Несколько слов о сонете и Лиде

Сергей Таллако
В ноябре этого года в одной из московских школ прошел литературный вечер, где звучали стихи известной поэтессы и замечательного человека – Лиды Лутковой. Школьники со сцены читали сонеты Лиды – поэта – современника. Меня пригласила на этот вечер друг Лиды – Татьяна Костандогло, но по ряду причин я не смог придти на него. Вот, что я предполагал сказать ребятам – слушателям – о сонетном жанре, в котором блестяще творила Лида Луткова. Может быть, они это прочтут на нашем сайте.
**.
Сонет. Что такое сонет? Самый короткий ответ на такой вопрос – стихотворение из четырнадцати строчек (стихов). Весь роман в стихах – «Евгений Онегин» - написан строфами, состоящими из четырнадцати строчек, то есть сонетами. Другое дело, что к временам Александра Сергеевича были уже канонизированы три «конструкции» из 14-ти строк – сонеты французский, итальянский и английский. Поэтому в литературном обиходе тип сонета, которым написан «Евгений Онегин», за его «конструкцию» стали называть «онегинской строфой», и возник миф, что Пушкин в своей жизни написал только три – четыре сонета в тогдашнем общепринятом понимании.
Однако человек устроен так, что всё, что, казалось бы, сделано или придумано раз и навсегда (канонизировано), ему хочется перевернуть и переделать по-своему, заново. Поэтому в Х1Х – ХХ веках было перепробовано в рамках 14-ти строчек многое. На фоне этих обновлений, в частности, спокойно признали онегинскую строфу сонетом. Родился русский сонет, который заиграл новыми творческими гранями потому, что его стали писать не ямбом, а анапестом, дактилем или амфибрахием. Так стала писать в наши дни и замечательная поэтесса Лида Луткова, стихи которой вы, дорогие друзья, сами читали недавно на литературной встрече, отдавая должное её творчеству.
И опять зададим вопрос – что такое сонет?
Сонет – слово, производное от итальянского словечка sonetto, или от провансальского sonet – песенка. Как любовный жанр сонет ведёт свою родословную из Сицилии. Автором первого сонета называют Джакомо да Лентино (первая половина 13-го века).
С тех пор во всемирной литературе появилось огромное количество сонетов. Среди них первенствует, конечно же, сонет любовный. Сказать красиво, ёмко и искренне о предмете любви – несомненно, задача непростая. Но разработка поэтами мощи сонета показала, что «сонет может больше, сонетом можно выразить всё!» Он может быть манифестом, посвящением, живописать природу и музыку, любовь и ужас.
Ниже я взял наугад несколько сонетов из роскошного наследия Лиды Лутковой.

• Пример любовного сонета:
.
Так нежно мой целуешь локон
.
Проплыл надменно предо мной
Чеканный профиль горбоносый,
И взгляд, от гнева чуть раскосый,
Обдал холодною волной.

Быть может, зной тому виной:
Почудилось - схватил за косы
И с тверди, словно мяч с откоса,
Меня низвергнул шар земной.

...Я обмерла, придя в себя:
Возможно ли - ты... Ты!.. любя,
Так нежно мой целуешь локон.

В глазах - блаженства светлый блик,
А гордый и надменный лик
Опал, как отслуживший кокон

• Пример сонета – манифеста:

Русь, ты скорбишь? С поэтами - морока
.
Давно ль? Не знаю... Близкое - далеко...
И оттого припомнить не берусь:
Твое, благословляющая Русь,
Увидела недреманное око.

Однако с этих пор и тень порока
Изгнать из самых помыслов стремлюсь,
И, несомненно, чище становлюсь,
Взлетая в небо звездное высоко.

Горчит струя воздушного потока...
Худая память исподволь, жестоко
Мильоны жал впивает, точно гнусь

Русь, ты скорбишь? С поэтами - морока...
Их заклинаешь выстоять до срока,
Шепча ранимым, - Призванный, не трусь!

• Пример сказочной лирики, выраженной сонетом:

Об ушедшей любви горевал вокалист
.
Утро было свежо, по-весеннему пряно –
Ароматом томил допревающий лист...
В Королевском саду непростительно рано
Тишину разбудил вдохновенный солист.

Скрытой мукой дышал голос меццо-сопрано.
Об ушедшей любви горевал вокалист...
И заныла во мне застарелая рана –
Трудно спорить с судьбой, если ты – фаталист.

Мне знаком был до слез этот бархатный голос,
Пробудивший во мне затаенную боль...
Я в теплице сломил голубой гладиолус:
Да поможет судьба разыграть карамболь.

Неспроста я бродил по аллеям без сна –
В Королевском саду бушевала весна!


Порекомендую работу Светланы Рублёвой о сонете: http://www.interlit2001.com/sonnet-1.htm , в которой просто и достаточно полно рассказано обо всём, что может оказаться интересным поэту, впервые заинтересовавшемуся сонетным жанром. В частности, там есть важная для понимания сути сонета мысль:
«По-видимому, именно формальная сложность оказалась привлекательной для многих поэтов, стремившихся испытать свой талант. В сонете, как ни в каком другом жанре лирики, слились воедино алгебра и гармония.
Сложность сонетной формы отмечал и М.М. Батхин: «Сонет - очень трудная форма. Рифмы в сонете переплетаются, и это обязывает, чтобы и все образы и темы также были сплетены. В сонете не может быть легкости, намеканий; он должен быть очень тяжел, вылит из одной глыбы». В этом суждении справедливо подчеркнуто единство формальных элементов жанра с его содержательностью».
**.
Мне посчастливилось влюбиться в сонет именно потому, что в нём «слиты алгебра и гармония», требующие от автора умения сочетать фантазию с обширным словарным запасом. Соблюсти чередование женской и мужской рифм, удержаться от повтора слова в стихотворении, соблюсти требования к построению сюжетной линии – это вызов твоей эрудиции, грамотности и образному мышлению. Это великолепный тренинг для писателя, в ходе которого становится понятной соль высказывания великого художника Сальвадора Дали: «Для начала научитесь рисовать и писать, как старые мастера, a уж потом работайте, как сочтете нужным...»