Север в жизни и творчестве Н. Е. Рериха

Наталья Соснова
Север в жизни и творчестве Н. К. Рериха
Наталья Соснова
 Николай Константинович Рерих, первая половина жизни которого проходила в наших краях, очень любил север.
  Недавно, перечитывая его повесть – письмо «Пламя», я обратила внимание на его описание красоты северной природы. Николай Константинович использует прием отрицания, который сильнее помогает почувствовать всю красоту северного края. Вот как он описывает красоту острова Тулон.

  «Не буду говорить о чудесах нашего края, о глубоких эмалевых красках камней… Не буду описывать прекрасные картины заката и восхода. Не скажу о великих грозах и сказочных туманах… Не скажу о пещерах и скалах, таких извилистых, таких причудливых…» 1

  Николай Константинович часто путешествовал по Руси. В 1899 году он прошел по Великому водному пути «из варяг в греки». Его уже тогда поразили несказуемые красоты озер и рек севера. Он увидел Ладогу, озеро Ильмень, знаменитый Волхов. В той экспедиции он проводил археологические раскопки. Его глубоко интересовало прошлое народов, населявших эти прекрасные края. Тогда он приходит к мысли о связи времён и народов. Много позже в его сердце всё это сольётся в единство всего мира и выразится яркой мечтой о золотом веке человечества

  «Горести, печали, радости и прочие душевные движения имеют те же основания, что в 19 веке, что в каменном веке»2, - пишет он позднее.

  Особое впечатление на него произвела Ладога, это суровое и необъятное «море». Именно на Ладоге ему стала известна легенда о том, как зимняя Ладога «устроила» встречу убийцы с его жертвой. Как отмечает Е.Сойни, Рерих так охарактеризовал легенду в своем дневнике: «Интересный осколок Новгородских былин».

  После этого путешествия «из варяг в греки» Рерих пишет свою известную картину «Заморские гости».

  Сам художник так описывает содержание картины:
  «Длинными рядами идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким стройным носом – драконом. Около носа и кормы на ладье щиты привешены, горят под солнцем. Паруса своей пестротою наводят страх на врагов. У рулевого весла стоит кто посановитей, сам конунг там стоит»3.

  Когда читаешь это описание, кажется, что сам стоишь на берегу и видишь эту картину.
  Не только с красотой природы знакомится Рерих, не только художественным взглядом смотрит на неё, но и с глубоким интересом изучает литературное наследие древних скандинавов.
  В конце X1X века и начале XX на русском языке вышли из печати произведения скандинавского эпоса, такие как «Сага об Эйрике Красном», «Сага о Финнбоги», «Сага об Олаве Трюггвасоне» и ряд других.

  Рерих, глубоко интересующийся севером, конечно, их читал. В 1899 году он пишет сказку «Гримр – Викинг». В ней фигурируют такие герои, как Олав, Хаки, Один, Эйрик Рыжый (Красный). Рерих не повторял в своём творчестве древние скандинавские сказания. Его герой делится в сказке своими переживаниями.

  Он считает, что у него никогда «не было друзей в счастье». Этот герой – викинг чувствует поддержку друзей в трудную минуту, но вот его счастье они не могли с ним разделить.

  «Когда несчастье бывает, я, убогий держусь за друзей. Но при счастье я стою один, как будто на высокой горе. Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты только вниз, если вообще открыты».4

  Второй раз Николай Константинович посетил Север в 1907 году. Мы все знаем, что Николай Константинович и Елена Ивановна чуть не утонули, но чудом спаслись, когда ехали на санях по весеннему озеру.

  В этом 1907 году семья Рерихов много путешествует по Финляндии и Южной Карелии. Тогда они знакомятся со многими творческими людьми севера.

  Позже, уже в 1908 году Николай Константинович создаёт художественные сюиты «Викинг» («Триумф викинга», 1908», «Варяжское море», «Песня о викинге»).

  В том же 1908 году Рерих пишет поэтическую сказку «Лют- Великан». В основе её лежит сказание о происхождении названия «Люто озеро».

  Название «Лют» обычно ассоциируется с понятием зла. Но у Рериха доброта Люта-великана не сочетается с его именем. Так Николай Константинович создаёт совершенно иной образ. У него Лют - «очень сильный, очень большой, только добрый». Лют бескорыстно помогает своим «братанам», живущим в избушке за озером.
  Но помочь самому Люту в беде братья не успевают. Лют тонет в озере, которое в память о нём стали называть Лютым.

  Третье путешествие Н.К. Рерих совершил в северные края, можно сказать, вынужденно

  В 1916 году у него обострилось легочное заболевание, и врачи рекомендовали сменить петербургский влажный климат на более сухой северный. Лето 1917 года художник с семьёй прожил в удивительно красивом месте , на даче ректора сортовальской семинарии. Как всегда, Николай Константинович много и плодотворно работает. А вот лето 1918 года он проводит на острове Тулолансаари (Тулон, Тулола). Вот там он пишет свою повесть «Пламя». В ней он затрагивает глубокие вопросы отношения художника и общества и частично использует элементы своей биографии.

  Везде, где бы ни был художник, везде он – певец и творец красоты.

  Красота для Рериха неразрывна с искусством. Через искусство он рассматривает многотысячелетнюю историю человечества. Всегда он утверждает радость творчества, радость совершенствования. Он утверждал, что лишь в красоте заключена победа.

  Примечания.
  1 Н.К.Рерих. «Пламя». В сборнике «Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии». Изд. Рига, «Виеда» 1992 г. Стр 74
  2 Е Сойни. «Рерих и Север». http://pelikan.ucoz.com/load/9-1-0-11
  3 Н.К Рерих. Очерк «По пути из варяг в греки». http://rumagic.com/ru_zar/religion_esoterics/rerih/c/
  4 Н.К.Рерих. «Грим великан» / Н.К. Рерих, «Сказки». Ленинград, 1991 г. Стр 21.

  Литература

  1. Е. Сойни. «Рерих и Север». http://pelikan.ucoz.com/load/9-1-0-
  2. Н.К.Рерих. «Цветы Мории. Пути благословения, Сердце Азии». рига, «Виеда», 1992 г.
  3. Н.К. Рерих. Сказки. Ленинград, 1991 г.

 гн иллюстрации картина Н.КюРерихе Триумф Викинга.