Пророческий дар художника

Анна Акчурина
Ильдар Ханов (3.11.1940 - 9.2.2013)

                Не хлебом единым жив человек. Ветхий Завет, Второзаконие, гл. 8, ст. 3               
                «Все началось с откровения» Ильдар Ханов.
                «Цель жизни: духовная практика, лечение, гуманизация пространства, создание Вселенского храма, жить на пределе творческих возможностей». Ильдар Ханов «Творческий манифест».

Искусство большого художника – над временем. Вскрывая самую суть бытия, оно обращается к каждому человеку, перешагивая границы времени, не умещаясь в рамках жанра, направления, идеологии, национальности.
Таким художником является Ильдар Ханов. Мыслитель, гуманист, зодчий, скульптор, мозаичист, живописец... Его наследие многообразно: монументальные скульптурные комплексы, станковая и монументальная композиция, витраж, мозаика, книжная графика, садово-парковый дизайн, архитектура и поэзия...
Венцом его миросозерцания и философских исканий, особой миссией в жизни был проект так называемого Вселенского храма - точнее, архитектурного символа религиозных конфессий человечества, "международный культурный центр духовного единения". Он мыслился как комплекс, объединяющий символические храмы, детский реабилитационный центр, культурно-эстетического центр и парковую зону с набережной на берегу Волги, с которой открывается захватывающий вид горы Верхнего Услона. Архитектурный проект комплекса  поистине впечатляющ. В первоначальном замысле было 16 храмов, представлявших не только ныне существующие, но и исчезнувшие религиозные системы, например, древнеассирийкую. Замысел грандиозный и неподъемный для одного человека. Этот проект был культурологическим феноменом, уникальным и бесценным. Я бы назвала его живым музеем и даже своеобразной школой религиоведения. Возможностью сравнительного богословия на практике.
Вектором деятельности Ханова был поиск внутреннего совершенствования человека. Не берусь дать духовную оценку его исканиям, как и идее экуменизма в целом, сосредоточусь лишь на культурологической ценности замысла художника. Им действительно осуществлялась некая философская идеалистическая концепция,  сродни утопической идее Города Солнца Томмазо Кампанеллы. Воплощению этого замысла и была посвящена жизнь Ильдара Ханова. Закономерным фактом  являются и его встречи со Святославом Рерихом и с Джавахарлалом  Неру, которые весьма способствовали укреплению его намерения осуществить этот масштабный замысел. Строительство началось в 1994 году, и длилось до самой смерти художника - до февраля 2013 года. На данный момент комплекс насчитывает более 7 храмов, картинную галерею и концертный зал.

Выпускник Казанского Художественного училища имени Н. Фешина (1960 год), Ильдар Ханов продолжил свое образование на монументальном отделении  Московского академического института им. В. Сурикова, который славится своей крепкой традицией в живописи и рисунке. Не будем забывать, что советская школа монументальной живописи является одной из сильнейших в мире, ее отличает пластическая мощь, динамика композиции, отточенный язык обобщения форм, реалистическое мастерство в сочетании с остротой образа. Все это всецело присуще произведениям Ханова. Близок художнику оказался и пластический язык Давида Сикейроса, с которым он общался.
Сегодня, как никогда, актуальны его работы, посвященные теме войны и самоистребления человечества. Прежде всего, это триптих "Апокалипсис" (годы создания 1965-1967). Особенно, его левая часть, "Хиросима II", которую отличает предельная цельность и пластичность монументального языка. В этом полотне особенно ярко выражена мысль о единстве человечества перед лицом гибли. «Хиросима II» - образ любви, возвышающий человека над инстинктом самосохраниения. Масштаб трагедии 6 августа 1945 года понимаешь, только когда видишь фотографии и кадры кинохроники с места ядерного удара. Могли ли мы предполагать, что призрак пожара атомного противостояния снова нависнет над человечеством в XXI веке… Но художник – пророк, ему дано видеть то, что скрыто от современников.
Ильдар Ханов был личностью крупного масштаба. Это качество присуще и его произведениям. В них живет поистине взрывная мощь и титанический дух - бескомпромиссный, цельный и мужественный. Яростная энергетика – характерная составляющая его работ, их узнаваемое свойство. Метод художника был далек от сусальности и поныне вызывает споры. Его путь – это эксперимент очищения до предельных основ, до «арматуры» духа. Безусловно, Ильдар Ханов был одним из самых ярких монументалистов своего времени и недооценен в этом качестве современниками.
К несчастью, часть его станковых произведений, рельефов, скульптурных композиций безвозвратно утрачена: больше не существует огромный рельеф, одушевлявший монолит Дома молодежи Казани (создан в 1975 году). Демонтирован рельеф «Бауман» (1970) - бывший Дом просвещения, Казань. Осыпается смальта  фонтана «Пробуждение» в городе Набережные Челны. Другое произведение - декоративный фонтан «Метеорит» у гостиницы «Татарстан» (поселок ГЭС), требовавший реставрации смальтового покрытия, согласно публикации в «Челнинских известиях» за 5.07. 2013, был демонтирован. В результате переоснащения помещения Клуба Меховщиков (Казань) огромное мозаичное полотно в холле потеряло обзор, что нарушило логику восприятия монументального произведения. Так же пострадали витражи клуба: теперь окна здания замурованы, а без подсветки витраж попросту мертв.  В 2003 году снесена декоративная композиция с фонтаном в саду генерал-майора Алексея Лецкого - "Шар", неподалеку от Казанского Художественного училища, где учился художник. (В бытность свою этот фонтан был местом встречи для нас, студентов вузов, поскольку "Лядской сад" расположен в средокрестье старого города, где насчитывается по меньшей мере 15 учебных заведений). Мы частенько писали этюды в этом уютном уголке,  и до сих пор я встречаю тут молодых людей за  этюдником. Вот только "Шара" больше нет. Оборвалась еще одна ниточка, связывающая наши поколения.
Трагична судьба и полотен Ханова. Большая часть их (в том числе триптих «Апокалипсис») погибла в пожаре в 1998 году и сохранилась только на фотографиях и электронных носителях. Эти произведения были свидетельством времени, грандиозной сагой борьбы и страдания человечества, образом XX века - и в этом качестве представляют мощный цикл, который все еще ждет своего осмысления.


 Одной из тем Ильдара Ханова были стихии: камень, пламя, небеса и водные потоки  находили  яркое, мощное  выражение в его абстрактных скульптурах. Особенную прелесть приобретают его цветные рельефы и скульптура, предназначенные для водоемов. Субстанция воды очень гармонично работает с его пластичными формами, инкрустированными смальтой, стеклом и камнем.  Завораживает. Смальта Ханова напоминает мозаику Гауди.
...Постперестроечное лихолетье лишило наши города привычного облика, смелО то, что казалось незыблемым. Урбанистический пейзаж капиталистического мегаполиса России   периода постмодернизма  агрессивен и подчас карикатурен в своих контрастах. Из нашей повседневности ушел вектор духовного, тема жертвенности и сверхчеловеческого начала, свойственная нашей исконной культуре. Современному люмпенскому капитализму "скрипач не нужен" - как гениально предрек Данелия. Вот и уходят произведения, уходит их музыка, их пламя. Но золотой телец и мамона - это путь не в землю обетованную,  мираж окончится опустошением.

А нам надо думать о будущем. И наш человеческий долг – сохранить то, что еще осталось, и передать это следующим поколениям.  "Благословенны дни идущих путями красоты и правды"  - И. Ханов.


сентябрь 2014 г.




...........


http://guide-kzn.ru/khram-vsekh-religijj-ildara-khanova/ документальные фильмы о творческом пути И. Ханова.