Колдун. 1. 2

Игорь Карин
       1. Зачин            
     Давно я жаждал выложить это мое журналистское творение.   Но как-то робел перед публикой. Но вот теперь уже  «не могу молчать», как сказал Лев Толстой примерно в моем возрасте… Хранилась  у меня в свое время  поэма на святую производственную тему,  напечатанная в заводской многотиражке. Старый редактор ко мне благоволил и часто украшал газету моими стихами. На этот раз он направил меня в «Цех новой техники». Цехов на заводе было больше шестидесяти, но в этом цехе работали особые мастера, примерно такие же, как киношный Гоша-Гога.
    Пришел я в этот цех, нашел  самого главного героя. Вижу, мужик по шестому десятку, лохматый по-таежному, с  носом мясистым и красным, ходит около дюжины станков, к которым не прикасается, а они знай работают. Гляжу, он еще и к портвейничку прикладывается  и меня не стесняется, хотя и не угощает. А станки мягко жужжат себе… И никого поблизости нет, чтобы мужичка пожурить.
    Стал я крутиться возле этого Колдуна. День кручусь, два кручусь, рот от  удивления редко закрываю…    Так и  познакомился с Мастером, равного которому – мне все начальники это твердили! –  не было во всей Сибири: Самородок, Колдун, Чудотворец! А звался он «зуборезчик». Что это такое, мужики знают, а дамам поясню. В те времена  машины и станки «стояли» на шестеренках. А что она такое и как ее производили? Стал было я по старинке описывать, что да как. А потом глянул в Яндекс, а там такие ли красавицы Шестерни, что на любой вкус!..
    Ну, значит,  подали мастеру этакое круглое дисковое изделие с отверстием посредине. На него надо нарезать зубцы, которые бы сцеплялись с зубцами другой шестерни.. И чтобы сделать этот круг зубастым, надо закрепить его в станке и обрабатывать специальными фрезами. Нарезал зуб – поверни деталь на положенные микроны и повтори.  Нынче это станки-автоматы делают (где еще заводы у нас сохранились), а в 1966 году какие тебе автоматы! Только на супермастерах всё и держалось. А у других бывало -  один брак! 
    Желающих научиться этому тонкому делу можно было по пальцам перечесть во всей  области. Так, у нашего зуборезчика было два сына. Один пытался   несколько месяцев – плюнул и отказался, хотя заработки тут были огромные. А второй и не пытался, как отец ни сокрушался…
     Зуборезное дело «осваивали» и студенты технических вузов, но на последних курсах, причем   с привлечением  высшей математики. И лишь у  одного-двух из выпускников что-то  получалась с конкретными расчетами… Вот  Колдуну часто и подсовывали чертеж очередного дипломника, а он  с одного взгляда определял, что тут будет, к примеру, не 22, а 21 зуб, да еще и с половиной. Дипломник, поглядев на старинушку, бежал жаловаться на "темного мужика". А начальство ему доходчиво объясняло,  что  мужик-то прав. «Да он же математики не знает!» – восклицал самолюбивый почти-инженер. «Знает или не знает, не наше дело, а брака у него не бывает!» - отрезАло  начальство. И посылало снова к Колдуну -  «на довыучку»….
     Ну, теперь можно и к стихам переходить.  В газете эта поэмка называлась «Симфония труда», но я теперь вижу, что речь у меня идет в основном о зуборезчике Годионове, которого на заводе и в Области  звали Колдун.. Так и озаглавил.
    
      2.Лирический запев

Ненастный день. Темно и сыро.
Дождя сплошная пелена.
Уютом собственной квартиры
Прельщает сварка из окна.

Внутри бушует сварка эта,
Как прирученная гроза,
Ее волшебные отсвЕты
Со всех сторон глядят в глаза.

На фоне сварки люди-тени
Всё время движутся в огне...
Но это светопредставленье
Так необычно только мне.

Всем остальным давно не новы
Волшебный свет и сизый дым.
Привычный труд. Спроси любого,
Он скажет, что, мол, тут такого:
Трещим, сверкаем да коптим...

Такой уж цех, такие люди -
Сосредоточенный народ!
Никто рассматривать не будет,
Какой там свет, откуда бьёт...

Известно, русская натура, -
Она безделью-то чужда,
И сварка - только увертюра
К большой Симфонии Труда ...

  (Продолжение последует)


© Copyright: Игорь Карин, 2014