Гольгертс - От Закатника до Восходника

Тм Гуси-Лебеди
От "Закатника" до "Восходника".

Здравствуйте, уважаемые Гуси энд Лебеди.
Раз уж наша площадка имеет аббревиатуру ТМ - Творческая Мастерская, подумалось не лишним поделиться
своими наблюдениями по текущим конкурсам "Восходник" и "Закатник".
Сразу оговорюсь, что по моему мнению "твёрдыми" эти формы можно считать весьма условно.
Всё-таки должно пройти время, чтобы форма стала "тверда", чтобы сотни и тысячи авторов попробовали себя
в ней, чтобы сложились общепризнанные каноны и приоритеты, как например, в сонетах и прочее...
Пока же это всего лишь эксперимент одного отдельного автора (или малой группы), который ничего
не подтвердил, впрочем как и не опроверг. Но всё-таки с чем же мы имеем дело?

Как музыканту мне трудно удержаться от соответствующих аналогий, тем более, что в данном случае они
очевидны. Восходящие и нисходящие гаммы -- это азы, основы музыкальных гармоний.
Так что идея перенести это и на музыку стиха известна с древности, вот например:

РОПАЛИК или РОПАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИХ (греч. ropalicos - палица, дубина) – стихотворение c постепенным наращиванием кол-ва слогов. Ропалический стих был впервые замечен у Гомера: в его гекзаметре каждое слово в строке имело на 1 слог больше (1, 2, 3, 4, 5). В последующем некоторые античные стихотворцы взяли этот приём на вооружение и пытались писать такими строками целые стихотворения Из наиболее известных - "Молитва" Авсония" (IV в. н. э.).

Бог Отец, податель бессмертного существованья,
Слух склони к чистоте неусыпных молитвословий...

В горизонтальном ропалическом стихе слова от начала к концу строки увеличиваются на один слог. Так, в примере ниже (частично панторимичном) в каждой строке первое слово - односложное, второе - двусложное, третье - трёхсложное, четвёртое - четырёхсложное.

Жизнь - игра желаний мимолётных,
Есть - пора мечтаний безотчётных,
Есть, потом, - свершений горделивых,
Скук, истом, томлений прозорливых...
(В. Брюсов)

В вертикальном ропалике каждая новая строчка имеет на один слог больше. Как пример, - юмористический ропалик "Бдительный пограничник" .
 

1 Стой!
2 Видишь -
3 Граница.
4 Дальше нельзя,
5 Не положено!
6 Что, снова не спится?
7 Хочешь туда, рожина?
8 Там ведь повсюду мафия,
9 Кланы и эксплуатация!
10 Будь патриотом - в это болото
11 Не лезь!.. без визы на эмиграцию.


В случае с "Восходником" и "Закатником" за ЕДИНИЦУ взят не СЛОГ, но целая СТРОКА.
Разумеется, это закономерность, однако не только фонетическая.
В идеале автор должен написать СТРОФНЫЙ РОПАЛИК с тем, чтобы наращивать
и смысловую составляющую своих строф, причём в определённой схеме рифмовки.
Допустим в Восходнике в первом двустишии автор задаёт тезис, который развивает на протяжении
всего стихотворения, а заключительная строка является финальным выводом.
То же самое и в "Сонетном Закатнике" финальное двустишие должно являться "сонетным ключом",
как в Английских сонетах.
Отдельная история со схемой рифмовки и рифмой, вообще.
В указанных примерах мы видим, что например, в Восходнике, основная рифма-созвучие задаётся
с первых строк, а в дальнейшем её стоит лишь поддержать, правда по дальнейшей схеме рифмовки:
"треугольник", "квадрат" и далее -- эта рифма становится удалённой, а стало быть "забываемой!" слухом
и тогда на первый план выходит фактор максимальной фонетической точности, что, кстати,
и вовсе всегда обуславливает любая твёрдая форма.

Сложнее с Закатником. По определённой схеме рифмовки автор начинает с "удалённой" рифмы
и по первой же строфе читатель имеет дело, практически, с белым стихом и только к финалу
(если доживёт) может уловить-таки нужные созвучия. Какие тут возможны варианты?
Ну, возможна внутренняя рифма, эхо-рифма, словом что-то, что схватит слуховое внимание
читателя, хотя бы в первых двух строфах, и особенно, если используется длинная строка.

Уже слышу возражения моих вечных оппонентов из сторонников "не рифмой единой!".
Да, согласен я, что не "единой". Однако готовы ли вы однозначно утверждать, что нашли или ваша
Муза продиктовала вам образы ТАКОЙ СИЛЫ, оригинальности, свежести, что и рифма вообще
не нужна? А вот если вы написали нечто вроде: "Вот это стул -- на нём сидят", да ещё на слабой
однородной грамматической рифме, вы 100% нарвётесь на самый страшный вопрос, который
только существует в стихосложении: -- "НУ И ЧТО?!"

Так что предложенная Ланой Сноу форма -- это ни что иное, как поэзия ограничений, причём
не какое-то там фонетическое, типа аллитерации или шарады-буриме, а СМЫСЛОВОЕ
ограничение, в том числе. И тут уж, не получится: "Каждый пишет, как он слышит!" -- НИКАК не получится.
Ибо, свою Музу придётся приручать и направлять, да я думаю, что многие уже столкнулись
с непокорным нравом последней. Остаётся всем нам пожелать терпения в этом нелёгком,
но вне сомнения полезном деле.

С уважением, Олег. (Гольгертс)


Анонс конкурса "Сонет-Закатник" здесь - http://www.stihi.ru/2014/12/11/1194

ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ!!!