Ностальгия по математике и не только...

Елена Калинникова 5
                Памяти Ленины Ивановны Зайцевой,
                посвящается.

Десятый класс... 1969-1970 год. Мы очень разные... Одни уже совсем взрослые, после ночных свиданий зевающие на уроках...  Иные, совсем ещё дети...
Умники и не очень, отчаянные модницы и тихони -скромницы...
Одни готовые уже чуть ли не замуж, другие ещё ни разу не целованные.
И первая любовь, которая, как известно, редко бывает взаимной... 
Объединяла нас всех суровая необходимость получения аттестата и жуткое нежелание учиться. Особенно тёплой листопадной осенью и снежной зимой с её новогодними балами, и сумасшедшей весной, источающей феромоны любви...
   
Но каждое утро я бежала в школу по узким улочкам старого города, забегала в кафе "Подлунник", пила маленькую чашечку кофе, прибавляла шаг вдоль красивой Бастионной горки с городским каналом и, вот, я уже в родных стенах школы.

Учиться не хотелось... но куда денешься? Я сидела на предпоследней парте
у окна с Ларчиком - доброй подругой на всю оставшуюся жизнь. Ларка была серьёзная, старательная, уютная, с тяжёлой каштановой косой на плече. Мы с ней
дружили с третьего класса.  За спиной на последней парте - маялась загадочная Ленка Фрейберг - девочка с томным взглядом из-под усталых век. Иногда после уроков мы с ней, гуляя по городу, заходили в кафе "Коза", на улице Вальню, где собирались художники, хиппи и прочие неформалы. Ленка, как художник художнику, предлагала мне сшить пальто из верблюжьего одеяла, нацепить украшения из слоновой кости и стать "не как все". Мне же наоборот очень хотелось быть, как все, да и единственного одеяла было жалко. Заходили мы и в Академию Художеств подышать хотя бы одним воздухом с будущими живописцами.

Моя 17-я школа находилась в самом  центре города, среди парков, модных кафе, театров, недалеко от Домского собора в Старой Риге.  В бурлящем потоке городской жизни. Школа считалась одной из самых сильных и престижных. Наша "тройка" котировалась выше "пятёрки" в других школах. Почему злая? В ней не могли учиться, переведённые по каким-либо причинам из других школ - слишком высокие были требования. Когда после восьмого класса силовым решением
РОНО в нашей школе создали три девятых класса, набрав учащихся  из других школ, выяснилось, что они не в состоянии учиться наравне с нами. Эксперимент не удался и все они, как пришли, так вскоре и отсеялись.
Нам повезло: " Тяжело в ученье - легко в бою», но мы об этом и не догадывались. Ведь нам не с чем было сравнивать. Только жизнь показала, что даже последние двоечники из наших до сих пор пишут грамотно, а некоторые из них даже умудрились стать учителями!

Утром было особенно лениво постигать ненужные и лишние, как нам казалось, науки. Безумно хотелось спать. Особенно в тёмное время года. С девятого класса мною был придуман особый режим дня, который на всю жизнь сделал меня "совой".
Впоследствии это отлично помогало писать курсовые и дипломную в последнюю ночь.
После школы я с удовольствием гуляла по городу. Потом обедала и ложилась спать. Проснувшись часов в одиннадцать вечера, я до четырёх утра в полной тишине коммунальной квартиры делала уроки. Потом опять засыпала на часик, другой.
И так до утра.   

Учителя наши были великолепны! А мы - в своём большинстве дерзкие оболтусы
с великими планами на будущее. Лично я собиралась стать одновременно журналистом,  экономистом  и  художником. После школы мы бегали в кружок живописи, писали  заметки в подростковый "Факел" «Советской Молодёжки»*.
Ещё умудрялись петь в школьном ВИА. Пели мы звонко и про Ладу и про Синий
иней, что лёг на провода, и «А я иду шагаю по Москве».. В отличии от нынешней дебильной "фанеры" музыка в те весёлые 60-е была светлая, добрая и живая.
И особенно по нраву была пенсионерам, перед которыми мы иногда выступали. 
Мы, конечно, "фанатели" от "Битлов", Высоцкого и впервые познавали Есенина, которого ещё не было в школьной программе... Моими приоритетами в музыке
были Григ, Рахманинов... и, конечно, фильм-опера "Шербургские зонтики",
который я смотрела раз десять, точно...

  А ещё нас волновали мальчики в синей форме будущих авиаторов, проходящие ежедневно мимо окон кабинета химии, который располагался на первом этаже. Учительница, прерывая урок, говорила: "Девочки, обратите внимание, вот с кем надо дружить." Худенькие студенты весёлыми стайками поспешно семенили после лекций в свою общагу.  "Накаркала" Тамара Яковлевна: с кем бы
и где я впоследствии не знакомилась, оказывались студентами этого замечательного Рижского Краснознамённого Института Инженеров Гражданской Авиации. И первый кавалер, и вдребезги разбитое сердце, и мой муж - все оттуда.
   
  Нас интересовало в общем всё, что угодно, кроме учёбы. Впрочем, тут я
должна остановиться, чтобы возразить самой себе.

  В десятом классе в нашу школу пришла преподавать математику Ленина Ивановна  - Заслуженный Учитель республики! Сам Бог послал её нам, чтобы мы смогли преодолеть нашу нелюбовь к предмету. Надо сказать, что после замечательной
Ольги Соломоновны, учившей нас до 9-го класса, сменилось несколько учителей,
которым так и не удалось достичь успеха в плане нашего обучения.
 
   Как же нам повезло: Ленина Ивановна была не просто педагог, а Королева тангенсов и катангенсов! Стильная, светловолосая, голубоглазая и, что самое
главное, умная и сильная! Это был виртуоз, мастер своего дела. Она смогла
не только обновить наши запущенные знания, но и влюбить нас в свой предмет!

   Наш класс сначала впал в шок, не сумев овладеть ситуацией "ничего неделанья", а вскоре на уроках химии, физики, литературы и даже на переменах
мы с оголтелым азартом  только тем и занимались, что решали примеры, графики
и прочее. Теперь уже Учителя других наук впали в транс. На их вопрос:
" А, чем это вы там занимаетесь под партой?", мы искренне признавались:
" Математикой!"
Этот предмет научил нас думать на всю жизнь. Спасибо, Ленина Ивановна!

    Мои отношения с новым преподавателем складывались "закономерно":
На доске задание. Я уже знаю его решение. Сижу и демонстративно ничего
не делаю.
Меня вызывают. Отвечаю. Пятёрка. С лёгкой улыбкой Ленина просит показать домашнее задание.  Сделано, но не до конца. Но выполнить всё - нереально!
- Садитесь - Единица".
Итоговая отметка понятна. Мерзкая тройка. Выпускной Государственный экзамен
по математике я блестяще сдала на отлично. Получаю аттестат - трояк. Наказала за лень меня Ленина Ивановна. Обида была страшная. Прощай экономический...

     Ленина Ивановна на выпускном "посочувствовала" мне: " Леночка!
Не может быть! Это просто ошибка секретаря!" Да ладно! Не стала экономистом, стала юристом!
И вообще никто из нашего класса не пропал. Даже самый средненький ученик.
Жаль, почти все разъехались... Ох, блин, защемило в груди. Вспомнила свою школу, взгрустнулось, как и бывает, когда погружаешься в тёплую реку своих воспоминаний…
Помню всех учителей! Ольгу Соломоновну, Розу Давыдовну, Ирину Спиридоновну, Инну Серафимовну, Веру Ивановну, Иду Андреевну, Тамару Яковлевну и Ленину Ивановну. Всем поклон и искренняя благодарность за их благородный труд.
Увидев меня через двадцать лет на встрече выпускников, Ленина Ивановна всплакнула, послав мне воздушный поцелуй. Настоящая женщина!

    Ещё долго по окончании школы я решала большие примеры просто так для души.

13 декабря 2014 года.

P.S. Дописав последнюю строчку, стала искать походящее фото и вдруг на одном сайте наткнулась на объявление о смерти Ленины Ивановны в этом году 23 февраля. Перечитала, ничего не стала менять... Пусть эти воспоминания будут посвящены ей.
Светлая память.