1. Зачин
Давно я жаждал выложить это мое журналистское творение. Но как-то робел перед публикой. Но вот теперь уже «не могу молчать», как сказал Лев Толстой примерно в моем возрасте… Хранилась у меня в свое время поэма на святую производственную тему, напечатанная в заводской многотиражке. Старый редактор ко мне благоволил и часто украшал газету моими стихами. На этот раз он направил меня в «Цех новой техники». Цехов на заводе было больше шестидесяти, но в этом цехе работали особые мастера, примерно такие же, как киношный Гоша-Гога.
Пришел я в этот цех, нашел самого главного героя. Вижу, мужик по шестому десятку, лохматый по-таежному, с носом мясистым и красным, ходит около дюжины станков, к которым не прикасается, а они знай работают. Гляжу, он еще и к портвейничку прикладывается и меня не стесняется, хотя и не угощает. А станки мягко жужжат себе… И никого поблизости нет, чтобы мужичка пожурить.
Стал я крутиться возле этого Колдуна. День кручусь, два кручусь, рот от удивления редко закрываю… Так и познакомился с Мастером, равного которому – мне все начальники это твердили! – не было во всей Сибири: Самородок, Колдун, Чудотворец! А звался он «зуборезчик». Что это такое, мужики знают, а дамам поясню. В те времена машины и станки «стояли» на шестеренках. А что она такое и как ее производили? Стал было я по старинке описывать, что да как. А потом глянул в Яндекс, а там такие ли красавицы Шестерни, что на любой вкус!..
Ну, значит, подали мастеру этакое круглое дисковое изделие с отверстием посредине. На него надо нарезать зубцы, которые бы сцеплялись с зубцами другой шестерни.. И чтобы сделать этот круг зубастым, надо закрепить его в станке и обрабатывать специальными фрезами. Нарезал зуб – поверни деталь на положенные микроны и повтори. Нынче это станки-автоматы делают (где еще заводы у нас сохранились), а в 1966 году какие тебе автоматы! Только на супермастерах всё и держалось. А у других бывало - один брак!
Желающих научиться этому тонкому делу можно было по пальцам перечесть во всей области. Так, у нашего зуборезчика было два сына. Один пытался несколько месяцев – плюнул и отказался, хотя заработки тут были огромные. А второй и не пытался, как отец ни сокрушался…
Зуборезное дело «осваивали» и студенты технических вузов, но на последних курсах, причем с привлечением высшей математики. И лишь у одного-двух из выпускников что-то получалась с конкретными расчетами… Вот Колдуну часто и подсовывали чертеж очередного дипломника, а он с одного взгляда определял, что тут будет, к примеру, не 22, а 21 зуб, да еще и с половиной. Дипломник, поглядев на старинушку, бежал жаловаться на "темного мужика". А начальство ему доходчиво объясняло, что мужик-то прав. «Да он же математики не знает!» – восклицал самолюбивый почти-инженер. «Знает или не знает, не наше дело, а брака у него не бывает!» - отрезАло начальство. И посылало снова к Колдуну - «на довыучку»….
Ну, теперь можно и к стихам переходить. В газете эта поэмка называлась «Симфония труда», но я теперь вижу, что речь у меня идет в основном о зуборезчике Годионове, которого на заводе и в Области звали Колдун.. Так и озаглавил.
2.Лирический запев
Ненастный день. Темно и сыро.
Дождя сплошная пелена.
Уютом собственной квартиры
Прельщает сварка из окна.
Внутри бушует сварка эта,
Как прирученная гроза,
Ее волшебные отсвЕты
Со всех сторон глядят в глаза.
На фоне сварки люди-тени
Всё время движутся в огне...
Но это светопредставленье
Так необычно только мне.
Всем остальным давно не новы
Волшебный свет и сизый дым.
Привычный труд. Спроси любого,
Он скажет, что, мол, тут такого:
Трещим, сверкаем да коптим...
Такой уж цех, такие люди -
Сосредоточенный народ!
Никто рассматривать не будет,
Какой там свет, откуда бьёт...
Известно, русская натура, -
Она безделью-то чужда,
И сварка - только увертюра
К большой Симфонии Труда ...
(Продолжение последует)
© Copyright: Игорь Карин, 2014