От рождения до погоста

Елена Фокина2
Церковь во имя Вознесения Господня.
Как мы уже писали, село Абаканское первоначально, будучи острогом,  заселялось казаками. История казачества неразрывно связана с историей Православия. Это течение Христианской религии являлось для казаков не просто верой, а основным укладом жизни. Поэтому сразу же, при возведении острога, одновременно с сооружением жилья, хозяйственных построек, была возведена на берегу протоки маленькая деревянная часовня.
 С первых же дней заселения острога, абаканский управитель позаботился о приобретении  для часовни образов  Нерукотворного Спаса и Пресвятой Богородицы, а также: две лампады и столько же пелен. Уже в 1709 году в городе Абаканске, как утверждает «Краткое описание приходов Енисейской епархии» жители прирубили к часовне алтарь и просили у Архисхимонаха Феодора, Митрополита Тобольского благословения освятить оную на церковь во имя Архистратига Божия Михаила. По их просьбе  произошло освящение. Абаканск первоначально назывался городом, так как в целях обороны  был огорожен крепостной деревянной стеной. На ней были предусмотрены бойницы для постановки пушек и стрельбы из ружей. В коллекции Краснотуранского музея хранится  пушечное ядро и замок от ружья, предположительно тех времен.
В 1759 году в остроге была построена деревянная церковь. Преосвященный Павел, Митрополит Тобольский и Сибирский благословил Красноярского заказчика Протоиерея Алексея Михайловского заложить в остроге новую церковь, взамен обветшалой, на другом месте, где она была защищена от нашествия воды. Церковь была возведена  и была освящена во имя Вознесения Господня с приделом Архистратига Михаила. Место,  на котором стояла первая Абаканская церковь, сначала скрыли воды протоки Енисея, а затем схоронила глубоко на дне толща воды  Красноярского водохранилища.
Время неумолимо движется вперед, сменяя поколения людей, неумолимо разрушая то, что они сооружают. Обветшала, потеряла благопристойный вид абаканская церковь, дерево, увы, не самый прочный и долговечный материал. В 1796 году, грамотою Варлаама, Архиепископа Тобольского,  было дано благословление заказчику, священнику Петру Лапину, заложить в Абаканском каменную церковь во имя Вознесения Господня с приделом Святого Архистратига Михаила. Каменный храм был выстроен  с еще одним приделом во имя  Святого Николая, Архиепископа Мир-Ликийскаго Чудотворца. Освятили церковь 30 июля 1817года. И долгие годы Божий храм с чудным колокольным звоном являлся сердцем сибирского села. Прекрасное белокаменное сооружение,  устремленное в небо, было видно издалека, задолго до того, как очертания поселка приобретали четкость.
По воспоминаниям старожилов, трехпрестольная церковь была расположена на возвышенности и огорожена металлической оградой. При храме имелась церковная библиотека со множеством духовной литературы. Как утверждает «Краткое описание приходов…» издания 1916 года,  в приходе имелось три молитвенных дома и одна часовня.
Культурный центр села
Во всех деревнях прихода были открыты министерские школы. В селе Абаканском 2-х классное училище, открылось 1 декабря 1860 года и  именовалось «Наумовское». Название оно получило в честь пророка Наума, память которого праздновалась в этот день. Учащих было 5человек,  а учеников: 121 мальчик, 90 девочек. Высокие церковные власти строго следили за тем, как местные священники относились к делу служения, как проповедовали слово Божие. Именно с этой целью приехал в село Абаканское 6 августа 1892 года  Епископ Енисейский и Красноярский. На пристани села Сорокино с вечернего парохода его встретил протоиерей Стефан Смирнов. Переодевшись, он сразу же отправились в церковь для служения и всенощного бдения. Народу в храме была масса. 7 августа была совершена Божественная литургия. "После Литургии, по просьбе церковного старосты, преосвященнейший побывал в его доме. От него направился в Министерскую школу, спрашивая мальчиков и девочек, читать молитвы. Читают молитвы удовлетворительно" (Из Енисейских епархиальных ведомостей за1892 год № 17) Заезжал он также в богадельню, содержимую на общественных началах. Она была рассчитана на содержание  12 человек, но на тот момент присутствовало 5 человек. Мужчины и женщины находились в двух разных отделениях. Преосвященный попробовал пищу для призреваемых в богадельне и был ей удовлетворен. попечителем этого заведения состоял крестьянин и содержал ее чисто и опрятно. К концу 19 века в  приходе также функционировала библиотека-читальня. Надзор за библиотекой просители предлагали возложить на местного священника Пальмина, попечителем ее избрали  Смирнова. Прежде чем принять решение об открытии бесплатной библиотеки-читальни в селе Абаканском, губернатор Плец обратился в Енисейское жандармское управление и к епископу Енисейскому и Красноярскому Евфимию с просьбой охарактеризовать лиц, ходатайствующих о ее открытии. И только после того, как полученные характеристики его удовлетворили, и он тщательно ознакомился с Уставом библиотеки, разрешение было получено. Библиотека открылась весной 1900 года. Располагалась она в отдельном причтовом доме, находившемся вблизи храма.
Даже из этих далеко не полных исторических сведений, становится понятно, что в дореволюционный период церковь имела большое значение для нашего села. Она являлась не только центральной фигурой в архитектуре, но и центром образования и культуры.
Старые храмы в народе называют «намоленными». Два с половиной столетия жители села Абаканское от рождения и до погоста были связаны духовными узами с церковью Вознесения Господня. Сколько слез покаянных пролилось в стенах храма, сколько венчаний, сколько младенцев крестили священнослужители, скольких отпели, провожая в последний путь, сколько раз звучали колокола во время праздничных служб, возвещая Спасение людям, укрепляя их силы и веру, благословляя на жизнь, а порой и на подвиг. Ходила легенда, что дочь местного священника и комсомолец полюбили друг друга. Отец не отдал девушку замуж за вероотступника. Она, воспитанная в христианской семье, нарушить волю родителя не посмела. Они ушли из жизни, не найдя в этом мире место для своей любви. Долгие годы после этой трагедии, люди, видя как на закате два голубя воркуют на паперти, перешептывались о двух несчастных или счастливых душах, вселившихся в этих птиц. Церковь, по сути, – это  верующие люди, собранные, сплоченные, уверенные том, что «там, наверху» все видят и слышат, и за все спросят. Церковь – это душа села. Все окончилось внезапно. Белый храм порушили. надругавшись над Святыней. Налетев как вороны, растаскивали строители "светлого будущего" церковную утварь. Старушки прибирали иконы, прятали в укромные уголки. Заложила бригада взрывчатку, рванули, вылетили окна и двери, а храм - оплот духовной жизни, устоял. И, только после вторичного взрыва, рухнула белая церковь. Камень развозили, отсыпая им дорогу. Верующие люди боялись ступать на нее, шли по обочине. И еще долго в хозяйственных постройках богоотступников можно было увидеть кирпичи с выгравированными крестиками. Не обошлось и без трагедии. Один особенно активный краснотуранец, учавствовавший в разборке храма был раздавлен лошадью. И, вот ведь странность, местная газета, активно писавшаяобо всех новостях района и трудовых подвигах во всех областях жизни, ни одним словом не обмолвилась о порухе храма.  Видимо, догадывались люди - похваляться нечем. Руины церковные еще долго напоминали о содеянном, о вырванном сердце старинного русского села, которое вскоре и само исчезло с лица земли. Следы кощунства скрыли воды Красноярского водохранилища. Перенесли поселок в другое место, а храма нет до сей поры. "Ломать не строить". Вот так и живем.