не за МКАады заточённые в базальт,
За характер, по-крестьянскому упругий
За просторы, где кончается асфальт.
Я люблю её за щедрую натуру,
Безрассудную, под звуки бубенцов,
За сермяжную, простецкую культуру,
Не понятную для евро-мудрецов.
Я люблю её без изысков... простую,
В праздник шалую и искреннюю в грусть,
В чём-то грешную, а в чём-то и святую,
С неразгаданной душою... мою Русь.


Борис Поляков2: 3 балла
Сомневаюсь насчёт российской "сермяжной простецкой" культуры, есть замечания по пунктуации, но стих в целом был бы неплох. Если бы не технический, но ужасный по сути  ляп в финале - распад ударения: "С неразгаданной душою...мОю Русь" ...



30.. Разделим, Родина, с тобою..
Разделим Родина, с тобою
По-сестрински, напополам,
Всё то, что было взято  с бою,
И даровалось свыше нам, -

Огромных городов кипенье,
Жужжанье луговой тиши,
Стремленье к счастью и смятенье
Славянской раненой души,

Степную ширь и гор громады,
Цвет яблонь,  журавлиный клин...
Разделим дедовы награды,-
За кровь, отвагу и Берлин.

Как дар, добычу, как наследство
Разделим честно – на двоих
Мы песни мамины из детства
И этот немудрёный стих, -

Всё пополам – и мир,  и  малость, –
От солнца до свечи в окне...
А ты, глазами улыбаясь,
«Да всё – твоё…»– сказала мне.

 
Борис Поляков2: - 5 баллов
Попытка патриотической лирики, по-моему, удалась частично: делить (на двоих!) с Родиной всё завоёванное и всё подаренное - это, как минимум, двусмысленность, Не впечатлил финал: если "ты" - это Родина, то образ "ты глазами улыбалась" неудачный. И патетики многовато, по моему мнению.



31.. Горсть земли
Горсть земли,
нежно пахарь в руках согревает.
Хлеб растит,
землю пОтом своим окропляет.
Горсть земли - соль земли.

Горсть земли,
в кисе* воин в поход забирает. 
твердь души,
силу, мужество, дух возвышает.
Горсть земли – честь земли.

Горсть земли,
в память близким на гроб мы бросаем.
Помолчим,
вечно помнить, любить обещаем.
Горсть земли – боль земли.

Киса* - Кожаный или холщовый мешочек затягивающий вязками.



    Борис Поляков2: - 4 балла
Сюжетно стих с рефреном задуман хорошо, воплощение гораздо хуже: общие, пафосные слова, сплошные глагольные рифмы
               
32.. Симфония России
Прислушайся…
Симфония России
Созвучьем мощным льётся в небеса,
Под музыку, рожденную стихией,
Летят в пространство наши голоса.

Из века в век вливается в мгновенье
Шум бурных рек и свист степных ветров,
Дыханье гор, вулканов изверженье,
Волненье трав и низкий гул песков.
На севере, среди снегов, метели
В торосах воют с морем в унисон
И южным переливам птичьей трели,
Таёжных кедров втОрит перезвон.

Великих битв скрежещущие звуки,
Плач матери и лязг стальных клинков,
Чужая речь… Надрывный стон и муки,
Протяжный скрип тяжелых кандалов…
Победы песнь! В нёй радость новой жизни,
Аккорды славы, гордость за страну,
И память в ней о тех сынах Отчизны,
Кто жертвой пал в минувшую войну...

Грохочет боль гражданских потрясений,
Трагично, в тему, реквием звучит,
Бравурность маршей прячет тень сомнений,
Которая над обществом висит…
Но в тоже время в небеса несётся
Рожденья новой жизни первый крик,
И радость тех, кто искренне смеётся
Любовью наполняет каждый миг!

Звон куполов и пенье муэдзина,
Шаманских танцев барабанный бой,
Дацана гонг и трубный зов раввина
Звучат глубинно, частотой одной.
Из года в год, столетье за столетьем,
Живет в процессе творчества народ,
Прислушайся…
Создай свое наследье,
Добавь из сердца пару новых нот…


Борис Поляков2: - 2 балла
По-моему, получилось нечто ура-патриотическое со столь  явным перебором высокопарности, напыщенности и пафоса, что я было подумал: а не попытка  ли это  написать новый, угодный нынешним властям гимн?
Однако - если это пародия на такой гимн, поставил бы тексту 10 баллов )))
....................................................


===========================< &  >  ============================