Лишь струны его понимали...

Зарина Морская
Когда Он играл,
нависая горбом над скрипкой,
весь зал замирал,
тишина лишь качалась зыбко,
и бились о стены каприсы,
уводя за собою в ад,
а может, то были абрисы,
которыми рисовал он рай….
Лишь струны его понимали,
лишь скрипка отвечала ему,
"Он – Демон!..
Он – Дьявол!" – кричали,
и всё же тянулись к нему….
"Исчадием Ада" его называли,
не выдержав огненный взгляд,
струны у скрипки ему подрезали,
а Он – на одной играл!!!
Никто равнодушным не оставался,
кто-то Осанну пел, кто-то боялся…
А Он был душою очень раним,
ни Богом, ни Дьяволом –
никем не храним…
Он умирал во мраке ночей,
ладонь положив
на струны скрипки своей…


              Никколо Паганини... Его выдающееся дарование
 и таинственная личность буквально гипнотизировали публику.
Говорили, что он продал душу Дьяволу.  Конечно, он играл так,
как никто не играл ни до, ни после него. Он остается уникумом
и по сей день. Скрипка в его руках казалась продолжением его рук,
а ее звуки – то рыданием его, то смехом... И то, и другое несло
в себе такой накал страстей, что публика доходила до экстаза,
до изнеможения, до безумия... Да и внешний вид его давал повод
к разговорам, что в него вселился Дьявол... Он будто сливался
со скрипкой, словно коршун склоняясь над ней – большой
крючковатый нос, разметанные по плечам волосы, сгорбленная
спина, тонкие, длинные, невероятно гибкие, паукообразные пальцы...
      Да, он казался страшным... Но никто не подозревал даже, что
он был просто болен... неизлечимо болен.  Синдром Марфана...
Это когда нарушаются пропорции опорно-двигательного аппарата,
слуха, зрения, функции аорты и т.п. Суставы приобретают
патологическую гибкость и выворотность, что и позволяло ему
выдавать такие невероятные пассажи при игре... Его тело было
чрезвычайно подготовлено к игре именно на скрипке...
      Его любимая скрипка мастера Гварнери сопровождала его всю
жизнь. Уже умирая, он клал ее себе на грудь и водил по ней
смычком, пытаясь извлечь какие-то звуки... Когда руки его
ослабели так, что уже не могли держать смычок, он тихо трогал
струны пальцами... Так и умер, положив ладонь на струны своей
скрипки... Её назвали потом "Вдовой Паганини"….
     Казалось бы – всё, человек отмучился, душа его нашла покой.
А тело? Вы скажете – а что тело? похоронили тело, да и дело
с концом... Но не тут-то было!
     Тело Паганини сразу после смерти 27 мая 1840 года, в Ницце,
было забальзамировано. Однако, когда настало время предать его
земле, возникли неожиданные затруднения. Католическая церковь
отказала великому скрипачу в погребении. Паганини не был
атеистом, но почему-то не причастился перед смертью. Сказались
также давние байки про его союз с дьяволом. Пришлось срочно
искать место для захоронения. Решили доставить тело музыканта
в его родной город — Геную. Роскошный ореховый гроб тайно
погрузили на корабль и доставили в генуэзский порт. Но местный
губернатор отказался даже впустить судно в гавань. С этого и начались
трагические перемещения гроба с телом великого маэстро по
стране!  Почти целых 50 лет не находилось места для захоронения
знаменитого скрипача. А слухи вершили свое дело! Ходили
разговоры, что из гроба слышатся стоны и приглушенная музыка,
что гроб порою светится, а в гробу ощущаются  движения…. Его
хоронили, выкапывали, снова хоронили и снова выкапывали...
При эксгумации в 1893-м году было обнаружено, что тело маэстро
практически уже разложилось, но вот голова его... она была,
словно живая... И опять поползли слухи  о дьявольщине...
Только в 1897-м году состоялось последнее перезахоронение.
На этот раз в Парме. Там Никколо Паганини покоится и поныне...

                На снимке - надгробие на могиле Никколо Паганини.Парма.