Лейте Совушка номинация хайку

Страна Алых Парусов
                ЛЕЙТЕ СОВУШКА. ШОРТ-ЛИСТ С КОММЕНТАРИЯМИ.


Сначала что-то вроде предуведомления:

Первое. Для некоторых  хайку пришлось учитывать ещё и "Осень духа". Как-то я к этому не была готова, но попыталась - не знаю, насколько удачно и стоило ли вообще...

Второе. Как я ни отмахивалась о спорах о контрастности двух частей в хайку, пришлось мне хотя бы на пальцах пришлось ознакомиться и с этим вопросом. Итак, два основных типа хайку:
ТОРИАВАСЭ - буквально  перевести сложно, выражение идиоматическое, да ещё с историко-культурной подоплёкой. Здесь определяет удачную сочетаемость, как правило, имея при этом в виду, что темы частей различны, но при этом объединяются на интуитивном, ассоциативном и - а Будда знает! - на каком ещё уровне. Иногда, говоря о принципах построения таких хайку, употребляют - с грубым приближением - европейские термины "теза", "антитеза" и т.д.
ИТИБУЦУДЗИТАТЭ - букв. "сшитое, соединённое в одно (единое); обе части примерно об одном и том же, что-то вроде пейзажной зарисовки, хотя при внешней "монотонности" бывают и весьма удачные хайку; тип, очевидно, восходящий к хокку, как ЧАСТИ рэнга или танка.


Теперь оценки и комментарии:


1. Елена Колобкова "Грач"  -  3 балла

клёкот журавлей
в голубиной стае грач
волочит крыло

В общем неплохо. Хороши контрасты: птицы в небе, улетающие в тёплые страны (хотя вот тут-то есть сомнение - а, может, они как раз возвращаются?) - и полная невозможность куда-либо лететь; позиционирование увечной птицы, лишённой неба, в сомнительной компании, предпочитающей жратву и поменьше движения (особенно, если знать, что такое реальные голуби - вздорная прожорливая птица и к тому же ленивая и с ограниченным интеллектом).

Что озадачивает -
"клёкот" - всё-таки чаще это слово используют по отношению к хищным птицам. Нет, можно и о журавлях, но. в отличии от курлыканья, это звук подчёркнуто прерывистый:
"КЛЕКОТА;ТЬ. Об орле и нек-рых других птицах: издавать прерывистые горловые звуки." (Ожегов)
"По соседству" с пострадавшей серьёзно птицей звучит как-то...
И тут плавно так переходим к "диагнозу": грач волочит крыло - это может быть как свежая, но не слишком тяжёлая травма (ничего, может и оклемается скоро!), так и весьма серьёзное повреждение (бедная птица - уже никогда не сможет летать!) . То есть, имеем принципиальную эмоциональную дилемму - просто пожалеть грача или можно уже скорбеть?..

-------

2. Наталия Белоус "Девочка-осень" -  4 балла

 
Небо сквозь листья
Кружится в парке Лицея
Девочка-осень.

Непростая ситуация получается с девочкой-осенью...

С одной стороны - выглядит как откровенная персонификация.
Но с другой - известны многочисленные использования авторского тропа Визбора "Осень, девчонка рыжая" (а познакомиться с ними совсем нетрудно - просто вбить в поисковую строку эти слова и повыбирать из найденного явную поэзию) - как буквально, так и в форме парафраза.
И этот аргумент тем более оправдан, что автор, как "показало расследование", очень хорошо знаком с этой песней (то есть, "Шхельдой").
Так что можно сказать, что здесь у нас имеется аллюзия (или реминисценция?.. надо будет всё-таки разобраться в терминологических нюансах...), а на простом японском - хонкадори. Вполне законный и даже приветствуемый художественный приём!

А вот к серьёзным недостаткам отнесу "небо сквозь листья". Если для весны или лета это выражение, скорей всего, будет восприниматься как упоминание ясного неба, то для осени это два заметно различающихся типа - ясная синева бабьего лета и серая пелена осенней дождливой погоды. Но, возможно, здесь как раз и должно срабатывать знание песни - "Ясная, словно ты"?.. Ясная погода периода интенсивного пожелтения-покраснения листьев... Но это предположение, да и слишком отдалённая и необязательная ассоциация получается - песня-то написана как раз под дождь, что тоже присутствует в её тексте... Вот и разбирайся!..

Если бы не эта проблема, получилось бы прекрасное хайку-хонкадори...

-------

3. Татьяна Бирченко  "каштан"  -  2 балла

каштан в ладони
бесхозная чистота
тайна детства

Прежде всего, серьёзный структурный (технический) недостаток - две паузы. Первая, конечно, может прочитываться как пауза в неполном предложении (пропуск глагола-связки), но ритмически-то она есть! Просто зияет при произношении! Хотя как спеть... Современная мелодика всё позволяет...

Далее - не очень удачные определения:
"бесхозная" - явная оценка, да ещё в ранге метафоры;
"тайна детства" - фактически уже сентенция, не очень-то раскрываемая (подтверждаемая?) предыдущими строками.

-------

4. Скачуха "хайку О"  -  6 баллов

стрижка газона.
бутон хризантемы
в шляпе дырявой

Прекрасное выстроенное многоуровневое хайку! Как ни раскладывай этот веер, каждый раз получается если не новый смысл, то новый нюанс прочтения.
И так, и эдак, и с метафорой, если хочется...

-------

5. Галина Козырева "Ковёр-самолёт" - 2 балла

бабочек стайки
целый день под ногами
ковёр-самолёт

Откровенная, хотя и оригинальная и прекрасная метафора - листья-бабочки.

Вторая метафора - опеределение внутреннего эмоционального состояния через метафоризированное описание внешнего - всё кружится (вместе с бабочками-листьями?), словно ты летишь на ковре-самолёте. Который, в свою очередь напоминает о выражении "ковёр опавших листьев" - троп, в общем-то, допустимый, если его не переусложнять. Но вот как раз бабочки-листья его и переусложняют. Лучше бы было не увлекаться желанием утолкать побольше в три строки - тогда судье не пришлось бы занижать оценку, со вздохом глядя на распадающееся хайку..

-------

6. Гольгертс "Жатва" - 5 баллов

последняя жатва
северный ветер листает
старые письма

Прекрасное ториавасэ (хайку с "контрастными" частями)! Неожиданное и в то же время логичное сочетание - можно прочитать и буквально, и как метафору.
Хотя можно и небольшое формальное замечание - "ветер листает письма". Вроде бы реал - но на грани метафоры. Вроде бы метафора - но вполне реалистично. И - "листает" - "листья"...
Прекрасный узор из того, что вне, и из того, что внутри; из того, что видишь, чувствуешь и - а почему бы и нет?! - невольно вспоминаешь! Все работы окончены, итоги подведены, от старого и ненужного избавились. Пауза предзимья...

-------

7. Ромаша 1 "Увядание"  -  2 балла

Увядание
и тебя не пощадит,
гортензии куст.

Сомнительно выглядит пауза (в конце второй строки), которую как-то непроизвольно сокращаешь при выговаривании. Но если поменять 1-ю и 3-ю строки, то "гортензии куст" уже не становится таким явным обращением, а, скорее, просто обозначением объекта, точнее - и то, и другое. Как поймёшь - так прочтёшь... Но пауза при этом усиливается!
Кроме того, очень ломает впечатление использование будущего времени - появляется ощутимый привкус этакой моралитэ явно европейского стиля.

Правда, если не гнаться за соблюдением формального счёта слогов, то вполне можно использовать вторую строку в укороченном виде (особенно если обратить внимание, что и в первой, и в третьей строках есть по две гласных подряд (что даёт на слух скорее два полуторных слога, чем два полноценных; это, кстати, отчётливо чувствуется в виде лёгкого ритмического сбоя во второй "полноценной" строке авторского текста) -

гортензии куст
и тебя не щадит
увядание

Но все эти коррекции лишь частично выправляют ситуацию. Главное - остаётся форма просто реплики, констатации мельком увиденного.

--------

8. Вера Аношина "Листопадное..."  -  6 баллов

в парке деревья
тихо роняют листву
детства гербарий

Вот как раз образец того, что можно сотворить, пользуясь простыми словами!
А третья строка?! Ну да, листья-то мы собирать и сейчас можем, но уже не для гербария... Ах, эти осенние походы за листьями... Собрать, оформить, принести в класс, похвастаться, показать учителю, получить оценку...

Прекрасное ториавасэ!

--------

9. Алла Акантова "Жёлто-красные листья..."  -  4 балла

жёлто-красные листья
в лучах закатного солнца
брошка из сердолика

А что тут скажешь - визуально очень красиво, пронизано осенними тонами!
Закат, завораживающие яркой расцветкой листья ещё не опали, но уже тревожит предчувствие, что это ненадолго, ещё такое неясное, не с печалью - с грустинкой... Возможно - всё кончается? но может быть всё-таки и нет?..
Брошь - подарок-память? И камень - сердолик! - не выпадает из общей гаммы...
Вот только эта строка длинновата (хотя всё же короче центральной), и к тому же лишний слог выбивает её из общего ритма. Почему бы не "брошь из сердолика"? или вообще оторваться от конкретного камня с конкретным цветом - "сердечко из камня"...
Но вот что-то этот пейзаж просто перенасыщен всем этим жёлто-красным и пылающим. Немного пригасить бы это сияние. Или добавить хоть чуточку тёмного, даже просто контрастного...

-------

10. Наташа Барва "утро поздней осени"  - 4 балла

очаг остывший.
на дне чернёной плошки
крупинки соли

Остывший очаг несомненно богат символикой - здесь и остывание отношений, и брошенный дом, можно - и осенняя, чёрная от холодных дождей земля после пылающей красоты бабьего лета...
Но вот "чернёная плошка"... По определению, чернёный - окрашенный в чёрный цвет предмет, чернение - в отличии от очернения - способ окраски изделия, например из металла или керамики. (с сомнением) Вот разве что символика чёрного цвета... А так, на ладони - симпатичная такая чёрная посудинка с остатками соли на дне. Надо понимать, что пуд соли уже съеден, а эти вот несколько крупинок никто не осилил. Или просто не возжелал - хорош уже! наелись! И здесь можно вспомнить фольклорные мотивы про щепотку - например, бросить щепоть соли вслед уходящему чтобы нежеланный (постылый?) больше не возвращался. Не для того ли и прибережена эта последние крупинки?
При таком прочтении (если автор не воспротивится) и единый образ сотворяется, и создаётся неожиданная связь двух казалось бы особо не связанных между собой объектов.
Но вот осень... Ну не вижу я... (фотоиллюстрация всё же не в счёт) Разве что как раз вот эта самая "Осень духа"...

-------

11. Цунами Сан "Осень-гадалка"  -  4 балла

в прожилках тонких
лист пятипалый клёна...
опять гадаю

Что ж, если рассматривать ситуацию как итог гадания по падающим листьям - конкретный лист надо выбрать, пока он падает, загадать на него, а потом проследить и поймать! - загадала - поймала - теперь гадаю, сбудется ли гадание, то, в общем, получается симпатичный такой ларчик с двойным дном. Одна беда - такое гадание мало кому известно...
А вот использованная здесь параллель "пятипалый - ладонь" - выглядит чисто декоративной, практически не работающей ни на смысл (смыслы?), ни на ситуацию. Излишество, в хакйку не очень-то приветствуемое.
Не очень хорошо, что используется текст "от автора" - "опять гадаю". В принципе, можно было бы и обойтись без первого лица, например - "опять гаданье"... и строчки переставить можно...

-------

12. Любовь Светозарова "Осеннее утро"  - 1 балл

в зеркале старом
вижу себя молодой
дочь за спиною

Сэнрю чистой воды!
Хорошо выстроенное, да, но сюжет однозначно не имеет отношения к хайку - только люди, природы же нет даже как пассивного обрамления.
Если не привязываться к заголовку - можно, конечно, отнести и в номинацию "Осень духа", но... Нет, всё-таки сэнрю, хорошее, с грустной лукавинкой, с подтекстом, но - сэнрю!

-------

13. Людмила Грачева "заморозки"  -  3 балла

заморозки
наблюдает за кормушкой
рыжий кот

Чисто описательное хайку - ни подтекста, ни неожиданностей в построении... Просто заморозки, просто кот следит за кормушкой (надо полагать - всё-таки птичьей?)...
Весьма слабое место по сезонному слову - неясно, какие заморозки, с тем же успехом это могут быть и весенние. Назовите этот трёхстрочник "Весенние заморозки", прочтите... Назовите "Осенние заморозки", прочтите... Вы чувствуете разницу? Я - нет.
Простенькое такое итибуцудзитатэ с двусмысленной сезонной привязкой. Хотя и очень мило построенное.

-------

14. Александр Савостьянов "Веретено серебряной пряжи"  -  4 балла

лунная кошка
инспектирует взглядом
сжатое поле

Определение кошки как "лунная": вроде и метафора - и в буквальном смысле (кошка, облитая лунным светом?), и в переносном (луна-кошка?)
А вы знаете, что в некоторых вариантах восточного календаря вместо зайца (не того ли, который на Луне проводит время за изготовлением снадобья для бессмертных?) фигурирует как раз кот (кошка)? Правда это уже мифология (мифологическая реальность?). Или метафора, опирающаяся на мифологию...
Кстати, на сжатом поле, тем более в лунную ночь, хорошо видно шебуршащих там мышей, снующих в поисках обронённого зерна...

Так что с уровнями смыслов (веером) всё в порядке!

Что вызывает определённые сомнения, небольшой такой сбой в восприятии, так это "инспектирует" - вроде как очеловечивание процесса; хотя, с другой стороны, даёт удачное чувство (ощущение?) внимательного взгляда (сверху? свысока?). Опять же, инспекция - не монопольное понятие определённой культуры в определённое исторический период. Правда, занозинка, лёгкий эмоциональный сбой всё равно остаётся на послевкусии...

-------

15. Татьяна Раевская 4 "Поздняя осень"  -  2 балла

Капли дождя
Падают листья кружась
В лунно-молочный туман

Сначала о размере. Конечно, длина строк может варьироваться по условиям этого конкурса, но вот чередование корткая строка-длинная-короткая определяет особый ритм именно хайку. Короткая-длинная-длинная - это уже другой ритм, это строфа-завершение (исключение - сэдока, но данный жанр не слишком оторвался от фольклорного первоисточника, так что...)

При приёме произведения было верное замечание об определённом визуальном противоречии - выражение "ЛУННЫЙ туман" используется как описание тумана, пронизанного лунным светом, в то время, как определение "МОЛОЧНЫЙ туман" как раз подчёркивает непрозрачность туманной пелены.

Есть также некоторая сенсорная неустойчивость: капли дождя (ночью!) - скорее ощущение на коже, на лице прежде всего, очень-очень близко; падают листья - зрительный образ, причём то, что фотографы назвали бы общим планом - панорамой.

"Падают ... кружась" - не очень удачное использование двух глаголов в одной строке. Лучше звучало бы "кружатся падая листья" - тем более, что и ритмически прекрасно сочеталось бы с этим самым лунно-молочным туманом. Третья строка стала бы хоть чуть-чуть, но короче второй. Хотя, вот ещё одно соображение... объекты, падающие, кружась, осенней ночью, да ещё в тумане, конечно, по уму должны быть листьями - но ведь могут ими не быть!..

Что же до структуры... Формально она есть, хотя можно поспорить о сочетаемости дождевой и туманной частей. Нет, я не отрицаю, что такое сочетание встречается, но у автора они не сливаются в один образ (итибуцудзитатэ) и не контрастируют друг с другом, всё равно образуя единое ассоциативное поле (ториавасэ). Так что хайку, в общем-то нет, есть пара упорядоченных записей из сделанных на ходу пометок.

-------

16. Лидия Косарева "Белый на чёрном"  -  3 балла

К сакуре старой
Льнёт хризантемы цветок.
Белый на черном.

Эффектное цветовое противопоставление:
Категоричный чёрный (кора у сакуры скорее тёмно-серая) создаёт впечатление мокрой сырой погоды. Льнёт - прибило дождём? Само же это слово звучит как-то по-человечески, авторской оценкой.
Белизна хризантемы - как предупреждение (ожидание?) о близком снеге.
К тому же, если оторваться от символики, то получается ли реалистичная картинка? Что - хризантемы действительно выращивают около сакур? Впрочем, сад мой: где хочу - там сажу!

Скорее эта хайку напоминает о "хризантемовом камне" - радиально-лучистые кристаллы целестина (белый) в аргиллите (очень тёмно-серый, почти чёрный)...

-------

17. Таки Да "Сон"  -  3 балла

С\ерые тени
О\коло голых берез
Н\изкое солнце

Неясно - как же всё-таки рассматривать "около берёз - солнце"?
Визуально понятно - оптический эффект низкого солнца, словно находящегося в роще, но ... где-то это всё-таки на грани метафоры.
К тому же тени при заходящем солнце тёмные, ближе к чёрным, да и видно их плохо - солнце хоть и низкое, хоть и неяркое осеннее, но всё-таки слепит глаза. И я ничего не вижу кроме неясных силуэтов обнажённых деревьев и низкого слепящего солнца. Тени? серые? простите, у меня в глазах цветные пятна плавают... не вижу...

-------

18. Ирина Серебрякова 1 "Промозглый ветер"  -  2 балла

Промозглый ветер
По листьям через лужи
Прохожих гонит...

Техническая ошибка просто вопиёт - отсутствие хоть какого-нибудь намёка на паузу, единая ритмизированная фраза на одном дыхании
Гонит - персонификация (точнее, антропоморфизация), авторская оценка
"Гонит по листьям"
А это "по листьям через лужи"!

Просто попытка описания авторского восприятия, в котором (описании) автор попытался создать некую точку сборки с помощью как раз вот этого сомнительного "гонит". И довольно-таки неудачно...

-------

19. Марианна Заигралина "Первый морозец хайку"  -  5 баллов

первый морозец
блёклой листвы аромат
с легкой горчинкой

Единственное замечание - по слову "блёклый".
"БЛЁКЛЫЙ. Лишённый свежести и яркости, поблёклый. Блёклая трава. Блеклые краски. Блеклое небо." (Ожегов).
Выцветшей/увядшей листвы... Упоминание аромата вроде заставляет предположить, что речь идёт всё-таки об опаде (запах!). Пожухшем, побуревшем... Хотя согласна (честно пытаюсь!) дать поправку на местную климатическую специфику, но... С моим фенологическим опытом - увы! - не бьёт!

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

(1) Любимая Игрушка, "вкус осени" (вне конкурса)

осени  каприз
опять на завтрак  кофе
с привкусом дождя

Не буду скрывать - хайку знакомое, уже угощалась этим кофейком и нахожу его весьма отменным на вкус! Хотя, конечно, "каприз" - по отношению к осени - это олицетворение, метафора и... Мысленно корректирую - "осенний каприз"... Не видите разницы, говорите? А это летнее кафе такое - "Каприз"! У вас в городе нет? У нас тоже. Это так важно? Ладно, отвлеклись мы... Давайте-ка лучше выпьем наш кофе - в нём уже как раз столько дождя, сколько нужно по рецепту автора...

Что ещё? А, "опять"... Вот здесь действительно...  мусоринка... И не убирается? Просто не знаю, что вам и посоветовать... Решайте сами - пить или не пить...

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

(2) Филмор Плэйс, "выцветшая трава" (вне конкурса)

выцветшая трава
перекатывают деснами  старики
слова прощания

Слишком много и неопределённо - "старики". Не вижу, точнее вижу - один, два... три... есть и ещё, правда всё более и более призрачные... Наверно, уже перекатавшие слова. Да, вот - "перекатывают". Даже если оставить явственный привкус метафоры - ладно, пусть будет дозволенный троп! - сам глагол больше подходит для движения с очень небольшой  поступательной составляющей, скорее просто - туда-сюда, тебе-мне, дальше-ближе. Перекатывает река камни, перекатывает игрок шары на бильярдном столе, перекатывают беззубые дёсны (хотя, правильней бы - язык, ну да ладно...) ставший слишком твёрдым кусок... Старики не торопятся прощаться, они словно играют в прощание - перекатывая слова, словно бильярдный шар, как бы нечаянно стараясь промазать мимо лузы... Выцветшая, но ещё не полёгшая трава.

Но всё равно - их что-то многовато для меня, особенно тех, призрачных...

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

(3) Дебора Мэй, "Осеннее" (вне конкурса)

сеть заброшена
вперемешку облака
с листьями клёна

Ах, какой образ - сеть голых (простите - обнажённых...) ветвей, отражённая в воде! Реальны листья, реальны облака - хотя и не здесь, запутавшиеся в этой - тоже реальной где-то сети... И только само зеркало не назовёшь реальным - хотя с точки зрения оптики и прочих разделов физики вроде всё в порядке... Уровни реальности, уровни иллюзии... Законы природы, принципы восприятия... Плыву отражённым облачком прямо в сеть... И зацепляюсь за торчащую корягу - "заброшена"! Действие уже произошло и завершилось! И что же тогда мы с моим восприятием здесь делаем? Возвращаюсь на берег, тихонько роняя горючие слёзы...

-------

Эпилог:

Не знаю, насколько удачно справилась с взваленным неосторожно на себе грузом ответственности, но вроде бы честно старалась! В чём-то так и осталась при сомнениях... Но уж "что выросло, то выросло!"...


                РЕШЕНИЕ СУДЕЙ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ И ОБСУЖДЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ.

Оставить свои комментарии к конкурсным и внеконкурсным произведениям можно в рубрике: "Обмен мнениями" http://www.stihi.ru/2014/10/22/11308