Через всю жизнь. 1 тур. Детство. Итоги

Кубок Стихиры
              ======= ДЕТСТВО =======


 
1Стихи одного сна

*.
В теплушке уснёшь на товарных путях,
В составе, весь день простоявшем по зною,
И спишь, и какой-нибудь видишь пустяк,
А поезд поехал, вихляя спиною. -

Уже он успел разогнаться, дрожа
На полном ходу, и, не метя в пророки,
Болтается в клетке вагонной душа,
Боясь ненароком отстать по дороге...

**

Ребёнком ты волен туда убежать,
Где можно, как тёплый кусок каравая,
За пазухой годы свои подержать,
Себя - за глаза - в старике узнавая.

И смотришь, не веря, досужую быль,
Что жжёт, как вода ключевая в ушате...
Проснёшься - и плачешь... И всё позабыл...
И бабушка скажет: "Не спи на закате..."

Юрий Семецкий:  6 баллов
Поезд, не метящий в пророки, образ слишком несуразный, чтобы не снизить за него бал. Есть повторы. «Уже» - очевидная заплатка. Композиция не построена — если уж начал про поезд, то доведи образ до логического конца. А так мне непонятно, зачем поезд вообще понадобился.
Вторая часть значительно лучше первой, и без неё (первой части) оценка была бы выше, а пока 6 баллов

Елена Ольховик: 6 баллов
Интересные стихотворения, но они будто вырваны из разных снов, по отдельности воспринимаю их, в диптихе – нет. Некоторое злоупотребление глагольной рифмой, в общем, меня не смущает, но немного смазывает впечатление
.

2. Девочка белочка

Девочка утром встанет с постели.
Белочка тут же прыгнет в качели.

Девочка плачет - много ей каши.
Белочка скачет хвостиком машет.

Девочка ножку ранила больно.
Белочка кошку сбила невольно.

Девочка жаждет золота, славы.
Белочка дважды пьёт из канавы.

Белочка плачет - очень устала.
Девочка скачет - козочкой стала.

Белочка с мишкой дремлет в кроватке.
Девочка шишку крошит украдкой...
 

Юрий Семецкий: 5 баллов

«Девочка плачет - много ей каши» - так строить фразы Вы можете дома в разговоре с близкими, а в стихах это называется косноязычием.
Композиция не продумана. Девочка сама по себе, белочка сама по себе. Как они связаны — непонятно. Какую задачу ставил перед собой автор, какой месседж хотел донести до читателей — непонятно.


Елена Ольховик: 1
Вообще не поняла, что хотел донести до читателя автор, вчитывалась несколько раз, но так и не вникла. Не понравилось вообще

.
3. Бате

Отцу моему посвящаю
Мир тот, батя, был совсем другим,
Неподвластным ни одной науке,
И не просто, добрым и большим,
А огромным! - брал когда на руки.

Вера там у всех была своя,
Без молитв, без церкви и без бога. -
Мы молились песням соловья,
И берёзке милой у порога...

Чтоб укрыть от стужи, да ветров
Как ей место ,помнишь выбирали.
"Что уж там ! Сажайте прямо в дом!"-
Мать смеялась весело над нами.

Бать, а помнишь, за окном метёт,
Домик наш в снегу до самой крыши
Ребятня сидит блаженно ждёт!
Бать так тихо, что почти не дышим.

Твой трофей дружок-аккордеон
Льёт с небес сладчайшее причастье...
Бать, Весна сама к нам шла в полон -
Дом шалел от праздника и счастья!

Громких слов ты нам не говорил-
Просто жил и радовался нами.
Не водой из родника поил,
Пили, бать, мы Родину глотками.


Юрий Семецкий: 4 балла

Я извиняюсь, но кого мир брал на руки? В первом предложении синтаксическая ошибка. «Тот» и «совсем» - заплатки. В этом же предложении очень нехорошая инверсия. В целом текст дидактичный, без выдумки, без работы с образами.

Елена Ольховик: 3
Хороший разговор с отцом, но в силу того, что много глагольной рифмы, пунктуация скачет на хромой кобыле, есть  неоправданные инверсии, это скорее попахивает графоманией, хотя я лично очень верю, что автор может гораздо сильнее.

.

4 Музыка детства.

Время счастливое: годы без бедствий,
Дни-откровения, звёздные ночи…
Мне вспоминается музыка детства:
Вечер июньский, до песен охочий;

Пляс под гармонь у цветущей калины –
Лихо кружатся платочки и юбки;
Пальцы щекочут струну мандолины –
Мама мотив подбирает «Голубки»;

У ребятни – хороводы, веночки;
В ветвях черёмух поют свиристели;
В доме – поющие радиоточки;
«Школьные годы», «Скворцы прилетели»…

Пенью учиться мне было не нужно:
Пелось, хоть перевирала слова я,
С мамой - легко, безмятежно и дружно,
С песнями плача и переживая.

Радость и свет – под крылом у Отчизны,
В дружбе, народов семье безопасной,
Будто в счастливом преддверии жизни –
Маршевой, звучной, большой и прекрасной.

Как мне сейчас этих дней не хватает,
Песен, наполненных солнечным светом!
Время без радости медленно тает,
Будто болеет мотивом неспетым.

Будто в хронически-долгой остуде,
Духом упавшие - стали мы старше.
Где вы, счастливые, светлые люди?
Где вы, победные звонкие марши?
 

Юрий Семецкий:  6 баллов
Довольно грамотная версификация. Автору не хватает выдумки или личного опыта (наблюдательности), чтобы рассказать интересную историю.
В художественном тексте не должно быть фраз типа «Как мне сейчас этих дней не хватает», а должно быть конкретно показано, как именно не хватает. И вообще, Вы не должны рассказывать о чувствах, их надо демонстрировать. Если Вам больно, то кричите от боли. Если Вам радостно, то смейтесь. А пока 6 баллов.

Елена Ольховик: 5
Вернуло меня в мое детство, в песни, которые мы помним до сих пор, и даже что-то тронуло, однако…  Последние два катрена понимаю, но принимать позицию автора не хочу. Если автор разучился радоваться и упал духом, не стоит грести под одну гребенку весь мир.
 «Пелось, хоть перевирала слова я,» - попробуйте громко это продекламировать, я тут спотыкаюсь, а доработать можно.
.

5. Первый бал Наташи

Она творила, стоя у трельяжа,
В мейк-ап мазками вкладывая душу,
Немыслимой манерой макияжа
Бессмертные традиции порушив.

И было в этом отраженьи века
Всё лучшее, чем славится культура:
Гротеск Моне, экспрессия Лотрека
И фанатизм таджика-штукатура.

Возникший симбиоз сюрреализма
И боевой раскраски ирокезов,
Добит был для раскрытия харизмы
Поэтикой пупочного железа.

Толстой рыдал Тургеневу в рубашку
С инфарктом Пушкин пал в библиотеке -
Впервые восьмиклассница Наташка
Готовилась блистать на дискотеке.
.

Юрий Семецкий:  10 баллов
Очень симпатично. Подводка затягивает в ход повествования, а кульминация ошарашивает в лучшем смысле этого слова.
Единственное, что хочется посоветовать, это фразу «сюрреализма И боевой раскраски ирокезов» выделить тире или взять в скобки (запятая после «ирокезов» точно лишняя). А в таком оформлении она (фраза) лично меня стопорнула. Подозреваю, что я в этом не одинок.


Елена Ольховик: 7
Улыбнуло, милая ирония. Картинка возникла, и весьма живая, наверно, себя вспомнила в восьмом классе, да дочку не так давно в такой картине наблюдала.
Что же касается общего впечатления от произведения, то его слегка подпортили пунктуация, которая хромает, и еще… «в этом отраженьи века» - в отражении или в отраженье, никак иначе, но в  целом:

.
6   Детство.

Как ни крути, а детства не вернуть
И вновь войти в одну и ту же реку,
И вновь пройти один и тот же путь
На свете невозможно человеку.

Не освежить затёртых жизнью чувств
И никогда вам не удастся снова
Увидеть красоты стеклянных бус
И блеска замусоленного слова.

Бумажный змей для вас не оживёт
И палка вновь лошадкою не станет,
И кукла больше не раскроет рот,
Кащей не затаится за кустами ...

Да кто сказал, что всё невозвратимо,
Что детство растворилось в сновиденьях -
- Да вот оно - привычно правит миром,
Удобно примостившись на коленях.


Юрий Семецкий:  7 баллов
Ещё одна грамотная версификация, где автор ничего не придумал. Череда банальностей заканчивается неподготовленным финалом. Финал, надо признать, интересный. И очень жаль, что не удалось придумать к нему подводку.

Елена Ольховик:5
От полного отрицания возврата в детство пришли мы в утверждение возможного… Такой ход мне нравится, только в самом конце стало понятно, зачем были грустные первые три катрена. Не очень понятно, однако, зачем в четвертом катрене поменяли ритм.

.
7. Ванька с Юлькой

Ванька с Юлькой - брат с сестрой,
Между ними - вечный бой!
Ванька дёрнет за косички,
Юлька сдачи даст с лихвой!

Вместе сели есть блины,
Ни секунды без войны:
Чашки, ложки, все летает -
Ни минуты тишины!

В детской - жуткий кавардак
(после битвы, как-никак):
пух подушек, лом игрушек,
сверху - стоптанный башмак!

Ванька любит баскетбол,
Юлька любит рок-н-ролл,
ну, а в шахматах и шашках
Не поделят даже стол!

Вечно спорят, вот беда!
Ванька: - Нет! А Юлька: - Да!

...Но в беде они друг друга
Не оставят никогда.


Юрий Семецкий:  8 баллов
В стихотворении для детей к русскому языку надо подходить особенно бережно — постараться обходиться без тире, а строить предложения с подлежащим и со сказуемом, и уж точно не следовало бы использовать междометия (ну). Тем более, что здесь оно используется не в прямой речи, а в авторской.
Мне трудно оценить насколько это стихотворение интересно детям, поэтому буду считать, что интересно.

Елена Ольховик: 10
Детство моих сына и дочери, каждая строчка в точку. Очень понравилось.
.

8. После спектакля

Первая любовь. Эффект стоп-кадра:
Драмкружок. Негаданный аншлаг.
В костюмерной школьного театра
После представленья - кавардак.
Радостно галдящие актёры
Разбирают скромный реквизит,
Режиссёр - историк Пал Егорыч -
Новой репетицией грозит,
Хочет замахнуться на Гомера,
Или на Шекспира - всё равно!
А тебя не радует премьера,
Ты с надеждой ждёшь чего-то, но
Твой Пьеро смешит Лису Алису,
Буратино вызвав на дуэль.
Ты не выдашь чувства, ты - актриса,
Ты сценарий спрячешь в свой портфель...
Снято!
На потёртой киноплёнке
Лиц полузабытых череда;
И такой несчастной и влюбленной
Ты уже не будешь никогда.
Будешь прежней умницей-Мальвиной
И с улыбкой вступишь в разговор.

За горящим на холсте камином -
Дверь в обычный школьный коридор.


Юрий Семецкий:  7 баллов
Здесь есть попытка рассказать интересную историю, но нет яркого финала, венчающего данную историю неожиданным открытием.

Елена Ольховик:10
Школьные годы, первая любовь… Читается на одном дыхании, четкая картинка возникает в сознании. Спасибо автору за удовольствие!

.

9. Как проснулось Солнышко

Как проснулось Солнышко,
Сразу улыбнулось!
И при этом сладко,
Сладко потянулось!

А на щечках ямочки,
Светятся глазенки!
Агу-агу-агушеньки -
Тянутся ручонки.

Гули-гули-гуленьки –
Внученька моя!
И возьму на рученьки
Солнышко, любя!

Юрий Семецкий:  3 балла
Я бы не стал это стихотворение читать ребёнку. Автору следует поработать над лексикой, увеличить словарный запас, вспомнить синтаксис... и тогда, возможно, появятся нормальные рифмы, глазёнки не будут светиться на щёчках, а фразы обретут необходимую в стихосложении художественность.

Елена Ольховик: 1
Есть взрослые стихи на тему детства, а здесь детское стихотворение, но… оно не конкурсное, его нужно внученьке читать.
Технически полный провал в ритме, рифме, и кроме улыбки солнышка ничто здесь не радует и не цепляет.

.
10. Прошлое

Хлоп глазами - прошлое,
Скачет детвора.
Валенки с галошами ..
Было как вчера.

Хлоп ресницы - прошлое,
Школьная пора.
Время суматошное...
Было как вчера.

Хлоп и снова прошлое,
Было, как вчера.
Светлые, хорошие
Дни и вечера.


Юрий Семецкий:  4 балла

Это стихотворение написано лучше предыдущего, только оно не дописано, и я бы рискнул сказать — вообще не написано. Это какие-то наброски, к коим автор, надеюсь, ещё вернётся, и тогда скажет всё, что собирался сказать своему читателю, но пока (времени что ли не хватило?) не сказал.

Елена Ольховик:1
Хлоп – словечко разговорное, зачастую в поэзии неудобоваримое, и здесь автор не сильно разобрался в его употреблении. Хлоп – хлопок или хлопать, хлоп глазами – хлопок глазами или хлопать глазами – живо представилось, какой звук глаза издают при хлопе, а вот хлоп ресницы – просто шедевр… хлопок ресницы или хлопать ресницы… я в замешательстве, впрочем, и третий хлоп ясности не вносит. Ни грамотности, ни поэтической, ни моральной ценности я здесь не увидела, не зацепило вообще.
.

11. Мои созвездия

Рыбалка, август – милый снимок детства –
Компания друзей вокруг костра
И дядя Юра – выдумщик известный,
Покойный уж. А было, как вчера:

Лежим в траве, на звездном небосводе
Гадаем, где Весы, где Псы и Рак,
А он по небесам цигаркой водит,
Сбивая нас шутливо: «Всё не так!

Какие Псы? Не наблюдаю Рака!
Мне звёзды по секрету говорят:
Вон там Комбайн, а за Комбайном Трактор
Плеяды тащит. Много их, Плеяд…»

И засмешит, чудак, порой донельзя
Таким посылом к божеским вещам.
С тех пор я точно знаю, что полезно
Посматривать на небо по ночам,

Где в вечности висит Большая ложка
Примерно над созвездием Костра,
Там Соль, а тут Печёная картошка
И лозунг «Чем не жизнь-то, детвора!»


Юрий Семецкий:  7 баллов
Милая картинка детства, но финала нет.

Елена Ольховик: 9
Чудесное стихотворение со светлыми воспоминаниями, грамотно скроено, читать – удовольствие. Живо возникли в моем сознании и ребятня, и костер, и дядя Юра, смешной и очень добрый. Спасибо автору.

.

12. Кирюшке

Я сказала: «Господи, паук!» -
Ну, а ты – «Всего лишь паучишка»…
И тебе всё также сходит с рук
Бесшабашный, озорной мальчишка.

Ты меня повыше раза в два,
Весело потреплешь по макушке,
Посмеешься… Помнишь ли? - едва,
Как с тобой делили мы игрушки.

Ты полдня гоняешь за мячом
Или тычешь пальцами по "клаве".
Никакое время нипочем
Вашей безалаберной ораве,

А ведь помнишь - и не так давно -
Я тебя водила в детский садик.
Для меня ты прежний всё равно,
Тот же самый, просто младший, братик…

Юрий Семецкий:  5 баллов
Вроде бы началась история про паука, но автор тут же увёл в сторону, и никуда не вывел. В результате намечающаяся композиция рассыпалась. Финала нет.
Синтаксис! Это искусство (в поэзии) строить предложения. А у Вас «И тебе всё также сходит с рук», и? Что именно сходит с рук? Паучиха?

Елена Ольховик: 5

Просто и со вкусом – наверно, именно так и нужно писать о самых близких людях. Светлая энергетика автора, рожденная нежностью и любовью, скользит сквозь строки, и настроение от прочтения доброе-предоброе, однако… Не без ложки дегтя в этих медовых стихах.
…Я сказала: «Господи, паук!» -
Ну, а ты – «Всего лишь паучишка»… - не могу понять, почему автор в одном случае прямую речь пишет через двоеточие, а во втором – через тире. По идее автор пытался заменить глагол на тире, но в случае прямой речи через двоеточие в этом не было необходимости.
…И тебе всё также сходит с рук
Бесшабашный, озорной мальчишка…- также пишется слитно, когда употребляется в значении тоже, где вместе оба этих союза являются родственниками союза «и», т.е. могу в тексте заменяться между собой или союзом «и». Когда же мы хотим подчеркнуть что-либо, сравнивая, допустим, «так же, как и прежде/так же, как когда-то/так же, как у кого-то» и т.д., всегда пишем раздельно. Здесь же обращение «Бесшабашный, озорной мальчишка» не выделено запятой.
.

13. Щенок на цепи

Был первомайский радостный денек.
И солнце поднималось, словно в гору.
И лишь на цепь посаженный щенок,
Грустил один за сетчатым забором.

Да, кто-то скажет, мол душа слаба.
За сантименты лишние осудит.
Но из ребенка делают раба!
Он не такой?- Таким, как нужно будет!

Конечно жизнь собачья коротка,
У человека заняло бы годы.
Чтобы не мыслить жизнь без поводка.
Чтоб ненавидеть тех, кто на свободе.

Пес станет злым, хотя не виноват,
А человек – скотиной и подонком.
И бросит полный ненависти взгляд.
Он и на тех, кто видел в нем ребенка.


Юрий Семецкий:  8 баллов

«Он и на тех, кто видел в нем ребенка» - мнда! А ведь можно было написать, например, так — На тех «друзей», кто видел в нём ребёнка.
Замените «друзей» на любое другое, подходящее Вам, слово, и будет хорошо.
«Осудит — будет» - это не та рифма, из-за которой можно простить косноязычие. Из фразы «Он не такой?- Таким, как нужно будет!» надо убрать первую часть, и сформулировать мысль более чётко.
Стихотворение мне понравилось, но с косноязычием надо бороться.
Только потому, что мало кто из Ваших предшественников меня порадовал ставлю 8 баллов

Елена Ольховик 3

Авторская пунктуация вызвала во мне шок и недоумение. И вроде бы…тема хорошая, взывающая к добру в человеке, но при условии данных знаков препинания выходит «казнить, нельзя помиловать»…
.

14. Дочке

Тебе, моя дочка,
Два нежных годочка,
Живёшь ты средь звуков и снов
И в сложностях быта
Постигла почти ты
Науку движений и слов.

Смех, игры и сказки,
Катанье в коляске  –
Насыщен делами твой день,
Весь мир без опаски
Спешат твои глазки
Вобрать, осознать, разглядеть.

Мир запахов, света,
Мелодий и цвета  –
Для нас он привычен и тих.
Пусть в памяти где-то
Останется этот
Блаженный младенчества миг.

Юрий Семецкий:  6 баллов
Хорошее стихотворение для домашнего пользования. Стороннему человеку трудно умилиться даже двухлетним ребёнком, когда его описывают общими словами.

Елена Ольховик: 7
Пела эти строки, что я очень и очень люблю, и опять же очень светлая энергетика строк, полная любви и нежности. Одна запятая в первом катрене потерялась, но общего впечатления не смазала, хотя убедительно прошу автора ее найти.

.
15. Ты кто?

Там, за резной старинной рамой
Трюмо, которому лет сто,
В 3D пространстве амальгамы
Лицо знакомое: – Ты кто?
Примерно шесть ей... бант... косички...
Молочный выпал верхний зуб,
Обгрызен ноготь, ноги-спички
Танцуют, словно в пятках зуд.
И нет еще в помине Стинга!
На тему вечной "Mon Amour"
Из радиолы на пластинке
Поет о чем-то Азнавур,
Скребет потертая иголка,
Не торопясь, за кругом круг...
Помадой маминой неловко
Накрашен бантик детских губ,
И недолепленная лошадь
Из пластилина цвета беж
Сидит под парусом в калоше.
А день, как пряник мятный, свеж!


Юрий Семецкий:  8 баллов

Абсолютно шикарные первые четыре строчки, дальше текст пошёл попроще, а финала нет совсем. Ну, вспомнили Вы детство... Ну, день тогда был прохладный (так ведь надо понимать — свеж?)... И что? Как это повлияло на Вас сейчас?
С учётом первых строк выделю Вас из числа «безфиналистов».8 баллов

Елена Ольховик:7
Очень приятное стихотворение, такой флешбэк в детство, что неожиданно узнала себя в некоторых строках. Помню, помню… и бантик детских губ в маминой помаде, и радиолу с пластинками – все это родило в душе приятное тепло…
Ну а теперь немного о…
«Там, за резной старинной рамой
Трюмо, которому лет сто,» - мне интересно, почему запятая, выделяющая уточняющий оборот, потеряла свою пару??
«Молочный выпал верхний зуб,» - не самая удачная инверсия, стоит поработать над ней.
«Из радиолы на пластинке
Поет о чем-то Азнавур» -  радиола на пластинке – это как дубленка на цигейке? Суть понятна, но глаз цепляется…
Но все равно стих, как пряник мятный, свеж!
.

16. Здравствуй море

Здравствуй, море! Голубая
И зеленая волна
Плещет, в море убегая,
Пены солнечной полна.

  Хорошо на диком пляже
  Мне резвиться и играть,
  Строить крепости, и даже,
  Грязью вымазав как сажей,
  Ноги в море отмывать.

На песке видны ракушки
И следы от наших ног.
Моря белые игрушки
После штормовой пирушки
Кто-то высыпал мешок,

  И лежат они, в узоре
  Очертанья волн храня.
  Век пройдет, здесь будет море,
  Волны, ветер на просторе,
  Но не будет здесь меня.

А пока что - Здравствуй море!

Юрий Семецкий:  8 баллов

В первой строфе синтаксическая ошибка, но я полагаю, что этому стихотворению не нужна первая строфа, а потому оценивать буду без неё.
А без первый строфы получается довольно милая картинка, не без небрежности, но всё же милая. 8 баллов

Елена Ольховик:1
Обычно первый катрен задает ритм всему стихотворению, но в данном произведении этого не случилось, что оказалось весьма и весьма печально. И в целом светлое энергетически стихотворение не привнесло никакой ценности в этот мир.
.

17. В детстве нашем

В детстве травка зеленее,
В детстве солнышко яснее,
В детстве дождики грибные,
Облака плывут смешные.

В детстве дни всегда без края,
В детстве в шаге мы от рая.
В детстве мама молодая,
А красавица какая!

В детстве ветерки не злые,
И деревья все большие.
В детстве бабушки хлопочут,
И сверчки в траве стрекочут.

В детстве и зима теплее,
В детстве дядю Бармалея,
Лишь, боимся мы немножко,
Но его прогонит кошка.

В детстве чудеса простые,
В детстве вёдра не пустые.
В детстве праздники милее,
Радостнее веселее.

В детстве мы, как заводные,
Окружают нас родные,
Как порядки боевые...
И живые все... живые!!!

Юрий Семецкий:  4 балла
Набор банальностей.

Елена Ольховик:1
В детстве, в детстве, в детстве, в детстве... и так в каждой строчке... а сколько можно было бы сказать, когда бы повторения убрать… Но история не любит сослагательного наклонения, потому оцениваем то, что исторически уже сложилось, а сложилось вроде бы светлое стихотворение, но с огромным количеством повторов и банальной рифмой.

.

18. Было Ему девять, может, десять...

Непролазный лес...болота, хляби...
Еле-ели ноги жижу месят...
Сорок первый.Август.Хлипкий мальчик...
и годов-то...девять или десять...
Пробирался гулкими лесами
из разбитой, выжженой деревни...
Только он один в живых остался...
шел как мог ...искал свое спасенье.
Третий партизанский.Выступ леса.
Командир склонился перед картой...
Где-то здесь, в восьмом квадрате, немцы :-
В наступленье выдвигаем завтра...
Поздний вечер.Дождь, промозглый,мерзкий
Словно слезы льет природа...плачет.
Прибыли ребята из разведки...
На руках, лет девять-десять, мальчик...
Ну давай за стол садись, дружище...
Чуть живой...Несите одеяло...
Натопи пожарче...отоспится...
Эх, не унывай! Жить будем, малый.
...
А на утро двинули лесами,
Паренька оставили в землянке...
С ним хромой старик -Кузьмич, с берданкой
и девченка - медсестра Оксана...
Время шло. Вторые сутки...третьи,
где отряд...вернется?...не известно.
Только так уж получилось...немцы
Вышли на поляну ту...из леса.
....
Командир их...Ганс...а может...Генрих
громко крикнул :-
Русиш партизаны...Выходите!
Я считать до ... десять.
Вышли - дед, мальчишка и Оксана...
Расстреляли деда...и девченку
(убежать хотела) да не вышло.
Им в глаза смотрел...не детским взором
(Девять -десять) маленький мальчишка.
И раздался крик:-
Держите,гады!
В миг, когда сошлись они плотнее...
Вынул из карманов...две гранаты
и швырнув, добавил:
-Жрите...звери!...
Взрыв раздался ...Замертво упали
те, что попирали человечность
И лежал ...лет девять- десять...мальчик
И плыла ...в застывшем взгляде ...
Вечность.

Юрий Семецкий:  9 баллов

О, это грамотный автор, знающий что и как сказать, то есть форма и содержание в гармонии. Хотя есть к чему придраться, например, к рифмам, которые местами не совсем рифмы, но я придираться не буду.

Елена Ольховик:8
И вот тот самый пример, когда и ритмом автор владеет, и рифма интересная есть, и сюжет очень увлекает, и мораль присутствует. Читала с упоением, будто историю чьей-то жизни проживала, события стремительно развивались и захватывали, правда, хотелось все же хэппиэнда, но в жизни есть место и драме.
Есть несколько замечаний, надеюсь, автор их учтет и исправит:
 Еле-ели – это что за зверь такой??
В тексте отсутствуют пробелы в нужных местах.
Отсутствуют некоторые знаки препинания в нужных местах.
Девченка – грубейшая орфографическая ошибка дважды в тексте.
Оценка – 8 – авансом, в надежде, что автор учтет замечания. А могло бы быть 10…

.

19. Тима

Раннее утро. Спит еще детский сад.
Только в одном окошке сейчас светло уже:
Тиму приводят первым - в шесть пятьдесят
И оставляют ждать остальных со сторожем.

Тима ко мне бросается, как стрела,
И говорит обиженно и растерянно:
"Доброе утро! Где ты всю ночь была?
Я по тебе соскучился, Алексеевна!"

Тима меня не слушает. Никогда.
И на прогулке тащит мне "чай" из лужицы.
Я возмущаюсь. Он мне: "Моя звезда!
Я же мужчина, вот ты меня и слушайся!"

Он станет лучшим ниндзею на Земле,
И в Новый год, в мороз, в темноту, в метелицу
Он приплывет за мною на корабле,
Белом-пребелом. И непременно женится.

Юрий Семецкий:  9 баллов
Хорошая история. Светлая. Хотя за ней чувствуется неустроенность и мальчика, и воспитательницы.
Некоторая неряшливость в тексте всё-таки присутствует, поэтому только
9 баллов

Елена Ольховик :7
Забавное стихотворение. Картинка в голове сразу родилась. Мальчик Тима заставил улыбаться.
«ниндзею» - очень режет слух, рекомендую продумать этот момент, согласно правилам русского языка ниндзя не склоняется.

.

20. Припомнилось: совсем еще малец…

                *   *   *
Припомнилось:
           совсем еще малец,
Просил отца я, чтоб достал собаку.
И вот дворнягу мне привел отец,
Я с ней ходил в разведки и атаки.

Обегал за неделю все село,
Все тропки, перелески, и дороги,
И лишь в одном мне с ней не повезло:
Собака эта ела очень много.

И раз, неся ей скудный хлеб в горсти,
Отец промолвил с простотой житейской:
«Придется пса обратно отвести,
Дай Бог хотя бы прокормить семейство».

И я молчал. Но, как живой укор,
На брата и меня, отца и маму
Смотрел наш пес невинными глазами,
Которые я помню до сих пор.
.
Юрий Семецкий:  8 баллов

Вообще-то оригинально — это я говорю после некоторого размышления. А с ходу мне не понравилось. Но это чисто эмоциональное восприятие — обычно пишут о собачьей верности, а здесь о предательстве человека. За человека обидно.
Текст надо ещё дорабатывать. Ну, в какие-такие атаки ходил герой будучи мальцом? Атаки (и разведки тоже) надо убирать. И т. п.

Елена Ольховик:6
Сюжет понятен, ритм присутствует, мораль тоже, не очень понятно, зачем сменил автор ритм в последнем катрене, думаю, над ним стоит поработать.
.

21. Чертенок души

Копыта отстучали. Тишина.
Проселок вдаль змеится мимо весей.
Кривляется ущербная Луна:
Чертенок корчит рожки ножки свесив.

Чертенок этот - я. Давным давно.
Веселый, звонкий и совсем не вредный.
Заглядываю в старое кино...
Теперь к Луне большие километры.


Я не скачу. Все более пешком.
Хотя осталось что- то из пеленок.
И мне приятно, что порой тайком,
В душе смеется радостно - чертенок!

Юрий Семецкий:  5 баллов

Вот казалось бы — чего к словам цепляться, понятно же всё? Однако не прицепиться невозможно, когда замечаешь такой шикарный прокол. А шикарный он от того, что сделать его может только человек образованный с большим словарным запасом, и сильно далёкий от деревенской жизни.
Дело в том, что просёлок — это дорога, ведущая в село, а село — это большая деревня и обязательно с церковью. Слово весь — древнее, уже в 13 веке восточными славянами (русскими) практически не использовалось, оно означает маленькое село, и мало того, что без церкви, так учитывая древность — это небольшое поселение в лесу, а вокруг — полное бездорожье. И единственное, что могло змеиться мимо весей — это зга. Та самая зга, которую в глухом лесу не видно.
Ну, это так — лирическое отступление. А стихотворение я не понял, что убеждает меня не в том, что я непонятлив или даже туп, а в том, что автор не продумал композицию. А фраза «Теперь к Луне большие километры» заставляет утверждать, что и с синтаксисом он (автор) не дружит.

Елена Ольховик: 8
Мне нравится это стихотворение, но я не могу определить, что именно, видимо, все в целом. Запятую из предпоследней строчки нужно переставить в оборот четвертой строки первого катрена, «давным-давно» пишется через дефис, и… пусть чертенок души радостно смеется.
.

22. Ночь заводного китайского клоуна

Викки рисует мосты разноцветные
Для заводного китайского клоуна.
Ночь так конфетна, и ночь так секретна, и
Запахом красок для Викки наполнена.

Куклы в шелках прячут белофарфоровость,
Куклы взволнованы чаем и танцами...
Мама поймёт - это детство опомнилось,
Детство вернулось и с Викки останется.

В тапочке, в тряпочке, чудно накормлена,
Плачет Её Королевская Плюшевость:
"Ах, я гуляла сегодня под клёнами,
Дважды терялась и Викки не слушалась!"

Викки игрушкам поёт колыбельные...
Взмах, ещё взмах! - это феи слетаются,
Льнут на картину прозрачно-пастельные
Феи, рождённые тонкими пальцами.

И остаётся окно - незашторено,
Гроз никогда не бывает - проверено! -
В ночь заводного китайского клоуна,
В ночь всех конфет и картинотворения.


Юрий Семецкий:  9 баллов

Я не знаю, кто такая Викки. Надеюсь, что это мем, относящийся к китайской культуре. Викки? К китайской? Ну... может, это из мультика, или из книжки... Это я себя убеждаю, потому что в противном случае опять придётся пенять автору на композицию, мол, начинать надо с вступления, где определяются место действия и главные герои...
А написано хорошо — с фантазией и синтаксисом у автора порядок.
Ладно, поставлю осторожные 9 баллов,
но очень надеюсь, что автор расскажет мне о своём герое.

Елена Ольховик:9
Волшебство детства, или Викки – сама себе волшебница??? В любом случае это произведение захватывает, технически грамотно и ладно сложено.
.

23. Родина

Володя жил в хрущевке возле парка.
 К нему с соседних кленов на балкон
 Летала примелькавшаяся галка,
 И лился карусели ржавый стон.

 Он с физиком-отцом в советском детстве
 Квартала преимуществом считал
 «Комка» радиотехники соседство,
 И близость «за бугор» бегущих шпал.

 Он быстро оказался в синей дали,
 Успел еще в застой и был таков.
 А клены у его балкона стали
 Мне пищей для печали и стихов.

 Живу все в том же стареньком подъезде,
 И сделалась для друга навсегда
 Такой же галкой скучного предместья,
 Хлопочущей у старого гнезда.

 В мое окно сиренью дышит лето,
 Подвального «комка» простыл и след...
 На лавочке с помятою газетой
 Сидит тот старый физик, мой сосед.

 Когда одна гуляю по аллее
 В соседнем парке, полном детворой –
 Бывает – постою у карусели,
 Где мы катались с Вовчиком порой.               
*"Комок" - народное название комиссионного магазина
.
Юрий Семецкий:  5 баллов
В первой строфе с клёнов лился ржавый стон. Во второй строфе образцово-ужасная инверсия. В третьей строфе герой быстро оказывается в синей дали (я так понимаю, что на небе), то есть умирает, а некая сущность (не указано какая именно) начинает питаться клёнами...
Прикольно, мистично, но неграмотно.

Елена Ольховик: 4
Перечитывала раз пять, все пыталась за что-то зацепиться душой, и вроде бы ладно скроено, но рифма слабая, и вроде бы суть понятна, но сюжет не зацепил. Возможно, это что-то близкое только одному


24. Детство

Оно не ушло, не исчезло, не кануло в Лету –
осталось в морщинках до стона знакомых дворов
в том городе N, где берёзы милуются с ветром,
и Омкой любовно зовут мелководную Омь.

Беспечно гуляет по тропкам давнишних маршрутов
и смотрит глазами ушедших, но близких людей,
сквозь время, узлом закреплённое в чёточном круге –
бесценной жемчужиной в нём каждый прожитый день.

Там плакса куклёна гнусавит протяжное "маа-мнаа",
хоромы весной обживает залётный скворец,
соседская Светка всегда поправляет: "Светлана",
и сдобочку-дочку на плечи сажает отец.

Там клеточки чертит девчонка на школьном асфальте,
А в классе мальчишка вздыхает и девочку ждёт.
Не знает их нежное чувство упрёков и фальши,
И зависть подружек ( друзей) не берётся в расчёт.

А детство ночует все время в родительском доме –
сопит на подушке ещё недосмотренным сном.
Пройдя сквозь метели, вернусь из заснеженой комы
с весенним дождём, под весёлый скворцовый трезвон.

Юрий Семецкий:  8 баллов

Интересная рифмовка, однако я извиняюсь, но мне было скучно. Мастерство здесь есть, а душевности (мне показалось, что основной упор сделан на душевность, а не на сюжет) я не обнаружил. 8 баллов

Елена Ольховик: 10+
Очень, очень и очень понравилось! Вот именно такие стихи я просто обожаю: ритм, рифма, плавное, последовательное повествование, картинки, которые рождаются в сознании, мелодичность строк – в совокупности все это рождает шедевр. Благодарю автора за удовольствие.
Оценка – 10, если можно, то с плюсом.

.

25. Детство учило

Зимнее утро в деревне уральской.
В розвальнях – ворох соломы ржаной,
Дружно в солому ныряем – собрались,
В гости к соседям, всей школой – гужом!

Сверху бараньим накрыты тулупом –
Смех и сопение в каждых санях;
Как не прижаться к девчонкам, попутно?!
Первый, второй и, уже – третий класс!

Вместе с учителем, всех – два десятка:
Первый, второй и еще – третий ряд.
Встали! Деревня? – А, ну-ка, вылазьте!
Дружно солому трусим. Эх, наряд!

– В школу не к спеху! Давай всех по избам!
Там уж, хозяйки сварили супы…
Слаще не ел и не пил я – по жизни!
Детство учило – счастливыми быть…


Юрий Семецкий:  6 баллов

Почему гужом? Автор, наверное, хотел сказать — гуртом. А, понял — гужевым транспортом. Метонимия. По-моему неудачная.
Первый, второй и третий класс прижимаются к девчонкам? Мёрзнут что ли? На мой взгляд, эта изобразительная деталь неудачная.
Дети расположились в телегах в три ряда? Даже предположить не могу, что сие означает.
В общем имеем следующее — история есть, но невнятная,  А финал хороший. С точки зрения синтаксиса — перебор с тире.

Елена Ольховик:  9
Это не мое детство, но я помню рассказы дедушки, да, это примерно так и происходило, очень реалистичен сюжет, развитие стремительное, что позволяет не только быстро вникнуть в суть того, о чем пытается донести автор, но и прочувствовать энергетику эмоций того времени.
Не очень к месту некоторые авторские знаки препинания, но в целом – хорошо.

.

26. Детская игра

 Заслоню глаза ладонью,
 покружусь слегка,
 и на ощупь, как спросонья,
 двинусь в полшажка,
 а пройдя совсем немного,
 вдруг остановлюсь,
 и куда ж меня дорога
 привела - дивлюсь…

 Кто из нас не помнит эту
 детскую игру?
 Было солнце, было лето-
 мчались по двору
 мы с закрытыми глазами,
 падали, смеясь,
 загорелыми носами
 то в траву, то в грязь.

 А открыть мы их мечтали
 в сказочной стране,
 где ни страха, ни печали,
 ни обиды нет,
 где конца не видно лету,
 солнцу и реке,
 где прикосновенье ветра
 тает на щеке…

 Не об этом ли вздыхаю
 столько лет спустя,
 и порой опять играю,
 вроде бы шутя,
 но страну надежд забытых
 вижу и сейчас
 в глубине своих закрытых
 наудачу глаз.

Юрий Семецкий:  8 баллов

Задорно и хорошо.
Не в качестве упрёка, но в оправдание оценки — автор не ставил перед собой сложных задач.

Елена Ольховик: 8
Очень мелодично, ладно скроено, хотя и рифма простовата, но я с удовольствием поиграла с автором в жмурки.


27. Счастливое число
 

                Дочке в день 13-летия

13  –  цифра роковая,
Таятся в ней и мрак, и свет,
И это ясно понимаешь,
Когда тебе тринадцать лет.

В тринадцать человек  –  как остров,
Он бесконечно одинок,
И всё так просто и непросто,
И морем жизнь бурлит у ног.

В тринадцать никуда не деться
От гула времени в ушах.
Тринадцать  –  расставанье с детством
И в юность первый робкий шаг.

Тринадцать  –  тайн деви'чьих время,
Поступков странных всем назло.
Тринадцать  –  возраст оперенья
И становленья на крыло.

В тринадцать верится приметам,
Подругам, гороскопам, снам,
И лишь не верится советам
Тревожащихся пап и мам.

Шутить, влюбляться, удивляться,
Грустить бездумно и светло  –
Таков твой возраст. Нет, 13  –
Всё же счастливое число!


Юрий Семецкий:  6 баллов

Когда я прочитал посвящение, то подумал — беда.
Когда я прочитал первые две строчки, то подумал — о, нечто мистическое грядёт!
После второй строфы я понял — первое впечатление было верным.
Хорошее стихотворение для внутреннего пользования. Радуйтесь сами, радуйте дочку.
6 баллов

Елена Ольховик: 7
С автором полностью согласна – 13 – счастливое число. Мне не очень нравится такая куча повторений, убрав их, можно было бы суть раскрыть совсем по-другому, глубже, интереснее. Ритмичность радует от начала до конца. Суть, которую автор пытался донести не только до своей дочери, но и для читателя вообще, ясна. Рифма простовата, хотелось бы увидеть что-то оригинальное, свежее.

.
28 Детство троянское

Мне так с родителями просто и легко,
и дела нет до павшей в битвах Трои.
Наивный, маленький, леплю снеговиков.
Я непременно вырасту героем…
Вот я босой несусь в кепчонке набекрень,
и звёзды за спиной клубятся пылью,
а впереди дорожкой млечная сирень.
И что мне бури или те же штили!..

Помят, потрёпан. "Отдохнёшь потом, иди!" –
себя так подгоняю, как бы…
Впрочем,
пусть и осталось много позади,
и вечность стала на чуть-чуть короче.
Я бурь по-прежнему, наверно, не боюсь,
и замков из песка давно не строю.
Вот только чаще всё накатывает грусть,
и мнится - что идёт осада Трои…

Юрий Семецкий:  8 баллов

Понравилась параллель с Троей, хорошая образность. Однако Троя, хоть и существует в голове героя, изолирована от его прочих детских воспоминаний, а посему у меня осталось впечатление недоделанности стихотворения в целом.

Елена Ольховик: 4
Вроде в целом весьма неплохо, но что-то не раскрылось, что-то осталось неозвученным, понятным только автору.

.

29. Ах...Эти мои валенки

__________В сиянье звёзд тонул апрель, для юных лет - экзамены. И я влюбился под капель, под ахи... охи... мамины. Звенели вешние деньки, весны снегов воители, ругались радостно грачи и с горечью родители.
Ворчал за ужином отец: - "И в чью породу выдался, хочь школу ж... кончи наконец, потом по девкам шлындайся. Уже как делать неча мне, как штопать твои валенки, делов-то сколько по весне, понять должон, не маленький."
-Да весь в тебя, блудливый кот - Мать утверждала весело.
- Ну прям какой-то приворот, уж... не дождётся вечера.
Но будоражила капель, где думать - школа, валенки... Лишь угасал весенний день, бежал к своей "ВатАлинке"*.
И звёзд манящий хоровод и нежных глаз сияние, какой тут нужен приворот, чтоб...  мчатся на свидание. Условный стук в её окно, украдкой от родителей и вот бежим уже в кино, влюблённых пар обители. Старались сесть в последний ряд, чтобы  в луче проектора, заметить  вовремя "наряд" от школьного директора. А уж… тропинки вдоль села, как отчий кнут изучены...Какие ж... дал Бог вечера, младых годов излучины. Вот только вешние снега беда подшитым валенкам и мы спасались как всегда на Анкиной завалинке*.
Умчался в годы тот апрель, излучины...проталинки, как много отдал бы теперь, чтоб... вновь надеть те валенки.)))

* ВаталИнка - нежное сибирское название любимой.
* Завалинка - сооружение-насыпь вдоль наружных стен в основании по
периметру деревянного дома, служит для предохранения постройки от
промерзания зимой.

Юрий Семецкий:  7 баллов
Рассказ о любви, где автор рассказал читателям о чувствах героев, а должен был дать нам почувствовать эти чувства. Финала нет. Пару раз натолкнулся на ритмическую инверсию.

Елена Ольховик: 10
        Обожаю стихопрозу, особенно грамотную технически, полную сутью, ритмом и просто приятную душе и взгляду. Спасибо автору.
.

30.  Крыжовник

Дом заброшен, и калитка заперта, -
Палисадом бы махнуть, да только вот
Там охранный пост колючего куста,
Что ни ягод, ни прохода не даёт.

Впрочем, нет, - висят две ягодки, смотри,-
Зеленеющий крыжовниковый взор,
Даже больше на глазище – целых три,
Как у старшей из Хаврошкиных сестер.

Часто-часто в золотые вечера,
Подоив пришедших с выпаса коров,
Вслух читала тетя Маша, - детвора
Притекала ручейком со всех дворов,

И дошкольная внимала молодежь
Страшной сказке про сиротское житьё,
А когда вели Бурёнушку под нож,
Начинались вопли, слезы и нытьё.

«Что ж Хаврошка позабыла про глазок!»,
Волновалась ребятня вокруг стола.
На тарелке ждал крыжовенный пирог…
Неужели тетя Маша умерла?...

Что ты, что ты, дорогая, Бог с тобой!
Просто в город сыновья забрали мать…
Спи себе, один глазок, и спи, второй ,
Ну а третьему, как водится, не спать.

Юрий Семецкий:  9 баллов

Что-то мне это напоминает, но вспомнить не могу. Ну, и ладно. Картинка получилась, настроение создать удалось...

Елена Ольховик: 7
Заставляет сопереживать воспоминаниям автора, хорошее стихо, но мне чуть-чуть чего-то не хватило.

.
31. Детство ростом с ромашку

Детство ростом с ромашку,
со стекляшкой в кармашке,
чтоб на солнце смотреть.
Заливается смехом,
развлекается с эхом,
много нужно успеть.

В разноцветной панамке,
и в штанишках на лямке,
ни за что не догнать.
Раскричалось кукушкой,
мое детство в веснушках,
как его удержать?

Юрий Семецкий:  8 баллов

Очень хорошая версификация. Никаких чувств (ни положительных, ни отрицательных) у меня это стихотворение не вызвало.

 Елена Ольховик: 5
Не люблю эту рифму ААБ, где третья строка – короткая, не знаю даже, почему, просто не люблю. И на мой взгляд автору не удалось раскрыться, хотя некоторые моменты я оценила.
.

32. Способность Жить

Привет, Малыш! Я знаю, ты не слышишь…
Спокойно спишь, укрытый тишиной,
Закрыв глазёнки, чуть заметно дышишь,
Улыбкой льётся внутренний покой.
Прилягу рядом… Бережно и нежно,
Коснусь ручонки, ощутив тепло,
По капелькам впитаю безмятежность,
Дыша с тобой свободно и легко…
В какой-то миг меняется реальность,
У времени сейчас здесь власти нет,
Из чистых чувств сплетенная сакральность,
Уносит в детство, сбросив тяжесть лет.
Способность жить частичкою Вселенной,
Бесхитростно, открывшись новизне,
Дарить Любовь в невинности смиренной,
Внимая Мир в сердечной простоте.
Расти, Малыш... Расти своё сознанье...
/Шепчу тихонько, больше для себя/
Какое счастье это состоянье,
Лежать вот так... И обнимать тебя…

Юрий Семецкий:  9 баллов
Замечательный финальный аккорд. 9 баллов

Елена Ольховик: 9
Мне нравится, когда мать доносит до своего ребенка простые истины, автору удалось все это технически грамотно и интересно преподнести.


            ==================================               
Завоеванные участниками конкурса места см. в таблице.
Победителем первого тура стала Ольга Домрачева стих.24   

     24. Детство

Оно не ушло, не исчезло, не кануло в Лету –
осталось в морщинках до стона знакомых дворов
в том городе N, где берёзы милуются с ветром,
и Омкой любовно зовут мелководную Омь.

Беспечно гуляет по тропкам давнишних маршрутов
и смотрит глазами ушедших, но близких людей,
сквозь время, узлом закреплённое в чёточном круге –
бесценной жемчужиной в нём каждый прожитый день.

Там плакса куклёна гнусавит протяжное "маа-мнаа",
хоромы весной обживает залётный скворец,
соседская Светка всегда поправляет: "Светлана",
и сдобочку-дочку на плечи сажает отец.

Там клеточки чертит девчонка на школьном асфальте,
А в классе мальчишка вздыхает и девочку ждёт.
Не знает их нежное чувство упрёков и фальши,
И зависть подружек ( друзей) не берётся в расчёт.

А детство ночует все время в родительском доме –
сопит на подушке ещё недосмотренным сном.
Пройдя сквозь метели, вернусь из заснеженой комы
с весенним дождём, под весёлый скворцовый трезвон.
                ***

Грустно расставаться с такой красотой, но мы и не расстаемся,
детство всегда с нами,согревает,радует, делает нас детьми..
           Спасибо всем участникам и арбитрам!

Лариса Котовская.