Творчество Иосифа Бродского в зеркале культурологи

Владимир Федорович Медведев
Творчество Иосифа Бродского в зеркале культурологии


Монография

( Публикуется отдельными частями )


1. Инверсия любви
В 1970 году Бродским написана поэма, которую он озаглавил латинским выражением. По-русски она называется «После нашей эры». Поэма состоит из двенадцати главок, и в первой из них есть примечательный образ, который, по-моему, станет для Бродского инверсионно судьбоносным. Вся поэма посвящена сатирическому отражению тогдашней жизни и нравов  социалистической России, Гипербореи, как позднее станет называть Родину поэт Бродский.
 Начинается поэма с описания приезда императора. Им мог быть тогдашний первый секретарь обкома КПСС или некто из ЦК партии…

«Империя – страна для дураков»,
Движенье перекрыто по  причине
приезда Императора. Толпа
теснит легионеров – песни, крики;
но паланкин закрыт. Объект любви
не хочет быть объектом любопытства.

 Последняя строчка и есть тот образ, о котором я только что сказал. Бродский подметил своим зорким взглядом поэта, что  «объект любви не хочет быть объектом любопытства». Это не случайная мысль для поэта. Зато объект любви ревностно относится ко всем другим объектам народной любви и проявляет к ним повышенное любопытство…
 Через два года Бродский, находясь уже за границей, пишет очень трагическое стихотворение, их которого отчётливо видно, что он тогда был близок к самоубийству. Речь идёт о стихотворении «1972 год». Здесь уже нет и тени того саркастического тона, который звучит в предыдущем процитированном стихотворении. Теперь:
Всякий, кто мимо идёт с лопатою,
ныне объект внимания.

И далее:

Всё, что я мог потерять, утрачено
начисто. Но и достиг я начерно
всё, чего было достичь назначено.

И вот – роковое:

Силы из мышц у меня украдены.
Но не ищу для себя перекладины:
совестно  браться за труд Господень.

Искать не ищет, но думать думает… Оттого рождаются такие строчки:

Данная песня не вопль отчаянья.
Это – следствие одичания.
Это – точней – первый крик молчания…

Социалистические сатрапы не давали поэту свободы слова и печати, а чужбина – что мачеха…
 И всё же Бродский смог встать на ноги и добился признания и славы. Он сам стал  «объектом любви». И вот – встал вопрос о его возвращении в Россию, вернее, о его приезде в Россию в качестве гостя. И поэта стали преследовать мысли о этой поездке. Он не мог не вспомнить свои стихи из поэмы «После нашей эры», в которых говорится про объект любви и его нежелании быть объектом любопытства. Теперь, когда произошла инверсия любви, то есть  объектом любви в стране или,  по крайней мере, в Петербурге стал сам Бродский, а не его прежние гонители…  И поэт понимает, что не его стихи, не его творчество, а он сам станет объектом внимания и не столько объектом любви, сколько объектом любопытства. А он тоже не хочет этого, как и прежние объекты любви, видимо,  это  характерная черта всех объектов любви: здесь и принцесса Диана, и известные певцы, и многие другие знаменитости, которые страдают от излишнего внимания пустых толп. Борис Парамонов в своём эссе «Певец империи в стране зубных врачей» приводит цитату из интервью Бродского русскоязычному  журналу «Вестник». Которое он дал как раз в это время всеобщих ожиданий его поездки в Петербург. Бродский так прямо и заявил «поскольку сейчас у меня нимб, то боюсь, что я бы стал предметом…». Он запнулся и не договорил то, что давно уже было написано в его стихах – предметом любопытства! Интервьюер подсказал ему иное слово – культа?  И Бродский поправляет его, «Культа- нет, скорее, разнообразных упований и положительных чувств, а быть предметом положительных чувств гораздо труднее, чем предметом ненависти».
 Бродский не желает подчиняться инверсии любви народной, так как понимает, что это не настоящая любовь к его творчеству, а скорее скандальное стремление к встрече и жажда чего-то этакого от бывшего изгнанника. А поэт никогда не станет фигляром. Он слишком горд для этого. Это было характерно и для Пушкина, и для Бродского.  Но поэт не был бы против того, чтобы его стихи выходили на его Родине приличными тиражами. И это его желание надо уважать и реализовывать. И главный вклад тут должна сделать еврейская диаспора мира и евреи-олигархи в России. У них есть для этого средства, была бы только любовь к поэту Бродскому. Увы, но этой любви к поэту  Иосифу Бродскому у них нет и в помине.

«Почему бы вам не издать на русском языке полное собрание сочинений Иосифа Бродского для библиотек России? Он хороший еврей.» - Это я спросил у Ходорковского в твиттере. Недавно.

Михаил Ходорковский, прямо сказал мне в своём аккаунте в твиттере, что не станет издавать Бродского. Это де никому не нужно:

 «Стремлюсь не отставать от жизни. А книги на бумаге теперь для коллекционеров:))) Готов твитнуть ссылку на уважаемого автора:))»

Наверное, это не принесёт олигарху желаемой прибыли в рублях и в валюте. Скорее всего это так. На стихах много не заработаешь. Это я знаю по своему горькому опыту. И всё же, всё же - Ходорковский глубоко не прав.  Творчество поэта Иосифа Бродского должно стать достоянием широких читательских масс и в России, и в мире. Чтобы не вернулись времена его трагического  изгнания с Родины. Чтобы не случилось новой инверсии любви.