Раздумья о современной поэзии

Юрий Ильин Сибирь
Скажите мне, зачем пылают розы
Эфирною душою по весне
И мотылька на утренние слезы
Манят, зовут приветливо оне?
Скажите мне!

Действительно, зачем пылают розы? И мотыльку покоя не дают зачем? Потому что весна? Потому что невозможно остаться равнодушным к благоуханию пылающих роз? Потому что пробуждается любовь? Просыпается сердце? Отворяется душа?! И Слово, согретое теплым дыханием Творца, согревает читателя, поэта, природу. Зажигает, воспламеняет в душе чувства! Светлые, чистые, трепетные…

А. А. Бестужев-Марлинский (русский поэт, критик, публицист эпохи романтизма) написал сии нетленные буквицы в 1830-м году. Тогда они волновали, манили, звали… Бесспорно. А сейчас? Нужна ли поэзия поколению «техно»?

Осень. Сибирь. «ГАЗель» везет доски. Я читаю водителю свои стихи. В движении. Говорю затем:
- Буду в марте в Москве, увижу самого Евтушенко!
- А кто он такой? – спросил Игорь, неглупый малый.
За его плечами - техникум. Машинист подземного электровоза. В возрасте Христа. «Вот она – суровая жестокость» - первая ответная реакция. А что взять с 20-25-летних? А школяры? Закончил школу – учебники в мусоропровод? Вместе с «Русской литературой». Великой. Чувственной. Вечной?!

 ЛИТ-Е-РА-ТУРА. «Лить ей радость», - сказал Господь. Как без радости жить? Как??? «Скажите мне, зачем пылают розы…».

Представлюсь. Коренной сибиряк. 53 года. Высшее техническое и высшее педагогическое. Помощник пчеловода. Автослесарь. Инженер. Оперуполномоченный ОБХСС. Замполит. Военрук. Учитель географии. Плотник-бетонщик. Предприниматель. Зам. директора гипермаркета. Мастер лесозаготовительного участка. И. о. юриста. Кочегар. Таксист. Оформитель иконостаса. Пчеловод. Столяр... Река моей жизни бурлила всласть. С размахом! Лишь к 50-ти она вынесла меня на равнину. Красотища-а-а! Но и раньше, и сейчас поэзия была рядом. Всегда! Радостно ли, пусто ли, горько ли – всегда буквицы, слова и строфы звучали во мне: я читал книги. Читал стихи по памяти. Есенин, Пастернак, Бальмонт, Брюсов, Блок, Евтушенко, Асадов… Читаю стихи и сейчас. Пишу стихи. Пытаюсь создать литературную студию-журнал «Вольная Сибирь».

- Что читают школьники? – спросил я библиотекаря моей родной школы в этом году.
- Фэнтези, ужасы и… про животных.
- А поэзию читают?
- Редко. В основном поэтов школьной программы.
В школе я тоже мало читал. Потом, уже в институте, читал взахлеб Северянина, Гумилева, Ахматову, Дементьева, Высоцкого…

Третий год я провожу блиц-опрос:
1. Кто самый русский писатель?
         2. Кто самый русский поэт из всех поэтов?
Спрашиваю всех – детей, взрослых, пенсионеров. Сколько людей - столько мнений: Толстой, Горький, Тургенев, Шмелев, Достоевский… Среди писателей-прозаиков с небольшим отрывом «лидирует» Лев Николаевич.
Задаю второй вопрос. "Пушкин!" – так считают 8 из 10 сибиряков. "Есенин", – говорит один из десяти. И последний, десятый, называет другого поэта. Каждый – своего. Пушкин – наше все! Аксиома!
И вот «под завязку» задаю третий вопрос:
- А кого вы читаете чаще других поэтов?
Есенина, - отвечают все. Почти единогласно. Исключения редки.
 
Вот она – загадочная русская душа! Самый русский поэт – Пушкин, а читают Есенина. Почему? Да потому что он – родной! Самый родной! Русский! Свой! Такой же, как все.

"Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России…"
(Сергей Есенин)

А кто? Кто сейчас роднее всех других? Древо поэзии живое, вечное – как родной русский язык! Евтушенко.(Примечание: на момент написания статьи поэт был ещё в живых) Мне лично он роднее, понятнее и задиристее, что ли, других словотворцев. С номинацией «молодо-зелено» сложнее. Из Интернета я «ушел» год назад. Пусто там. Безотрадно. Пластмассово-стеклянный мир. Мир от лукавого. Читаю временами периодику (тоже стихи) – журналы – "Москва", «Наш современник», «Октябрь», «Новый мир», «Огни Кузбасса», «После 12» (редактор А. Ибрагимов). Нравятся многие поэты. Многие. Назову две фамилии: кузбассовцы Александр Шихер и Виктор Бровиков. Строки их цепляют. Легко. Проникновенно. Правильно. Немного дерзко. В меру. Это первые ощущения. Первые мысли. А они, говорят, самые правильные. Кометой, Солнцем, Метеором чувственным прожгли меня стихотворения молодого поэта - самаряночки Карины Сейдаметовой. Карина, лучик Света Небесного, предлагаю тебе стезю редактора студии - журнала ВОЛЬНАЯ СИБИРЬ. Это мобильный проект нового формата...
 
Читаю критику. Касательно поэзии. Литобзоры. С живым интересом прочитал статью Юлии Подлубновой «Антологика» («Октябрь» №4, 2014). Доступный язык. Большая работа. Перелопатить столько антологий. Хороших и разных! Везет же Юлии! Аж слюнки потекли. Вроде как в новую реку окунулся. Стихотворную.

Поэт есть креативный продукт. Словотворец. Живут, на мой взгляд, те лишь стихи, которые созидают или зовут к созиданию. Та антология удачна, где энергия созидания поэта совпала с энергией составителя (или редактора) антологии. Так из цветов рождается букет. «Срастётся то, что принадлежит друг другу» (Рихард фон Вайцзекер). И вот тогда-то на запах эфирных душ пылающих роз летят мотыльки. И во времена Бестужева-Марлинского, и в наши дни!

С мотыльками понятно. Более-менее. А как завлечь современных старшеклассников и студентов? Осуществимо ли сие?

Весной я предложил учащимся двух школ - №36 и гимназии №11 города Анжеро-Судженска – принять участие в конкурсе «Сибирская весна». Процесс стихотворчества протекал самостоятельно. Рекламу не давал, призами не завлекал. Интересно было: а напишут ли дети что-либо вообще? Написали! Оказывается, и в наше время, время айфонов, ноутбуков и mp3-плееров, дети не только читают, но и пишут стихи.

Весной этого года литстудией «Вольная Сибирь» был проведен конкурс для всех желающих. Свои работы представили школьники и взрослые. Стихотворения старшеклассников меня порадовали. Свежие строки. Искренние. Правдивые.

Итак, стихи победителей конкурса «Сибирская весна».

Мария Анисимова (6 класс, гимназия №11, 1 место).

Я люблю, когда люди прощают.
Я люблю, когда люди не лгут.
Я люблю, когда все понимают,
Принимают и любят вокруг!
Ведь не зря говорили нам боги:
- Берегите друг друга, друзья!
Но мы люди, и все не запомним,
Из-за этого гибнет страна!

Полина Климова (8 класс, школа №36,2 место)

Давай потише.
Давай о главном.
О наболевшем.
О самом главном,
О настоящем.
Давай о вечном!
Давай потише.
Давай чуть слышно!
Мне очень страшно.
Мне очень больно.
И дождь по крыше,
И мы чуть ближе.
Во всем есть смысл,
Во всем есть правда.
Начались холода,
Но это все ерунда.
Просто со щеки бежит слеза.
Просто давай все сожжем дотла.

Екатерина Искандарова (8 класс, школа №36, 3 место)

Россия.
Три цвета: белый, синий, красный,
Картинка в памяти замрет.
Росси вольный мир прекрасный
Пусть каждый человек поймет.
Соборов гордые строенья,
Природы русской чудеса.
Пусть поднимают настроене,
От красоты поет душа.

Королева зимы
Она скачет по небу на колеснице,
Роняет на землю снежинки и лед,
И горе тому, кому в глаз или в сердце
Осколок снежинки той попадет.
Навеки влюблен будет он в королеву,
Пойдет он за ней за границы миров,
Растопит лишь тот лед зимы королевы,
Кто душу и сердце сам отдает.

*   *   *
Как больно, когда расстаются…
Как больно, когда расстаются
Такие родные друг другу друзья,
Так ниточка жизни тихонечко рвется,
Когда рядом нету тебя.
Ты была светом в ночи,
Огнем в нашей общей печи,
Попрощавшись, ушла.
Теперь в твоей жизни нет больше меня.
Я знаю, мы скоро встретимся снова,
Но боль не утихнет, пока
Мы не увидимся снова,
Родная подруга моя.

Вопрос: а зачем вообще нужно писать стихи? Ответ: потому что поэт легко может из негатива сделать позитив. Это слова анжерского поэта Людмилы Вяткиной. Добавлю от себя:

"Поэт, сидящий за столом,
Неуязвим. Он окрылен!"
                Юрий Ильин

Вернусь к упомянутой мной статье Ю. Подлубной «Антологика». Труд титанический. Польза несомненна. Но вот что удивило. Говоря об антологиях «Последнее стихотворение: 100 русских поэтов XVIII-XX веков» и «Первое стихотворение», упоминаются поэты А. Сопровский и Б. Рыжий с оценкой уровня их поэтической свободы. Уровень поэтической свободы А. Сопровского оценен как средний/средне-высокий, уровень же Б. Рыжего – как высокий/очень высокий. Забавно. Вроде как колбасу порезали. На предмет выявления органолептических свойств. Или как рентгеном просветили. Спектрального анализа ради. Корректно ли это? Этично? Эстетично? И, как православный человек, добавлю: а сия оценка богоугодное ли дело? Бог вправе судить. Мы, простые смертные, можем лишь рассматривать. Вспомнился Марк Твен. Прислал ему начинающий писатель свои рассказы и попросил дать оценку. Смысл ответа таков: ни писатель, ни группа писателей не могут дать объективную оценку. Публика! И только публика! Если ваши рассказы понравятся читателям, то они будут ждать от вас других рассказов.
О стилях и жанрах. Читаю и просматриваю новых поэтов и освежаю в памяти любимых классиков и современников регулярно. Насколько позволяет время. Авангард, неоавангард иже с ними не понимаю. Выпендреж. Эпатаж. Праздность. Пустословие. Словоблудие. Пустота создает пустоту.

Стихи должны запоминаться,
Как звезды, падая на снег,
Летать, сочувствовать, влюбляться,
Читая, должен человек.
           (Юрий Ильин)

Режут слух, царапают душу грубые, пошлые слова. С-Л-О-В-О есть Святая (т.е. вечная) Любовь Отца (т.е. Бога) в образе. Слова создал Творец, вдохнул в них свое тепло и душу и наградил ими человека. Засим плавненько так рычаще-мычащие обезьяньи звуки превратились в человеческую речь. Почитаешь вирши современных особо «продвинутых» авангардистов-арьергардистов – впору на деревья опять запрыгивать.

Дополнение от 25.06.2019:

Без малого пять лет минуло после написания статьи. Многое изменилось. В стране. В людях. Во мне. Во всём.
Моя любовь к стихам, стихосложению, книгам и чтению не измельчала. Наоборот - окрепла и пробудила интерес к древнерусскому/славянскому языку и правдивой летописи Расии и Сибири. Именно поэзия да ещё любовь к Природе-Матушке и пчёлам спасала меня в трудных жизненных ситуациях. Откроешь томик стихов - и будто в другой Мир погружаешься. Чистый Мир, невесомый, радостный, вдохновенный...

К сожалению, телефон и компьютер вытеснили книгу из досуга. Потеснили они книгу и из системы всеобщего обучения и профессионального образования. Что в итоге? Меньше стало творческих, думающих, неравнодушных людей. Обеднел наш "великий и могучий" некогда родной язык...
А ведь творческий человек - это самостоятельный человек! Он всегда найдёт выход в любой ситуации, придумает что-нибудь! Он сможет победить собеседника в споре! Всегда сможет найти достойно оплачиваемую интересную работу!
ВОТ ЗАЧЕМ НУЖНО ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ, А ЛУЧШЕ СЛУШАТЬ СТИХИ!
 



30.10.2014
г. Анжеро - Судженск Кемеровской области
С уважением, Юрий Ильин.