Наказать себя

Магда Кешишева
   Эта невыдуманная история заставляет задуматься и попробовать найти ответ на невольно возникающие вопросы. Имеют ли право родители настаивать на том, чтобы дети строили свою жизнь по их сценарию? Должны ли родители уважать решение детей жить так, как им хочется? Преступно ли пойти против желания родителей и самим определять свою жизнь? Можно ли сохранить хорошие отношения с родителями, если выбранный сыном (дочерью ) жизненный путь они не одобряют?
   Однозначного ответа на вопросы, как мне представляется, быть не может, т.к. всё зависит от того, что, и почему выбирает сын (дочь), и почему родители против.

   История, которая разворачивалась на моих глазах, и к которой я имела некоторое отношение, сдаётся мне, вне всякого сомнения, на совести предельно непреклонного, упрямого, неоправданно строгого отца.

   Миша был мальчиком, что называется, из хорошей семьи. Папа и мама Миши, Юрий Георгиевич и Анна Степановна, оба врачи, работали в одной больнице. Мы, друзья Миши, назывыли их дядей Юрой и тётей Аней. Семья жила в шикарной, хорошо обставленной квартире. У них была машина с шофёром.

   Дядя Юра был высокого роста, очень импозантный, интеллигентный,симпатичный
мужчина.  Нам он очень нравился, но мы его стеснялись. А тётю Аню мы любили. Она была приветливая, улыбчивая и, в отличие от мужа, любила шутку и юмор. Она встречала друзей сына радушно, шумно, приглашала в комнату, быстро накрывала на стол, ставила угощение.
  Папа Миши встречал всех весьма сдержанно, но всегда помогал снять пальто, предлогал стул, а нам, девочкам, здороваясь, целовал руку.

  Мишу - единственного сына- родители обожали, делали всё, чтобы он ни в чём не нуждался. У него была своя комната, две стены которой от пола до потолка занимали книги. Миша отлично учился с первого класса, брал уроки скрипки, занимался в секции бокса. Главное - этот мальчик, умный, добрый и красивый - ничем не кичился и в классе его все любили.

  Наши мамы - моя и Миши - дружили много лет, с детства. Позже мы стали дружить семьями. Почти каждое воскресенье собирались у нас или у тёти Ани, вместе отмечали дни рождения, праздники. Летом вместе ездили отдыхать, как правило, на море.

  Миша быд очень послушным сыном: слово родителей для него было законом. Придёт, бывало, к нам, и всё на часы поглядывает. Однажды, когда он зашёл к нам, мама сказала:
  - Мишенька, в какое хорошее время ты пришёл, у меня скоро будет пирог готов, чай попьём вместе.
  - Спасибо, тётя Зоя, но я обещал маме через 20 минут быть дома, - ответил он и мы знали, что уговорить его остаться бесполезно.

  В одном классе с Мишей училась девочка Ира. Тихая, умненькая, мягкая, очень приятная в общении. Девочка, у которой рано умерла мама, а папа женился во второй раз и жил отдельно, воспитывалась бабушкой и дедушкой. Дедушка давно болел, почти всё время лежал, старенькая бабушка хлопотала по дому. Жили они очень скромно, в одной маленькой комнате, а все удобства были во дворе.
   Девочка посильно помогала бабушке по дому и хорошо училась в школе.

   Миша с третьего класса дружил с Ирой. После школы они вместе поступили в Университет. Молодые люди любили друг друга и хотели пожениться.
  Дядя Юра с самого начала не поощрял отношений сына с девушкой, считая, что ему нужна красивая девушка из благополучной семьи. Ира - худенькая, с редкими волосам, в очках, без родитедей - не могла нравиться ему. Но он с  сыном об этом не говорил, а жене высказал своё недовольство по поводу частых посещений  девушки.

  Миша и Ира наметили свадьбу после сдачи летней сессии  за третий курс.
  Миша решил поговорити с родителями под Новый Год, за полгода до предполагаемой свадьбы. Вечером 30 декабря,  за ужином он сказал:
 - Папа, мама, у меня хорошая новость! Мы с Ирочкой хотим пожениться!
 Ответом ему была тишина. Затем отец очень медленно проговорил:
  - Вы с Ирочкой?! А ты подумал, на ком ты хочешь жениться? Этого мы с мамой ждали?
  - Папа, но я люблю её, мы любим друг друга!
  - Неужели в твоём окружении нет красивых девушек из нормальной семьи!?
  - Я ЕЁ люблю и мне не нужна красивая дура!
  - Нет, забудь!-резко ответил отец и вышел из комнаты.
  Мама была на стороне сына, но сказать что-то в данной ситуации не могла:
  - Сынок, не переживай, всё образуется, надо немного подождать. Папа успокоится, ещё раз поговоришь с ним, и я поговорю, всё будет хорошо. А Ирочке пока не говори, не надо девочку расстраивать.

   Случилось так, что Миша сразу после зимней сессии попал в больницу с приступом аппендицита. Три дня он оставался в больнице, после чего его выписали и ещё какое-то время он лежал дома. Мы навещали его, старались развеселить, а он просил не смешить его, т.к. смех причинял ему боль.

  Мальчик нервничал, что непредвиденная операция помешала окончательно поговорить с отцом. Случай не представлялся: с утра отец уезжал на работу, а вечерами кто-то приходил проведать Мишу.

  Однажды Ира засиделась, они с Мишей о чём-то долго говорили и, когда девушка засобиралась домой, дядя Юра вызвался её проводить. Все таки он был джентльмен!

  Шли они по улице молча. Потом мужчина заговорил:
  - Ира, послушай, что я тебе скажу. Миша сказал о вашем желании жениться.
  - Да, мы...,- начала девушка, но он её резко остановил:
  - Помолчи, пожалуйста! Мой сын НЕ МОГ так решить! Ты наверное...легла с ним, и теперь он вынужден на тебе жениться.
  Девушка потеряла дар речи, такого она не ожидала услышать. Наконец, придя в себя, она сказала:
  - Как вы можете так думать о своём сыне!? Даже, если бы я очень хотела, Миша никогда не позволил бы себе такого!
  То есть за себя она даже не оскорбилась, её возмутило, что о её Мише родной отец так плохо подумал.

   Миша поправился. Подошло время летней сессии. Однажды вечером он решился и сказал отцу:
  - Папа, если ты мне разрешишь жениться на Ире, я подожду столько, сколько ты скажешь. Если нет, мы завтра пойдём в ЗАГС.
  - Только через мой труп!- крикнул отец, хлопнул дверью и вышел.

  Могли ли родители подумать, что их сын, такой послушный во всём, на этот раз ослушается! Но всё имеет свой предел!

  Молодые люди подали заявление, затем зарегистрировались. В этот счастливый день их окружали друзья и мы с мамой.
  Вместо весёлого застолья и поздравлений, молодожёнам указали на дверь.
  И стали они жить в одной комнате, с больным дедушкой и старенькой бабушкой Иры.
  Тётя Аня тайком от мужа навещала их, помогала, старалась подбодрить,но как- то оправдать мужа уже не пыталась.

   Через три месяца счастливые молодожёны ждали ребёнка. Случилось так, что,когда у Иры начались предродовые схватки, Миши дома не было. Сообщить ему Ира не могла из-за отсутствия телефонов. Ни бабушка, ни дедушка ей помочь не могли. Собрав предметы первой необходимости и документы, она пошла к моей маме и мама повела девушку в больницу.

  Ирочка родила мальчика, как две капли воды похожего на красавца Мишу. Но даже рождение внука не тронуло сердце дяди Юры. Тётя Аня купила для ребёнка всё необходимое: от пелёнок, подгузников, распашёнок, сосок, бутылочек, покрывал до кроватки и коляски.

   Через неделю гордый Миша привёз жену с сыном домой, всё в ту же одну комнату. Но атмосфера дома, отношение бабушки и дедушки к молодым и ребёнку как нельзя  точно определяла поговорка- "В тесноте, да не в обиде".
   Тётя Аня места себе не находила в своих четырёх комнатах, зная, в каких условиях приходиться жить сыну.

   У Ирочки не было молока. А я за две недели до неё родила дочку, и у меня было очень много молока, я его постоянно сцеживала. Ира и Миша приносили сына-звали его Дмитрий, Дима - к нам: я его кормила, потом сцеживала молоко на следующее кормление. Так продолжалось шесть месяцев.

  Мальчик рос крепким, здоровым, весёлым. Рано начал агукать, в год и два месяца пошёл.

  Через два года у Миши и Иры родился второй красавчик-сын, Константин.
  К этому времени скончался дедушка Иры. Ира и Миша закончили учёбу и уехали с сыновьями и бабушкой на работу, по направлению, в другую республику.

  Всё у них сложилось удачно: дети росли, бабушка всё ещё вела домашнее хозяйство, молодые работали. Мама Миши продолжала помогать, посылала посылки, несколько раз приезжала. Ей очень недоставало внуков, но  муж всё ещё не желал видеть ни сына, ни невестку, ни внуков.

  Так и умер дядя Юра, ни разу не увидев родных внуков. Зачем он себя так наказал? Вопрос, на который нет ответа.