Екатерина Мечетина и Filarmonica -квартет

Маргарита Мендель
Екатерина Мечетина, фортепиано
«Filarmonica»-квартет


                Самое высокое качество всякого искусства – это его искренность.
                С. Рахманинов



     26 ноября в Камерном зале Новосибирской государственной филармонии состоялся особенный абонементный концерт, первое отделение которого «Filarmonica»-квартет предоставил талантливой пианистке, солистке МГАФ, лауреату международных конкурсов и молодежной премии «Триумф» Екатерине Мечетиной. Вечер был открыт сольной программой, состоявшей из четырех баллад Фредерика Шопена. Без сомнения, важное событие для ценителей фортепианного искусства.

     Екатерина Мечетина является на сегодняшний день одной из самых талантливых и ярких молодых пианисток мирового уровня. Она выступает с лучшими оркестрами России и Европы. Ей посчастливилось работать с великими современными музыкантами. Родион Щедрин, впервые услышав Екатерину, доверил ей мировую премьеру своего Шестого фортепианного концерта. Выступления Екатерины Мечетиной всегда проходят с неизменным успехом. Слушателей покоряет не только виртуозное исполнительское мастерство пианистки, но и ее удивительное обаяние.

     Исполнение Шопена отличалось почти идеальной ровностью звукоизвлечения в разной динамике, красотой звука, абсолютной точностью штриха и ювелирным взятием педали. Каждая из четырех баллад выделялась своей индивидуальной драматургией и ярким контрастом образов (в особенности, первая и четвертая). Шопеновская деликатность и меланхолическая задумчивость с ласковым лиризмом в прекрасных женских руках заиграли новыми, свежими, живыми красками и тембрами. Резкие эмоциональные переходы от грез и красивых мечт к реальной жестокой действительности, постоянно требующей борьбы за существование на фоне полупрозрачной тонкой фактуры с взволнованным, трепетным повествованием, драматизм коллизий – и все это восходит от, пожалуй, главной темы творчества Фредерика Шопена – темы Родины. Так, Первая баллада появилась в трагический для Польши 1831 год – год неудавшегося польского восстания. Она написана под несомненным воздействием этого события, не случайно современники назвали балладу «польской».
     Баллада как жанр обладает лиро-эпической многоплановостью, но разве возможно было бы связать баллады Шопена с какими-то конкретными литературными поэтическими произведениями?.. Есть мнения, что Первая баллада g-moll op. 23 (1831 - 1835) связана с сюжетом «Конрада Валленрода» Мицкевича, Вторая F-dur – a-moll op. 38 (1836 - 1839) – с его же «Свитезянкой», а Третья As-dur op. 47 (1840 - 1841) – с «Лорелеей» Гейне. Но музыка Шопена являет собой уникальную звуковую фантазию, отличающуюся необычайной свободой, которую ни с чем нельзя сравнить и сопоставить. Екатерина Мечетина представила свое видение этой свободы – обладая редкой виртуозностью не только в плане профессионального технического исполнения, но еще и душевного переживания, индивидуального прочтения и проживания каждого шопеновского созвучия, с звучащим его послезвучием пауз, когда время останавливается и инструмент, сцена, весь концертный зал существует именно в том течении времени, которое задает пианистка. Ее обаятельность и артистичность не знает границ.

     Екатерина Мечетина часто музицирует в ансамблях разного состава. Пианистка постоянно сотрудничает с яркими молодыми российскими исполнителями – Н.Борисоглебским, С.Антоновым, Б.Андриановым, А.Огринчуком и другими.
     Во втором отделении концерта уже совместно с «Filarmonica»-квартетом – в симметрии с четырьмя балладами Шопена первого отделения – был исполнен четырехчастный квинтет Иоганнеса Брамса,
ставшим одним из самых популярных творений великого композитора, неизменно вызывая восторг любителей музыки своим виртуозным блеском и звуковой роскошью.

     ''История создания Фортепианного квинтета Иоганнеса Брамса необычайно интересна и вместе с тем запутана. Первоначально Брамсом был сочинен Струнный квинтет (с двумя виолончелями), который не имел успеха и был раскритикован выдающимся скрипачом и другом композитора Йозефом Иоахимом. Вторая редакция сочинения – Соната для двух фортепиано – была исполнена автором и польским пианистом и композитором Карлом Таузигом в Вене, в 1864 году и произвела достаточно сильное впечатление на слушателей. Однако по совету Клары Шуман, которой больше нравился первоначальный вариант, Брамс вновь переделывает произведение, но уже в Фортепианный квинтет, закончив партитуру осенью 1864 года.
    Первая часть квинтета развернута во времени и отличается строгостью и сосредоточенностью. Ее основные темы контрастируют между собой, появляясь в неожиданных, порой острых сочетаниях. Вторая, медленная часть, полная нежности и покоя, неторопливо покачивается, словно колыбельная. Жанрово она близка немецкой песне, выдающимся образцам вокального творчества Шуберта, да и самого Брамса. Мощное и стремительное Скерцо опирается уже на классические, прежде всего, бетховенские традиции. Цельность формы в сочетании с вулканической энергией и мелодическим блеском позволяет считать эту часть одной из вершин в творчестве композитора. Финал открывается интонациями полными печали и тревоги, но постепенно переходит к классическому Рондо, в котором танцевальность, свойственная многим финалам Брамса, разнообразно развивается, свободно следуя гениальной композиторской мысли."

     Невероятная стройность исполнения, глубокое прочтение образно-смысловой канвы произведения, проникнутое уважением к автору, в то же время наряду с колоссальной мощью, но все это утонченно и поэтически возвышенно. Бесконечно можно говорить о блестящей технике и виртуозности замечательной четверки – «Filarmonica»-квартета. Яркий темперамент этого коллектива, внутренняя гармония и чувство Прекрасного не перестает восхищать и удивлять.

     Выступление было достойно оценено публикой, среди которой находились разные поколения слушателей – бурными продолжительными аплодисментами они одарили прекрасную пятерку, в душах которых живет великая страсть, и страсть эта называется – любовь... Любовь к музыке.













М. Мендель. Ноябрь, 2014г.