Вспоминая Карелию

Сергей Псарев
         Как-то приснился мне странный сон. Явился ко мне колдун или злой дух. Наклонился  и говорит: “Пришло твое время, готовься. Сейчас заколю тебя своим острым кинжалом и возьму  душу в подземное царство тоунела”. “Подожди еще немного, - говорю ему я, - дай мне с родными и друзьями проститься”… Сам пошел, спустил лодку в реку и подался скорее от страшного места. Обманул, значит…
         С той поры так и иду дальше по жизни. Словно плыву в этой лодке, стараясь увидеть и понять окружающий мир. Только всегда помню, что времени каждому на этом свете отпущено очень мало…
         Дальше можно было уже не грести и сложить весла. Остроносая карельская лодка, набравшая ход, пройдя еще несколько метров, мягко входит в прибрежные заросли. Поднимаюсь наверх и оказываюсь в темном хвойном лесу. Нахожу знакомую тропу и иду вдоль берега. Впереди, чуть подальше, светит белыми стволами березовая роща. Кажется, что среди мрачных хвойных деревьев  в этом месте лес улыбается мне. Солнце, весенний воздух, вид оживающей природы наполняют радостью. Всегда хочется ответить лесу тем же.
        Обычно сюда приходишь с хорошим настроением. Иначе нельзя, лес хорошо чувствует твое состояние, как любое живое существо.
        В этот раз у меня не было никакой определенной цели. Просто, пришел в лес чтобы, побродить и  пообщаться со своими старыми знакомыми. Часто так говорил себе. В лесу у меня сложилось особое правило не показывать своих  намерений, не называть деревья, камни и водоемы их обычными названиями. Все они на это время становились моими близкими друзьями. Их образы и названия рождались уже вовремя общения. Стоило только посмотреть на них, коснуться шершавой древесной коры или нагретой солнцем гранитной скалы.
         Получался очень личный разговор, который не понять другому человеку. По правде говоря, чужой его даже не слышал. С лесом мы общались неторопливо и без слов. Просто о чем-то думал, мысленно задавал ему вопрос и так же получал ответ. Это общение происходило изнутри, избавляя от всего негативного и  восстанавливая душевное равновесие. Иначе нельзя, по-другому лес мог не ответить. Не знаю, происходил ли таким образом разговор с лесными духами или сам так здесь открывался…
         Этого никогда не получалось в городе, даже в самых лучших парках на островах  в Петербурге. Там деревья почему-то молчали, словно сами болели от избыточного влияния скопления людей, автомобилей и каменных стен. Наверное, большие города со временем накапливали такую массу отрицательной энергии, что постепенно опустошали любой живой организм. Даже небо казалось тяжелым и давящим... 
         Хорошо говорить в лесу с соснами. Они почему-то всегда успокаивали и добавляли сил. Можно было стать спиной к дереву, обнять его и смотреть вверх. Возникало состояние легкости и покоя.
          Само дерево представляется мне совершенно особым существом. Корни его уходят глубоко в землю, откуда оно получает жизненные силы, ствол и крона устремляются в небо, космос. Получается, что оно соединяет земной мир с божественным. Мы можем воспользоваться деревом, как прямым проводником для такого общения. Отсюда возникают все его сравнения с человеческой жизнью, складывается целая философия и система новых ценностей.
        Все же мое самое любимое дерево в лесу – это береза. Она во всех местах бывает разной, чем-то отличается. Местная карельская береза с ее изгибами, наплывами и бугорками осторожно приоткрывает перед тобой свой загадочный образ. Эта береза как лесная девушка, которая  избегает пристального взгляда и прячет свое лицо перед незнакомцем. Можно ненароком обидеть ее пристальным вниманием. Она тогда отвернется от тебя. Зато на искреннее чувство откроется доверчиво во всей ее неповторимой красоте.
          Меня часто привлекали необычные деревья с разными природными аномалиями, большими дуплами, несколько деревьев выросшие из единого пня. За этим всегда пряталась  какая-то тайна. Таких деревьев в Карелии встречалось много. В них можно было увидеть какое-то лесное чудище, человеческое лицо или фигуру.
        Всегда тянуло рисовать деревья, но более других, именно березы. Сидеть за этим занятием можно было с утра до вечера. Брали они за душу до самой ее глубины. Даже рисунок и цвет коры часто случались необычайно интересными. Темная, с глубокими трещинами внизу, дальше от земли береза становилась белой или слегка желтоватой. Темные узоры на ней казались берестяным письмом людскому миру.
        Тихонько рисовал у себя на планшете карандашом и читал это березовое послание. Самого всего наполняло радостью от такого лесного общения. Словно душевно разговаривал со светлой ликом красной девицей.
        Одно такое письмо на березовой коре мне запомнилось более всех других. Только написала его уже не природа, а новгородская девушка своему возлюбленному в далеком XI веке: "А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался"... 
           Тепло пришло в эти северные края не так давно, поэтому лист на березе еще  молодой и ее зелень оставалась неплотной, сквозной и полупрозрачной. Словно дымка или свадебная фата окружала березовый ствол. Мысли о девичьем стане, холщовом сарафане и платочке первыми приходили в голову.
           Береза - одно из самых неприхотливых деревьев, украшающее русский пейзаж почти повсеместно, от тундры до криволесья Кавказа. Ей было бы только света довольно. Она первой заселяет возникающие лесные вырубки и гари. В этом есть что-то от нашей православной веры и силы национального характера, от умения многое перетерпеть, выстрадать и возродиться заново. Можно многое отдать и потерять в этой жизни,  кроме одного – чести. Потеряв ее однажды, уже ничего не вырастишь на новом пепелище…
          Дерево, ставшее русским национальным символом. Когда-то, в раннем детстве, я был глубоко убежден, что береза растет только в России. Как и все остальное, близкое и дорогое мне, с лучшими грибными местами, которых не может быть в где-нибудь Европе или Америке. Живущих там людей мне было искренне жаль.
           Теперь моя страна уменьшилась в размерах, потеряла былую силу и в наше сознание внедрили, что ее символом является хозяин тайги Отсо – медведь. Новые времена рождают другие образы…
             Заканчиваю рисовать в альбоме свои березы и иду дальше. Странно, но замечаю, что на этот раз даже комары щадят меня. Вроде кружат, но не трогают. Сам-то их тоже не обижаю. Веток вокруг себя не ломаю, веду себя, как в гостях приличному человеку положено. Хорошо еще ощутить себя частью всего этого. Если не деревом, то хотя бы маленьким пеньком, зверем или птицей.
             Там, дальше, есть старое, большое дерево, которое я называю властителем леса, Тапио. Это большая раскидистая сосна, поврежденная когда-то по самой середине ударом молнии. Выжило оно, даже стало еще сильнее. У него могучая корневая система, уходящая узловатыми пальцами в скалистую землю и широкий ствол с раскидистой кроной. Представляю его себе как сурового старика с мохнатыми бровями из сосновых иголок. Присаживаюсь под ним и смотрю в синее небо с проплывающими в нем белыми птицами облаками. Мне начинает казаться, что путь в вечность начинается именно отсюда. Думать здесь удивительно хорошо, можно прибавить себе мудрости и внутренней силы…
              Воздух за день нагрелся и дрожит над сырой землей от поднимающихся испарений. Могучий ствол сосны на моих глазах тоже начинает колебаться, и я замечаю в нем трех спящих обнаженных юношей. Ясно вижу их крепкие плечи и мускулистые тела – ствол дерева, ветви – раскинутые руки. Прекрасны их нежные лица, обрамленные светлыми кудрями. Кажется, ничего не может потревожить их спокойный и глубокий сон. Не рискнул сделать этого и я, отойдя в сторону на почтительное расстояние.
               Между тем налетел ветер, качнул ветви старого могучего дерева. Среди спящих юношей прошло движение. Они поднялись одновременно и прозрачными тенями скользнули из ствола, пройдя сквозь него словно в открытую дверь. Повернулись и ушли по лесу в разные стороны. Старик – властитель леса остался сидеть там же, только еще больше сгорбился, опираясь на свой кривой посох. Чудным все это мне показалось. Оглянулся тогда, а вроде и нет уже никого. Может, и не было? Решил все же нарисовать увиденное мною по памяти. Гляжу – получается легко, будто делаю все это с натуры.
                Выходит, что лес может показать нам многое, если вести себя правильно и уметь общаться с ним. Через полчаса добрался до берега и сел в свою лодку. Иду на ней вдоль берега, а березы все в воду кланяются. Словно руки к воде тянут. Оно понятное женское дело: на себя так, как в зеркало любуются. Местами даже свои белые ноги в реке моют. Я, глядя на них, тоже засмотрелся, отпустил весла и снова принялся рисовать…


           Юшкозеро. Июнь 2014 года
         

    На фото картина автора. Кемь. Беломорье