Они были первыми. Капитаны

Владимир Гусев Тульский
  yandex.ru

Начало  http://www.stihi.ru/2014/11/22/8246


Казаки   составляли   схемы  своего   движения,  описание  маршрутов.  Хотя  это  были  далеко  не  карты,  но  они  во  многом  помогли  ученым – капитанам,  которых  отправил  в  дорогу в  18  веке   Великий  Пётр.    Капитанам  было  легче  лишь  в  том  отношении, что  им  не  приходилось  вести  войну  с  местным  населением,  которое  к  тому  времени  уже  значительно  обрусело.  Но  холода, сибирское  бездорожье,  болезни  оставались  прежними.   


В конце 1724 - начале 1725 г. Петр I   написал   указ об экспедиции, получившей название Первой Камчатской.  Одной  из   задач   этой  экспедиции  было  продвижение  к  берегам  Америки  и  установление  контактов  с  её  жителями. Необходимо  было  определить:  есть  ли  между  Азией  и  Америкой  пролив,  или  они  соединены.  Великому  Петру  требовались    самые  точные  данные    не  только  о  морских  границах  России,  но  и  лоции  всех  морей,  омывающих  эти  границы.  Император  задумал  небывалое -  проложить  Великий  Морской  Путь  от  Архангельска  до  Америки,  Японии, Китая  и   Индии.  Это  стало  бы  возможным  лишь  при  наличии  пролива.               

Руководителем   Первой  Камчатской  экспедиции  был  назначен  русский  морской  офицер  датского  происхождения капитан - командор Витус  Беринг.   Его  помощниками:  капитан  - лейтенант  А.  Чириков и   капитан - лейтенант   М. Шпанберг.   Экспедиция,  начавшаяся  в январе  1725  года,  достигнув  Северо-Восточной  Сибири,  составила  подробные  и  точные  карты  её,  а  в  1728  году  приступила  к  составлению  лоций  морей.   На  боте   «Святой  Гавриил»   Беринг  и  его  команда  вышли  из   устья  реки  Камчатки  13/24/ июля  1728 года  и  двигались   на  север  вдоль  восточного  побережья  Камчатки  и  Чукотки.  В  августе они   прошли  в  сплошном  тумане  пролив,  отделяющий   Азию  от  Америки, и,  не  увидев американский  континент,   упёрлись  в  льды  Чукотского  моря.  Море  это  и  в  наши  дни лишь  частично освобождается  от  льдов    на  2-3  месяца.  По-видимому,     в  тот  год  ледовая  обстановка  в  Чукотском  море  была  особенно  сложной.               

Беринг,  опасаясь  ранней  зимы, приказал   возвращаться,  так  и  не выполнив  волю  Петра  Великого,   умершего  в  1725 году.               


По-прежнему,  не  были  выполнены  многие  задачи, поставленные  покойным  императором:               


-   Плохо  изучено  побережье  Северного  Ледовитого  океана и  не  составлены  лоции  северных  и  восточных   морей.               
-  Не  доказано  существование  пролива  между  Америкой  и  Азией.               

- Отсутствовали  достоверные  сведения   о взаимном расположении и очертаниях берегов Азии и Америки, о  путях   от  Чукотки  к  Америке  и  Японии.             

-    Слабыми  были  знания  и  о  самой  Сибири,  отсутствовали  карты  её  внутренних  районов.

17/ 28/  апреля 1732 года  императрица Анна Иоанновна подписала указ об организации Второй Камчатской экспедиции, которую  часто,  и  более  правильно,   называют   Великой  Северной.   Это была самая крупная исследовательская экспедиция в истории человечества.  Она длилась десять лет (по 1743 г.). В ней участвовали пять тысяч человек.   В  составе   7  отрядов  работали  геологи /пробирные  мастера/,   моряки, картографы,  художники,  учёные,  мастеровые люди,  переводчики,  проводники,  солдаты,  строители  кораблей, геодезисты,  священники.  Высочайшим  дозволением  офицерам  было  разрешено  было  брать  в  поход  своих  жён.  И  женщин  было  немало  в  экспедиции.

Результаты   десятилетних  трудов  впечатляют  своей  грандиозностью  и  сейчас:
  Великая Северная экспедиция исследовала огромные территории Сибири, побережья и  морей   Северного Ледовитого океана и северной  части Тихого океана.  Были получены ценные географические, исторические, этнографические  данные о внутренних районах Сибири, Камчатки и Курильские островов. Получены  сведения  о  полезных  ископаемых,  животном  и  растительном  мире. Проложен  путь  к  берегам   Северо-Западной Америки и Японии, открыты Алеутские острова.  Были  составлены  карты  исследованных  районов  и  лоции  морей,   уточнены  координаты  городов  и  других  населённых  пунктов.

Все  эти   задачи  выполнили  7    отрядов  направленных  в  разные  концы  Сибири  и  к  побережьям  морей. 
Для  изучения  внутренних  районов    Сибири  вышел  отряд  учёных   под  руководством  профессора  Герхарда  Фридриха  Миллера,  действительного  члена    Петербургской   академии  наук.
Общее  руководство    морскими  отрядами  возложено  было  на  капитана – командора  Витуса  Беринга.
Побережье  Северного  Ледовитого  Океана  и    омывающие  это  побережье  моря  исследовали  4  отряда:
- Отряд  капитана-лейтенанта Степана   Муравьёва - от  Печоры  до  Оби.
Позднее  его  сменил  капитан-лейтенант  Степан    Малыгин.
-  Отряд  лейтенанта   Дмитрия  Овцына  -  от  Оби  до  Енисея.
-   Отряд  лейтенанта   Василия   Прончищева -  от  Енисея  до  Лены.
После  смерти  Прончищева  в  1736  году  отряд  возглавил  сначала  наш  земляк Семён    Челюскин,  а  после  лейтенант  Харитон  Лаптев.
-    Отряд   лейтенанта  Петра  Лассениуса –   от  Лены  до  Колымы.    В  1736  году,  во  время  зимовки    Пётр  Лассениус  вместе  со  своим  отрядом   в  37  человек  умер  от  цинги.    После  смерти    лейтенанта  новый  отряд  возглавил   двоюродный  брат  Харитона  Лаптева,  Дмитрий   Лаптев.
Дальний  Восток  и  омывающие  дальневосточные  побережья  моря    исследовали  2  отряда:
-  Отряд капитана – лейтенанта   Мартына  Шпанберга   прокладывал  морской   путь  в  Японию.
-  Отряду,  который   возглавляли  капитан -  командор  Витус  Беринг  и  Алексей  Чириков  было  поручено:   
доказать  существование    пролива   между   Азией  и  Америкой / Беринг/,
Найти  путь  к  берегам  Америки  и  изучить    американское  побережье /Чириков/.
К лету 1740 года в Охотске   для  Беринга  и  Чирикова    были построены  пакетботы «Святой Пётр» и «Святой Павел». 
В сентябре того же года  корабли  перешли  на   Камчатку,  где  в  Авачинской  бухте  командами  был  заложен  острог,  ставший  теперь  городом  Петропавловск – Камчатский.   4  июля  следующего  года  пакетботы  «Святой  Пётр»  под  командой  Беринга  и  «  Святой  Павел»  под  командой  Чирикова  вышли  к  берегам  Америки.  Вскоре  они  потеряли  друг  друга  в  густом  тумане.  Чириков  достиг  берегов  Америки  15  июля,  а  Беринг  несколькими  сутками  позже.  Так  и  не  встретившись,  Беринг  направил  свой  корабль  на  Север  к  проливу,  который  теперь  носит  его  имя,  а  Чириков  отправился  исследовать    американское  побережье.                11 октября,  потеряв  30  человек   экипажа   из  75,  ослабевший  от  тяжёлой  болезни,  капитан- лейтенант  вернулся  в  Петропавловский  острог.               
В Питер   Чириков   был  отозван  из  экспедиции   лишь  в  1746-году.  Ему  был  пожалован  чин  капитан – командора.  Он  стал  директором  Морской  академии  Санкт – Петербурга  и  принял  участие  в  составлении  карты  Российской  империи.  В   1747  году  он  был  переведён  в   Москву  директором  Московской   конторы  Адмиралтейств -  коллегии.               
 24  мая /4 июня/  1748  года    Алексея  Ильича  Чирикова   не  стало.  Его,  мощный  когда-то  организм,   разрушили    перенесённая им   цинга  и  туберкулёз.    
Ему  было  44  года.  Из  них  23  года  непрерывного  подвига  в  служении  Отечеству.
             

 Командору  Витусу  Берингу  вернуться  из  2-ой  Камчатской  экспедиции   было  не  суждено.  Выполнив  поставленные  перед  ним  задачи,  Беринг  отправился  назад  только  в  октябре,  когда  моря  штормило,  а  пакетбот   плохо  слушался  управления.  В  этих  условиях  Беринга  вынесло  на  250  километров  восточнее   Камчатки  к  небольшому  островку,  который  носит  теперь  его  имя. 28  ноября   волнами  корабль  перебросило  через  прибрежные  скалы  на  берег и  разбило. Началась  внеплановая  зимовка  на  необитаемом острове.  Люди  жили  всю  зиму  в  углублённых  ими  ямах,  закрытых  сверху досками  и  парусиной,  питаясь,  в  основном,  грызунами.   На  острове  Беринга  не  бывает  лютых  морозов.  Однако  считают,  что  именно  от  холода или  простуды  6/8?/  декабря 1742  года   в  одной  из  таких  ям – землянок  умер  прославленный  командор.               


 Алексей  Чириков  на  пакетботе  «Павел»  предпринял  попытку  найти  командора,  но  безуспешно.  Под  руководством  штурмана, поручика  Свена  Вакселя,  пережившие  зиму  члены  экипажа  «Святого  Петра»  из  досок  разбитого  корабля  соорудили  небольшое  одномачтовое  судно – гукор    и  14  августа  покинули  необитаемый  остров.  К  тому  времени  из  77  человек  в  живых  их  оставалось  только  46.

                КАПИТАНЫ.
               
               1728 год                1.
Уставшие, больные,  еле  живы…
Был  неудачным первый  их  поход.
И  Беринг  посчитал,  что  нет  пролива,
Когда  закрыл  дорогу  плотный  лёд.
А  берег  был  американский   рядом.
Коснёшься,-  только руку  протяни!
 Густым  туманом  спрятанный  от  взглядов.
Упали  духом,  дрогнули  они.
А  ветер,  как  из  ледяного  ада!
Заканчивалась  пища  и  еда…
И  Беринг  приказал: « Вернуться  надо!
Иначе  не   вернёмся  никогда!
С  тобой  я   спорить,  Чириков,  не    стану,-
Блуждаем  мы  не  по  моей  вине!
Я  командор!  Тебе, как  капитану,
Всецело  должно  подчиняться  мне!
  Ты  сам  себя  упрёками  не  мучай,-
Мы  славно  потрудились  для  страны.
Вы – русские  надеетесь  на  случай,
А  здесь  расчёты  точные  нужны!»
Мрачнее  серой  тучи   ходит Беринг,
Решив  закончить  первый  свой   поход.
В  Охотск  вернулись  и  сошли  на  берег…
Их  встретил   Питер  только  через  год.
   
                1732 год          
Как  солнышко  прекрасная  Прасковья
Очаровала  сердце  моряка
Соединила  светлой  их   любовью.
 В  Лужном,  под  Тулой,  Божия  рука

Из  отпуска  был  в  Питер   вызван  вскоре.
Там  встретили  старинные  друзья:
«Идти  пешком  придётся   вам  до  моря, 
Исследуя  сибирские  края.
В  Охотске  вы  построите  два  бота.
Пусть   вам  в  благих  делах  поможет  БОГ!
А  на  Камчатке, для  морского  Флота
Необходимо  заложить  острог.
И  интерес  императрицы  прежний,-
На  то  и  специальный  есть  указ:
К  американским   выйти  побережьям
И  сделать  их  доступными  для  нас!
Начальником  твоим  - вновь  Витус  Беринг.
Тебе  поручат  набирать  отряд.
В  самом  себе  не  очень  он  уверен.
Коль  что  не  так - ты  будешь  виноват.

Готовились  в  поход  два  года  люди:
С  утра  и  до  темна – упорный  труд.
И  верили,  что  всё  иначе  будет,
Теперь  они  Америку  найдут!
 На  этот  раз  не  отвернётся  счастье!
Всё  лично  сам  проверил  Алексей.
Повозки,  провиант,  оружье,  снасти,-
В  свою  звезду  душою  верил  всей.
Нет,  кажется,  вопросов  нерешённых
До  мелочей  он  всё  продумать   смог…
Идти   в  поход  с  мужьями  могут  жёны.
«А  кто  вернётся? -  знает  только  Бог!
Сибирский  тракт  покажется  им  адом,
Нахлынет  столько  трудностей,  забот…
Вот  и  Прасковья  быть  мечтает  рядом,
Твердит,  что  всё  равно  за  ним  пойдёт!»

Напутствия,  прощания  и  слёзы,
Едва  забрезжил  питерский  восход.
Пропел  рожок  и  двинулись  обозы.
Их  звал  в  дорогу  33-ий  год.

             1733- 1740
                3
Огромная,   богатая,  лесная…
Болота,  реки,  тучи  мошкары.
И  до  сих  пор  Сибирь  мы  плохо  знаем,
Что  говорить  о  людях  той  поры?
Источник  их  везенья – Воля  Божья,
В  любви  к  Отчизне – мужества  исток.
В  сибирском  утопая  бездорожье,
Отряд  их  продвигался  на  Восток.

Забот всегда у  Чирикова  много.
Работает  и  ночью  он  и  днём.
Все  говорят: «Он  командир  от  Бога,
И  всё  в  отряде  держится  на  нём!»
Всегда  спокоен  и   всегда уверен.
 Полно  задумок   разных   и  идей.
 В  штабной  повозке   что-то  пишет   Беринг.
А  Чириков  живёт  среди  людей.
Был  очень   добрым,  если  надо - строгим,
В  принятии  решений    скор  и  смел.
Стал  братом  и   наставником  для  многих.
 Заставить   мог,  но  и  понять  умел!

Для  командора  Чириков – находка.
Талант  от  Бога  Алексею  дан.
Заботы  многолетнего  похода,
Как  воз  тяжёлый  тянет  капитан!
Помощника  не  очень  Беринг  любит.
Для  всех  в  отряде   главный – Алексей.
Не  к  Берингу,  а  к    Чирикову  люди.
Идут  с  бедой и  радостью  своей.
У  Алексея   зависти  нет  чёрной:
Под  Берингом  ходить – не  привыкать.
Ведь  Витус -  замечательный   учёный,
Таких  на  свете  надо  поискать!

Ненастье,  зной,  речные  переправы.
Отряд  трудиться  день  и  ночь   готов,
Чтоб  местный  быт  узнать,  природу,  нравы,
Составить  карты  рек  и  городов.
Какой  там  зверь?  Какая  в  реках  рыба?
Какая  польза  может  быть  от  гор?
Забытым  им,  ОГРОМНОЕ  СПАСИБО!
Их  сведенья  нам  служат  до  сих  пор.
В  какого  бога  местный  житель  верит?
Что  ест  тунгус  и  пьёт  ли  он  вино?

Зной,  лютый   холод…  Первые  потери!
Не  всем  домой  вернуться  суждено.


Таёжные  дремучие  завалы,
Где  в  лапах  сосен  меркнет  белый  свет,
 Безлюдных  гор  и  сопок  перевалы.
Прошли они   за  7  тяжёлых    лет!

                1748 год             4.
Он  в  собственной  постели  умирает.
А  многих  тех,  кто  с  ним  тогда  пошли,
Давно  уж  приняла  земля  сырая,
От  их  любимых  и  родных  вдали.

Хоть  смерть  близка,  но  нет  в  душе  досады
Немало  было  в  жизни  светлых  дней!
БОГ   дал  любовь,  сейчас  она  с  ним  рядом,
И  в  мире  человека  нет  родней!
Глаза  Прасковьи  снова  ищет  взглядом,-
Спокойно  от  её  печальных  глаз:
«Всегда  со  мною  шла  по  жизни  рядом.
Соединил  нас  БОГ  в  счастливый  час!
Прасковья,  моё  солнышко  земное!
В далёкие  холодные  края
Она  всегда  бесстрашно  шла  за  мною.
С  5-ю  детьми  её  оставлю  я!»

Он  верил:  Не  в  богатстве  вовсе  счастье,
А  в том,   чтоб  покорять  за  далью  даль.
Он  собственные  деньги  тратил  часто
На  дело,  жизнь  которому  отдал.
.Путь  каждому  его  судьбой  отмерен.
Про  этот  путь  один  лишь  знает  БОГ
«Какою  страшной  смертью  умер  Беринг!
Моя  вина -  найти  его    не  смог!»

Год  41-ый  спущено  два  бота,
Заложен  Петропавловский  острог.
 Стремленье  и  единая   забота,-
Исполнить  до  конца  теперь  свой  долг.
Надёжней  кремня  и  арабской  стали,
Своей  Отчизны  верные  сыны!
Но  все  они  давным-давно   устали,
Серьёзно  очень  многие   больны.
«Америка  должна  быть  где-то  рядом.
Найдём  её  и  отдохнём  потом!»
Два  берега  соединить  им  надо
Морским  путём,  как  каменным  мостом.

«Петра»  команду  Беринг  сам  возглавил.
Он  всё  ворчит,  что  не  надёжен  бот.
У  Алексея  в  подчиненье  - «Павел»
Он  верит,  что  корабль  не  подведёт.
- Успехов  вам!  Туманов  берегитесь!
Здесь  много  скал  в  прибрежной  глубине!..
-  Себя  учи!-  бурчит  сердито  Витус,-
Советовать  пока  что  молод  мне!

Сначала  боты  шли  друг  с  другом  рядом,
Но  мглою  затянуло  небеса.
Туман  сгустился.  Море  стало  адом.
И  ветер  рвал  со  злобой  паруса.
Не  видно  больше  звёзд,  померкло  солнце,
И  трудно  кораблями  управлять.
Друг  друга  потеряли.   Не  придётся
Им  в  этой  жизни  встретиться  опять!
Хоть  с  Берингом  и  не  были  друзьями,
Но  командора  жаль  ему  до  слёз.
Ведь  Витуса    нашли  замёрзшим  в   яме,-
Его    корабль  разбился  об  утёс!

Но  ветры  вновь  попутные  подули,
Настали  снова  солнечные  дни.
15-ое  дал  им  БОГ  июля
Увидели  Америку  они!
Кричали  все – не  выдержали  нервы,
Так  много  лет  к  заветной  цели  шли.
Какое  счастье  оказаться  первым
У  берегов  загадочной  земли!..

 Он  умирает  в  собственной  постели,
И  дарит  печь  домашнее  тепло.
Так  многие  окончить  жизнь  хотели,
Но  никому  почти  не  повезло.
Кто  умер  от  цинги,  кто  от  чахотки,
Кто  лёг  в  болото,  кто  в  холодный  снег…

«Прасковьюшка!  Налей  немного  водки!
Помянем  тех,  кого  давно  уж  нет!»