Сочинение вернулось в школы

Галина Куковенко
               
К концу ноября в Петербурге выпал снег. А я бегу в школу. В гимназии имени Сервантеса(моей родной гимназии) идёт репетиция итогового сочинения в одиннадцатых классах. Я приглашена в гимназию завучем в качестве общественного наблюдателя. Сажусь за заднюю парту в кабинете биологии и вижу напряжённые спины старшеклассников. В классе тихо-тихо, все пишут. Я беру ручку и тоже начинаю писать, нет не сочинение, конечно, а так, отсебятину, потом она обрастёт ребячьими цитатами из их сочинений, а пока я пишу и думаю: как хорошо, что оно вернулось, как хорошо, что меня пригласили.
 Первая тема звучит так: 
КАКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ М Ю ЛЕРМОНТОВА ВЫ БЫ ПОСОВЕТОВАЛИ ПРОЧИТАТЬ ДРУГУ?
Я бы, конечно, посоветовала прочитать "Героя нашего времени" в первую очередь.
Почему? Потому что люблю  образы, придуманные поэтом, потому что наслаждаюсь стилем его повествования, описанием картин Кавказа. А за каждым героем, которого любовно представил автор, виден трагизм и единоличной судьбы, и трагизм жизни, и трагизм его самого, и трагизм времени. Мои любимые герои: Максим Максимыч и Белла.
А вот ,что пишут ученики одиннадцатого класса:
- В лице Печорина, скучающего, но не нашедшего себе дела, Лермонтов отражает черты молодёжи того времени...О княжне Мери;
- Что же в итоге? Сердце княжны разбито, а Печорин ссорится с другом и, сам того не желая, убивает его на дуэли.
О драматизме:
- Главная трагедия общества заключается в том, что люди, не нашедшие себя в жизни, могут просто от скуки рушить чужие судьбы, не заботясь об их чувствах. 
"Бородино"-тоже не забыто ребятами. И вот какие размышления:
- На войне утрачивается ценность человеческой личности. Люди становятся винтиками машины смерти: "Французы двинулись, как тучи..." Война обезличивает людей.
Читая школьные сочинения, я думала о гениальности Лермонтова. Ведь если и 200 лет спустя, его герои, его темы, его мысли современны, то он и есть настоящий пророк, заглянувший, может быть, сам того не ведая, в далёкое от него будущее.
Вторая тема:
ПОЧЕМУ ВАЖНО УМЕТЬ СОСТРАДАТЬ ДРУГОМУ?
Любимые произведения для освещения данной темы;
"А Зори здесь тихие" Борис Васильев.
- Старшина Васков берёт на воспитание сына Риты Осяниной, даёт ему свое отчество. Старшина сокрушается, что вместо пятерых молодых девушек, выжил он "пенёк замшелый" и, проявляя сострадание ко всем пятерым бойцам, усыновляет мальчика.
" Судьба человека" Михаил Шолохов.
- Автор, назвав своё произведение "Судьба человека", пытался убедить читателя в непредсказуемости жизни. И в момент безысходности судьба сводит с людьми, которые помогают, облегчают страдания.   Андрей Соколов усыновляет мальчика и тогда появляется стимул "жить", появляется цель-заботиться о ребёнке. . Умение сопереживать открывает в человеке что-то новое, способное сделать счастливым и его самого.
"Севастопольские рассказы" Лев Толстой.
- Именно сострадание помогает офицеру не терять голову и оставаться человеком, даже, когда смерть становится ежедневной заботой, обычным делом. Видя в своём командире настоящего человека, рядовые солдаты готовы выполнять все его команды, их дух поднимается значительно выше, и победа становится ближе.
"Крыжовник" А.П.Чехов.
- В рассказе Николай Иванович, получив желаемое, становится эгоистом по отношению к другим людям, он забывает о тех, кто был с ним в трудную минуту. Автор произносит:
- За дверью каждого счастливого человека должен стоять кто-то, кто будет стучать молоточком и напоминать ему, что есть люди, которые не услышат и не увидят его в трудную минуту, так как он сейчас не видит и не слышит других.
Конечно, из двух папок сочинений, просмотренных мною, можно было увидеть много больше классической литературы, на которую ссылались учащиеся, чтобы осветить эту жизненно - важную тему.

Третья тема:
МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ  БЕЗ КНИГ?
Я ограничусь только одной цитатой:
- В нынешнее время, когда телевидение, интернет, глянцевые журналы ежедневно сообщают нам огромное количество нужной и ненужной информации, особенно важно читать классическую литературу. Книга - хранитель нашей истории, жизненный помощник и учитель, источник знаний и вдохновения.