Мы - дети солдат победы, часть 3, 2012г

Лев Гезин
Лев Гезин
"Мы - дети солдат ПОБЕДЫ" Часть 3, 2012г.
На фото коллектив сотрудников элеватора.
Автор - в первом ряду, в центре,
за спиной лежащего парня.

                МЫ – ДЕТИ ВОЙНЫ
Часть 3
      В Хомяково
   (август 1954г – сентябрь 1955г.)
5 августа 1954 года я прибыл к месту назначения. В то время, насколько я помню, я доехал от станции Новогиреево на электричке до Курского вокзала, затем от Курского вокзала на электричке до города Серпухов, а далее,
на поезде, до города Тулы. От Тулы добирался до Хомяково на автобусе. Поезда в Хомяково не останавливались. Станция Хомяково находится ближе к Москве на 12 километров. Автобусы в Хомяково шли от вокзала города Тулы. Путь лежал в сторону Москвы по Симферопольскому шоссе. На 12 км от Тулы, автобус свернул в лесной массив. Слева иногда наблюдалось полотно железной дороги, по которому я прибыл в Тулу. Автобус привёз меня в Хомяково и я, найдя административное здание , попал в отдел кадров, который,
по-видимому, давал заявку в управление о требуемом специалисте на элеватор. В отделе кадров меня быстро оформили на должность помощника заведующего элеватором и сразу же поселили в комнату на первом этаже двух этажного дома.  Квартиры в доме были со всеми удобствами. В квартире проживала семья водителя: он, жена и ребёнок. У них была большая комната. Моя комната имела примерно 12-14 метров. В ней была кровать, стол и два стула. Было одно большое окно. Был ли шкаф - не помню. Да я приехал без каких либо вещей. Лето было в разгаре, Москва недалеко. Матрац был на кровати, а постельные принадлежности мне, по-моему, выдавали и меняли раз в неделю.  Столовая была рядом и питание было обеспечено. Кухней в квартире я никогда не пользовался, а, следовательно не мешал семье водителя. В том же здании, где была столовая, находился клуб. Утром следующего дня отправился на работу. Объект имел два элеватора, склады и холодильник. Я попал работать на второй элеватор, который надо было подготовить к приёму зерна нового урожая. Приход зерна ожидался с Украины и с Целины. Познакомился с заведующим элеватора. Ему было лет 50. Это был местный житель. Он показал мне все помещения. Это был только что сданный строителями элеватор. В основном он был готов к приёму зерна, но силосные бункера надо было очистить от бетона и пыли, подтянуть ленты всех вертикальных подъёмных устройств (норий), транспортёров нижних и верхних этажей силосного сооружения, транспортёров в бункере приёма зерна с железной дороги. Попал я на работу очень вовремя. В работе по подготовке элеватора к приёму нового урожая принимал участие ещё один сотрудник, потерявший руку в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. Заведующий и сотрудник элеватора были очень благожелательными и я с удовольствием принял участие во всех проводимых работах. Здоровье было спортивное и мне всё было в радость. Как самого молодого снарядили меня на очистку днищ бункеров – хранилищ зерна. Каждый бункер вмещает 110 тонн зерна. Задача была очистить днища от бетона. Кто был на элеваторе, тот знает силосный этаж, на котором с транспортёра зерно поступает в бункера. До этого зерно проходит целый технологический цикл, а именно: взвешивание, очистку , сушку, снова взвешивание и только тогда поступает на хранение в бункер. Высота бункера порядка 20 метров. Для  того, чтобы попасть на дно бункера, сверху над люком устанавливалась лебёдка. Меня, как самого молодого, сажали на сиденье, привязывали ремнями и вместе с переноской опускали на дно бункера. Снизу у бункера открывался люк, который находился над нижним транспортёром. В нижний люк и ссыпался весь мусор из бункера. Работа «не пыльная», но очень нужная и была полностью проделана к приходу нового урожая. К приходу нового урожая весь элеватор был приведён в рабочее состояние. Но об этом позже. Встал на комсомольский и профсоюзный учёт. Ознакомился с территорией посёлка. В посёлке было п-ое количество домов, причём делился он на две территории относительно железной дороги. Если ехать из Москвы в Тулу , то с левой стороны из окон электрички видны три здания элеваторов с примыкающими складами. Недалеко от железной дороги было здание школы и около неё баскетбольная площадка. Справа, за территорией предприятия, находилось футбольное поле, а за ним, в лесочке, пруд. В середине посёлка находились клуб, магазин и столовая. В то время третьего элеватора не было, а стояла только разрушенная башня, в которой должны были быть весовая, сепараторная и два подъёмника зерна – две нории. Объект включал в себя два элеватора с примыкающими к ним складами для хранения, приёма и отгрузки зерна как с железной дороги, так и автотранспорта, склады с сахаром и холодильник для приёма и отгрузки продукции с железной дороги и автотранспорта. Почему я так подробно описываю объект? Только потому, что приходилось работать везде, так как не хватало грузчиков, да и те были в основном женщины. Когда пошло зерно, то работали в основном в три смены,  в основном, когда зерно пошло с целины. Представьте себе, что электровоз подгоняет к элеватору 60-и тонные вагоны с открытыми люками, из которых идёт пар. Вы отодвигаете дверь вагона, а зерно не сыпется. Оно горячее и мокрое. Заводите в конец вагона механическую лопату, а она не движется, так как зерно всё слиплось. Тогда начинается работа штыковыми и совковыми лопатами. На разгрузку такого вагона уходила, для бригады из 4-х человек целая смена, т.е. 8 часов. А ведь с целины шло много вагонов с зерном. Совсем другое дело, когда приходили вагоны с зерном с Украины. Сухое зерно. Открывается дверь вагона и зерно само сыпется в бункер. Заводишь механическую лопату в угол вагона и катишь зерно до дверей и оно ссыпается без проблем в бункер. Работают два человека с механическими лопатами и за час в вагоне зерна как не бывало. Надо отметить, что в 1954-1955 годах зерна с Украины на элеватор поступило мало, а с зерном с Целины пришлось поработать. Зерно с Целины сначала отправляли на сушилку, а потом только на весовую, сепаратор для очистки, а потом в бункера для его хранения. Полностью были заполнены зерном два элеватора и склады, примыкающие к ним. На территории объекта была лаборатория, которая тщательно следила за состоянием зерна: температурой, влажностью и в помещениях хранения зерна.
Пришлось заниматься и общественной работой. Выбрали меня в комитет комсомола объекта и, узнав, что я занимался в Москве спортом,
не раздумывая,  выбрали и председателем спортивного общества «Урожай» . Центральное общество «Урожай» было в Туле. Для проведения каких либо мероприятий у меня не было ни плана проведений спортивных соревнований общества, ни инвентаря. Съездил в Тулу, переговорил с Председателем общества «Урожай», пообещал ему, что во всех спортивных мероприятиях общества будут участвовать не только спортсмены объекта, но и всего посёлка Хомяково. Вскоре получил полный комплект формы для футбольной команды. Всё свободное время от работы, а его было мало, отдавал выяснению среди жителей посёлка, кто каким видом спорта занимается. В посёлке нашлись футболисты из футбольных команд Тулы. В общем, летом и осенью 1954-1955 годов спортсмены Хомяково участвовали в соревнованиях на первенство Тульской области по футболу и лёгкой атлетике. Лично я играл в нападении футбольной команды. Команда выезжала в различные города области: Ефремов, Алексин и другие. Приезжали и к нам играть. Футбольные матчи проводились на футбольном поле войсковой части. На том же стадионе проводились соревнования по лёгкой атлетике. Стадион и войсковая часть располагались за железной дорогой. Заключительные соревнования проводились на стадионе Тулы. Зимой спортивная жизнь замирала. Прошло много лет с тех пор. Думаю, а почему не проводились лыжные тренировки и мы не участвовали в соревнованиях по лыжному спорту. Для этого были все условия. Это моё упущение. На память об участии в соревнованиях остались дипломы , как призёра, по прыжкам в высоту, длину, бегу на различные дистанции. Команда по лёгкой атлетике включала ребят и девушек.
Круглогодично работал клуб. В клубе демонстрировались художественные фильмы, а также проводились репетиции и концерты художественной самодеятельности. Я тоже принимал участие в репетициях художественной самодеятельности и выступал в концертах. Помню, что на одном из концертов, спел с девушкой «Сады цветут зелёные» из оперетты «Искатели сокровищ».
Репетиции и концерты проводил клубный баянист.
Зимой на элеваторе в основном шла работа по охлаждению зерна. Перегоняли зерно из заполненных бункеров в пустые. Запомнилось, что подготовка элеватора к приёму зерна нового урожая 1955 года заключалась в основном в профилактической работе с механическими устройствами. Для проведения такой работы были наняты по совместительству два молодых парня-слесаря механика, которые в течение месяца провели все необходимые работы.
Для работы начальников смены, а при приёме урожая, заведующий элеватора, я и девушка, распределённая из Торжка, работали посменно и находились в диспетчерской – небольшой радиофицированной и телефонизированной комнате. За работу я получал 69 рублей в месяц. Мне хватало и я ещё часть отдавал матери.
Если мне не изменяет память, то в апреле месяце 1955 года был направлен на совещание в город Орёл. Объяснило руководство: "За высокие показатели в работе!" Попал в Орёл в праздник пасхи. Со всех окрестных сёл в церкви Орла тянулись потоки людей с куличами и яйцами. Звонили церковные колокола.
Летом , молодых специалистов объекта, направили в ближайший колхоз на сооружение силосного сооружения. За неделю, четверо, мы лопатами выкопали силосную яму шириной 4 метра, глубиной , не менее 2-х метров и длиной метров двадцать. Сейчас экскаватор такую траншею откопал бы менее, чем за день. За эту работу Тульский райком комсомола наградил каждого из нас Похвальным листом.
 В 1955 году часто стал беспокоить Тульский военкомат. Зачислен я был в ВМФ, но на последней комиссии попалась старенький врач-ушник, которая в одном моём ушке обнаружила не залеченную в детстве дырку. Она отстранила меня от службы в ВМФ и меня перевели в ПВО. В то, далёкое время считалось, что служба в ВМФ самая почётная. Прямо скажу, что был расстроен.
                Продолжение следует.