Голосование. Марафон Герои. Третий тур

Единомышьленники
Уважаемые участники и гости марафона!

Вам предстоит выбрать от 5 до 7 произведений, в каждой номинации, включив их в высылаемые ведущим «шорты». ) Таким образом, общее число произведений, выбираемых Вами – от 10 до 14.

В каждой номинации можно поставить по одному и только по одному плюсику (или восклицательному знак), выделив особо понравившееся произведение номинации.

Просим при голосовании доверять авторам и не спешить при выборе: зачастую при повторном чтении проявляется то, что было не замечено при первом.
Просим при голосовании учитывать качество раскрытия темы.

Помимо списка выбранных произведений Вам следует дать рецензию не менее трём произведениям, в каждой номинации, в том числе не менее одному не вошедшему в список. Таким образом общее число рецензий – не менее шести.

Списки присылать на почтовый ящик Елены Севрюгиной: elena_s2003@list.ru

Порядок произведений в списке для голосования определялся генератором случайных чисел.

Срок окончания голосования - четверг, 6 ноября, 24:00

Внимание 1!
Стихи Д15 были получены не полностью, будучи оборваны в середине катрена. Автор дослал недостающий фрагмент. Исправлено.
============================================
============================================

НОМИНАЦИЯ «ДЮМА»

Д1.
Монолог Д'Артаньяна

Мой конь уже, быть может, не горяч,
Как двадцать лет назад, и мчаться вскачь
Не может он... Но звать такого клячей?!
Вы кровью мне заплатите, иначе
Я Вас побью поленом, подлый трус!
Иль с Вами я тотчАс на шпагах бьюсь!

Толедский старый дедовский клинок
Что не один пробил филей и бок,
Напьётся крови, раз увидел солнце -
Таков девиз у каждого гасконца!
...Вот Вы и выдыхаетесь, месьё!
Сейчас Вы мне ответите за всё!

Батман, укол, проброс из-за спины,
Ремиз, укол! Вы понимать должны,
Что левой, как и правой я владею,
И бой свести к виктории сумею.
Вы отдаёте шпагу с кошельком?
Пистоль оставьте... Лекарь Вам знаком?
______________________
Батман — удар оружием по клинку противника с целью его поколебать или вывести за пределы поражаемой поверхности
Ремиз — нападение после столкновения с защитой противника с целью опережения ответа.
Пистоль (Pistola) — испанская золотая монета величиною в луидор, XVI и XVIII вв., содержала 2 Escudos d’oro. От испанской П. в 1640 г. произошли первые луидоры, сначала также называвшиеся поэтому pistoles. Сперва вес равнялся 6,2 г, а с 1786 г. — 5,92 г золота.
==========

Д2.
Атос

Твой гордый век давным-давно ушёл,
В фамильных склепах упокоились сеньоры,
Но входишь, – и смолкают разговоры:
От прошлого величия посол.

Обломок благородный тех времён,
Когда и сам король – лишь первый из дворян,
Живёшь как будто бы во сне, и сон
Кровав, невесел и печально пьян.

Утратил всё – любовь, надежду, веру;
Утерян смысл жизнью дорожить;
В бою рубиться, на пирушке пить
Ты первый – и во всём не знаешь меры.

Пусть имя родовое не блестит, –
Безвестность сам себе пророчишь, –
Не спросит слава, – хочешь ли, не хочешь, –
Под прозвищем Атос гремит.

Замёрзло сердце, – есть души тепло:
Отцовскую к друзьям заботу будит…
Пути Господни неисповедимы людям…
Курьёз дорожный, – кто ж его осудит, –
Дал сына, – и отчаянье ушло…

Дни мирной старости дарованы судьбой;
Нашёл вдруг счастье там, где не искал.
Сын вырос, воином отважным стал…
Но драма: с подлостью столкнулся идеал, –
И, пленник чести, выбрал смерть герой…
==========

Д3.
Cоюз Кардинала Ришельё и отца Жозефа

Зачитаны до дыр «Три мушкетёра»:
Людовик Трэз*, интриги возле трона…
Историю французскую – по книжке
Дюма-отца – впитали все мальчишки.

Осталось за пределами романа
Сотрудничество пары кардиналов,
Союз двух мантий – серой и пурпУрной:
Отец Жозеф и Ришельё распутный –

Официальной властью наделённый
И должностью высокою сановней
Служитель католическим канонам –
Безумно в королеву был влюблённым.

Другой – аскет и женоненавистник,
Фанат служенья Богу и отчизне –
Рукою верной Ришельё Арману
Вершил дела и в жизни, и в романе:

Владел агентской сетью повсеместно,
Шпионил – всё ему было известно.
Умён, дипломатичен, образован
И наделён был мудростию совьей.

В тени святейшего лица в сутане
Ворочал судьбами монах бесславный:
Интриги сорта разного , забавы
На откуп «серому» давались «кардиналу»…

Напрасно ухмыляется читатель,
Из современности на пару глядя –
Ни грамма вольности в союзе братском
Партнёрами ни в чём не допускалось.

Ярлык «подпольный», «теневой» и «серый»
Включили в наш язык примером
Для власти неформальной закулисной,
Которая царит и в нашей жизни…
_________
* трэз – фр. treize – XIII - тринадцать
==========

Д4.
Дюмовое

…Припал к Дюма, едва освоил буквы,
Пластал страницы, словно масло – нож.
Впитал – одну развесистую клюкву,
Что надо, мол, sans peur et sans reproche.

Дуэли, кони, шпаги, мушкетеры,
Граф де ла Фер, виконт де Бражелон…
По жизни шел отчаянным бретером,
Не чая дотянуть до похорон.

Зазубрен на века дуэльный кодекс,
Но нету – ни наследства, ни кола.
Совсем неромантическая проза,
И тягостно звонят колокола.

Однако, только на краю обрыва
Бывает предпоследний миг хорош.
Дюма, Дюма… За тучи солнце скрылось,
В карманах лишь – «Sans peur et sans reproche».
___________
*sans peur et sans reproche - без страха и упрека
==========

Д5.
Дантес

... мне снова снится дурацкий сон:
метель. человек в пенсне.
стреляю.
/нужно держать фасон./ -
и сам же кричу во сне.
стою у речки.
саднит рука.
/видали мы этих пуль!/
но чёрный делает полшажка -
и падает, будто куль.

... от чадных факелов свет саврас.
считает шаги конвой.
но этот, мёртвый, в который раз,
приходит во сне живой.
лишившись выбитого звена,
столетье спешит мельчать.
а я стою посредине сна,
не зная, о чём молчать.

... лежит аббат с неживым лицом.
/на лавке ли? на снегу?/
прикинусь дьяволом, мертвецом,
но в суетный мир сбегу.

проснулся.
знатен.
цела рука.
/ты раб мой давно, мамон!/

но снова ночью - метель, река.
подходит чёрный на полшажка
и шепчет:
- Привет, Эдмон.
==========

Д6.
МИЛЕДИ

Как много упрёков, презреньем изогнутых ртов!
Я – дева пороков, а после меня – хоть потоп!
Вы хлещете словом, как плетью, в несчастьях кляня,
Прошу Вас, ответьте: а вы-то чем лучше меня?

Скажите, не Вы ли, кровей благородных мужи,
Меня заклеймили и отняли право на жизнь?
Ни слова участья, ни тени сомненья, хоть плачь!
Надежду на счастье мне выжег проклятый палач!

Болотною выпью обида взывает: «Отмсти!»,
Сердца ваши выпью, и Бог меня снова простит.
Пускай я не каюсь, пускай не молюсь на кресте,
Но ненависть - аверс глубоких, безумных страстей!

Растоптана, смята, любви не спасает оплот!
На теле заплата, душа словно сток нечистот!
Была как богиня, как ангел – светла и чиста,
А ныне, а ныне…бушует во мне чернота!

А ныне я – жрица в обители вечного зла,
Мой демон томится и ждёт, потирая крыла,
Когда же при деле – пощады не знает, увы!
Чего ж вы хотели? Такой меня сделали вы!

О, Вы, благородства и чести образчик живой!
Из праведной ль мести своей поплачусь головой?
Пусть к вам из могилы проклятья мои полетят -
Я тоже любила и тоже имела дитя!

Вы ж – грешники тоже, у каждого в сердце изъян!
Любовное ложе делила с тобой, Д Артаньян!
Атос, ты же помнишь - когда-то нам пел соловей!
К чему звать на помощь? Убей меня первым! Живей!

Позор Арамису - он Господу клятву давал!
Иль подлый как крыса, иль в памяти вышел провал!
С Портосом всё просто – ему бы поспать да поесть!
Но в сердце норд-остом бушует проклятая месть!

Не надо молитвы – пусть кончится эта война!
Проиграна битва: вас четверо – я же одна!
Так правильней даже – иначе придётся самой,
Но смерть моя ляжет на ваши сердца, как клеймо…

Злой город исчезнет: окутает улицы тьма,
В парижскую бездну с небес смотрит мудрый Дюма –
Уснули актёры, наш мир от героев устал,
Ушли мушкетёры – по-прежнему пуст пьедестал!
==========

Д7.
Леди Винтер.

Идут ли к локонам ботфорты
Решаю только я сама.
Камзол и шпага! Юбки к черту,
Когда в душе горит зима.

Молчал король и мушкетёры,
И Франция, и де Тревиль,
Когда на площади позора
В меня плевал похмельный Лиль.

Заплатит Лиль и судьи тоже
За рок мой горький, полный тьмы,
За лилию на юной коже
Меня сжигающей зимы.

Граф де ля Фер заплатит дважды
За долгий и печальный взгляд.
О! Ненависть, ты жжешь так страшно,
Да видно ведьмы не горят!

Безжалостна! Костры мне свитой.
Не сердце - лилия болит.
Окликнут люди: леди Винтер,
А эхо катится:  Лилит!
==========

Д8.
А.Дюма. Ожерелье королевы.

Изготовил король ожерелье
Для прекрасной мадам Дюбарри.
Интересное ходит поверье-
Драгоценность похитить смогли.

У, французских, двоих ювелиров
Ожерелье осталось лежать.
Ведь король отошёл к богу с миром,
И никто не решился отдать.

Для Марии Людовик желает
Ожерелье в подарок купить.
Но Мария ему отвечает,
Что пуста, ведь, казна, чем платить?

Не нужны мне сейчас бриллианты!
Обойдусь я без них, не вопрос!
Но ,влюблённый, де Роган однажды
Драгоценности ей преподнёс.

Кардинал был влюблён в неё тайно-
Бриллианты ей в дар покупал.
А мошенник , Босир, это зная,
К ней модистку одну подослал.

Королева взяла, но сказала,
Что в рассрочку оплату внесёт.
Оплатить, ведь , казна отказала,
А у мужа просить не рискнёт!

Разобраться в интригах дворцовых
До сих пор, ведь, никто не рискнул.
Кто Марию подставил и подпись
На бумагах легко подмахнул?

Может быть , Валуа, навредила?
Может быть, это граф Калиостро?
Иль была в том повинна Олива-
Разобраться совсем тут не просто!

Королева же, Антуанетта,
Не была мужу верной , порой!
С кардиналом встречалась, при этом,
Не слыла, видно, тоже святой!
==========

Д9.
Из тумана

Д’Артаньян был паренёк совсем не странный.
За подкладку положив последний шиш,
Из Гаскони романтичной и туманной
Он служить приехал в стольный град Париж.

Познакомился с братвою и, рискуя головою,
Рогоносцем сделал мужа Бонасье,
Кардинала Ришелье лишил покоя
И узнал, какого цвета монпансье.

Но коварная столичная богема
«Понаехавшим» решила отомстить
И подкинула взамен гнилую тему –
Королевскую разборку разрулить.

Был напряг невероятный: скачки в Лондон и обратно,
Схватки, выстрелы и в спину острый нож;
Но гасконец доказал неоднократно,
Что «провинцию» так просто не возьмёшь!

Хоть и был он сам не местный, а злосчастные подвески
Сквозь пол-Франции провёз быстрей метро.
Всё, что было, записал в тетрадку честно,
Подмахнул «Дюма» и выслал в «Фигаро»*.

Вот такие в доброй Галлии ребята
Из тумана выплывают невзначай.
Жаль, письмо дошло немного поздновато,
И за предка пра-пра-правнук отвечал.
___________
*На самом деле роман «Три мушкетера» впервые публиковался в газете «Le Siecl»
==========

Д10.
Последний ученик

Последний ученик...
Здесь, в каменном мешке!
Как он сюда попал? Изгнанник ли, избранник?
К свободе он привык...
Дышалось налегке,
Но нынче пленник он в ловушке мрачной замка...

Не понял ничего...
Душой и сердцем чист...
Тюрьма равняет всех - моряк ты иль философ...
Кадрусс, Данглар, Вильфор...
Как много разных лиц,
А имя им одно. Без пышных званий - Подлость!

Она всегда одна -
Вне титулов, имен...
Под маской не сумел он разгадать личину...
И вот - мешок без дна,
Старик в нем заточен,
И юноша, что здесь состарится в мужчину...

Нет, блеском золотым
Не ослепить глаза,
В которых есть душа. Нет, это не предатель...
Бежать - не сможем с ним...
Я не успел сказать...
Лишь Бог - один за всех - за все грехи Воздатель.

Судьба, замедли ход!
Успеть бы только мне...
Везучему - везет, в рубашке он родился.
И пусть он не поймет,
Что жизнь - как лаз в стене.
Пробьешь - а глянь, попал в соседнюю темницу!
==========

Д11.
Прощальный монолог Миледи.

                Роль? – сыграна она.
                Боль? – иглами насквозь.
                Месть? – в том моя вина.
                Смерть? – ждёт уже всерьёз.

Я – суматохой вечных своих интриг
перебирала клавиши фортепьяно…
Я играла, чтоб новый мотив возник –
там, в веренице ждущих любви обманной.

Я – танцевала судьбы людей и стран.
Беспрекословно шли на алтарь мужчины.
И – бросали на землю к моим ногам
честь, благородство, долг. Только… я ль причина?

Сами – готовы были себя казнить!
И предавали сами! – страну и веру.
В вас любовь вызывала? Меня судить –
надо начать с тебя, д’Артаньян, к примеру.

Ты – завалился обманом в мою постель.
Ты – вожделел ли ещё сильней кого-то?
Увлечённый той фрейлиной, Бонасье –
сам не гнушался подлости и расчёта.

Помнишь, любезный граф де Ла Фер, петлю?
Ту, на которой я умирала? Вспомнил?
Вряд ли! А говорил: «Я тебя люблю!»…
Но, как повесил – сразу ушёл… любовник!..

                Стыд? – стал не нужен мне.
                Щит? – власть всегда спасёт.
                Плен? – деньги Ришелье.
                Тлен? – он и так всех ждёт.

Да, я умела – вовремя ножки врозь…
Да, внушала страсть и любовь… И с вами
честь свою потеряла. Но вот вопрос:
кто наберётся трусости бросить камень?

Там, за моею спиною – лилейный цвет.
Я стою на коленях… до ужаса откровенна.
                Месть? – …неплохой ответ…
                Смерть? – …безусловно, скверно…

                Я?… – улечу куда-то… улечу…
                Вы? – тоже улетите… тоже…
                И – мы встретимся… попозже…

                Вот мой перстень – плата палачу…
==========

Д12.
Песенка мадам Кокнар*

                "Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание,
                Ты и радость моя, и моя беда..."
                (Б.Окуджава)

Ты зовёшься - Портос. Странное название.
Ты могуч и силён, как пятьсот слонов.
Ах, Портос, мой Портос, нахожусь в нирване я,
Если слышу в тиши твой призывный рёв.

Аппетит у тебя - поле необъятное
Можешь выпить и съесть - столько, без труда!
Ах, Портос, мой Портос, всё невероятное
Происходит с тобой вечно, как всегда.

Ты тщеславен и прям, и в себя влюблён давно.
Простодушный болтун и большой добряк.
Ах, Портос, мой Портос, счастьем загляни в окно.
Без твоих ясных глаз не прожить никак.

Разлучиться с тобой - нет вовек желания!
Пусть бушует судьба, души теребя.
Ах, Портос, мой Портос - море обаяния.
Никогда до конца не обнять тебя...
__________
*Мадам Кокнар - это жена пожилого адвоката Кокнара,
у Портоса был с ней роман ( прим.авт.)
==========

Д13.
Граф Монте-Кристо

Сердце остыло от холода замка.
Молодость...планы...любимая...
Мрак
Вывернул прежнюю жизнь наизнанку.
Клятва дана - отомщу всем!
И так,
Я - обладатель огромного клада.
Первое дело - ответить добром
Тем, кто был добрым ко мне.
Все преграды
Рушатся золотом и серебром.
Бедный Моррель разорён,
но оплачен
Мною весь долг
и в порту "Фараон".
Рад, но теперь потруднее задача -
Месть!
Подкуплю и людей, и закон.
Граф Монте-Кристо, Буззони, Уилмор...-
Вместо Эдмона.
Богаче меня
Нет человека в Марселе любимом.
Мести смертельной не в силах унять,
Я упиваюсь позором Фернана!
Всех потеряв, обезумел Вильфор...
Радости нет - пустота, как ни странно.
Хватит.
Закончился зла марафон.
Годы потратил, готовя расплату,
Многих невинных обидел.
Устал.
Жизнь приключеньями слишком богата.
В путь!
Начинаю с пустого листа.
==========

Д14.
Монте-Кристо

О, месть, сладчайшее из блюд
Изысканных меню.
Бальзам палящему огню,
Тебя по капле пью.

Металась мысль, от зла вкусив,
Отмщенья возжелав,
И умер узник замка Иф -
Родился мститель-граф.

Но изощрённей пытки нет,
Чем столько дней подряд
С больной душой встречать рассвет
И пить обиды яд...

Всё удалось, отмщён Дантес,
Исполнилась мечта!
Как сладок мести был процесс,
И как душа пуста.

Остались пепел и зола,
От бывшего костра.
Так стоит наказанье зла
Страдания добра?
==========

Д15.
Ночь. Разговор.

Пистолет наготове. Прицел...
Греет руку слоновая кость.
Только выстрелить я не успел,-
На пороге таинственный гость.

Под вуалью скрывая лицо
Незнакомка вошла в мою дверь...
Пистолет уронил... Тихий стон
Из груди... " Не убей!

Эдмон, сына прошу, не убей!"
Это имя, как выстрел в ночи,
Только бьёт наповал и больней,
И уже бесполезно лечить!

" Это я ведь МерсЕдес пришла!"
Вы ,сударыня, видно ошиблись,
Эта Девушка там умерла,
Где с волною о скалы разбились

Две судьбы беззаботных сердец,
Две мечты о безоблачном счастье...
Там, где с голоду умер отец,
Где Моррель во все двери стучался...

" Нет, она до сих пор тут в груди
Она Бога молила за вас!
Она помнит о нашей любви...
Заклинаю: простите, сейчас!

Покарайте Фернана, меня,
Сохраните Альберу лишь жизнь!"
Хорошо... Пусть живёт. Умру я
Ранним утром, когда витражи

У соборов играют лучом.
Когда дышит природа вокруг,
Я опять стану тем мертвецом,
Что погиб от приятельских рук.

" Даже, если поблекнет краса-
Всё равно буду ваша я, знайте!
Даже, если потухнут глаза-
Будет Эдмон в них... Что же... Прощайте!"

Скрылась гостья и горе раздумья (с)
Полетело за шумом кареты,
Я - не мститель, я просто - Безумец,
Бессердечно свершают вендетты!
==========

Д16.
Граф Монте Кристо

Как в бездну канули семнадцать лет!
Растоптаны и честь, и благородство.
Являя миру подлость и уродство,
В осколке жизни преломился свет...
      Возмездие - вот главный режиссер,
      Готов сценарий, выбраны актеры,
      Не нужен зритель, не нужны суфлеры,
      Уже пылает жертвенный костер!
Как беспощаден мести маскарад!
Стирает чувства и стирает лица.
Идут за шагом шаг, презрев границы,
Бузони, лорд Уилмор и Синдбад.
      Играя судьбами врагов своих,
      Вновь для души своей возводит плаху.
      Эдмон не возродится в сердце графа,
      Исчез бесследно узник Замка Иф.
Свершился суд, с врагами кончен спор,
В душе остались пустота и холод,
А мир всё так же нАдвое расколот,
И одиночество опять, как приговор...
==========

Д17.
***

"Фараон" уходил в лучезарно-счастливое завтра,
Грея фабулу солнцем и плеском зелёной волны.
У "счастливчиков " главный вопрос: - Вдруг они возвратятся?
Ведь сокровища "Монте" ещё все не перечтены.

У Моррелей ретивый инвент: тарят в сумки и банки,
Валентина кричит оглашено:- Мон шер, Вы профан,
Ну куда Вы кладёте с простым ожерельем брильянты,
И где пишите камни, для них есть отдельно графа.

Я открою, мон шер ,бутичок прямо в центре Парижа,
Короли и принцессы сочтут нас за честь посещать...
А огромный алмаз положите на сердце, поближе,
Ах, кругом негодяи, ну просто разбойничья рать!

Валентина, зачем эти все жемчуга и алмазы,
Мне дороже рубин твоих губ, изумруд этих глаз,
Дорогая, оставим Дюма Александру поклажу,
Пусть у мэтра о грузе заветном болит голова!
==========

Д18.
Луиджи Вампа.

«Стой, прохожий, коль богатый,
Станешь славною добычей!»
Что творится на дорогах
Развеселых итальянцев…
Раскрасавица Тереза
Лучше всех на сельских танцах.
Для нее мальчишка Вампа
Сжег усадьбу Сан-Феличе.

К карнавалу у графини
Было платье поселянки
Из батиста все и шелка,
Из шотландской доброй шерсти,
Но оно подходит больше
Сельской девушке Терезе,
Во сто крат она прекрасней
В графском злате и брильянтах.

Но пастух ей не позволит
Стать любовницею графа,
В шляпе, в маске и с пистолем,
Графа он ничем не хуже.
По разбойному закону
Станет он Терезе мужем,
Станет новым атаманом
Молодой Луиджи Вампа.
==========

============================================
============================================
НОМИНАЦИЯ «ФРАНЦИЯ»

Ф1.
Пьер Роже Мирепуа.

Проиграна битва. Сдаем Монсегюр.
Предатели выжили, храбрые пали.
Вот ход потайной под покровом из шкур.
Вы спрячете светлую чашу Грааля.

Я знаю, что оба вы еретики,
Готовы взойти на костер и на пытки,
Но ежели где-то застанут враги,
То будете клясться сынам Доминика.

Креститесь на образ, молитесь кресту.
Запомните горечь чудовищной жертвы.
В сей чаше вино подавали Христу.
Ее сохраните для истинной церкви.

Вы знаете место, где клад золотой
Надежно укрыт средь камней под горами.
Вы все сбережете для веры святой
Во имя чистейших, что приняли пламя.

Живите, не в праве теперь забывать
Вкус ветра, что гарью вливается в глотку
С Поляны Сожженных в убежище к вам,
И как со скалы вы кидали веревку…

Сгорят альбигойцы, уйдет гарнизон.
Мы сдачу, зубами скрипя, подписали.
Минуя Тулузу и наш Каркассон,
Исчезнут хранители чаши Грааля.

Я ведаю, долго не гаснет костер.
Теперь альбигойцы, потом тамплиеры…
Пьер Роже Мирепуа принимает позор,
Во имя свободы и истинной веры.
==========

Ф2.
Жанна.

Крестьянская девушка Жанна.
Откуда святых голоса?
Видения, как из тумана...
Народу нужны чудеса.

И снова:
-Должна ты...должна ты!
-Архангел, смогу ли?
Коня! -
Сменила наряды на латы.
-Король мой! Послушай меня!..

Ликует народ Орлеана -
Победа!
Откуда же грусть
В глазах твоих, юная Жанна?
Провидица шепчет:
-Боюсь...

Враги не услышат ни стона -
Молитвы купируют боль.
Поможет, на трон возведённый,
Великий французский король!?

От дыма костра из Руана
В церквях почернели кресты.
О Жанна!
Бессмертная Жанна
Причислена к лику святых.
==========

Ф3.
Стефан. Вандомская история

                der liebe S;nger
                Von Hameln, auch mein alter Freund,
                Der vielbeliebte Rattenf;nger.
                Goethe. Faust. Paralipomena ***

Пара плюшек, да вера Господня.
Собираю дорожный мешок.
Сколько детских улыбок сегодня
За собой уведёшь, пастушок?

Скоро сумерки спустятся с крыши,
Спи, звонарь, божоле веселим.
Для ребячьего воинства - свыше
Выбран целью Иерусалим.

Выхожу я, неловкий подросток,
Поедатель засохших краюх.
На ладони с десяток бороздок,
Но одна - неуклонно на юг.
Постигая росу и коросту
В шебутном босоногом строю,
Я сегодня иду не по росту,
Правоту отмеряя свою.
Пусть рассветы восходят полого
К небесам, недоступным досель.
Мы к зиме докричимся до Бога,
Лишь бы только добраться в Марсель.

--
Добрели. Допиваем усталость.
От отчаянья в горле першит.
Ваше море на месте осталось,
Расступаться оно не спешит.

Как молиться? Какой сикоморе?
Что кресту человечья хамса?
Из тумана накатится море,
Выпуская на зов паруса.

--
Качку выдержим, божии овцы.

Но не знаешь, пророк мой, и ты
Сколько выручат работорговцы
За крысиные наши хвосты.
____________
***
Мой милый гаммельнский певец,
Старый приятель крысолов, как поживаешь?
Гёте, Паралипоменон к Фаусту.

Во Франции, в 1212 году, под предводительством мальчика-пастуха Стефана начался великий крестовый поход детей. Добравшуюся до Марселя толпу обманом заманили на корабли и продали в египетское рабство.
История гаммельнского Крысолова произошла на 72 года позже.
==========

Ф4.
Освободитель

Предатель от героя отличается.
Ты, школьник, эту истину усвой.
Один за грош и шкуру опасается,
Другой - за всех рискует головой.

***

Наследник Бонапарта и Людовиков -
Двадцатый век тебе диктует роль.
Запомнят имя поколенья школьников -
Как выпад шпаги. Это Шарль де Голль.

Нет, мать Тереза - это не про маршала,
Военный, он в бою неустрашим*.
Фашизм - вот враг его, как смерть, безжалостный.
И надо до конца бороться с ним...

И он боролся. Видела ль ты, Франция?
Страна свободы, шарма, баррикад?
Не потому ль решили иностранцы
Увековечить в бронзе этот взгляд?**

Пусть шпаги блеск в бою заменит танк ему -
По-новому дерутся шевалье.
Петену и Виши - презренье равного.
А до победы - столько долгих лье...

Народом и войною коронованный,
Как мушкетер, в сраженьях скор и храбр.
В политике так редко слово "доблестный",
И не забыт костер для Жанны д'Арк.

Раздроблена истерзанная Франция,
Решают радикально: "Виноват!" -
Когда односельчанина под санкции
Предатели толкают в страшный ряд***.

Кто партизан, кто враг? Тот вычестняется,
А тот Сопротивленью жизнь отдал.
Но он сказал, что весь народ - страдалец:
Кто как умел - тот так и воевал.

Утихомирить рознь в стране бушующей
Не легче, чем поднять армады в бой.
Чтоб было мирным небо в светлом будущем,
Над Неманом, Нормандией **** - покой.

Наследник королей, он верил в золото,
На краску для купюр не тратил сил,
"Войну без крови" объявил он доллару,
Но доллар генерала победил *****.
__________________
* Шарль де Голль - участник двух войн: в Первой и Второй мировой.
** автор этих строк видел памятник французскому генералу в Москве
*** это одна из самых трагических страниц во Франции эпохи Второй мировой: сразу после войны предатели и пособники режима, чтобы обелить свое имя, начали искать "виноватых". Началась "охота на ведьм", в основном на женщин. Де Голль остановил это, объявив всю страну Движением Сопротивления, поскольку вся Франция пострадала от фашистского режима. Это позволило прекратить смуту и не допустить дальнейшей гибели населения.
**** "Нормандия", впоследствие получившая имя "Нормандия-Неман" за сражения над этой рекой - легендарная французская эскадрилья.
***** Шарль де Голль несколько раз всходил на политический Олимп Франции. Первый раз - во время войны. Второй раз - когда ему удалось добиться независимости Франции от Северо-Атлантического Альянса (НАТО). При его правлении французский корабль и самолет доставили в Америку доллары с требованием обменять их на золотой эквивалент. Ответом стало то, что американцы объявили доллар самостоятельной единицей, не привязанной к золотому запасу, и надули тот самый "мыльный пузырь", который лопнул в 2008 году, в виде начавшегося "мирового кризиса".
==========

Ф5.
О Генрихе IV

«Жил-был Анри Четвёртый,
Он славный был король,
Любил вино до чёрта,
Но трезв бывал порой.»
Французская народная песня.

Ох, раньше были короли!
Грозой глядели с трона.
И был средь них король Анри,
Как белая ворона.

Другим всё грабить да казнить
Направо и налево,
И лишь Анри был рад любить
Народ и королеву.

Имел он в злые времена
Немыслимое кредо:
Чтоб Жаку* денежка была
И курица к обеду;

Чтоб каждый славен был трудом,
Общественно активен;
А европейский общий дом…
Ну, это в перспективе!

А Жак-простак умён едва ль,
Но врать горазд, однако.
Твердит народная молва,
Что был Анри гуляка.

А если был, так что с того?
«Бурбон»** и нынче в моде,
А гражданин – венец всего,
Обут, одет, свободен,

И ест он курицу в обед
И в ланч, и в завтрак тоже,
Никак четыре сотни лет
Анри умы тревожит.

Его припомнить иногда
И нам не грех с почётом
Не только песенкой – да-да! –
«Жил-был Анри Четвёртый…»
____________________
*Жак, Жак-простак – в средневековой Франции прозвище крестьянина, простолюдина
**Бурбон – сорт виски, впервые произведённый в одноимённом американском поселении, названном так в честь основателя королевской династии Генриха IV
Невероятные для 16-го века идеи Генриха IV о всеобщем достатке, объединённой Европе, мире без войн находят воплощение в современности.
==========

Ф6.
Смерть графа Людовика Орлеанского.

Кто виноват в жестокой этой смерти?
Поныне достоверно неизвестно!
Ведь столько лжи в дворцовой круговерти,
А нам история интриги интересна!

И вот настал ноябрьский час кровавый.
Граф Орлеанский вышел из дворца.
Сопровождающих с ним было мало-
Не ожидал такого он конца!

Крюком внезапно был с коня он сброшен,
Порубленный, лежал на мостовой.
Париж был очень смертью растревожен-
Убийцы быстро скрылись за стеной.

Весть по Парижу пронеслась о смерти.
Тиньонвиль рапорт строгий сразу сдал-
Он заверял, убийца стал известен,
Найти его он сможет без труда.

Нотр - Дам убежищем случайным стал.
Оттуда наблюдение велось .
Лишь только к королеве граф попал,
Всё палачам увидеть удалось!

Кто виноват? Узнать бы достоверно!
Возможно, Изабеллы, страшный гнев?
 Она ведь мстить умела за измену-
Любовь её отвергнуть граф хотел.

Во всём повинен Иоанн Бесстрашный.
Народ не очень герцога любил!
Считали все, что был тиран он страшный,
Несчастия стране лишь приносил.
==========

Ф7.
Рассказ Изабеллы Дарк

Солнце проникло в окошко с рассветом,
В локонах спряталось Жанны-Жаннеты.
Крик петуха утром спать ей мешает.
Десять исполнилось. Дочка большая.

Стала помощницей: шьёт так искусно.
Доброе сердце. Великие чувства
И состраданье несчастью народа:
Франция в долгой войне за свободу.

Жанне - пятнадцать. Приходят виденья.
Миссия ей внушена провиденьем:
Будет спасением юная дева
Франции! Жанна доспехи надела.

И вот с Орлеана снЯта осада.
Сила её убеждений - награда.
Над королём самим Жанна и знамя...
Жить не дала ей война, злое пламя.

Как же с тобой приключилось всё это,
Милая девочка, Жанна-Жаннета?
Ты - у столба, и в огне трещат ветки.
Бьётся сердечко твоё птицей в клетке.

Жар нестерпимый пронзает всё тело.
Дочка моя, как поленья, горела.
Мука и боль превзошли все пределы.
С дымом душа её ввысь улетела.

Чувства Жаннеты представить пытаюсь,
Только от мысли одной задыхаюсь.
Где же ты, дочка моя дорогая?
Вечно гореть мне, пока я живая...
==========

Ф8.
" На костре"

Чёрные-чёрные кольца рисует безбожный дым.
Яркие красные угли тянут к ступеням моим
Тысячи жал и жалят. Больно! но стон застыл...
Вспомнилось детство: феи и полевые цветы...

Феи живут в листве древнего вечного бука,-
Ангелы с волосами цвета весеннего луга.
Слушая голос их, себя обрекла на муку...
Боже! Терпеть нет сил! Боже! Сжигает руку!..

Вспомнилась битва великая рядом с самим Потэ,
Шли побеждая воины,шли вперёд, без потерь!
Была я героем Франции, преданна же теперь...
Боже! Я вся, вся в огне! Боже! Дай сил терпеть!

Знаю, что всё предначертанно - пепел слижет туман,
Сердце моё безгрешное бросят речным волнам,
Буду века-столетия рада весной цветам...
Буду Святою! Буду... отомщена врагам!..
==========

Ф9.
Бонапарт

Первый лед. Под ногами скользко,
С неба пеплом листва летит.
Новоявленный мост Аркольский
Расстилается впереди.

Равнодушье свистит картечью,
Дни проносятся у виска,
И ложится плащом на плечи
Термоядерная тоска.

Жизнь и честь – только в Божьих руцех,
Отшумел листопадом лес.
Отступить и назад вернуться
Значит – плен и могильный крест.

Под ногами – от крови скользко,
Сердцу тесно стучать в груди.
Барабаны. И мост Аркольский
Расстилается впереди.
==========

Ф10.
Антуану де Сент-Экзюпери

Он был рождён с крылатою душою,
Простой французский милый мальчуган,
Всё небо он считал своей судьбою
И звёзды видел даже сквозь туман.

Цель непроста, действительность сурова,
Но выбор с детства - это в небо путь!
Он мужество воспел не только словом:
Военный лётчик - в этом жизни суть!

Парил, как птица, над родной планетой,
С горами, морем, бурями - на "ты"!
Был журналистом, лётчиком, поэтом,
Но главное - он Человек Мечты!

Мечты о дружбе, верности и чести,
На каждой из написанных страниц...
Земля столкнулась с небом...  светлой песней
Остался с нами Маленький твой Принц.
==========

Ф11.
Наполеон. 7 октября 1812

Пожарищ дым, и сажи чёрный снег
Кружится над Василием Блаженным...
Я не знавал доныне поражений.
Бородино - победа или нет?
Враг отступил, оставив поля боя,
И я в Москве, но что теперь со мною?

И кто со мной? Давно подвоза нет,
"Брат" Александр отказал мне в мире,
Солдиты пьют, и ропщут командиры;
Таких ли добивался я побед?
В Москве зимой полки собьются в стадо,
И значит, уходить отсюда надо.

На юг, в Калугу, в хлебные края,
Через Боровск и Малоярославец,
Мы пронесём бель Франс и честь, и славу,
И армия воспрянет там моя.
Мы снова станем кулаком единым.
Но что мне делать с хитрым лисовином?

Где войско? Вкруг меня - мужичья рать.
А главных сил не видно и в помине...
Да, не забыть записку Жозефине!
А Кремль, Жомини, вели взорвать!
Как нужно верить мне сейчас в победу!
Всем - общий сбор. А мне - подать карету.
______________________
"Старый лис Севера", - называл Кутузова Наполеон
==========

Ф12.
Экзюпери.

Парит Париж над крышами, над Сеной,
Над миром, что снаружи и внутри
И говорит про дерзкий, вдохновенный,
Про искренний полёт Экзюпери.

Скажи, Париж, как на двадцатом круге,
Когда грозою полнился эфир,
Ты и поэт, взлетевшие друг в друге,
Добром и светом приручили мир?

Как этот мир, оглохший от прогресса,
Над сказкой плачет, а потом поёт!
Как над тобой, Париж, густа завеса,
С тех пор как принц отправился в полёт.

Парит Париж... А мне так часто снится,
Что он - планета с розою живой -
Всё ждёт и ждёт потерянного принца
Со светлой не разгаданной душой.
==========

Ф13.
Романист Александр Дюма

Баллады, сказания, мифы и саги, –
Как их притягательна звонкая сила!
Проходят века… песни чести, отваги
Сердца будят тех, чья душа не остыла.

Проходят века… благородства законы
Всё так же по сути своей неизменны:
Георгий копьём поражает дракона,
С храмовником бьётся за правду Айвенго.

На чёрную силу найдётся управа:
Злодеям Герой преграждает дорогу, –
Сразит и домой возвратится со славой,
Принцессу в ледовых разбудит чертогах.

Не умерли сказки – живут и доныне
В одеждах затейливых, в форме романа.
Всё так же любовь оживляет пустыню,
И правда всё так же сильнее обмана.

Мы в детстве романы Дюма прочитали, –
Поэму страстей королей, кардиналов,
Дворян и простых горожан, – и узнали
О правилах жизни и много, и мало.

Там рыцарство шпагой путь к сердцу проложит,
Прекрасные дамы любовью венчают,
Но в битве погибший воскреснуть не может,
О нём лишь друзья и враги вспоминают.

Нам детство тепло, чистоту подарило,
Но возраст иные откроет законы:
И жизнь по-иному покажет, что было,
Иные приводит поступкам резоны.

Нежданно героев осветит, негаданно
Во всей полноте непростой человечьей…
Незнание лучше ль загадки разгаданной?
И радостна снова с героями встреча…
==========

Ф14.
Призракам пера

Салют вам, призраки полночного пера,
взращённые под пепельным плащом вампира!
Огюст Маке, Колетт, никто, et cetera,
по-пролетарски к вам взываю:
- Вира!

Доколе спину гнуть на денежных тузов,
самообман, как фиговый листок:- Мы пишем...
Пусть чудных ваших книг оттенок бирюзов,
но титульный листок, по-верху, съели мыши.

Гурьбою двинем за прекрасною Колетт,
из ручейков,не безымянных, смело в реки,
чтобы заглавным: АВТОР, ЧЕЛОВЕК, ПОЭТ,
а не курьёзным шрифтом и с издёвкой: некий...
==========

Ф15.
Короткое имя – Жорж Бизе

Век девятнадцатый. Осень во Франции.
Новорождённый в семье нарекается.
Так у них принято – (может, от сглазу) –
мальчику дали три имени сразу*.

Только громоздкое трио не нравится.
Внутрисемейное «Жорж», как по маслицу –
в фонд мировой музыкальной культуры
вписано с оперной партитурой

некой «Кармен», андалузки неистовой,
взятой взаймы из новелл либреттистами:
у Мериме – обрисована кратко,
в музыке страстной – раскрыта с талантом!

100 тысяч франков – немного за оперу:
брал за успех МейербЕр – миллионами!
(Жоржа гнетёт осознанье нехватки
денег для творчества. Жить бы в достатке!)

Но на подмостках КомИк-ОперА***
с треском провальным премьера прошла…
Автор прожил после – только три месяца:
горя не вынесло хрупкое сердце.

А через год за пределами Франции
оперой слушатели – наслаждаются!
Репертуар современный – не мыслим
без «У любви как у пташечки крылья»!

…Может быть, лучше бы было – не резать
цепь Леопольд-Александр-и-Цезарь?
с именем кратким – Жоржем Бизе –
Краткая жизнь. Только тридцать шесть лет.
__________
* Александр-Цезарь-Леопольд – имя, данное родителями Жоржу Бизе при рождении
** современник Бизе, получивший за две успешные постановки 1 миллион франков
*** Парижский театр ОперА-КомИк
==========

Ф16.
ПЛАЧ ПО ЖАННЕ Д’АРК

Упокой её душу, Господи, упокой!
В час, когда невесомой поступью над рекой
Вдаль уходит Она - рыдает ночная мгла,
В сердце песня слышна, на бледных руках – зола!

Распускается в небе юной зари кармин,
Опускается в небыль бедная ДомремИ*!
Хоть преданье старО - у каждого на слуху -
Как ей шёл шаперон*, и шоссы*, и алый хук*!

Как была хороша – любить бы, рожать детей!
Но рыдала душа от страшных, дурных вестей -
Невозможно смотреть - Отчизна несёт урон,
И английская плеть терзает французский трон!

По рождению Жанна – сутью, конечно, Жан!
Но неведома жалость лучшим из парижан!
Как фортуна слепа! И сердце грызёт тоска!
Почему же не спас её вероломный Карл?

Коронованный ей, спасённый от Рагнарёк*,
Был немого немей, на гибель её обрёк!
И оставил одну - за ливры продал врагам,
А она всю казну сложила к его ногам!

Помоги, Иисус! Ей выдержать помоги!
В чём же подвига суть? Ведь даже друзья – враги!
Забери её в небо – пусть над землёй летит,
Брось обидчиков в небыль - пусть от души простит!

Пусть над Сеной золой осыплется давний грех,
Пусть костёр-аналой навек взбудоражит всех,
Пусть прощенье плывёт над городом сном-рекой…
Упокой её душу, Господи, упокой!
__________________
Домреми *– французская деревушка, в которой родилась Жанна
Шаперон* - обязательный атрибут одежды Жанны, (фр. chaperon) — средневековый головной убор. Вначале представлял собой капюшон с длинным шлыком и пелериной, затем превратился в пышное и достаточно дорогое сооружение, напоминающее тюрбан, дополнительно украшавшийся фестонами.
Шоссы*- (от чеш.kalhoty) — преназначенная для мужчин разновидность колготок, зачастую имеют гульфик или специальную ластовицу. Прототип появился в глубокой древности и в Средние века был обычной принадлежностью мужского гардероба.
Хук* - (фр. huque) — накидка, отороченная мехом.
Рагнарёк* - в скандинавской мифологии день конца света
==========

Ф17.
Элегическая ода Оливье.

Хочу воспеть я славного француза
(точней не я, а муза... се ля ви...).
Не Робеспьера и не Лаперуза.
И не де Голля. Не Экзюпери.

И не в Наполеона муза целит.
И не в актёра. И не в кутюрье...
Она решила, чтобы мы воспели
шеф-повара Люсьена Оливье.

Шеф-повар этот, что и говорить-то,
имеет высший рейтинг именной.
Толпа великих прошлого - забыта,
а Оливье мы помним, всей страной.

Его салат - роднее нет салата.
Год Новый без него непредставим.
Его едим... едим... (в нём спим когда то...)
И жизнь свою мы наполняем им.

Но вот беда: хоть с музой мы коллеги,
но тяжело сотворчество идёт -
хочу я окунуться в мир элегий,
а муза погрузиться в бездну од.

Вот он, трагизм: былая рецептура -
в ней рачьи шейки, рябчики, икра...
В ней было то, что прежняя культура
до нынешней, увы, не донесла.

Теперь едим салат, который повар
совсем иным когда-то сотворил.
Сказать, конечно, можно: что такого? -
ведь имя Оливье он сохранил.

Ведь имя-то по-прежнему сверкает
среди предновогодней мишуры...
А всё таки - народу не хватает
и рябчиков... и паюсной икры...

И раньше были разные доходы,
и оливье не каждый мог поесть.
Но в век последний, а, тем паче, годы -
названьями нам подменяют честь,

когда нам называют колбасою
что колбасой является едва ль,
когда везде подмешивают сою...
Да разве только в этом вся печаль?

Да разве только в этом?..
                Спи, шеф-повар.
Ты утилитаризм наш не застиг…
Мы помним имя.
                И салат.
                И номер -
двенадцатый на Введенском.
                Прости...
==========

Ф18.
Маркиза Де Помпадур

У Жанны – музы для поэтов
Глаза неведомого цвета
Безукоризненный овал
Лица и сладостные губы…
В сравненье с ней все слишком грубы,
Она же – паче всех похвал!
Ей всего света просто мало,
Она себе предначертала,
Величье женское воспеть!
И для того она под маской
Пришла охотницей прекрасной
В Версале жить и умереть!
Ей во дворец открыты двери,
В конце письма ­прочла: «Fid;le*» ,
Как знак: «Исполни свою роль!»
Она играть могла умело:
От Фрагонара до Вольтера,
За ней все шли - к тебе, король!
И пусть любовниц ты меняешь
Но к ней обратно прибегаешь
Лишь без неё не знаешь сна!
Ведь что тех птичек щебетанье?
Лишь с ней - не тягостно молчанье!
Их много! Жанна ведь – одна!
Быть фавориткой просто скука…
Вот в чём успех, и в чём наука:
Пусть не по крови, - что ж с того? –
Стать королевой Рококо!
________________
* Fid;le (франц.) – преданный
==========

Ф19.
Ришелье

Склонивший голову в дзукетто
Объят тоской,
Он ищет тень апологета
В толпе мирской.
Пред ним доска, на ней фигуры.
За ходом ход
Он, автор этой партитуры,
Вершит исход.
Чтоб стала Франция великой
В его руках,
Толпе придворной разноликой -
За шахом шах.
Нет популярности в народе,
Но ходит он -
И всё, что Франции подходит,
Теперь закон.
Её враги врагами стали
Ему вдвойне
И в кулуарах, в стенах спален,
И на войне.
Да будет мощным государство.
Виват король!
Интриг и замыслов коварство -
Министра роль.
Не упустив судьбы моментов,
Он так играл! -
Не получил аплодисментов
Наш кардинал...

И вот закрыта книга судеб -
Жизнь не игра,
И только время тех рассудит,
Кто был вчера.
Предстанут все (король ли, пешка)
В дезабилье.
Упрямость губ кривит усмешка
У Ришелье.
==========
============================================