Матерь современного авангарда

Надо Степан
                «Делай все с ощущением радости.
                Негативное мышление – роскошь,
                которую мы не можем себе позволить»
                Йоко Оно.

«Дитя Океана»
                «…Oceanchild, calls me

                So I sing a song of love…»
                Sing «Julia»
                John Lennon.

В переводе на русский обворожительно и странно звучит имя Йоко. Не правда ли? Обворожительность Оно индивидуальна, а говорить об индивидуальности – значит говорить об одиночестве, говорить о  дистанции, отделяющей человека от всех остальных, находящихся рядом. В сущности Йоко Оно – это уединение, одиночество в позитивном контексте, уединение, помогающее оптимально регулировать контакты между личностями. Регуляция  ее основывается на чувствах взаимного принятия, в раннем детстве принятием родными тетушками Бубновыми – выпускниц Санкт-Петербургской консерватории Анны и художницы Варвары. В отличие от остального окружающего «Дитя» контингента, с которыми приходилось бороться, преодолевая барьеры  между богатыми и бедными, презрение сверстников за богатство, непринятия родителями попыток сдружится с бедняками, намеренье  стать оперной певицей – не дали плодотворных результатов. Привели к  физической изоляции. Изоляция, не приведшая к одиночеству, проложившая путь в искусство, не смотря на чудаковатость Йоко,  тонкость психики, нервность.  Первые концептуальные эксперименты направлены на попытку заслужить признание публики: многочисленные перфомансы, выставки и спектакли не имеют успеха, а критики в пух и в прах разносят работы несостоявшейся оперной певицы. Публика отказывается  принимать Йоко всерьез. Одиночество. Которое было условием, способным защитить Йоко от общества и поставить ее вне сферы общественного влияния. Впоследствии – глубокое переживание из-за не принятия ее в искусстве, в результате – депрессия, неоднократные суицидальные действия в отношении себя. Единственным «результативным» методом оказалось действие в отношение к Йоко родителями – помещение в психиатрическую клинику. Не правда ли «гуманно»? Спасает ее лишь врожденный магнетизм, влияющий на мужчин, на их искушение к ней. «Вызволяет» из заточения джазовый музыкант Энтони Кокс – ярый поклонник работ Йоко, и ее самой, оказывающий поддержку не только моральную, но и ставший продюсером ее проектов. Между ними развивается настолько бурный роман, что супруги угрожают друг другу убийством в случае измены или расставания, которой последовало спустя некоторое время. Угрозы оказались лишь пустым звуком. «Почему мужчины такие серьезные? У них есть эта клевая длинная штука, которая поднимается и опускается, когда захочет. Если бы я была мужчиной, то постоянно бы смеялась над собой» словами Йоко Оно.


«Демон в женском обличии и безропотная жертва», а проще «Ромео и Джульетта 70-х».
                «Я всегда мечтал встретить
                творческую женщину, похожую на меня.
                И был уверен, что такой не существует»
                Джон Леннон

Это было в 66-м году в Англии. Джону Леннону сказали, что одна японская художница-авангардистка, приехавшая из Америки, устраивает хэппенинг. Он ходил по выставке и увидел лестницу, влез по ней к потолку, обнаружил там подвешенную трубу, посмотрел в нее - чувствуя себя идиотом (по словам Леннона) - и прочитал одно слово "Да". А в те годы авангардом считалось, когда человек разбивал в дребезги пианино или скульптуру, в общем, все было анти-, анти-, анти-. Скучное отрицание. «А тут  прочел это "да" и решил остаться на этой выставке среди гвоздей и яблок» словами Джона Леннона. Поднявшись на парочку метров верх, изменив ракурс зрения к окружающему миру, пока еще только в рамках небольшой белой комнаты последовала надпись, возбудившая в Ленноне любопытство: "Вбей гвоздь". Джон спросил: "Можно я вобью гвоздь?" Йоко ответила: "Нет, потому что открытие назначено на завтра". Но тут к ней подошел владелец галереи и прошептал на ухо: "Пусть вобьет. Знаешь, он - миллионер. Может, он потом купит этот экспонат". Они начали шептаться-совещаться. Наконец, она говорит: "Ну, хорошо, можешь забить этот гвоздь, но сперва заплати за это 5 шиллингов". И вот  говорю: "Хорошо. Я дам тебе воображаемые 5 шиллингов и вобью воображаемый гвоздь". Вот так и произошла их встреча, она что-то почувствовала, он что-то почувствовал, а остальное - это уже, как говорится, история. Йоко после этой встречи записала в дневнике, что человек, которого она могла бы полюбить, нашёлся. Леннон стал получать от неё открытки с короткими надписями: "Танцуй", "Дыши", "Смотри на огни до рассвета"... Йоко звонила ему и произносила длинные монологи: о социальной несправедливости, духе времени и себе, испытывающей большие творческие затруднения авангардной художнице. В неожиданном состоянии находился Леннон, слушал ее на редкость внимательно. Ведь он привык к женщинам, которые повиновались ему. Йоко была совсем другой. Он был удивлен, его поразило событие. «Событие» в лице Йоко, которая открывалась для него все новыми своими неожиданными гранями. Он чувствовал, что должен повиноваться этой японке. Леннон так говорил о своей возлюбленной: "Она учитель, а я - ученик. Я знаменитый человек, про которого думают, что он все знает, но она - мой учитель, она научила меня всему, что я знаю. Она уже все знала, когда я ни черта не знал, когда я был человеком ниоткуда. Она мой Дон Хуан [духовный учитель Кастанеды]".
"Рядом с Йоко я стал свободным. Её близость сделала меня целостным человеком. Без неё я был только половинкой" словами Леннона. "До встречи со мной у него был свой жизненный опыт, которого у меня не было, так что, я тоже у него многому научилась. Это взаимный процесс: может быть все дело в том, что я сильный человек, во мне много женской силы. Женщины развивают в себе эту силу - в своих отношениях с мужчинами. В женщинах есть внутренняя мудрость, тогда как мужчины обладают мудростью другого рода: иметь дело с обществом - потому, что именно они его создали. Мужчины никогда не развивали в себе внутреннюю мудрость: у них просто не было времени. Поэтому, большинство мужчин опираются на женскую внутреннюю мудрость, хотят они в этом признаваться или нет" словами Йоко Оно.


                «В Пустоте с глубинами»
                «Если ты мечтаешь о чем-то один –
                это всего лишь мечта;
                если вы мечтаете об этом вдвоем –
                это реальность»
                Йоко Оно

Музыкальные эксперименты Леннона начались в первый же год совместной жизни с Йоко Оно, ещё до распада "Битлз". В 1968 году Оно и Леннон выпустили альбом "Two Virgins" (Два девственника). Музыки на нём не было: пластинка содержала беспорядочный набор шумов, стоны и крики. По словам Леннона, альбом был записан за одну ночь. Еще больше, чем содержание, поражало оформление альбома, где были использованы фотографии Джонна Леннона и Йоко Оно в костюмах Адама и Евы. Леннон так говорил о влиянии на него Йоко Оно в тот момент жизни: "Она заставила меня стать авангардистом и снять с себя одежду, а я в то время хотел быть лишь Томом Джонсом.
«Два девственника" получились случайно. Я понял, что на свете есть такой же сумасшедший человек, как я, - женщина, умеющая издавать столь причудливые звуки, способная наслаждаться нетанцевальной и непопулярной музыкой, тем, что называют авангардом» словами Леннона.
Авангард – это  единственное слово, которое здесь подойдёт, считаю, что такие ярлыки, как авангард, опровергают сами себя. Все привыкли к авангардным выставкам. Сам факт, что авангард может быть выставлен, противоречит назначению авангарда, поскольку он становится формальным, превращается в часть ритуала. Воспринимается он  только как вариации к такому глобальному понятию, как музыка.
Первая, кто объединил популярную музыку с авангардом, была Йоко. Ее «музыка» свободна от прикладных функций, не связанная с программностью.  Ее музыкальный авангард непосредственен, выражает «бесконечное», самодостаточен в сущности. Музыка Йоко свободна от традиционных структурных шаблонов, тем же превосходством обладает прелюдия и связующие фрагменты Бетховенских сочинений, поскольку они лишены симметрии и периодичности, но в отличие от Бетховена, Оно добивается результата нарушением правил в нарушенном. А  Бетховен нарушением традиционности, в связи с этим Людвиг Ван – это «абсолют», Йоко – абсурд в традиционности – в сути авангард. Многие поклонники «битлов» обвиняли Оно в том, что это она виновата в «развале» группы. После распада «The Beatles», Оно и Леннон создали свою группу «Plastic Ono Band».


                «Imagine»
                «…Imagine there's no heaven,
                It's easy if you try,
                No hell below us,
                Above us only sky…»
                Sing «Imagine»
                John Lennon.
В 1969-м, году Леннон и Оно вновь удивили общественность. После своей свадьбы они отправились в Амстердам и заявили о том, что проведут «постельное интервью». Журналисты, решившие, что звёздная пара будет публично заниматься сексом, собрались в гостинице, где оказалось, что Леннон и Оно, надев белые пижамы, украсив гостиничный номер цветами, сидят на кровати и говорят о мире (как раз в то время шла война во Вьетнаме). Двери номера были круглые сутки широко распахнуты. Любой человек с улицы мог войти к ним.
Великобритании был проведен опрос, по итогам которого сингл "Imagine" занял второе место в списке величайших синглов всех времен после "Богемской рапсодии" группы "Квин".
В песне "Imagine" ("Представьте") Леннон излагает своё видение идеального мира, где люди живут сегодняшним днём, не надеясь на Рай и не боясь Ада. Не существует разделения на государства и религии, нет войн, нет собственности, нет понятий "жадность" и "голод". Все люди - братья.
В 1970-1980-х годах супружеская пара записывала совместные песни, сняла авангардистский фильм «Апофеоз», принимала активное участие в политике в самых ее эпатажных формах и всячески участвовала в публичных мероприятиях. Сама Йоко выпустила несколько оригинальных сольных альбомов, участвовала в проектах мужа и написала несколько книг, родила ко дню рождения Джона – сына.
 «Он моя самая большая гордость. Да, я забросил музыку и погряз в пеленках, но мне это по душе! Как хорошо, что нам с Йоко не удалось расстаться!» Джон Леннон.

«Смерти нет. Это все равно, что пересесть из одной машины в другую».
                «Я был недоволен собой,
                ел и пил как свинья.
                Дерзкий герой рок-н-ролла
                вдруг оказался испуганным парнем
                И я начал кричать о помощи.         
                Появилась Йоко».
Джон Леннон.
Эта история без хэппи-энда, 8 числа 12-его месяца 1980 года Джона убили. Он будто предчувствовал свою смерть, в юности сказав: «Наверное, меня застрелит душевнобольной», а за две недели до случившегося уволив телохранителей, опасаясь за их жизни. Оказалось, что безумному фанату не нравился тот Леннон, который жил счастливо рядом с Йоко и сыном. Жестокая расплата постигла Йоко и Джона за счастье, но эта сильная женщина до сих пор бережно хранит память о рано ушедшем муже, часто вспоминая его слова: «Смерти нет. Это все равно, что пересесть из одной машины в другую».  После смерти мужа Йоко занялась выпуском его неопубликованных материалов – музыкальных и видеозаписей и текстов. Через некоторое время после убийства мужа Оно вступила в брак с дилером антикварных вещей Сэмом Хавадтоем, который продлился до 2001 года. Она была замечена в связях с коллегой Хавадтоя, Сэмом Грином. Гастролировала с собственными выставками, выпустила несколько сольных альбомов и устраивала различные PR-акции. В 2009 году Оно была удостоена высшей награды Венецианской биеннале – Золотого льва за вклад в искусство. Творчество Оно состоит из идей, не из конкретного материала. Пестрые и многообразные новаторские революционные, бунтарские инсталляции, созданные художницей, требуют участия со стороны – предлагается просунуть куда-нибудь руку, поиграть в шахматы, пройтись по стеклянному лабиринту, надеть на голову мешок и пройтись по комнате, следуя ее подсказкам, звучащим из колонок.
Творческая жизнь Йоко Оно продолжается до сих пор. Она считается одним из самых известных концептуальных художников. Сегодня она любит устраивать выставки и перформансы по всему миру, в которых Йоко, как и прежде, проповедует мир, согласие и отказ от любого насилия. Она продолжает издавать записи Леннона и регулярно проводит акции, связанные с его именем.
Йоко, словно передовой элитный отряд, прорывающаяся на территорию искусства, на неизвестную территорию концептуального искусства впереди основной армии и прокладывающая ей путь.
Многие ее музыкальные композиции имели успех на местных радиостанциях.
Альбом «Starpeace», названный так в противовес ракетной обороны «Starwars» Рональда Рэйгана. Был создан ряд клубных ремиксов песен Йоко Оно. Для этого проекта она сократила свое имя до «ONO», как ответ на «Oh, no!»- шутка, которая преследовала ее в течение всей жизни. «Oh, NO!» возгласы многих поклонников «битлов», обвинявших Оно в распаде Ливерпульской четвертки. На оригинальной версии сингла «Walking on Thin Ice», спродюсированной Ленноном, можно услышать его ремарку: «I think we’ve just got your first No.1, Yoko».
В возрасте 76 лет. Оно в пятый раз стала лидером Dance/Club Play Chart, с синглом «I’m Not Getting Enough».
Четыре года назад записан альбом «Between My Head and the Sky», первый альбом группы Plastic Ono Band.

«Люди другой психики»
                «Психика,
                считывающая больше контекстов,
                чем принято».
Йоко Оно, приходящая племянницей знаменитой скрипачке Анне и художнице Варваре Бубновым  в мае-июне 2007 года в рамках 2-й Московской биеннале в ЦУМе провела первую и пока единственную российскую выставку «Одиссея таракана». А в 2012 году Йоко Оно выступила в поддержку феменистской панк-рок-группы «Pussy Riot». Кстати, ерундовый процесс по содержанию, а по сути, предчувствие гигантского слома. Переживание, вытекшее в реакцию яростным образом. Сознательно, а возможно и не сознательно. Эта акция выражение в художественной культуре. Это феномен авангарда. Йоко Оно поддерживая «Pussy Riot» , как художник – остро переживающий будущность, как  авангардистка, прошедшая все стадия и развитие авангарда. А именно авангард расшатыванием и разрушением традиционных эстетических норм и принципов, форм и методов художественного выражения и открытием возможности практически неограниченных новаций в этой сфере, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, это все открыло путь к переходу художественной культуры в новое качество, который уже и осуществляется.
Суть и значение для человечества этого лавинообразного процесса в культуре пока далеко не до конца понят и не осмыслен адекватно. И речь идет не о трех девочках, а о том, что за этим стоит. Не связана ли это с будущим страны? Это переживания – вытекшие в яростную реакцию. Не так ли? Находится этот процесс в начальной стадии.