Рецензия на повесть Мир тесен или...

Галина Клинкова
«Мир тесен или страницы из жизни женщины». Ольга Огланова. (Лирико - философская повесть о любви, события которой вписываются в канву 80-х - 90-х годов 20 века).

  С большим интересом прочитала я повесть Ольги Оглановой "Мир тесен или страницы из жизни женщины". Говорят, театр начинается с вешалки. А книга, по – моему,-с оформления обложки.

В конкретном случае меня привлек его нежный, романтический стиль. В овальном пространстве, будто в зеркальной раме, стоит молодая женщина. Сквозь ажурность легкой ткани занавесок хорошо видно, что она сосредоточенно всматривается в небесную даль...

Картинка эта - словно иллюстрация к заключительным строкам произведения, где Анна, обращаясь взглядом в неведомый заоблачный мир - к Никите, своей страстной, большой любви, которая осталась жить за гранью смертельного круга, "произнесла неслышно, сердцем: "Я отпускаю тебя, милый, отпускаю в твой новый путь. И спасибо тебе. Как хорошо, что ты у меня был! Я знаю, наши чувства неповторимы, как бы ни сложилась в дальнейшем моя судьба! А там... Может, мы ещё и встретимся, ведь мир тесен".

Произведение определено автором как лирико - философская повесть о любви. Ее художественный мир вполне отражает особенности этого редкого жанра и активно воздействует на читательское восприятие. Писательница создает прочувствованное повествование. Ведя рассказ о своей героине от третьего лица, она будто сама живет ее ощущениями, настроением, внутренним состоянием ее души и эмоциями. Речь идет о женской судьбе, одиночестве, проблеме обретения счастья, о вечных, философских темах - истинной любви, жизни и смерти, человеческом бытие... При этом важное значение имеет использованный автором литературный прием - сны героини. Они влияют на принятие Анной судьбоносных решений, раскрывают ее сокровенные мысли и желания, чувства и переживания… Сон литературной героини — это часть истории ее души.

Читать интересно, увлекательно, легко, так как повесть написана хорошим слогом. Привлекает свой, собственный стиль писательницы. В нем слышится естественность интонации. Он - живой и компактный. Понравилось начало повести, которое сразу, без пространного предисловия, вводит читателя в жизнь главной героини. Некоторые фразы воспринимаются как лексико – стилистические находки в рамках контекста… Например, « Отвечая, Аня старалась определить, сколько Никите лет: похоже, он был помоложе её, и одновременно вспомнить, где и когда раньше могла его видеть. Повеяло чем-то отдалённым и тёплым…» Последнее коротенькое безличное предложение в цитате -- именно такое – неожиданное! -- но какое удивительно трогательное, душевное… И так много несет в себе смысла и чувств!

Сюжетная линия одна: история жизни Анны в столкновении с судьбами других людей. Налицо пресловутый «треугольник». Только выбирать женщине, находящейся в его центре, не требуется, так как любит одного. К сожалению, ситуация банальная: Никита женат. Встреча их роковая и полуфантастическая. Происходит подмена имени при знакомстве ( Анна -- Ольга), пропадает записка с телефоном и адресом. Через десять лет аналогичную записку снова постигает та же участь. Возможно, это не просто случайности, а художественный прием -- - предвестие краха завязывающихся отношений.

Ольга Огланова обратилась к вечной, как мир, теме, пытаясь средствами выбранного жанра выразить очарование и драматизм любви, осмыслить феномен самой сложной, таинственной и парадоксальной реальности, с которой сталкивается человек. Ни просчитать, ни вычислить любовь нельзя. Она приходит вдруг, поражает в самое сердце и навсегда. Сколько влюбленных, столько и судеб. У каждого—свой трепет в душе, своя нежность и своя боль… Идя вслед за историей Анны, с горечью замечаю, как рушатся одна за другой ее мечты быть вместе. «… Больше всего она страдала потому, что не в силах была что-то изменить, словно и не являлась хозяйкой своей судьбы». Пламенная страсть, соединившись с любовью, поглотила полностью Анну, стала смыслом ее жизни... Интимные переживания даны обнажено- искренне и в такой форме, что, читая, будто листаю страницы сокровенного дневника.
               
"...Адское, неуправляемое, вопреки рассудку, притяжение, осознать Аня никак не могла: «Неужели именно этот плен, эту одержимость, этот душевный и телесный недуг, эту почти что наркотическую зависимость и называют любовью?» «Мы связаны незримой нитью, и изме-нить ситуацию уже трудно. Никита хороший человек. Ему, конечно, жаль сына, но, может быть, он всё правильно сумеет объяснить. Не хочется никому делать больно, а ведь и любовь имеет свои права!». Аня рассуждала сама с собой, пытаясь оправдаться перед совестью, и безумно радовалась предстоящей встрече. Время опять словно остановилось, наступило чудное состояние предвкушения свидания…»

Обстоятельства усугубились. У Никиты родился второй ребенок. Наконец она поняла, что устала. Из – за постоянного вздрагивания от звонков, конспирации, от шестилетнего бесправия… «Я ведь тоже хочу семью, хочу моего, а не чужого мужа, хочу быть с ним в отпуске, в новогоднюю ночь...». Ее внутренние монологи – рассуждения с собой переросли в убеждения, и Анна сказала Никите о решении расстаться. Тихо, внешне спокойно простились… Но как пронзительно тревожно мне от описания этой сцены, как защемило сердце!..

Любовь не выбирают. Выбирает она… Только порой из-за жизненных обстоятельств к обоюдному счастью выход люди не находят, как бы ни мучились над вопросом: «Что делать?»… Анна с Никитой совершили насилие над так живо, неистово трепещущим в их сердцах чувством настоящей любви. И Никитино не выдержало разлуки, оказавшейся равносильной смерти… Он умер от инфаркта.

После Анне снятся сны. Они будто за крылья, поддерживают ее душу, не давая провалиться в бездну… В первом ---- она гуляет с любимым по знакомым, дорогим местам в Сочи. « То, что мне снилось, реальнее всякой реальности! Это была встреча! Я всё так живо ощущала, ощущала каждой клеточкой! Спасибо тебе, Никита, за этот подарок. Ты мне хотел напомнить о наших чувствах и о вечности наших душ. Я поняла». Во втором сне, тоже добром и светлом, « очень пристально глядел Ане в глаза. Тревожность взгляда она ощущала явно, но себя рядом во сне не видела. Казалось, он ей хочет что-то внушить, от чего-то предостеречь…» И, догадавшись, Анна отказалась от нового назначения на более высокую должность. Ей не выжить было бы без привычной, любимой работы. В третьем сне, который можно квалифицировать как осознанный, находясь с Никитой в каком-то ином мире, ощущая при этом « ранее неведомое ощущение душевной благодати», она хотела остаться с ним там. Но, прощаясь, услышала:

« Ты должна меня отпустить.

- Нет! Аня крепко прижалась к Никите, но он отодвинулся. А потом взял её руку, повернул ладонью вверх и нежно поцеловал. В его поцелуе чувствовалась благодарность и ещё что-то трепетное, тёплое, почти отцовское… Проснувшись, она стала перебирать в памяти детали ночного сна, пытаясь понять заключённые в нём символы… Слова Никиты словно вмещали информацию о том, что он знает об их встрече с Сашей и что, видимо, рад этой встрече и одобряет ее… Да не ты ли это устроил?!»

Спасибо автору за позитивный финал произведения. За протянутый в ладонях с печатных страниц из жизни женщины огонек света надежды и вечной любви -- своеобразную соломинку духовной помощи. Мы все являемся жителями одного мира. А он –тесен…

Впечатления от повести выразились в оставшемся чувстве какой-то новой, но знакомой грусти... В светлости печали и надежды в думах о будущем главной героини. Жаль Никиту, попавшего в любовный тупик и сгоревшего от ощущения безысходности. Рада за Анну, которая под крылом благословляющей памяти Никиты соединит судьбу с хорошим человеком Александром и потом его, возможно, полюбит. Верю в унисон автору, что истинная любовь никогда не умирает. Она творит чудеса. Даже уйдя в мир иной, оттуда --- помогает, спасает, защищает, очищает душу...