О великом рефе Ханагуле и его дочерях

Вероника Ромашкина
                12.04.2011 г.
                Вера Зеленова.
               

   Эту сказку мне поведала Селима, маленькая дочь трактирщика Тутуша. Наш караван  шёл как раз через их селение Геролах. Селима славилась умением рассказывать сказки. А я люблю слушать сказки и всевозможные истории, порой даже записываю самые лучшие из них. Послушайте и вы эту славную сказку.
 
   В одном живописном крае, где берёт начало легендарный Сватрон и несёт свои могучие воды через все Северные земли, стояли два города Самирма и Дарх-Шасиб. Триста лет правители этих городов враждовали между собою. Кажется, началом этой ненависти был  пустяшный случай на совместной охоте, когда с темени одного правителя слетел головной убор, а лошадь другого нечаянно наступила на него.
 
  - Что же теперь с этими городами? – спросите вы.
   Сейчас я расскажу вам об этом. 
 
   Последним правителем Самирмы был реф Ханагул. У рефа было три красавицы-дочери. Старшую звали Рахмазуль, среднюю - Биюзуль, а младшую - Агизуль. У рефа Ханагула было очень  сильное войско, да и сам он был отважным воином.
 
   В Дарх-Шасибе правили два брата. Старшего звали Бебрах, а младшего Хасир. У правителей Дарх-Шасиба войско тоже было хорошее, и сами они умели держать в руках меч, но военное счастье было не на их стороне и они проигрывали одно сражение за другим.
 
   Отряды Ханагула нападали на караваны Бебраха неожиданно и смело. Когда же отряды Бебраха пытались преследовать противника, то попадали в ловушки. Однажды крупный отряд Бебраха погнался за небольшим конным отрядом Ханагула и очутился в пустынной местности, где им пришлось заночевать. На рассвете воины Ханагула напали на спящих воинов Бебраха и всех перебили.
 
   Лазутчики Ханагула травили колодцы на пути следования караванов из Дарх-Шасиба, в результате чего Бебрах нёс огромные убытки.
 
   Бебрах и его брат Хасир приняли решение вызвать Ханагула на открытый бой и отпра-вили к рефу Самирмы посланцев. Посланные привезли положительный ответ. Ханагул согласился встретиться со своими врагами в открытом бою. Через неделю должна была состояться битва на реке Нилкапи.
 
   Но и на этот раз реф Ханагул перехитрил братьев. Посреди поля, на котором должно было состояться решающее сражение, он приказал тайно вырыть ров, в дно которого вбили колья остриями кверху. Верх рва заложили тонкими перекладинами, закидали  пожухлой травой и опавшими листьями. А поскольку наступила осень, то не видно было никаких следов.
 
   Наступило утро. Войско Ханагула выстроилось перед войском братьев и сражение нача-лось. Конные воины Бебраха смело бросились на врага, не подозревая о ловушке, приготовленной для них Ханагулом. Под тяжестью всадников тонкие перекладины, прикрывающие ров, проломились. Упавшие в ров воины и их кони напоролись на заострённые колья и многие погибли. Увидев это, на пеших воинов Бебраха и Хасира с двух сторон налетели конные воины Ханагула, скрытые в засаде. Не ожидавшие столь яростной атаки, солдаты Дарх-Шасиба не смогли оказать достойного сопротивления и пали. Это было ужасное поражение. Братьям с остатками войска едва удалось спастись.
 
   После этого братья день и ночь стали думать, как им одолеть непобедимого врага. Через некоторое время Хасир сказал Бебраху:

   - Брат мой Бебрах! Я совершенно потерял сон, размышляя о том, как нам отомстить нашему злейшему врагу рефу Ханагулу. Послушай, что я предлагаю. В пещере недалеко от города живёт древний старик-колдун. Его зовут Чемпак. Почему бы нам не пойти к нему и не спросить, как возможно одолеть рефа Ханагула? Должна же быть, если не сила, то хитрость, с помощью которой можно победить непобедимого правителя Самирмы!
 
   Бебрах согласился со своим младшим братом. Братья пришли в убогое жилище Чемпака, принесли ему в дар вина и золота. За эти щедрые дары старый колдун открыл братьям, что в бою победить рефа Ханагула нельзя, потому что не родился ещё на свет такой человек. А вот обмануть рефа можно. У него есть три юные дочери, которые всегда соперничают между собой. Если бы нашёлся смельчак, способный пробраться во дворец рефа, обольстить его дочерей, нарушить тем самым покой его семьи, внести сумятицу в душу правителя, затем изловчиться и убить его. Вот тогда бери Самирму хоть голыми руками!

  - Где же взять такого смельчака? – спросил Хасир.
 - Ты и есть тот человек, господин! – ответил старик.

 
   Ровно через неделю после этого перед Южными воротами Самирмы появилось несколько ярких повозок. Это прибыли в великий город бродячие лицедеи. Вечером этого же дня на площади перед дворцом Ханагула собрались горожане, и состоялось необычайное представление.
 
   Здесь под звуки флейт и тамбуринов на головокружительной высоте скользили по натянутой проволоке смелые канатоходцы. Здесь могучий тяжеловес с обнажённым торсом держал на вытянутых руках насколько человек. Здесь загадочный факир в островерхом колпаке поражал всех удивительнейшими фокусами. Здесь две карлицы с обученными со-бачками показывали такие штуки, что зрители покатывались со смеху.
 
   Последним выступал метатель ножей. Он был юн, красив и прекрасно сложён. В стране, которая на протяжении многих лет непрестанно воюет, особенно ценится хорошее оружие и те, кто умеет им владеть. А этот юноша превосходно владел своим оружием. Он одновременно подбрасывал вверх несколько кинжалов и ловко ловил их. Он точно метал ножи в цель, показывая необычайную ловкость и выдумку. Зрители были в таком восторге, что кричали, хлопали в ладоши, подбрасывали в воздух головные уборы, а к ногам метателя бросали монеты.
 
   Слуги донесли Ханагулу, что в Самирму прибыли бродячие лицедеи. Реф пригласил их во дворец. Посмотреть представление пришли не только сам правитель и его дочери, но и все придворные, слуги и служанки.
 
   Лицедеи старались вовсю! Но особенно всем понравился метатель ножей по имени Нурсаби. Дочери правителя влюбились в Нурсаби сразу же. Смелее всех оказалась старшая дочь рефа Рахмазуль. Когда стемнело, она послала свою служанку к метателю и велела передать, что хочет с ним встретиться. Эту и следующую ночь Нурсаби провёл в спальне Рахмазуль.
 
   Поскольку дочери Ханагула ревностно следили друг за дружкой, опасаясь превосходства над собой остальных, то средняя из дочерей рефа Биюзуль вскоре заметила, что её старшая сестра принимает кого-то по ночам. Биюзуль приказала своей доверенной служанке проследить за сестрой и её возлюбленным.
 
   Утром средняя из сестёр уже знала имя возлюбленного Рахмазуль. Ревность и злоба закипели в сердце Биюзуль, и она решила, во что бы то ни стало, отобрать Нурсаби у старшей сестры. Биюзуль передала через свою служанку метателю ножей большой кошелёк с серебром и просила придти к ней. В эту ночь предавалась любовной страсти с Нурсаби средняя сестра.
 
   Агизуль не хотела ни в чём отстать от сестёр. Её слуги также следили за тем, что происходит во дворце и докладывали госпоже. Агизуль дала своей служанке большой кошелёк с золотом и приказала передать метателю ножей. Эту ночь Нурсаби провёл в спальне младшей из дочерей рефа.
 
   Агизуль была гораздо красивее старших сестёр, поэтому она считала, что прекрасный Нурсаби должен принадлежать только ей. Младшая дочь Ханагула знала, что у её отца имеется старинный клинок весьма искусной работы. Она решила, что передаст метателю ножей этот драгоценный клинок в обмен на обещание жениться на ней, и тогда ей не придётся делить своего возлюбленного с другими.
 
   Когда после бурных ласк Агизуль рассказала Нурсаби о великолепном кинжале, которым обладает её отец реф Ханагул, то Нурсаби пожелал немедленно видеть этот кинжал.
 
  - Я должен подержать его в руках, чтобы оценить! – Сказал он.
 
   Потайными ходами, минуя многочисленную стражу, Агизуль привела метателя ножей к спальне своего отца. Как две тени проскользнули они внутрь. Неслышно сняла девушка со стены клинок, извлекла его из золотых ножен и подала в руки своему любовнику.
 
   Мгновенно выхватил Нурсаби из рук Агизуль острый клинок, бросился к ложу правителя и поразил спящего рефа Ханагула в самое сердце. Стремительно, как пантера, метнулся Нурсаби к потайному ходу и скрылся из глаз. Страшно закричала младшая дочь рефа и упала без чувств.
   
   Вы уже догадались, что убийцей рефа Ханагула был не кто иной, как Хасир, младший брат Бебраха, правителя Дарх-Шасиба. Под именем бродячего артиста Нурсаби он прибыл в Самирму, затем проник во дворец рефа, чтобы совершить это дерзкое преступление. Как видим, это ему вполне удалось!
 
   На следующий день большое войско Бебраха, усиленное наёмниками, осадило Самирму. Несколько месяцев спустя великий город пал. Доведённые голодом до отчаяния, жители Самирмы сдались на милость победителей. Бебрах и Хасир приказали стереть с лица земли город Самирму.
 
   В ужасе дочери рефа Ханагула бежали из родного города под покровом темноты и скрылись в пустынном месте. Долго оплакивали они своего отца и проклинали Нурсаби. С той поры у нас принято называть дерзкого соблазнителя «прекрасный Нурсаби».
 
   Бог жизни Гевер увидел с небесной высоты трёх дев, горько оплакивающих своего отца и сказал:
 - Нечестивые дочери Ханагула! Чтобы не сгореть вам от стыда за то, что вы опозорили седины вашего отца, и не превратиться в серый пепел, разносимый ветром, станьте камнем!
 
    И тут же по слову бога жизни превратились все три дочери рефа в каменные изваяния и затянулись мхом и заросли непроходимыми кустарниками.
 
   Но ещё сказал бог жизни Гевер дочерям рефа:
 
  - Чтобы совсем не прекратился род славного и непобедимого воина Ханагула, говорю вам, что вы снова сможете стать девами, но только тогда, когда придут сюда три мужа и захотят взять вас в жёны!
   Так и было!
 
   Прошло более ста лет. За это время по нашей благословенной земле прошло много завоевателей. Они покорили прекрасный город Дарх-Шасиб и разрушили его.
 
   Но вот однажды три брата, которые путешествовали в тех местах и искали своё счастье, зашли слишком далеко и заблудились.
 
   Был жаркий день. Братья испытывали жажду, так как вода и вино у них закончились, а других источников поблизости не было. Старший из братьев по имени Сальм сказал:

   - Ах, если бы сейчас предстала предо мною дева, которая дала бы нам воды, чтобы на-питься мне, моим братьям и нашим коням, то, клянусь небесами, я бы женился на ней!
 
   Как раз в этот миг увидели они каменную деву с большой чашей в руках, наполненной чистой водой. Обрадовались братья и утолили жажду сами и напоили своих коней. Тут же на глазах изумлённых братьев каменная дева превратилась в живую, очень привлекательную девушку. Это была Рахмазуль, старшая дочь рефа Ханагула. Сальм, как и обещал, взял её в жёны.
 
   На следующий день мужчины пошли на охоту, но не смогли добыть никакого зверя и никакую птицу. Так продолжалось несколько дней. Голод мучил братьев и Рахмазуль. Средний из братьев по имени Айхим сказал:

  - Ах, если бы сейчас предстала предо мною дева, которая дала бы нам еды, то, клянусь моей матерью, я женился бы на ней!
 
   Как раз в этот миг увидели они каменное изваяние - деву, сидящую на краю фонтана. Под ногами её билась крупная лань, которая упала в фонтан, а выбраться из него не могла.

   Обрадовались братья, освежевали лань, изжарили мясо на костре и утолили свой голод. Тут же, прямо на глазах изумлённых братьев, каменная дева превратилась в живую стройную кареглазую девушку. Это была Биюзуль, средняя дочь рефа Ханагула. Айхим, как и обещал, женился на ней.
 
   Много дней бродили братья со своими жёнами в тех краях, но не могли найти обратной дороги, чтобы им вернуться домой. Тогда сказал младший из братьев по имени Шул:
 
  - Ах, если бы сейчас предо мною предстала дева, которая указала бы нам дорогу домой, то, клянусь моими братьями, я бы на ней женился!
 
   В этот миг увидели братья каменное изваяние – деву, держащую в руках гусли. Солнце уже село. Усталые путешественники расстелили кошму и улеглись спать. Ночью Шулу приснился сон, в котором юная, прекрасная дева указала рукой на восток и сказала:

  - Достань свой острый нож и прорубайся сквозь заросли на восход солнца, там твоя родина, Шул!
 
   Утром Шул рассказал братьям свой сон, и они стали рубить кустарники, продвигаясь на восход солнца, как сказала прекрасная дева. Через два дня братья вышли на дорогу. Тогда они вернулись за жёнами и увидели рядом с ними ещё одну девушку. Это была Агизуль, младшая дочь рефа Ханагула. В знак благодарности, Шул женился на ней.
 
  Долго жили братья Сальм, Айхим и Шул со своими жёнами. У них родились дети, и у их детей тоже родились дети. Так продолжается до нынешнего времени…
 
    Прошло два года, и я снова ехал через те места. Вновь захотелось мне побывать у трактирщика Тутуша и послушать сказки Селимы, но, к сожалению, я узнал, что старый Тутуш умер, а его дочь выдали замуж.