Тюркский мир. Культурные связи и противоречия

Анна Акчурина
Обзор работы Международной научной конференции «Актуальные вопросы развития искусствоведения в России и странах СНГ», прошедшей 16-17 декабря 2014 г. в Казани, и некоторые выводы в целом по проблеме общности и различия культур тюркских народов,- проблеме, так и оставшейся за рамками обсуждения.



Габдулла Тукай сказал однажды: «Самая высокая цель наша - вольная страна, свободная Россия". Прошло более  ста лет, а острота этих слов та же - и те же проблемы стоят перед Россией. Сегодня вопросы культуры неотделимы от эсхатологической метафизики и от вопросов сохранения нашей цивилизации как таковой.

17 декабря  закончила свою работу Международная научная конференция «Актуальные вопросы развития искусствоведения в России и странах СНГ», прошедшая в Казани в рамках 135-летия выдающегося казанского искусствоведа и художника Петра Максимилиановича Дульского (1879 - 1956). Уже сейчас можно подвести некоторые итоги, обобщить тенденции и выводы участников диспута. В водной части статьи позволю себе систематизировать программу конференции, объединив темы, и не претендуя на полный перечень значимых выступлений. (Регалии и звания большей части докладчиков пропущу.) Вторая - и главная - половина статьи посвящена полемике с отдельными положениями, высказанными на симпозиуме. Собственно, ради нее статья и написана. 

                I
Заглавной темой конференции была история  искусствоведения в Казанском крае, и роль Петра Дульского в ее становлении.
А основным полем исследования искусствоведов были разные аспекты культуры тюркских народов, от изобразительных традиций до особенностей системы норм и запретов вероисповедания, влияющих на миросозерцание и искусство.

Обсуждались темы от современных тенденций в искусстве и  постмодернестической реальности, до  проблем гендерного характера. Не последнее место было отведено и освещению проблем современного образования (в том числе - сворачивание деятельности отдельных высших образовательных заведений). Другими темами конференции были музейная деятельность, археология, этнография, скульптура, музыка, театр, и наконец, книга и ее оформление - в арабизированных регионах и в Татарии 18 века. Современная книга и новые формы ее развития, объединяющие книгу – и перфоманс, книгу – и архитектурные формы.

Первый день конференции был отдан преимущественно искусствознанию как таковому, в том числе истории его зарождения и развития в татарском  крае – каковая была всецело связана с деятельностью Петра Максимилиановича Дульского. Его обширной деятельности первопроходца и исследователя, созидателя и хранителя были посвящены сообщения Ольги Львовны Улемновой (ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова при АН РТ), Ольги Вениаминовны Калугиной (Академия художеств России), Светланы Михайловны Червонной (Польша),   Карташовой Елены Ивановна (Национальный музей РТ), Л. М. Шкляевой, и других.
Анализ современного искусства и множественность восприятия и интерпретирования его стал темой исследования Малининой Татьяны Глебовны (Москва. Из наиболее ярких и емких докладчиков выделю Сергея Игоревича Орлова (Москва). Его энергичный текст "Новые символы и классические  мотивы в современном искусстве - в противовес архетипам традиционного искусства" представлял собой выжимку тезисов, вскрывающих основополагающие узлы в искусстве и бытии.
Ряд сообщений был посвящен вопросам  «цивилизации Шелкового Пути» - назову этот феномен так. Поясню: речь о различных народностях, которые сейчас принято называть тюрками, подчас унифицируя их в контексте их исторического и культурного взаимодействия. Если точнее, ареал обитания этих народов отнюдь не исчерпывался  Шелковым Путем. Тюркский феномен многополярен, он  много сложнее, нежели  та "болванка", в какую  эту группу народов пытаются втиснуть современные популисты. Это целый комплекс вопросов – а точнее - проблем, и он  требует рассмотрения  под разными углами - однако упорно обходится в угоду официальной идеологии.
В этом смысле любопытно сообщение Сайфуллиной Гузель Рустемовны (Амстердам, Нидерланды), где в контексте музыки, особенностей музыкальной культуры прослеживались  связи с исламской культурой. Гузель Рустемовна склонна строить единство большой семьи тюркских народов на этом цементе, в ее понимании духовная составляющая ислама формирует единый тип миросозерцания, который определенным образом подтверждается и в музыке. (Мысль эта требует рассмотрения, и хотя эта точка зрения - лишь одна из множества граней  взятой темы, я произвольно выделяю именно ее, не касаясь профессиональных тонкостей музыки.)
Иным образом смотрит на вопрос Саламзаде Эртегин Абдул Вагаб оглы (Азербайджан). «Мы имеем дело не с родственными культурами, а с ЕДИНОЙ тюркской культурой", утверждает профессор Саламзаде. Цитирую выдержки его доклада: "Исторически тюркские народы развивались как единый организм" (Нурмагамбет Аюпов). "Тюрк - это духовное понятие. В терминологии Мурад Аджи тюрки - не столько этническая, сколько духовная общность. Их объединяло тенгрианство".
Настаивая на термине «тюркологическое искусствознание», Саламзаде выделяет всю историческую группу тюркских народов, объединяя ее по принципу единства духа и культуры, подчеркивая, что на протяжении своего пути разные ветви тюркских народов исповедовали различные религии: язычество, шаманизм, зороастризм, буддизм, христианство, несторианство, арианство, ислам, тенгрианство, единобожие, символизируемое Солнцем... Дополню этот список даосизмом, католичеством, манихейством, бытовавшим на территории Китая. Эволюция религий на территории Синьцзяня, населенного различными племенами тюрской группы, заслуживает отдельной монографии.  Тем ни менее, по утверждению профессора, "это не мешало тюркам сохранять свою идентичность". Возникает закономерный вопрос: так в чем оно, единство духа, и каким образом можно зафиксировать неизменное и самодовлеющее единство-тождество столь различных этнических ветвей за весь период их существования, племен, имеющих  разную историю, различные ареалы обитания, разных соседей, и различные культурные влияния, а так же  глубоко различающиеся верования? И не надумана ли идея "монолитности", "спаянности" этих, столь разных, народов?.. На эти вопросы ответа не имеется. Касаясь  археологии, Саламзаде даже изумляет аудиторию новой датировкой «Девичьей Башни» (Гыз галасы, Ичери-шехер, Баку), ссылаясь на исследования Гасана Гасанова: 714 год до н. э.! От себя добавлю, что официальная археология никоим образом не согласится с датировкой Гасанова Девичьей Башни, относя ее к 12 веку н. э., так же, как  генетики не согласятся с утверждением полного тождества разных ветвей народов, которые сейчас принято относить к тюркоязычным. 
Тюрки имеют разброс в своем генофонде. Это большая , неоднородная группа народностей, не имеющая одного антропологического типа и географического происхождения. Она включает в себя по крайней мере 9 подкатегорий. Перечислю: Алтайские сеоки; Башкирские, Казахские, Киргизские племена; Печенеги, Половцы, Туркменские, Узбекские племена, Хакасские сеоки. Однако этот перечень не полон, поскольку не включает в себя, например, "китайскую" ветвь (не говоря об  исчезнувших тюркских народах). Внутри тюркской группы  одни племена тяготеют к европейцам, к готам; другие к хунну (хуннам) - древними кочевникам, воевавшим с Китаем, к монголам, к племенам Западной Сибири;  третьи – к народам севера. И  идея их  полного единства абсолютно тенденциозна, притянута за уши в угоду различным  сиюминутным мотивам,  не последний  из которых – обособить «тюрков», соединить в один исламский мир, точнее, в одно воинство; возродить для них полумифическое государство Туран, только в ИНЫХ границах, и главное – отделить тюркоязычные народы от России, от своей истории – совместной с Россией.


Второй день работы конференции был разбит на 3 части: утреннее заседание  посвящено проблемам театральной педагогики, и театра как такового, в том числе и проблемам  театра национального, - и, конечно, трудностям осмысления процесса развития театра, в театроведении и театральной критике. Была затронута тема различия западного и русского подхода к этому виду искусства.  А также рассмотрен ряд  особенностей восточного театра в контексте специфики исламского мировосприятия.  Тема кинематографа в странах ближнего востока была поднята А. С. Ризаевой (Москва)- "Арабский кинематограф. Конфликт интересов". Ризаева рассматривает проблему изображения как такового, "которое в своей основе чуждо всей мусульманской эстетической системе". Будучи фундаментальной, догматической особенностью ислама, эта сложность "так  и не была преодолена до конца". "Экран  явился  местом столкновения, конфликта интересов современной формы и традиционного содержания". Другая непростая тема кинематографа - ислам и женщина. Однако  и она не имеет полноты разрешения и даже не всегда может быть выражена открытым текстом, по причине жесткой самоцензуры, "связанной с религиозными ограничениями и предписаниями" (цитаты из текста А. Ризаевой).
На мой взгляд,  существование театра и кинематографа  в странах арабского востока с его жесткой всеподчиняющей религиозной системой, является одним из наиболее парадоксальных фактов среди остальных, столь же непростых для примирения. Внутреннее противоречие  тут заключается в антагонизме между фундаментализмом всепроникающего ислама, системой его запретов – и творением «подобия» , иллюзии реальности , некоего «идола» в  зрелищных видах творческой деятельности человека. Парадоксальна ниша, найденная театром и кинематографом в этих странах. «Кино, как и  театр - это лишь тень, символ – а не сам идол» - договорилось  общество - и его духовные вожди, не желая лишать себя удовольствия зрелищ. Конечно, это положение  лишено и последовательности, и строгой логики, и цельности. Однако, именно эта лазейка позволила миру фундаментального ислама допустить существование "самых демократичных" видов искусства. Другой парадокс этого явления, как отметила Ризаева – в особенной и исключительной роли женщины, как движущей силы развития кинематографа в арабском мире, как создателя кинематографа: режиссера,  продюсера  мецената. Эта абсолютно мужская профессия стала инструментом женщины в ее разговоре с обществом - и, думаю, не случайно. (На это теме следовало бы остановиться особо, но за перегруженностью текста ограничусь сказанным).

О Театре. Ключевым был обзор Н. Игламова, подытоживающий положение дел в театре на постсоветском пространстве. Автор констатировал общий застой и недостаточность динамики в провинциальном театре России на примере театра в Татарстане. Указал на целые лакуны, пропущенные  в России – речь идет, например , о мистериальном театре, к которому подошли только отдельные экспериментальные группы, креативные концептуалы отечественной сцены. Говоря непосредственно о казанском театроведении, Н. Игламов констатировал отсутствие аналитических фундаментальных исследований – в современном театроведении, систематизирующих происходящее в современном театре, отсутствие серьезной театральной критики, указал на проблему в подготовке кадров – которая стала общей для постсоветской реальности.
От этого  вывода участники  конференции логически перешли к положению дел с подготовкой профессиональных кадров, то есть к нашей системе образования -  среднеспециального и, главное, высшего образования,- ставших заложниками Болонской системы, уже сейчас принесшей свои катастрофические плоды -  о чем рассказала Грачева Светлана Михайловна, (Академия художеств им. Репина, Санкт-Петербург). Было замечено, что необходимо выработать некую резолюцию, по итогам конференции, чтобы обратить внимание правительства  на происходящую катастрофу в системе образования. К этой теме возвращались неоднократно разные докладчики, в том числе  – Сайфуллина Гузель Рустемовна, известный театральный критик  Кабдиева Сания Дуйсенхановна (Казахская Национальная Академия искусств им. Т. Жургенова), и другие. Могу только присоединиться к ним.
В противовес тенденции отдельных ораторов обособить культуру тюркоязычных народов и прежде всего носителей ислама  - от огромной культуры России, театровед Ильтани Иляловна Исхакова в своем сообщении заострила внимание на взаимном влиянии культур, о решающей роли русского драматического театра в становлении как татарского театра, так и в возникновении театра в других союзных республиках; о влиянии  традиций и принципов русского театра на тюркский театр как таковой.
Вторая часть дня была  отведена докладам о музейных коллекциях и собраниях – от коллекций Николая Фешина в Казани и в г. Оранж, Техасс, до обзоров художественных  коллекций музеев  Нальчика, Казани, и других городов.
Перечислю:
1.Доклад о новых археологических артефактах, Казанского исторического музея и в музея Университета,  других музеев (Руденко Константин Александрович, Казань) .
2.Об этнографической коллекции Казахстана, Алматы (Марина Мусаханова, Казахстан).
3.О собрании живописи, графики и других ценностях из национализированных частных коллекций Рябушинского, Гиршман, князей Гагариных, Юсуповых, и других известных фамилий, переданных в период 1925- 1927 годов из Петербурга в г.Нальчик. (Аппаева Жауйхар Мустафаевна, Кабардинобалкария).
4.О коллекции произведений преподавателей и студентов Казанской Художественной Школы , фонды ГМИИ РТ (И. Ф. Лобашева, Казань)
5.  Обзор Техасской коллекции полотен Н. Фешина - Галина Петровна Тулузакова, Казань.

Еще один  раздел конференции был посвящен книге как феномену – а так же  ее оформлению, как некоей концепции. Традиции и новаторству в создании книги, и некоторым новым изданиям. Перечислю лишь часть затронутых тем:
1."Коллекция арабографичной рукописной книги в собрании ГМИИ РТ" - Вагапова Фирдаус Гумаровна, Казань). Книга в исламской традиции 18 века. Анализ образцов из фондов музея ГМИИ РТ. Автором рассмотрен в том числе и феномен татарской книги 18-19 в-в, чье оформление  представляло собой полную аскезу и было лишено не только изображений одушевленных существ, но и  орнамента. Таким образом, книга казанских татар представляла собой концептуальный абсолют, в котором кроме слова – в каллиграфии, цветной рамки, цвета шрифта и фактуры бумаги и  тиснения переплета не было иных изобразительных и визуальных  элементов.
2. Евангелие священномученика Арсения Мацеевича – вклад в  Киево-Печерскую Лавру в 1751 году. (Пак Вера Филлипповна, Ростов Ярославский)
3. Художник и искусствовед Татьяна Кривошеева представила свою монографию «Скульптура Татарстана. Истоки. Становление. Традиции» (2013),  где проанализирована эволюция татарской скульптуры от ее истоков, от  древности до настоящего дня, и обозначены тенденции ее развития в перспективе.
4. Презентация альбома «Перспективные виды г. Казани, рисованные с натуры В. Туриным (1834)» - дополненный авторской графикой Веры Карасевой (рисунки 2014 г). Особенность издания в том, работы художницы точно воспроизводящие технику, манеру и школу художника 19 века, дают те же самые виды города , сделанные спустя  почти 200 лет. Альбом, выпущенный в количестве 65 экземпляров, является раритетом и неким культурным событием в силу своей уникальности. А осуществлен этот любопытный «объект» в издательстве Сергея Бузукина (Казань), традиционно «заточенного» на создание подобных серьезных и даже гурманских изданий.
5. Артфеномен так называемой «книги художника» - Kunstlerbux, или нового авторского видения книги, как автономного вида искусства, книги как объекта, как гибридной конструкции -  Виола Хильдебранд-Шат, (Франкфурт–на-Майне, Германия). Так, например, книги Karin Innerling приобретают визуальную значимость архитектурных конструкций, совмещая в себе  традиции авангарной графики, абстракционизма, современного дизайна - и креативный прием, использующий форму, три измерения, в которых существует этот новый вид медиального искусства.
6.Завершила  конференцию, точнее, ее «академическую» часть – презентация книги Дины Исхаковны Ахметовой «Проблемы стилевого многообразия в ситуации современной художественной культуры», вышедшая в декабре 2014 г. в издательстве Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии Наук РТ.
Факторный анализ и типологизация стилей в современном искусстве - многообразном, полярном, разновекторном, существующем в контексте постмодернистических метаний,  делает этот труд весьма актуальным вкладом в современную науку об изобразительном искусстве и в культурологию в целом.


После завершения «теоретической» части участники конференции познакомились с Казанской Художественной Школой в ее современном состоянии  (КХУ им. Н. Фешина), размещающейся в стенах здания архитектора и директора Школы - Карла Мюфке. (Речь идет о том здании, которое она в настоящее время  делит с Казанским филиалом института им. В. Сурикова)  Обзорную экскурсию по Школе провели  ее нынешний директор – Ольга Гильмутдинова и преподаватели Школы – Татьяна Кривошеева, и другие. Самым стойким, «на сладкое», было предложено две выставки, открывшиеся в Выставочном Зале Современного Искусства - "Открытая книга 21 века. Малые формы графики" и "Художник. Куклы. Дети."
Конференция, в  которой приняли участие ученые из  9 стран, организована Институтом языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова при Академии наук РТ., и непосредственно  Р. Р. Султановой - заведующей отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства ИЯЛИ АН РТ, кандидата искусствоведения, члена Ассоциации искусствоведов (АИС), члена Союза художников России и Татарстана, члена Союза театральных деятелей России и Татарстана.

...
               

                II


Завершив этот беглый обзор, отойду от академической части мероприятия. Остановлюсь на том существенном, что осталось за скобками конференции, и что представляется мне самым насущным - особенно в настоящее  время.
Рассматривая разные  аспекты тюркского мира, обычно обходят некий главный большой вопрос, а именно: вопрос исторического, глобального  пути развития тюркского мира в рамках Евразийского континента - пути, который не возможен ВНЕ России. Вот о чем нужно говорить. История требует от нас осмысления своих уроков.
А в связи с этим остановлюсь на характерном, даже - знаковом  факте.
На  протяжении работы конференции одна из авторитетных персон президиума,  представитель Польши, госпожа Червонная С. М. - продвигала  свою воинствующую линию "судьи Империи зла" - России. Собственно, ее заявления  представляли собой жест, знаковый вызов, демарш по отношению   к "прокаженному" обществу, сознающему себя частью России, к носителям русской культуры - как имперской, и в качестве таковой требующей битья. Что характерно - бывшая соотечественница  не гнушалась грубым искажением исторической правды, очернением цивилизационной, подчас образующей  роли России в процессе формирования, плодоношения и самоосознания древа евразийских народов.  Привычно  заняв агрессивную позицию, граничащую с клеветой, С. М. явила собой  иллюстрацию неадекватности и деконструктивности шовинизма.   Ее комментарии, не ограничивающиеся политикой, были уже не просто провокацией, но нарочитым очернением известных величин. Ревизионизм госпожи Червонной затронул и Российскую Империю как таковую, и Российскую Академию Художеств, и личности отдельных художников  - Фешина,  Волошина,  Радимова,  Медведева, ("Медведевщина и Радимовщина"), ею  был снисходительно задвинут в угол и Петр Дульский - как  "писавший о малозначительных и подчас ничтожных именах". Огульно и вне всякой логики, вопреки историческим фактам, гостья обвинила Императорскую Академию художеств, которая-де взялась насаждать в нашем краю художество якобы с  имперским намерением лишить татар их исконного пути развития и навязать им имперскую политику государства - ни больше, ни меньше.  Госпожа Червонная заявила, что у татарского народа были свои художники - целый пласт художественной жизни - до конца 19 века, когда начала свою деятельность Казанская Художественная Школа. А науки-де помешали  самобытности и развитию края. Однако ни одного имени в подтверждение своего утверждения привести не смогла.
Факты же утверждают обратное. Коснусь только последнего обвинения.  Императорская Академия художеств, реформированная движением передвижников, к концу 19 века была пропитана идеями народничества, и видела свою роль в служении народу, гуманистическим идеалам.  Называть ее инструментом реакционной политики царизма может только недобросовестный и ангажированный специалист, которому не дорога его репутация. А может быть, это привычка вращаться среди несведущих и тотально предубежденных против Российской истории, которые принимают на ура любую огульную фальшивку.
Вернемся к фактам: Казанская художественная Школа была учреждена не сверху, не по инициативе Академии Художеств или правительства, не по инициативе правящей династии,  но по прошению самих казанцев, выпускников Академии - вследствие вопиющей очевидности проблемы отсутствия профессионального образования в данной сфере. По инициативе художников, наблюдающих  глубину данной лакуны в губернии. Прошение подписали Н. Н. Белькович, Х. Н. Скорняков, Г. А. Медведев, Ю. И. Тиссен, А. И. Денисов - и именно в связи с назревшей крайней необходимостью получить наконец профессиональных художников и поднять уровень интеллектуальной и художественной жизни  края. Первый заведующий  Школой, Белькович, в своем отчете за период с сентября 1895-го по январь 1896 года писал: "...давно назрела в Волжско-Камском крае потребность в художественном образовании. <...> Академия художеств, проникнутая горячим желанием распространения художественного образования во всей России, обратила особое внимание на Казань, как основной просветительный центр всего востока России, откуда надлежало бы поступательно нести художественные знания в народ-сначала в Волжско-Камском крае, а затем и в Сибири. Казанская городская дума пошла навстречу этому желанию Академии и 22 ноября 1894 года постановила ходатайствовать <...> об учреждении в Казани художественной школы". До того момента - согласно мнению искусствоведов, краеведов и научных сотрудников - в Казансом крае собственно татарских художников, представителей аутентичной народной школы не было - судя по сохранившимся свидетельствам. Не было ни своей национальной станковой живописи, ни  книжной миниатюры и графики - ссылаюсь на мнение специалиста по этому вопросу - Вагаповой Ф. Г. Причиной тому вижу все тот же традиционный запрет на изображение одушевленных существ, бытовавший в исламской культуре в Поволжье (характерно, что в Персии, Иране, Турции начиная со средних веков такового запрета на изображение людей и животных не было!) В конце 19 века в Казани только-только начала появляться сатирическая карикатура (являющаяся низовым жанром в изобразительном искусстве). Из аутентичного наследия в Татарии имели место  только народные и кустарные промыслы и ремесла. Это не значит, что в Казани 19 века не работали художники академической школы. Но они не были представителями татарской школы живописи - таковой на тот момент попросту не существовало. (Сознательно не касаюсь  такого вида живописи, как иконопись, которая  имела место в Казанской губернии - поскольку этот род искусства по определению исконно татарским не является и как таковой был исключен из рассмотрения госпожой Червонной). В  Казани были и коллекционеры, меценаты, и ценители кисти. Но это были представители Российской интеллектуальной и научной элиты. Отдельные русские художники, как редкие птицы, конечно же, находили себе заказчика в губернии 19 века. Цитирую: "В Казани работал живописец Л. Крюков. Он написал ряд портретов представителей светского общества и интеллигенции того времени. Живописцы З. Иванов, Ф. Мелентьев, также творили на землях Казани. И, наконец, с Казанью связано творчество таких известных русских художников, как И. Шишкин, А. Боголюбов, Л. Каменев, В. Худяков". http://tatarkitap.ru/istoriya/iskusstvo-tatarstana.aspx.  (текст не подписан).  Но "Именно школе искусство Казани рубежа 19-20-х веков обязано разнообразием видовых, жанровых,стилистических тенденций - от постакадемизма до футуризма" Е. П. Ключевская ("Казанская художественная школа  1895-1917 год").   Даже беглый обзор истории  КХШ позволяет понять, сколь яркую и прогрессивную роль сыграло это учебное заведение в масштабах всей России, а не только Казанского края, в период наиболее широкого становления ее изобразительного искусства. Удивительным является и тот факт, насколько многочисленны были ряды учащихся в КХШ. При этом почти половина учащихся школы были девушки! Это обстоятельство поражает при первом же знакомстве с фотодокументами КХШ. Количество женщин, обучающихся в Казанской школе  намного превышает количество оных в Петербургской Академии и в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, которое являлось частью Российской Академии художеств. Для справки: в Парижской Академии Изящных искусств (Высшей государственной школе изобразительных искусств, основанной в 1648 году) женщины к обучению не допускались. Они могли получать азы профессии только в частных студиях, громко именуемых "академиями". Не менее ценным является и тот факт, что в течении первых же лет существования КХШ начался резкий прогресс не только в живописи и графике, но и в архитектуре, и в скульптуре края, да и России в целом. Причем, студенты скульптурного отделения осваивали не только бюсты и малую пластику, но и изображение обнаженной натуры, даже превышающую натуральную величину. Выпускникам школы принадлежат жемчужины архитектурного искусства Казани, Москвы, Петербурга. Огромное количество выпускников поднимало искусство и  стояло у истоков первых профессиональных художественных учреждений Поволжья, Сибири, центра  России, Средней Азии, Кавказа, дальнего Востока и Севера Российской Империи.
Что до Поволжья - чьему культурному развитию, как утверждает госпожа Червонная, якобы помешала Россия,  отмечу: вообще характерно, что исследованием края в 18, 19, и начале 20  века у нас занимались по большей части не представители коренного населения, а "инородцы". Именно они сохранили для истории этот пласт культуры, в целом , малоизученной и недостаточно документированной. Описания традиций, социологические исследования, иллюстративный и фотоматериал из исследований, монографий, книг и журналов XIX века, изображающие  быт  и типы коренного населения Поволжья, подписаны немецкими, французскими, русскими фамилиями. (Например: Казанские татары. Pauli F.H.,"Les Peuples de la Russie",1862. http://zidanio.livejournal.com/26120.html.) 
Этнографическими изысканиями, научными исследованиями в области краеведения,  археологии, антропологии, просветительством, миссионерством, в Казанской губернии в 18 века и до середины 19 века, занимаются русские,  немцы, итальянцы, французы. Только в середине 19 века когда Российская Империя учредила в Казани научные организации и таким образом привела к систематизации труды исследователей, появились предпосылки к тому, чтобы татары приблизились к науке и занялись исследованием собственной культуры, перешагнув сразу несколько ступеней своего развития.    
Приведу лишь ряд фамилий тех, кто восполнил для потомков эти лакуны : М. Невзоров, К.Фукс, И. Эрдман, Э. Турнерелли, С. Е. Мельников (краевед), Д. К. Зеленин, А. Ф.Риттих, И. П. Смирнов, Н. И.  Ильминский, А.Сперанский, выдающийся тюрколог, первый хакасский ученый - Катанов Николай Фёдорович, Петр Дульский, и другие. 
(Вот небольшой перечень трудов этих авторов: работа М. Невзорова «Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 г.» \ опубликованная в 1803 г., труды Карла Фукса, на которые опирались последующие исследователи : "В 1832-1834 гг. он печатал свои статьи в «Заволжском муравье», где публиковались и материалы участников кружка любителей краеведения, который сформировался вокруг К.Ф. Фукса."(источник  - Мифтахов, Руслан Габидович, "Образ татар-мусульман Казанской губернии в трудах современников XIХ – начала ХХ вв". Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat  2011 г.
Цитирую: "Иоганн Эрдман с 1810 г. (7 лет) возглавлял кафедру патологии, терапии и клиники Казанского университета. Результатом его деятельности стал трёхтомный труд «Сведения о России», первая часть которого именуется «Медико-топографическое отношение Казанской губернии и города Казани».
Эдуард Турнерелли около 7 лет преподавал английский язык в Казанском университете. Его перу принадлежат такие работы, как «Виды Казани, рисованные с натуры Эдуардом Турнерелли», «Казань и ее обитатели», «Россия на границе с Азией»

"Из казанских краеведов, участвовавших в кружке К.Ф. Фукса, необходимо отметить М. Рыбушкина и В. А. Сбоева... Интересна работа А.Ф. Риттиха «Материалы для этнографии России. Казанская губерния» ... Земский деятель К. Лаврский в своем труде «Татарская беднота (статистико-экономический очерк двух татарских деревень Казанской губернии)»15 писал об экономическом положении разорившихся крестьянских хозяйств... Лаптев, М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Казанская губерния / М. Лаптев. - СПб., 1861. — 615 с...Зеленин, Д. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края / Д. Зеленин. -Юрьев: Тип. Бергмана, 1904,- 184 с....Монастырский, С. Иллюстрированный спутник по Волге в 3 частях. Историко-статистический очерк и справочный указатель / С. Монастырский. - Казань: тип-лит. Ключникова, 1884. - 500 с."

"С середины XIX в. наряду с работой отдельных лиц, изучающих край, возникают научные организации, в деятельности которых активное участие принимали не только русские, но и представители местных народов (Русское географическое общество, Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете)"."Необходимо отдельно выделить работы миссионеров и студентов Казанской духовной академии".(из текста Мифтахова Р.Г.)
Не последнее место в этом ряду занимает и работа А. Сперанского "Казанские татары" (историко-этнографический очерк) / А. Сперанский. - Казань: Центр, тип. 1914.-30 с.
Интересен труд Я. Д. Коблова "Граф Толстой и мусульмане" (по поводу переписки Л.Н. Толстого казанскими татарами) / Я.Д. Коблов. - Казань: Тип-лит. Имп. ун-та, 1904. - 42 е."
Ф.Х. Эрдману обязаны мы одним из первых описаний древних развалин Болгар (1813 год). Долгое время это описание считалось лучшим. Не говоря о других его трудах, и деятельности на благо края, прежде всего, для развития его медицины. Эрдман, например,  работал в качестве практического врача во время «горячечной» эпидемии 1813 г. Был первым деканом отделения врачебных наук Казанского университета. И все это - научная экспедиция  по России и служение Казанскому краю - между Виттенбергским и Дерптским университетами, поскольку Эрдман оставался гражданином Германии.

Среди татар изучением собственной истории занимались единицы. Большая часть их приходится на самый конец 19 века и начало  20. Вот, пожалуй, ключевые имена представителей национальной интеллигенции (не претендуя на полноту этого перечня):
Ш. Марджани - "первый идеолог татарской нации", религиозный деятель, философ, историк, просветитель. Однако большая часть его произведений была издана на арабском языке. Его труды выходят в последней трети 19 века. Что интересно - Марджани выполняет отдельные поручения казанской губернской власти: следит за изданием текста Корана в казанской типографии; организует сбор денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения.  Не характеризует ли этот факт и  деятельность властей, и разве в данном случае мы не должны отметить ее гуманистический и просветительский характер?
Каюм Насыри ("Урыс Каюм"- "русский Каюм") - этнограф, писатель, педагог, автор труда "МАТЕРИАЛЫ ПО ТАТАРСКОЙ ЭТНОГРАФИИ". Печатался с последней трети 19 века. Преподавал татарский язык в Казанском духовном училище и Семинарии. Ратовал  за единство с русским народом и его  культурой.  "Первый из наших мусульман, которого европейское образование, полученное им в Казанском университете, подняло в умственном отношении на такую высоту, что он мог отнестись к нему объективно» — В. В. Григорьев. "Чутко и ревниво оберегал честь и достоинство страны, татарского и русского народов. Насыри считал, что успеха в своих трудах он добился в первую очередь благодаря русской культуре и сближению с ней". (Источник: http://www.kzn.ru/old/page2451.htm) Отмечу: Насыри лелеял надежду издавать ежедневную газету для татар - однако власти не разрешили издание. В то время, как революционеру и гражданину Турции - Ю. Акчуре в самый разгар революционных движений 1905 года  - препятствий для издания революционной газеты не было! Вывод: революционные брожения и деятельность националистов в России была осуществлена благодаря власти денег. Вот  что зачастую решает судьбу нации.
Риза Фахрутдинов, башкирский востоковед, историк, мусульманский религиозный деятель - "Выступал против колониальной и империалистической политики Запада. С  1906—1908 гг. — помощник редактора либеральной татарской газеты «Вакыт», в 1908—1918 гг. — редактор журнала «Шуро», которые издавались в Оренбурге золотопромышленниками Рамеевыми. В журнале «Шуро» Фахретдиновым опубликованы 179 биографических статей о видных деятелях мусульманской культуры. Со страниц журнала Фахретдинов отстаивал идею исторической преемственности Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и современных автору тюрко-мусульман Поволжья".https://ru.wikipedia.org/wiki/,_
Галимджан Баруди - педагог, панисламист, общественный деятель, революционер. С 1905 года писал учебники, публиковался в печати, издавал журнал «Религия и нравственность», запрещеный в 1908 году.
Как видим, большая часть перечисленных работ относится к началу 20 века! Это  косвенно свидетельствует об уровне, на котором находилась наука края.
Следует отметить еще одного мыслителя, подвижника, без которого наш свод будет неполон. Муса Бигиев, «Мусульманский Лютер» - богослов и первый переводчик Корана на татарский язык - этот труд был завершен в 1912 году. Однако перевод - точнее сам факт перевода Корана с арабского на татарский язык -  был осужден реакционными мусульманским духовенством и труд не был издан. Надо отметить, что местное исламское духовенство, главы духовных школ - медресе - весьма настороженно встречало прогрессивные идеи своих ученых собратьев, по существу препятствуя и развитию изучения Корана, и свободной дискуссии богословов, и развитию национального изобразительного искусства, мотивируя последнее запретом шариата. Хотя в той же Турции - и в 16, и  в 17, и в 18 и в 19 веках (не говоря о 20 веке) традиция изображения и животных, и человека не пресекалась! А в Иране, где изобразительность  имела более глубокие , ранние корни, этот запрет и вовсе никогда не был существенным. Один из принципов духовной дисциплины ислама: обыватель не должен сметь самостоятельно читать - и значит - на свой лад понимать, интерпретировать Священный текст Корана. Считалось, что простецу  достаточно истолкования Священного текста признанными улемами. То есть, простой верующий может употреблять только "мягкую  пищу",   (воспользуюсь здесь евангельской метафорой), переосмысленную для него признанным комментатором. Таким образом, для большинства верующих, не владеющих арабским языком, Коран оставался закрытой книгой, известной им лишь в интерпретациях комментаторов. История парадоксально повторяется: в связи с этим можно вспомнить борьбу гугенотов с католиками  за право служить мессу и читать Библию на родном языке, за что гугеноты и были подвергнуты массовым казням, как опасные преступники.  В Нидерландах граждане не имели право самостоятельно читать Библию - то была прерогатива духовенства. Тех же, кто осмеливался нарушить этот запрет, осуждали на костер, согласно документам инквизиции. Тогда как в Византии еще в 4 веке о Божественной природе спорили ремесленники и торговцы, "на торжищах и в общественных банях", по словам современников. На заре христианства  богословие не было уделом кабинетных ученых.  Похожая ситуация была и в исламе.  До 11 века традиция изучения Корана была иной, сложные правовые вопросы обсуждались, трактовка текстов уточнялась ("По некоторым данным, в Коран входит 225 таких противоречий, и более чем в 40 сурах присутствуют отмененные аяты"). Муса Бигиев, полиглот, ученый,страстно желавший усовершенствовать свои знания,  писал: «Полный больших надежд, я путешествовал по исламскому миру, посетил Бухару, Турцию, Египет, Хиджаз, Индию и Сирию. Я повидал все религиозные медресе. Но, к сожалению, в конце концов вернулся на родину неудовле­творенным и совершенно разочарованным». «Мы в «религиозных медресе» из де­тей мусульман делали совершенных Кстати, Муса Бигиев учился в Ростове-на-Дону, далее - в медресе Бахчисарая, Казани, Бухары, в старейшем мусульманском университете «Аль-Азхар» в Каире. Далее - на юридическом факультете Императорского Петербургского университета. Вот краткий перечень городов и стран, где протекала его деятельность: Новгород, Оренбург, Петербург, Москва, Мекка, Уфа; Туркестан, Афганистан, Индия, Египет; далее - Берлин, Финляндия, Иран, Ирак, снова Индия, Япония, Китай, Ява, Суматра, Пешевар, Египет, Турция... Жизнь свою Бигиев закончил в Каире, в 1949 году.  Гражданином какого государства его считать - это, кстати, вопрос к современным черносотенцам.



Однако вернусь к роли русской науки и культуры в формировании современной культуры татар Поволжья. Еще одна цитата: "XIX столетие — "золотой век" татарской культуры, когда под знаком религиозных реформ и европеизации идёт процесс формирования татарской периодической печати, профессионального театра, музыки и изобразительного искусства. Велика роль в этом процессе отложившихся в Казани с XVIII века институтов русской культуры: Русского драматического театра (1780-е годы), Городского музея (1895), Казанской художественной школы (1895). Эти явления приводят к широкому процессу взаимовоздействий и рождению сплава тюрко-татарского, славяно-русского, оседло-земледельческого и степного — кочевнического по происхождению компонентов — сплава, который мы и называем полифонической, синкретической культурой Казани, что делает её, по меткому замечанию путешественников, "царицей Волги". Как, например, без учёта спектра достижений Казанской художественной школы объяснить феноменальный диапазон творчества первейшего татарского художника Баки Урманче или природу неотразимого голоса гения русского исполнительского искусства Шаляпина, в басе которого отразились татарские мелизмы и "мон" — национальный колорит, воплощающий эмоциональное состояние сдерживаемой печали посредством варьирования оттенков основной интонации?!"  ("Татарский мир", №19, статья "Казанское возвышение", 2003 год, автор Розалина Шагеева - поэт, искусствовед, заслуженный деятель искусств РТ. http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=441

Тем ни менее, до сих пор России ставится в вину то, что она  великодушно и бескорыстно предложила  краю просвещение, европейские науки, академическое искусство, профессиональные навыки. Что бы  сказала на эту ересь Екатерина II,- "Эби-Патша", во главу угла ставившая просвещение, развитие наук и искусств, чья реформа образования положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Не забудем, что содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Вот именно за эту образовательную деятельность клеймят Российскую империю представители западничества! С каких пор развивать культуру, ученость, экономику - предосудительно и позорно? С каких пор это  - зло?.. Или прогресс становится проклятием имперской политики, когда дело касается именно России?  За что еще пнет Россию  лях в своей ревнивой ненависти?... Характерно, что и европейцы, и американцы в своих колониях превращали коренное население в рабов, подчас подвергая тотальному уничтожению и сами завоеванные народы, и их самобытную культуру, и экосистему, и животный мир завоеванных  земель. Тем ни менее, представители этой "человеческой элиты" считают себя носителями прогресса и цивилизации и не видят ничего антицивилизационного в массовом истреблении завоеванных народов. Такова интерпретация фактов - "носителей европейской культуры и толерантности, прогрессивной мысли". 
По существу, провокационные и искажающие  факты заявления госпожи Червонной служат прямым свидетельством наличия  той самой пресловутой свободы слова, которой якобы нет в России.
Приведенные реплики - отнюдь не полный перечень авторитетных суждений ученой дамы. Подобные  обвинения, строго говоря, не научны и противоречат профессиональной этике. Однако сам факт открытой демонстрации русофобии - на территории чужого государства  - заставляет делать выводы. Именитый искусствовед открыто поносит принимающую страну - бывшую свою родину, и  под сурдинку стравливает, сшибает  лбами близкие друг другу и тесно взаимосвязанные народы,- огромные народы! - не боясь отпора и не стыдясь своих  соотечественников. Не говоря об ответственности за свои экстремистские утверждения.
И в свете этой проблемы топорное восхваление С. М. Червонной "полной самодостаточности" национальной культуры, имеющей по большей части прикладной, кустарный характер - культуры, якобы не нуждающейся в развитии и прививке академического искусства (во всей полноте этого понятия), противопоставление национального - цивилизационному  представляется  игрой с динамитом. Любое явление нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании - таково условие его жизнеспособности и  его витальной мощи. Утверждение, что  культура Татарстана в том состоянии, в каком она прибывала до конца 19 века является самодостаточной и не нуждается  в развитии - абсурд и искажение реальности. Вот так под видом блага наносится вред национальной культуре народов.  Задача подобных деятелей - отнюдь не польза нации, а манипуляция национальным сознанием с целью посеять рознь между народами. В отличии от этих "друзей" татарского народа, Марджани говорил "о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (античной, арабской мысли) и настоящего - русской и западноевропейской культур".(https://ru.wikipedia.org/wiki/,_)
...
А вот что говорил  о состоянии татарского искусства Адель Кутуй, вложив свои мысли в уста своего литературного персонажа: «Я думала о том, почему у нас, татар, плохо развивалось искусство. Тогда же нашла я одну из многих причин. Раньше нашим отцам говорили:
- Не рисуй, брось! На том свете душа твоя переселится в твой рисунок. Он отнимет твою душу и оживет, а ты останешься без души и будешь вечно гореть в адском огне.
Им говорили:
- Не пой! Своим пением ты созываешь нечистых. Не танцуй! Ты пугаешь ангелов…
А сейчас... мы не боимся испугать кого-либо и не боимся испугаться сами». Адель Кутуй, повесть «Неотосланные письма», 1936 г.
(Адель Кутуй (1903-1945)- Создатель татарского ЛЕФа (Левый фронт искусств), писатель, драматург, публицист. Родился в глухом селе и о состоянии культурной жизни народа мог судить изнутри, а не с вершины столичной профессорской кафедры).
...

Говоря о современной тюркологии, не могу пройти мимо  деятеля, стоявшего у истоков  пантюркизма - Юсуфа Акчуры. Сторонник глобальной туркизации, а точнее - отуречивания всего тюркского мира,  "Акчура выступает за тюркское единство как единство языка, расы, обычаев и морали, а для абсолютного большинства — и религии" (Айдар Хабутдинов). Собственно, очередную фазу этого движения  мы и наблюдаем в настоящее время.  Отец идеи пантюркизма, Исмаил Гаспринский имел далеко идущие планы.  "Одной из инициатив Гаспралы была попытка сформировать единый тюркский язык. За основу брался турецкий, из которого исключались персидские и арабские слова." (Источник - "Экспансия пантюркизма в Средней Азии: Турция vs Россия" - И.Обухов. CA-NEWS (CA) - Пантюркизм: что это и чем это грозит России?).
Осознавали ли эти  утописты, в какую мясорубку они тянут свои родные народы? Или они сознательно  использовали свою родину в качестве подсобного материала  ради "великой цели, которая оправдывала средства"? Изумительна логика этих господ:  "Если Стамбул является нервным центром и мозгом тюркского мира, то тюрки Казани выполняют в этом мире функции центра торговли и образования, экономически объединяя тюркский мир". (Айдар Хабутдинов "Лидеры нации"). Напомню :  центром образования Казань 19 века стала благодаря Российской империи, ее сынам, - ученым, медикам, военным, подвижникам, не зависимо от их национальности. Воспользоваться плодами своей кормилицы, своей матери - чтобы осуществить интересы  третьих стран - что ж, если таковы лидеры нации, то мне никак не по пути с ней.  Юсуф Акчура приветствовал поражение России в войне с Японией, обращался за поддержкой "угнетенных татар" в германский и австро-венгерский Генштабы и к президенту США Вудро Вильсону в то самое время, когда на территории Османской Империи осуществлялся геноцид народов: греков, армян, ассирийцев, сербов, и других - под эгидой идеи пантюркизма и единого государства Туран под властью новой Турции вместо разваливающейся Турецкой Порты. Несколько миллионов убитых, нанесение непоправимого ущерба цивилизации понтийских греков, почти полное истребление армян и ассирийцев, живущих на территории Османской Порты - такова цена идеологии пантюркизма, осуществляемой под знаменем Турции. Исходя из происходящего сейчас на Ближнем Востоке - и в наводненной эмигрантами исламизированной Европе, тезис  Исмаила Гаспринского - "Единство мысли, единство языка, единство действия" - обнажает истинное лицо такого благостного дела, как "добровольного" отказа от свободы воли и свободы выбора целых регионов - ради "высших целей партии". Ибо приходит день - и тебе объявляют, что за тебя уже все решено, и ты - лишь покорный винтик в машине священного джихада, орудие священной идеи. Вот так народы становятся исправными марионетками в чужой войне, в войне за геополитические интересы сил, которым не нужны благополучие и сила ни одной из сторон, которым наплевать на процветание культур  тех и других оболваненных народов. Все эти декларации о национальном возрождении и могуществе - лишь шуршащая золоченая обертка, отвлекающая великовозрастных детей от кровавых перспектив их "благого" начинания.  Нам нужно помнить, в какую игру пытаются втянуть народы. Ревизионизм - средство гипноза и зомбирования слепцов, не дорожащих исторической истиной.


Мнение, что тюркский мир однороден, близок по составу - далеко от реальности. Прежде всего, исходя из исследований генетиков, в народе, населяющем Казанский край, бывший местом поселения булгар, монголоидный компонент в генах - очень не значителен.  Генетически потомки булгар  близки европейцам (что, кстати, отчетливо читается в светловолосом и голубоглазом типе с правильными чертами лица). И, в  свою очередь, те и другие имеют родство с древними племенами ариев. Говоря о булгарах, чьими потомками являются жители казанского  края, нельзя обойти тот факт, что они исповедовали христианство, причем задолго до крещения Руси. Опровергая миф о ненасильственной и добровольной  исламизации булгар, мы должны вспомнить тот факт, что на месте массовых захоронений булгар археологи находят разрубленные  кости защитников Булгар, военное снаряжение - и нательные кресты. Таким образом, можно сделать выводы о том, что  мы имеем дело с массовыми захоронениями истребленных в бою, - жестоко изрубленных - защитников края, которые отнюдь не желали быть ассимилированы захватчиками, несущими им новый порядок и исламизацию.  Не секрет, что эти сведения затираются, замалчиваются и искажаются официальными источниками. Вот цитата: "Приблизительно в одно время с новгородской вольницей, т. е. в XIII веке, здесь появились также и татары, которые подчинили вотяков, после завоевания болгарских городов на Волге; на это, между прочим, указывает и то, что вотяки до сих пор зовут татар бигерами, т. е. болгарами... После присоединения вятских городов к Москве, в конце XV века, Московское государство имело дело исключительно с вятичами, т. е. русскими поселенцами, арскими князьями из татар и коринскими мурзами; в грамотах и других актах этого времени В. трактовались как подданные этих последних. Даже в грамотах XVII в. В. в глазах администрации сливались с татарами; бессермянские и вотяцкие дворы назывались в них общим именем татарских" - П. Матвеев.(Начальный вариант статьи, взят из Большого энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/121/). Обращу внимание читателя: в статье под именем "татар" выступают монголы, причем автор текста признает, что уже тогда существовала путаница в терминах, и наряду с ордынскими интервентами  "татарами" звались целые группы насильственно ассимелированных Золотой Ордой народностей. Напомню: Монгольское завоевание Волжской Булгарии в первые годы правления Угедея в ходе западного похода против Волжской Булгарии происходило с 1229 по 1239 год и закончилось включением территории Волжской Булгарии в состав Золотой Орды.
 Вообще, политика исламизации, обособления татар от своих соседей, и демонизация православия, и самой России как таковой,  обострившаяся в начале 90-х годов ХХ столетия, подспудно тлела не один век, а подняла голову  в середине 19 века, примерно с тех самых пор, как ислам официально был признан второй государственной  религией России.  Таким образом и здесь добрая воля Российской Империи стала поводом к обособлению, враждебной риторике и революционным брожениям в среде татарского народа, которого очередной кукловод поманил болотными огнями самодостаточности и большой политики в составе "единого" исламо-турецкого мира.  И здесь не могу не привести слова Габдуллы Тукая, хоть они были сказаны в ином политическом контексте. Это стихотворение 1907 года, на татарском языке, которое называется "Не уйдем". Приведу его заключительные строки, написанные поэтом по-русски:  "Если лучше вам, Туда сами пожалте, господа!"

Вот его строки в переводе:
"Здесь родились мы, здесь росли, вот здесь мы встретим смертный час,
Вот с этой русскою землей сама судьба связала нас.
Нет, черносотенцы, не вам, не вам смутить мечты святые:
К единой цели мы идем, свободной мы хотим России,
Ответ наш ясный и простой запомнить просим навсегда:
Вам лучше в Турции? Туда пожалте сами, господа!"


Можно провести исторические параллели между провокацией черносотенцев, правых депутатов в Думе, предложивших в 1907 году татарам "убираться в Турцию" - и такой же нечистоплотной риторикой адептов современной западной Украины, с государственной трибуны Верховной рады заявляющих коренному народу страны: "москали, вон с Украины!". У этой проблемы, кроме прочих - нравственных и правовых аспектов, есть еще один - культурный аспект, который абсолютно исключен из национальной памяти современных черносотенцев всех мастей. Дело в том, что для Российской Империи характерно активное перемещение населения не только в пределах  государства, но по всему Евразийскому континенту. Речь идет не только о миграции отдельных групп населения и целых семей, но и о культурной норме существования образованного населения - дворянского сословия, интеллигенции, миссионеров, и даже разночинцев, которые были, попросту говоря, гражданами мира, путешествуя, образовываясь, и выполняя государственные миссии, в том числе научные и духовные, не только в Евразии, но и на современном Американском континенте (Аляска), в Японии, Индии , Африке, и так далее. Географическая широта поездок, сам феномен подвижности  граждан России 19-20 веков - явление, заслуживающее особенного изучения. С этой точки зрения лозунги "те-то, убирайтесь оттуда-то" - то есть, "граждане государства, убирайтесь из отдельной части новообразовавшейся автономии, отколовшейся от своей Родины", - представляются новым варварством и ультра-фашизмом. Даже не расизмом - потому как государственному остракизму подвергаются не по признаку крови, а по духовным, мировоззренческим причинам. Новый фашизм осуществляет свое преступление против собственных народов, загнав их в средневековое умственное сектантское рабство. В этом отношении Россия рубежа 19-20-х веков представляется апофеозом свободы, гражданской, идейной, и свободы совести в том числе. И пример, когда самарский купец завещает свое состояние на памятник Гегелю (из воспоминаний Бунина) - является не нонсенсом, а характерной чертой жизни России. Те же купцы были меценатами и донаторами целых отраслей культуры и науки - не только в России, но и в Европе, поддерживая передовые явления  своего времени. Мюнхен, Вена, Париж, Санкт-Петербург, село Лаишево, Плес  - были рядовыми пунктами творческой и научно-культурной деятельности для ее граждан.
Что  до пресловутой Турции... и  генетического родства... Ближе всех по генетическому составу  к туркам - крымские татары. И тип лица, строение черепа у них общие. Здесь наглядно виден средиземноморский тип. Однако, согласно  исследованиям, казанские татары отнюдь не ближайшие родственники крымских татар. Что уж говорить о народах, населяющих , например, Чувашию,  Бурятию, или чукотский край,  Монголию!  Народы, объединенные в тюркоязычную группу, имеют разное строение черепа, разные типы лица и телосложения, они по разному сопротивляются одним и тем же болезням, имеют разные превалирующие группы крови. Точно так же обстоит дело и с верованиями этих народов. С письменностью, музыкой, с традициями в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве , технологиями ремесел. С государственностью, наконец. Здесь наблюдаются такой разброс, что попытка выдвинуть на передний план ислам или Чингизидов как главенствующую стяжку народов может привести к глубокому разобщению между ними, к внутренней вражде. А в итоге - к ослаблению и порабощению наших народов внешними силами.

Подытожу. Вопросы тюркского мира - не отвлеченные вопросы. В нынешней реальности они  остро связаны с большой политикой. Этот факт нельзя отмести. Нельзя благодушно провозгласить, что "мы занимаемся вопросами только культуры, а политика нас не касается." Сегодня и культура может стать орудием войны, и нужна мудрость и ясное зрение, чтобы понимать, куда направлен поток, чтобы не стать игрушками в нечистоплотных руках. Древеса наших народов плотно срослись корнями и ветвями. У них общая история. Отчетливая тенденция унифицирования этих многочисленных ветвей, стремления исламизировать всех, или обратить в тенгрианство, упорное замалчивание значения христианства в истории отдельных тюркских народов, в том числе - в истории Золотой Орды, словом, попытки "постричь  всех под одну гребенку", причем под видом добровольного согласия, вычленить из истории, стереть  все, что не умещается в заданную идеологию - такие тенденции являются несостоятельными и опасными. Одновременное и "своевременное" появление их в стратегически важных центрах планеты выдают их не случайный, продуманный, организованный характер. Это явление требует вскрытия, "трепанации", анализа. Характерно, что все подобные теории  и манифесты, открыто или исподволь работающие на подрыв - и разрыв долгих и тесных духовных, культурных, экономических  связей между народами, - в данном случае - между тюркоязычными и славянскими народами на  пространстве евразийского континента, -  проявляют свою активность в периоды смуты и шатания основ государства. Все это позволяет сделать вывод, что они на руку определенным силам, и это, конечно, геополитика, давний сценарий на разрушение огромных империй. И происходит подобное не впервые в истории. Сценарий этот имеет  единство метода. А ведь по почерку узнаем мы автора проекта. (Не случайно существует криминалистика, аналитика характерных признаков и метода действия преступника, позволяющая определить серийный характер акций - и выявить самого "акционера"). Принимая во внимание ту ситуацию, которая сложилась в мире - точнее, яркое повторение ситуации, имевшей место в начале XX века, - вспомним движение "бомбистов", вспомним студенческие волнения, - ведь однозначно, что радикальный революционный терроризм с пафосом освобождения народов - в Европе и России начала XX века имел молодое и интеллектуальное лицо! - итак, сопоставим все это - и сделаем выводы. Нынешний терроризм отличается от того, но как тогда - так и сейчас дорога в ад вымощена благими намерениями.  И сейчас за спиной у наивных мечтателей и энтузиастов есть кукловод, хотя большая часть исполнителей - циничные псы войны, однако всегда змея должна быть прикрыта цветами. В настоящий момент Европа наводнена эмигрантами из арабо-восточных регионов, охваченных войной и нестабильностью. Кто поставляет войну в эти регионы, кто автор "управляемого хаоса" и какова подоплека этих внезапных "бурь в пустыне" - мы знаем;  Стремление США спасти свою экономику за счет эскалации войны и нестабильности в регионах, чьи недра представляют интерес для этой супердержавы, поставившей себя в особенное положение по отношению ко всем остальным государствам. Сейчас, однако, речь идет не только о срежессированном и организованном пожаре на арабском востоке и в Африке. Речь идет о жизни или гибели самой Европы, которой навязан  самоубийственный сценарий. И она послушно идет на убой, отдавая один за другим бастионы своих  базовых , онтологических ценностей. Европа уже давно не имеет свободы,  пряча это за трескучими декларациями, и мнимыми знаками свободы. Так, Джульетто Кьеза, говоря о проблеме роста числа мусульман-эмигрантов в Европе, констатирует: "мусульмане  не хотят ассимилироваться, напряжение растет", "Меркель и Саркози уже признали, что политика мультикультурализма провалилась... Исламский мир живет в одном веке. Мы – в другом. Это их вина? Нет, просто чувство времени и ситуации совершенно иные. При этом именно мы создали глобализацию, мы захватили их ресурсы."
В кулуарах я задала прямой вопрос Г. Р. Сайфуллиной, проживающей в Нидерландах, как смотрит европейский обыватель на факт исламской экспансии, растворяющей суть европейской самости. Ведь  уже не секрет, что сейчас, благодаря самоубийственной политике Европы в отношении эмигрантов, стоит вопрос о самом сохранении Европой своей самоидентификации, своей культуры и менталитета, и элементарно - своей  численности, а не только своих цивилизационных ценностей. Этот вопрос как будто даже испугал  мою собеседницу, и отделавшись общими фразами о  ценности культуры и о том, что социальные проблемы не имеют отношения к тому, над чем работают организаторы культурных мостов, она  постаралась дистанцироваться. Однако это - большая проблема, и она отнюдь не "рассосется." Отодвигая ее осознание, мы только увеличиваем ее масштаб. Вообще, все эти процессы похожи на исторический реванш востока, вытесняющего запад с его исконного  поля. Однако этот реванш осуществляется марионеточными силами, за которыми стоит хозяин игры. О кризисе Европы аналитики говорят уже давно. Но кризис не обойдет никого, это - часть общего, запущенного игроками процесса.  Мы должны смотреть в лицо происходящему в глобальном плане. Не закрывая глаза на тихую экспансию Китая - и агрессивную экспансию - воинствующего ислама. На варварскую политику мировой  элиты, перекраивающей мир, используя мифы и технологии манипуляции массовым сознанием.
Каждый народ представляет собой непреходящую ценность. И каждый достоин защиты и охранения.
Мы начали с вопросов культуры, интеллектуальной деятельности, систематических наук, занимающихся человеком как таковым  во всей его полноте. Но "прекрасное , доброе, вечное" оказалось связанным с изнанкой реальности. Это не значит, что нам надо перечеркнуть наследие соседей и отвернуться друг от друга, по принципу - "свой-чужой". Нет. "Все рассматривайте , доброго держитесь", как сказал  апостол. Нужно отдать должное уважение красоте чужого духовного сокровища - и не забывать при этом, что в нечистых руках оное сокровище может оказаться приманкой в капкан для доверчивых и неосторожных. Я не призываю к подозрительности - но лишь к трезвости и  анализу. Не будем как невинные животные, коих ведут на убой.
...Скажу языком поэзии: У большого  дерева - глубокие корни. Оно живет своей таинственной жизнью, и не поет по чужой воле. Подъем национального самосознания часто бывает сопряжен с переоценкой ценностей, однако здесь  важно не погрешить против правды, и, обозначив вывих, не забыть благого. Особенно важно это для тех, кто считает себя устами народа, говоря от его лица.
Научная истина,  факты - "наше всё". Мы должны быть предельно точны с фактами, уходя от соблазна заданной гладкой картинки на злобу дня, как можно полнее ища подлинной сути предмета, освобождаясь и от мифологизации -  и  от  демонизации нашей истории.

Анна Акчурина. 
18.12.2014.


На иллюстрации: Ноев Ковчег
Миниатюра. Турция, 16 в. Biblioth;que d’Ahmed III, Istanbul http://ec-dejavu.ru/i/islamic_art_8.html
Статья  напечатана в журнале "Аргамак" №1 (22) март 2015 под названием "Игра с динамитом". (напечатана с сокращениями)