Я хочу верить в Деда Мороза

Рыжов Александр Геннадьевич
Я бы хотел, чтобы мой сын верил в Бога, небо, ангелов. Кажется, он верит, но вот уже несколько лет каждое Рождество спрашивает меня: действительно ли эти подарки ночью поставили на стол ангелы. Я каждый раз отвечаю, что да, ангелы. И немножко боюсь того Рождества, когда он перестанет об этом спрашивать.
Раза два он мне говорил: «Папа, а почему другие верующие не верят, что подарки приносят ангелы?» И называет имена детей с звучными фамилиями. Что тут ответить? Говорю: «Так они верят. То есть не верят. А мы должны верить, потому что подарки на Рождество в самом деле ангелы приносят. Вам, по крайней мере. Про тех детей не знаю».
Недавно жена пересказывает разговор, этот же сын говорит ей: «Мама, а вот Лена и Маша (дети неверующих соседей) пишут Деду Морозу записки. И он приносит им те подарки, которые они заказывают. И не ночью, а днем. И его, Деда Мороза, можно пощупать. Я в прошлом году хотел машинку с пультом, а ангел мне ее не принес, принес что-то другое. Знаешь, мама, я хочу верить в Деда Мороза».
А тут что ответить?
Я давно готовлюсь к тому Рождеству, в которое мой сын не спросит меня, в самом ли деле это настоящие ангелы принесли ночью подарки. В то Рождество я расскажу ему историю. Точнее, напомню.
Я спрошу его, помнит ли он тот день, когда я обнаружил на лестничной площадке под дверью квартиры загадочную коробку. Она была предназанчена явно для нас, потому что была плотно придвинута к двери, и с усилием открывая дверь, я сдвинул ее с коврика.
Огляделся, прислушался – дарителя коробки не видно и не слышно. Стало жутковато: СМИ полны известиями про террористов, брошеные сумки с бобмами и конверты с ядом. Присел, смотрю: сбоку библейский текст из Пятикнижия – уже легче.
Занес посылку в квартиру. Дети обступили, мы ее открываем, а там… Виноград, бананы, шоколад, гранатовый сок, дорогая колбаса… И записка с таинственной подписью про три стрелы.
Наверняка мой сын помнит эту историю. Мы тогда пришли к выводу, что коробку принесли ангелы Божьи, не иначе. Вот это все мы вместе обсудим, а дальше я скажу ему, что недавно узнал, как зовут одного из этих ангелов. Мне его папа проговорился. Ангелы упаковывали коробку у него дома.
Оказывается, бывают ангелы без крыльев. С именами. Они, как все, ходят на собрание, на работу, по обычным человеческим делам, а свои ангельские подвиги совершают тайком. Например, подпирают коробками с гостинцами двери молодым многодетным семьям.
Потом, наверное, мы перейдем к мысли о том, что мы тоже можем быть ангелами Божьими для кого-то. Попробуем придумать, как это сделать. Вспомним другие примеры. И ведь правда: когда Бог хочет кому-то помочь, кого-то порадовать, Он почти всегда делает это через других людей.
Вы мне разрешите сейчас немножко отвлечься от Деда Мороза, ангелов и Рождества? Мы к ним еще обязательно вернемся.
Я часто вспоминаю историю про двух девочек, сидевших на уроке в воскресной школе. Учительница красочно и подробно рассказывала историю про то, как Авраам приносил в жертву своего любимого сына Исаака. В особо драматичном эпизоде одна из девочек громко ахнула. Ее соседка, невозмутимо чистившая ногти, снисходительно шепнула: «Ты что, разве не знаешь: все истории про Бога заканчиваются хорошо».
Мне говорили, что мои рассказы тоже должны всегда заканчиваться хорошо. И плохо, когда мои герои не помирились, не поняли своих ошибок, не стали счастливыми, не уверовали… Но я в основном рассказываю истории из жизни. И если я так написал, то значит действительно мои герои в реальной жизни не помирились, не поняли своих ошибок, не стали счастливыми, не уверовали. Но верю, что станут. Если их истории будут историями про Бога. Ну, то есть, если они Богу разрешат управлять своими историями.
Некоторые рассказы (а также многие статьи и проповеди) я сравнил бы с пересахаренным остывшим чаем: так в них все приторно, слащаво, тепленько, «правильно», назидательно… Пригубишь – и отставишь чашку. Журнал и книгу можно закрыть, а вот с собрания просто так не выйдешь, некрасиво. Недуховно.
Возвращаемся к Деду Морозу. По законам жанра «правильных» христианских рассказов мне надо бы написать сейчас абзац про то, как мой сомневающийся сын поверил в Божьих ангелов. И обрамить этот абзац полупроповедью с набором общих красивых фраз. А вы бы эту полупроповедь пропустили при чтении и подумали: «Какая милая история!» Перед тем, как ее напрочь забыть.
Но знаете, не было у нас еще такого продолжения. И общие фразы я не люблю. И мой сын, может быть, в душе по-прежнему хочет верить в Деда Мороза. И те дети верующих родителей с звучными фамилиями как не верили в ангелов, так и не верят.
Давайте я не буду врать в красивых абзацах-полупроповедях, а лучше попрошу: помолитесь о нас. А я о вас. Чтобы мы и наши дети верили в  Бога и ангелов тверже, чем соседские дети в Деда Мороза.

25.11.2014