Река Колвица - запоздалый отчет о походе

Михаил Беликов
фото автора - р.Большая (между озерами Б.Сайгозеро и Верхнее - самое форелевое место!)
(отчет написал в 2005-м, чтобы рассказать через интернет о походе другу.. как оказалось, через 15 лет память сохранила очень много.. здесь привожу текст практически в том варианте, как было начально написано, так что извиняюсь за стиль и пунктуацию, но так оно наверно вернее будет, оставить как было)

Было это в 1990 или 1991-м. К тому времени наша команда (все мы учились в одной группе в МИФИ) оплавала достаточно много речек в окрестностях Подмосковья. Были мы на Оке, М-реке(3 раза), Истре(2), Протве, Дубне(2), Тверце, Волчине и еще наверное где-то и все это за 2 года. Поэтому понятно, что ближние походы стали надоедать и захотелось чего-нибудь экстремальненького. А на работе у меня был старший товарищ, заядлый турист и рыбак, который где только не бывал. Вот он то и направил нас на маршрут, о котором речь. При этом отмечалось, что, при кажущейся дальности и сложности, это один из самых доступных такого рода маршрутов, отлично подходящий для начинающих туристов-дальнобойщиков. Ну, мы тогда были легки на подъем, да и снаряжение у нас все было (только недавно купили 2 новых Тайменя), так что решились мы быстро. Несмотря на известные проблемы тех времен, и билеты, и провизия были закуплены... и вот долгожданный конец июля – в путь.
   Через почти 2 суток пути сошли мы на станции Хабозеро, км в 50 за Кандалакшей. Собственно и станции то нет там никакой, пара сарайчиков стоит, а вокруг ни души! Еле успели вещи повыбрасывать из вагона, как поезд дальше пошел. А мы остались один на один с местной природой в лице моментально налетевшей тучи мошки и со схемой перемещения к точке начала маршрута, очень точно нарисованной наставником еще в Москве. Помню, шли мы км 7 по еле заметной тропинке, а полпути вообще по болоту, по колено в жиже и несли на себе 2 байдарки и все остальное с расчетом на 2 недели. Было нас пятеро. Несмотря на скрупулезный расчет минимально необходимой провизии и снаряжения с учетом ожидаемого количества человеко-дней и кг(рыбоягодогрибов)/чел, выполненный мной перед отъездом на суперЭВМ БЭСМ-6, груз мы несли немалый! Наконец вышли мы на берег оз. Б.Сайгозеро, где ничего интересного ждать не приходилось и поэтому проскочить его было рекомендовано побыстрей. Что мы и сделали.
    Из озера вытекает р.Большая, которая свое название не оправдала ну никак. Правда воды в этот год было мало (как говорили местные). Может поэтому следующий участок в ~50-70 км был таким напряжным, т.к. река представляла собой чередование длинных обмелевших порогов, где приходилось постоянно вылезать и тащить байдарку вручную, и таких же длинных плесов, абсолютно без течения. Но красота вокруг уже в этих местах была необычайная – река течет между сопок 600-800м высотой. И ни одной живой души здесь мы не встретили. А еще по-полной оторвались на форели. Некрупная она была, но много и сам факт, что ты первый раз в жизни ловишь форель внушал особое чувство! А какая вкусная была уха))! Ну ладно, продрались мы через все эти шкуродеры, при этом с небольшими потерями для плавсредств и вот мы в оз. Верхнее. Озеро небольшое, но сулило нам отличную и разнообразную рыбалку. Встали мы достаточно уединенно, хотя в целом на озере виднелось еще около 5 стоянок. С утра – на рыбалку! Нашли местечко за мыском, где ветер потише, заякорились и...
   Сначала был окунь и немного. А потом, как прорвало – пошла плотва, да какая! Короче, в течении получаса каждый наловил кг по 5-10, причем клевала она на пустой крючок, на любой глубине и со всех сторон. А потом – как обрезало. Интересный случай этому предшествовал - вытаскиваю я очередную рыбку и вдруг из воды высовывается этакая крокодилья пасть и хватает ее. Я конечно отдавать не хочу добычу, но она (огромная щука) тоже! Вот так мы и играли с ней в перетягивание каната, пока ей не надоело и плотву она все-таки выплюнула. И после этого – все, как и не было будто клева. Засолили мы всю эту кучу в полиэт. мешке и закопали в землю, а потом пытались высушить. Но увы, стоянка была вынужденно не такой уж долгой (дня 4 мы там были), да и соли у нас было конечно недостаточно, короче, к сожалению рыба эта так и пропала, причем мы ведь ее до Москвы довезли (!), а там стали сушить на балконе – вот тут-то это и выяснилось (((.
   Поездка со спиннингом вечером, как ни странно, ничего не принесла, кроме пары небольших щучек и мы решили ловить на живца. Между двумя островками натянули миллиметровую леску, а на ней несколько поводков с самыми мелкими из пойманных утром плотвиц. В общем-то неграмотная снасть на хищника, но другого не было. В тот же вечер (а ночи здесь белые) или утром пошли за ягодой. И нашли болото полное морошки! Эту ягоду я, как и форель, тоже видел впервые, а чтобы столько!!! Наелись мы ее сырой (мне очень понравилась, хотя не всем – эфирные масла прут очень) сначала. А потом набрали два полных котелка и решили сварить варенье. Но опять-таки, сахар пришлось экономить т.к. БЭСМ-6 такого количества ягод и рыбы не ожидала…. В общем, дома будущая тогда еще только жена назвала варенье это кабачковой икрой с косточками. Обиделся я тогда сильно – тащил-то ей специально банку из за Полярного круга!
   Назавтра поехали проверять наш перемет. А там все поводки оборваны, а на одном сидит нечто – леска полностью под водой оказалась. Подняли мы этого монстра, а это был окунь за 2 кг точно (а это немыслимый для наших мест размерчик), но вот тут и сказались недостатки снасти: короткий поводок, который не позволил рыбине как следует живца заглотить, а еще ветер, который сносил байдарку. В итоге леску пришлось бросить, чтобы не порвалась, а когда повторно ее подняли монстра там уже увы не было. С дрожащими руками прибыли в лагерь и починили снасть, улучшив ее, как могли. А все, что могли – это поставить поводки из капронового шнура, с проволокой на конце, чтобы хотя бы не откусило их. На следующий день история повторилась, к сожалению, но на этот раз села щука кг на 5. Все, что удалось, это подвести ее к лодке, но в последний момент она рванула под нее и леска лопнула, т.к. попала на весло, лежащее вдоль байдарки (((.
   К вечеру погода испортилась, ветер переменился и рыба клевать перестала. Даже живца поймать не удалось. Единственно, что на следующий день попалось – это десяток окуней. Уже было совсем расстроились, но тут поклевка и я после долгой борьбы вытащил-таки еще одного исконно местного представителя – озерную кумжу (это мы только потом узнали кто это) . Очень красивая, как и все лососевые, рыба серебряного цвета с желтыми и красными пятнышками.
Однако, надо было двигаться дальше. Покидали мы озеро с двойственными чувствами. С одной стороны столько событий, а с другой столько поражений потерпели. Я для себя решил, что обязательно постараюсь когда-нибудь еще вернуться сюда. А пока…
   После короткой протоки, типа р.Большой, попадаем в оз.Колвицкое. Просторы поражают, особенно после предыдущих мест. Дальнего берега не видно за горизонтом. Поскольку мест не знаем, перебираемся кратчайшим путем на мыс напротив и там встаем. Рядом красивейшее болото и опять морошка! Слева и справа маленькие мелкие озерца, с четкими границами и почти правильной формы в которых плавают окуньки. Потрясающая картина – абсолютно прозрачная вода и ярко красные плавники на фоне темного дна – как в аквариуме! Ходим вечером по берегу со спиннингом, но ничего не ловится. Грибов почему-то мало, как и на предыдущих местах. А мы-то ожидали их тут поесть! Наверное, не пора еще для них. Утром подъезжает катер с организованными туристами (оказывается, мы встали на традиционном их месте) и их инструктор рассказывает нам где тут рыбу ловить надо (как удачно вышло! )). День самый теплый и солнечный и мы решаем побить еще один рекорд – искупаться в Заполярье. Однако, водичка градусов 6-8 и мне удается пробыть в ней ровно столько, чтобы сделать снимок на память. Брррр! Но какая прозрачная! Плывешь на лодке, кажется – вот оно, дно, а на самом деле несколько метров глубина! Вот на этой глубине, только метров 20, как нам сказал инструктор и надо ловить еще одну экзотическую для нас рыбу – гольца. Находим эту глубину, встаем на якорь и, для первого опыта неплохо, несколько поклевок и одного поймали!! Ура! Фото на берегу на память и он составляет компанию солящимся рыбам. Он тоже очень красив, голец: черно-зеленого цвета, с бронзовым оттенком и опять-таки пятнышки, как будто конфетти приклеены.
   Ездили и на остров напротив. Красота севера продолжает восхищать. Казалось бы суровые места, а солнце выглянет и дух захватывает: до чего же разнообразен и при этом красив пейзаж вокруг! А еще на острове нашли остатки бараков (только прямоугольники фундаментов, почти сравненные с землей). Наверное, был здесь один из сталинских лагерей, судя по тому, что следы заметены основательно.
   Погода опять портится, но надо двигать дальше. Хотя выходим рано утром (а может и ночь еще была) , волна уже такая, что 5-7 км гребли по открытой воде было еще одним экстримом и к мосту, где начинается последний участок реки (собственно это он и называется р.Колвица) мы подгребаем вымотанные полностью. Хотя время еще непозднее, решаем тут заночевать. Впереди к тому же страшные для нас пороги. Мы никогда не были на категорийных реках, а тут – минимум двушка-трешка! Вся Колвица это 10-15 км до моря, но около 5 раз пришлось обносить пороги. Не готовы мы к ним в этот раз . Воды немного опять-таки – боимся пропороться. А еще предупреждали нас, что 6-метровый водопад-падун в конце реки возникает неожиданно из-за поворота, и если вовремя не среагировать, то выбраться из струи потом очень сложно. Были случаи и со смертями, к сожалению. Колвицу проходим (местами в буквальном смысле) за один день. В водопад не ныряем, слава богу, встаем на высоком левом берегу с отличным видом и на водопад и на сопки напротив. А водопад действительно красив, а вживую еще красивее, чем на фото.
   Проводим оценку оставшейся провизии и настроения у членов команды. Итоги: народ голодный, ворчит, а продуктов действительно не густо (тут все недобро помянули БЭСМ-6), хотя на 2-3 дня еще бы хватило, как мне помнится. Главное, что настроения идти дальше у большинства нет. А дальше планировалось выйти в море, встать на материковом берегу около впадения ручья и пару-тройку дней постоять. Во-первых, Белое море все-таки, когда еще побываешь? А во-вторых, в плане было половить треску между островами, тем более, что курсы обучения ее ловле в Москве были пройдены, а экзамен успешно сдан.
   Вот таким образом и решено. Собираем вещи, садимся в автобус (начиная от моста в начале реки вдоль нее, а потом и вдоль моря идет дорога Кандалакша-Умба) и через 1.5 часа мы на вокзале в Кандалакше. Билетов у нас обратных нет, но на удивление легко их приобретаем. Кантуемся несколько часов в окрестностях вокзала в ожидании поезда Мурманск-Москва и все!

Прощай, Кольский! А может быть, ДО СВИДАНИЯ !!!???