История Кадма. Часть 20. Египет

Светлана Каплун
    Кто такой Гор Бехдетский? Я долгое время знала только об Исиде с Осирисом и их сыне Горе, победившем злобного Сета. Потом я узнала, что у Гора есть жена Хатхор. А ещё позже вычитала о Горе Старшем. Только вот беда: в одних версиях Гор Старший рождается у Геба и Нут вместе с Осирисом, Исидой, Сетом и Нефтидой, а в других версиях – о нём ни слова. Да и в истории с убийством Осириса Гор Старший как бы и не существует вовсе…

   Ещё один вопрос, который меня сразу же заинтересовал: почему Гор младший назван так не в честь своего умершего отца Осириса, а по дяде? Нелогично. Вот и пришлось разбираться.

   Самым лёгким оказалось разыскать Хатхор.

   Хатхор, или Хатор («дом Гора») — богиня любви, женственности, красоты, веселья и танцев. А также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра. Термин Хатор — греческий, египетское имя этой богини — Херу.

   В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. Фактически она была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в качестве молока небесной коровы.

   Почиталась в образе небесной коровы, перевозящей Ра, ещё со времён II династии, хотя целый ряд свидетельств указывает на то, что этот культ существовал уже при Царе Скорпионе (Додинастический период). Изображалась в образе привлекательной женщины с рогами (позже превращёнными в своеобразную корону) и иногда ушами коровы, однако в некоторых местностях богиня сохранила облик коровы (одной из ипостасей Хатхор была корова Мехурет). Фетишами Хатхор являлись столб, увенчанный двуликой головой богини с коровьими ушами (в ранний период — головой коровы), и малахит. Основным центром культа Хатхор был город Дендера (отсюда и её эпитет — «владычица Дендеры»), но почитание Хатхор было распространено по всему Египту, а также в Нубии, Библосе, Пунте, на Синае.

   В поздние периоды египетской истории она отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности, с греческой Афродитой и месопотамской Иштар. В самом Египте с Хатхор стали отождествлять Исиду, а небесной коровой в этом случае называется богиня неба Нут.  Опять имеем дело с постепенной подменой.

   На древность культа Хатхор указывает тот факт, что её имя включено в названия месяцев древнеегипетского лунного календаря. А вот Исиды там нет. И в коптском календаре третий месяц сохранится за Хатхор. Объективности ради, скажу, что не располагаю названиями каждого дня месяцев, но по значимости месяц я ставлю выше, чем день, однозначно.

   Привожу названия всех месяцев лунного календаря Сотис, поскольку там встречаются имена других богов. Интересная картинка получается: Техи (Тот), Менхет (одеяние), Хут-Херу (путешествие Хатор), Нехеб-Кау, Шеф-Бедет (набухание пшеницы), Рекех-Вер (большой пожар), Рекех-Неджес (малый пожар), Ренен-Утет (Ренутет), Хенсу (Хонсу), Хенет-Хети-Перти, Ипет-Хемет, Упет-Ренпет (открытие года).

   Название первого месяца – это бог Тот.

   Тот (иначе Теут, Тут, Туут, Тоут, Техути) — древнеегипетский бог мудрости и знаний.
   Первоначально почитался как бог Луны и времени, но позже его представляли, как мудрейшего бога, подарившего людям знания и письменность и бывшего писцом бога Ра (в этом качестве он присутствовал на суде мёртвых Осириса). В первоначальной системе верований Тот-Луна считался левым глазом Гора, повреждённым в ходе сражения с Сетом. В эпоху Древнего царства, Тот трансформировался в самодостаточного бога, которого иногда называли сыном Ра. Будучи богом Луны, Тот через фазы этого небесного тела был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало в итоге превращение Тота в бога мудрости и магии (Гермес Трисмегист?).

   Третий месяц – месяц Хатор.


   Четвёртый месяц. Нехебкау — в древнеегипетском пантеоне бог-змееборец, помощник Солнца-Атума в борьбе с мятежниками. Позднее один из стражей входа в Дуат (мир мёртвых), спутник Ра в ночном плавании, божество плодородия и времени, один из богов Малой Эннеады.

  Восьмой месяц.  Ренутет, Рененутет, Рененут — (обычно произносится как Эрнутет и Рененет) богиня плодородия, хранительница всего собранного урожая, мать бога зерна Непри (иногда их обоих отождествляли с Исидой и Гором). Изображалась в образе змеи.

    Девятый месяц. Хонсу — египетский бог луны, почитавшийся в Фивах как сын  бога небесного пространства и воздуха Амона и Мут.  Мут (собственно «мать») — царица неба, второй член фиванской триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства (Mutter вспоминаете?). Впоследствии часто встречается сложное божество Хонсу -Тот.

   Одиннадцатый месяц. Ипет-Хемет… В период с ХXI по ХXIV династию египтяне представляли и славили Ипет-хемет как «далёкую богиню, взирающую в свой праздник на всепобеждающие Фивы». Этот священный титул отождествляет её с богинями Хатор и Мут, которые были также «далёкими богинями» и носителями солнечного «глаза Ра».
   Изображалась Ипет-хемет обычно с телом беременной самки гиппопотама, с головой гиппопотама, человеческими руками, спиной крокодила и львиными когтями. Изображённая в человеческом обличье, богиня носит древнеегипетскую двойную корону и корону Хатор.

   Интересна связь Ипет-Хемет с храмами маммиси (по египетски Пер меси). Само название «маммиси» вам о чём-нибудь напоминает? А ведь это прообразы современных родильных домов. Правда, популярность Ипет-Хемет обретает, начиная с ХXI династии, а это уже эпоха Нового царства. Меня же интересуют более ранние времена. Кстати, у каждого лунного месяца была своя богиня-гиппопотамиха (между прочим, гиппопотам – это «конь морской», ну или просто «водяная лошадь», как-то так…).

   Здесь, в египетских маммиси мы впервые встречаемся с бесом. Только это совсем не то, во что бес превратится в христианстве. У древних египтян Бес - бог-карлик и весельчак, шут богов, покровитель домашнего очага, божество счастья и везения, а также главный защитник бедных, стариков и детей. Мужской аналог богини-кошки Баст.

   У современных исследователей есть сведения только о почитании Беса в позднейшие эпохи египетской истории — периоды Нового и Позднего царств, однако первые упоминания о Бесе можно обнаружить в источниках Среднего царства.

   Имена «Бес» и «Баст» обычно связывают с нубийским словом «беса», означающим «кот». Это обстоятельство позволяет предположить, что первоначально культ этот бога был связан с почитанием кота, который считался защитником дома от мышей, крыс и змей (отсюда и роль Беса в качестве покровителя домашнего очага). Окончательное формирование культа Беса связано с отождествлением десяти второстепенных божеств (собственно нубийского Беса, Аха, Амама, Хайета, Ихти, Мефджета, Менева, Сегеба, Сопду и Тетену) в едином божестве, которое известно под именем Беса.
   Бес не имел никаких храмов или святилищ, а почитался в домах египтян, преимущественно неимущих, рассчитывавших на поддержку своего покровителя. Он изображался в виде уродливого карлика с бородкой, длинным высунутым языком, иронической усмешкой, и короткими толстыми ногами. Очень редко встречаются изображения Беса с головой и хвостом льва (некоторые египтологи считают этот факт доказательством того, что первоначально Бес ассоциировался со львом). Впоследствии культ Беса был воспринят финикийцами и киприотами. Бес покровитель будущих матерей.


    Второй месяц Менхет… Что касается «Менхет», информация оказалась тоже достаточно интересной. Так звали одну из трёх жён Тутмоса  III. Сам Тутмос  III был сыном Тутмоса II от наложницы Исиды (Иси). Правил приблизительно в 1479 — 1425 годах до н. э. (незадолго до времени Кадма).

   Имя «Тутмос» (Thutmosis или Thutmoses) является древнегреческим вариантом произношения египетского имени Джехутимесу — «бог Тот рождён» (иногда переводится как «рождённый Тотом»).

   Поскольку наследование престола в Египте осуществлялось по материнской линии, то по рождению Тутмос III не мог претендовать на престол. Законная линия престолонаследия восходила к Хатшепсут — дочери Тутмоса I и сестре и, видимо, жене Тутмоса II. Однако, не имеющий явных прав на престол, Тутмос III на одном из праздников в честь Амона был провозглашён фараоном оракулом Амона, якобы по воле бога. Видимо, это произошло из-за отсутствия других претендентов мужского пола на престол. Но мы ведь слышали о царице Хатшепсут, правда?

   Хатшепсут, вдова Тутмоса II, вероятно, при активной поддержке фиванского жречества захватила всю реальную власть в свои руки и провозгласила себя фараоном. Предположительно, это произошло в конце 4-го года правления Тутмоса III.
После этого Тутмос практически полностью был отстранён от управления страной и почти не упоминается в документах до самой кончины царицы, случившейся в конце 20-го года формального правления Тутмоса.

   После смерти Хатшепсут не осталось более прямых потомков фараона Яхмоса I, как по мужской, так и по женской линии, и Тутмос продолжил править без всяких препятствий уже единолично. Яростно преследуя память своей мачехи, он приказал уничтожить все её статуи, стесать её имя со стен храмов. Не было пощады и людям из окружения покойной царицы, и ранее умершим, как Сенмут, гробница которого была разрушена, и ещё живым. Политическая жизнь страны резко изменилась. Опираясь, прежде всего, на войско и новую служилую знать, Тутмос приступил к активным завоеваниям.

   В то время народы Сирии и Палестины  называли общим именем «речену». Народы эти управлялись царьками, сидевшими в укреплённых городах. Между царьками особенно видную роль играл царь города Кинза (этот город более известен под своим египетским названием — Кадеш). Ему как вождю повиновались другие князья и их народы «от страны рек Нахарины (Месопотамии) до вод египетских».

   К этому союзу народов речену присоединились и финикийцы, которые жили в приморской полосе, называемой египтянами Джахи; главным городом их был Арвад (по легенде, основанный беглыми сидонянами). К тому же союзу, видимо примкнули и хетты.

   Во время первого похода Тутмоса  египтян поджидало союзное войско «сирийцев» у города Мегиддо, «Триста тридцать» сиро-палестинских властителей, каждый со своим воинством решились совместно преградить здесь дорогу египетскому царю.

  В ходе сражения и последующей осады Мегиддо египтяне нанесли сирийцам сокрушительное поражение. В довершение всего Тутмос заложил крепость в стране Ременен, он назвал её  «Мен-хепер-Ра связывающий варваров», причём употребив при этом то же редкое слово для «варваров», которое Хатшепсут прилагает к гиксосам. Из этого видно, что Тутмос рассматримал свой поход против сирийских князей как продолжение войны с гиксосами, начатой его предком Яхмосом I.

    После чего Тутмос вернулся в Фивы, уведя с собой в Египет в качестве заложников старших сыновей царьков, выразивших ему покорность. Таким образом, Тутмос III дал начало практике, которой египетская администрация пользовалась на протяжении всего Нового царства. Она одновременно уменьшала возможность антиегипетских волнений и обеспечивала лояльность к власти фараона местных правителей городов Восточного Средиземноморья, воспитанных при египетском дворе.

   Всего же, за время своего правления Тутмос совершил 16 походов в Сирию и окончательно покорил Нубию. Но мне интересен сам факт, кого египтяне считали гиксосами.

   А из личностей богов, отображённых в древнейшем календаре, можно сделать вывод об их значимости. Обращает внимание, что в лунном календаре важная роль отведена образу богини-матери, которых я насчитала даже четыре – Мут, Хатхор, Ипет-Хемет и Рененнут.

   И ещё один важный момент: так называемые египетские «триады богов» - отец, мать, сын. Это   фиванская триада Амон-Мут-Хонсу, триада города Дендеры (расположен километрах в 70-то от «стовратных Фив», современного Луксора) – Гор Бехдетский-Хатхор-Айхи (Ихи, Харсомтус).

   Причём, фиванская триада – это сборная солянка, т.к. Амон отождествился с Ра, его женской ипостасью считалась Амаунет, затем в качестве супруги называлась Усерет. И только потом таковой стала Мут. А вот первоначально Мут считалась эпитетом вод Наунет, женской пары океана Нун (кстати, опять известный по шумерам корень «нан») в системе мифологических воззрений, связанных с гермопольской Огдоадой.

   Помимо собственного сына Хонсу (бога луны) Мут усыновила также и Монту. Вот только первоначально Монту, традиционный эпитет которого  «владыка Фив», принадлежал к числу солнечных божеств и изображался, подобно Ра, с головой кобчика; но при XIX династии (правила в 1292—1186 гг. до н. э., а это уже время Троянской войны ) получил характер бога войны. А заодно и приобрёл голову быка.

   С жёнами Монту тоже некоторая неразбериха. Мне больше нравится  Рат-тауи («Рат» — форма женского рода Ра, «Тауи» — буквально «обе земли») — богиня солнца, родившая ребёнка-солнце Гора-па-Ра. Но была и Тененет, известная с эпохи Среднего царства (между 2040 и 1783 или 1640 до н. э.) и изображавшаяся в виде голой женщины с фаллосом. В Википедии можно полюбоваться диском с изображением Тененнет, датируемым 870 г. до н. э. Фаллос на изображении отсутствует, зато хорошо видно, что у богини львиная голова…

   Ещё одна «троица»: Осирис-Исида-Гор Младший.

   А вот с Горами я предлагаю разобраться в следующей части.



-------



В качестве иллюстрации - Монту с головой быка.

Задумалась по поводу Беса. Нубийский кот? Сравните. Барс. Происходит от др.-тюрк., уйг. bars "тигр, пантера, рысь", тур., тат. pars.

Да и "гиппопотамиха" Ипет-Хемет... Гиппопотам - слово греческое. Ippos (лошадь) +  potamоs (река). А я слышу тюркскую апу-женщину. И аб-воду. А как называли бегемота сами египтяне, мы не знаем. И копты тоже не знают.