Брянские волки

                                Аркадию Курдикову

Ушедшие поэты…
Стали строже
С годами лица их, и судеб миг.
Дрожжи́н, Денисов, Козырев…
Но кто же
Из них дороже?..
Холодок по коже
Проходит, лишь подумаю о них…

Стихи их были – точно – с кулаками,
С клыками даже – от избытка сил
И от любви, копящейся веками…
Не зря в романе «брянскими волками»,
Любя их, Юрий Фатнев окрестил.

Они до жизни были очень хватки,
Ложь не терпя, не ластясь ко двору…
Ты знал все их ухватки и повадки,
Знал цену дружбе – с этим – всё в порядке –
Знал – как никто – свой в стае, и в миру.

Просты в быту, но в творчестве – вели́ки,
Они прошли по жизненной меже
Красиво, трудно, в лёгком кураже…
Благодаря тебе живут их лики,
Их голоса звучат в твоей душе.

Поэт, как волк, охотится ночами
На строчки, устремляясь к небесам,
Один, в своём неведомом начале.
Они ушли, а волки измельчали –
Не те уже волчата, знаешь сам.

Пред творчеством твоим снимаю шляпу.
И серым братьям отдавая долг,
Пойдём и мы – в их стаю, по этапу –
Когда-то – по невидимому трапу…
Позволь пожать твою большую лапу,
Мой милый друг – последний Брянский волк!


Рецензии
Уважаемый Владимир!

Вот читаю вашу удивительную эпитафию — рецензии к ней — и как будто вчера оно было: беззаботное прошлое Действительного Тёмного Члена Тьмутараканского ЛИтераТурного Объединения (сокращённо ЛИТО), «Тьмутараканские волки», Рихорда Мора Второго Второго... А оно вона как, брянские ище есть! Хм. И даже не знаю, что сказать... Хотя... Вы знаете... тут же как, не знаю как у вас там в Брянске, а у нас в Тьмутаракани даже самые последние «Забульбенченские ослы» — ЛИТО в 40-ка вёрстах от Тьмутаракани — не по праву себя «волками» — Забульбенченскими — называют. Хотя, всем известно, что именно Тьмутаракани принадлежит сие почётное место. Почему? Да потому что ещё при батюшке царе Николае Александровиче Первом, когда, проездом у нас гостевал, сам, свет русской Поэзии, Александр Сергеич Пушкин, будучи в нашем святая святых — бочонке нынешнего Сельпо (погребке тогдашнего Лабаза), воскликнул (запивая пиво тьмутараканской селёдочкой): Да вы, волки, братцы! Тьмутараканские волки! —И, вот, – продолжал он, – шо бы мне до Тирасполя не доехать, а именоваться вам, впредь так. И никому более. И шо бы вы думали? Доехал наш свет ясный до Тирасполя! Доехал! И даже неуспев там опохмелиться, как стали мы именоваться «Тьмутараканскими волками». А шо же я вижу теперь? Нет, подождите. Дело в том, что также проездом, тогда, у нас гостевал представитель «Забульбениченских эленеводов» — тогдашнего Хорового Объединения Былинно-Русских Напевов и ПРипевов — Пётр Игнатьич Струйников. Который, по каким-то ему одному видимым причинам, отнёс слова Александра Сергеича и в свой тугоумный адрес (ну, с тех пор, давно не секрет, что Забульбеники тем и славятся на Руси, шо уровень самородков на душу населения, у них, чрезвычайно высок.). Ага. И вот, также, с тех пор, у нас, можно сказать самая настоящая «война» с Забульбениками. Но, это ладно, чай дело соседское, — поправимое — а шо же мы видим теперь? Владимир! Какие «брянские волки», вы о чём? Нет, я конешно, с уважением, ко всем ушедшим поэтам, только ведь, зачем вы так о них? —

/Они прошли по жизненной меже
КРАСИВО, ТРУДНО, В ЛЁГКОМ КУРАЖЕ…
БЛАГОДАРЯ ТЕБЕ живут их лики,/ —

можа они и «волками-то» не были, а вы, их, так, окрестили — за шо, про шо? — поди знай. Да ещё непонятно, то ли «волки», то ли «лики» — святых? Надо бы разобраться. Вы не против? Тогда поехали.

•••••••
РАЗБОР
•••••••

•••ПЕРВАЯ СТРОФА•••

/Аркадию Курдикову

Ушедшие поэты…
Стали строже
С годами лица их, и судеб миг.
Дрожжи́н, Денисов, Козырев…
Но кто же
Из них дороже?..
Холодок по коже
Проходит, лишь подумаю о них…/

Во-первых, ваше странное название стиха, неожиданное посвящение вашему другу, и начало первой строфы, уж больно резонируют вместе... — таким образом:

/Аркадию Курдикову

Ушедшие поэты…/ —

наподобие, Аркадию Курдикову из цикла «Ушедшие поэты…»

/Ушедшие поэты…
Стали строже/ —

усугубляется это, ещё и ломанной строкой. Действительная строка — 5-СТОПНОГО Иамба зачем-то поделена на 3-СТОПНЫЙ Иамб и 2-СТОПНЫЙ Трохей — для чего? А вот оно для чего! —

/Ушедшие поэты… Стали строже/ —

чтобы уважаемый читатель не попал в капкан собственного воображения. Что ж. Пример всем известный. И, пример, простите, Владимир, — Детский. Если не сказать: Дилетантский. У нас в Тьмутаракани, сей травл называется по-разному, например, один из них: Догони мысль:

Ушедшие поэты… Сегодня (б) стали строже
В глазах моих их беды для нас одна игра...

И т.д. То есть ничего страшного в этой строке нет. Но, вы, зачем-то решили спутать карты. Тем более, что в следующей строке, вы, собственно, продолжаете о том же — цитирую две строки и ВЫДЕЛЯЮ ПЕРЕХОД:

/Ушедшие поэты… СТАЛИ СТРОЖЕ
С ГОДАМИ ЛИЦА ИХ, И СУДЕБ МИГ/ —

Правда опять же — ФОНИТ. И всё дело в поэтах. Приблизительно должно быть так:

Ушедшие ПОЭТЫ… СТАЛИ СТРОЖЕ
И ЛИЦА ИХ, И СУДЕБ ДИВНЫЙ МИГ

У вас же ТАК:

Ушедшие ПОЭТЫ… СТАЛИ СТРОЖЕ
С ГОДАМИ ЛИЦА ИХ...

Вобщем, какой-то ОКСЮМОРОН. С другой стороны, если учесть Диподию — с годами_лИца... о0о_1о... — то, вроде как и правильно. Далее, вы, опять разбиваете строку — не знаю, вы, наверное, очень большой человек в Брянске? — ладно. Но, во-первых, зачем-то ставите ударение на первое слово, — зачем? Во-вторых, почему-то совершенно не ставите его на третье слово — раз вы такой усердный — почему? Тем самым давая два варианта к прочтению:

1/Дрожжи́н, Денисов, КозырЁв…/

2/Дрожжи́н, Денисов, КОзырев…/

В-третьих, поскольку, правильное ударение, всё же на первом слоге третьего слова — по Ритмике так лучше... — получается ещё один неудобный момент. Поскольку, строка разбита, выползает ненужная пауза, которая также способствует клюквенной ритмике, благодаря развесистому мастерству многоуважаемого пиита:

/Ушедшие поэты…
Стали строже
С годами лица их, и судеб миг.
Дрожжи́н, Денисов, КОзырев…/

На тему, почему я, прочитал третье слово с ударением на третьем слоге, смотрите по карте:

/С годАми лИца их, и сУдеб мИг
о1о10001о1
Дрожжи́н, Денисов, КозырЁв…/
о1о10001

Иногда такое бывает, Владимир. Но, видно не в Брянске знать об элементарной игре форм (в данном случае Иамба). Или Ритмической Инерции (того же Метра). По которой, кстати, — на всякий случай говорю — необязательно было ставить ударение на первое слово. По причине (всё той же) иамбичности стихотворения. А все знают, что Иамб начинается со второго удара. И, к редким исключениям не относятся ДВУХСЛОЖНЫЕ слова, находящиеся в начале этого славного Метра. Уважайте читателя, дорогой Владимир, если вы такой ударнИк. Но уважайте его, тилько там, где это действительно нужно.

То что идёт далее, просто... — непостижимое буйство, какое-то, всем известной точки дЖИ. Все ДЖЕдаи просто отдыхают от такого перенапряжения. Я вот сейчас подумал, что лучше об этом и другом остальном — подобном — написать отдельно. Итак,

•••••••••••••••••••••••••••••
О ФОРМЕ СТРОФ замолвим своё словечко.

•••

1 МНИМАЯ восьмистишная (с учётом целости строфы, это ПЯТИСТИШИЕ: ЖмЖЖм) ж+Ж/м/д+Ж/Ж+Ж/м —

/...>
>...СТРОЖЕ
...миг
...>
>...НО КТО ЖЕ
из них ДОРОЖЕ>
>...ПО КОЖЕ
...о них/

Как говорится, строфа, по всем признакам мастерства всех ЛИТ-Объединений и прочих ремесленных кустарен. «Вот это и зовётся мастерство отсутствие» всякой перспективы. Нашпиговать созвучий, стилько, шобы уши не скучали. Тогда понятно (аЖ, смеюсь) почему автор поставил ударение на первом слове фамильной полустроки — шобы не дай в пажи, кто-нить в Рифму не взгрустнул: ДРОжжин.

Один момент, автор, с точки зрения таких-то ЖурчаЩих аллитераций, не каЖется ли вам, Шо это ясно як боЖий день — дороЖейШий? Впрочем, ладно. Следующая строфа.

•••

2 ПЯТИСТИШИЕ ЖмЖЖм

/...С КУЛАКАМИ,
С КЛЫКАМИ... сил
И от любви... ВЕКАМИ…
Не зря В РОМАНЕ «брянскими ВОЛКАМИ»,
ЛЮБЯ ИХ...ФАТНЕВ окрестил./

Великолепная строфа! — уши як пламя, дымят и не чухаются даже. Ох, шобы на это сказал, Тимофей Степанович, — похвалил? — от зависти б задохнулся. Один момент. Характеризующий и всё в этом стихе, нашпигованном, и тупыми рифмами, и такими же созвучиями:

/И от любви, копящейся веками…
Не зря в романе/ —

Почему не так, например:

/И от любви, копящейся веками…
КАК В ТОМ романе «брянскими волками»,
НЕ ЗРЯ ИХ, Юрий Фатнев окрестил./ —

В принципе, такая же клюква, но, хоть, не так развесиста, — как считаете? С другой стороны, как и в любом стихе, сколько слов, при передаче, вроде бы одного смысла, на самом деле, запросто, могут аппелировать к другому. Или сквозить им. Да. Вот поэтому и НЕ ЗРЯ, как НЕ ВИДЯ. Не видя их в любовном романе БРЯНСКИМИ...
...
...
...
ВОЛКАМИ, всё же
люБЯ их Юрий ФАтнев окрестил...

Ну, прям, посиделки у Еленки, — и Троя отдыхае. И Стёпка не даст соврать. Да? Пойдёт. Пойдёт дядя! — не слухайте меня!

•••

3 ПЯТИСТИШИЕ ЖмЖЖм —

/...ХВАТКИ,
...ко двору…
...УХВАТКИ И ПОВАДКИ,
...В ПОРЯДКЕ –
...в миру./

•••

4 ПЯТИСТИШИЕ жММжМ

/...в быту\...вели́ки,
...МЕЖЕ
...КУРАЖЕ…
...ТЕБЕ...их лики,
...ДУШЕ./

Смена, так сказать, альтернанса рифмовки — было три женских рифмующихся окончания против двух мужских, стало наоборот. Произошло это безболезненно, внутри строки — вместо третьей женской строки появилась третья мужская строка. Окончание осталось по-прежнему мужским. Что дало, также, незаметно и безболезненно начать следующую строфу с основного женского окончания этого стиха.

•••

5 ПЯТИСТИШИЕ ЖмЖЖм

/...НОЧАМИ
...к небесам,
...НАЧАЛЕ.
...ИЗМЕЛЬЧАЛИ –
...знаешь сам./

•••

6 ШЕСТИСТИШИЕ ЖмЖЖЖм

...ШЛЯПУ.
...долг,
...ПО ЭТАПУ –
...ТРАПУ…
...ЛАПУ,
...волк!

Ну, тут, как говорится, без разницы — хочь ещё одну строку ваяй — толку ноль. Автор, категорически упивается от своей реЧИ звуЧАщей — бидный Тимофей Степанович. Если б он знал.

Подводя итог, можно ещё отметить превалирующую гласную женских окончаний — это А. И все А...уели от этого.

Также можно отметить забавную смену формы альтернанса рифмовки в 4 строфе. Там, автор, как бы говорит от своего мужского положения. Пусть и не волк, но як настоящий мужик. — Вот, если бы не я, то кто б вас знал серых. Не путать с сирыми.

Кстати, сама основная форма пятистишия, также интересна, в плане трёх ранее ушедших волков, одного только что, ну и, самого автора. — Не пойми кого, правда, — то ли рыбы то ли мяса.

Последняя строфа, в этом плане, путает все карты. С другой стороны, не пожать лапу, то ли трапу, то ли по этапу — грех. — Как говорится, уж если пафосить, так основательно. Тем более в конце. Козырная шестёрка (шестая строфа да шестистишная), как говорится и туза замоче. На этом, по форме строф, всё. Возвращаемся, непосредственно к ним, полностью.
•••••••••••••••••••••••••••••

Рихард Мор 2   31.10.2016 04:03     Заявить о нарушении
•••ВТОРАЯ СТРОФА•••

/Стихи их были – точно – с кулаками,
С клыками даже – от избытка сил
И от любви, копящейся веками…
Не зря в романе «брянскими волками»,
Любя их, Юрий Фатнев окрестил./ —

Ну, тут, по большому счёту говорить уже не о чем. Единственно что, вспоминается из «Интернов» — /...миллионы женщин ждут выхода моего нового романа.../ — это да. Женские романы для того и существуют, чтобы миллионны женщин не скучая выносили мозг своим благоверным неоттёссанным (интересно, я правильно написал...) мужланам.

•••ТРЕТЬЯ СТРОФА•••

/Они до жизни были очень хватки,
Ложь не терпя, не ластясь ко двору…
Ты знал все их ухватки и повадки,
Знал цену дружбе – с этим – всё в порядке –
Знал – как никто – свой в стае, и в миру./ —

Вот здесь, я что-то взгрустнул. Непонятно просто. Сам факт символичности волка, подразумевает некоторые перспективы, если и не одиночества, то свободы — обособленной стаей. Хотя конешно, предшествующая строфа та ещё, — для баб сойдёт — но эта... Какие дворы — автор, вы о чём? —

/...не ЛАСТЯСЬ ко двору/

Такие ГЛАГОЛЫ не относятся к волкам. К псам, да. Даже если в многоточии подразумевается единственно-верное отношение волков к этим самым дворам: Если и приходили, то рвать всех подряд — баранов и прочих коз. Но ласточкин глагол плюёт на все эти многоточия. И ясно говорит: Липа, братцы. То ли волки такими были, то ли автор их так неказисто выставил в свете. Ну, а то, что, ранее я говорил о некой двусмысленности авторской позиции относительно себя любимого — здесь, автор, — Рыба:

/Знал – как никто – свой в стае, и в миру./ —

Та базару нет. Сам себя не похвалишь никто это за тебя не сделает. Ладно, так уж и быть. Нарисую вам ассоциативный ряд — от глагола: ...ЛАСТЯСЬ... ЛАСТОЧКИ... КАСАТКИ... КОСАТКИ... РЫБО-КИТЫ... Да ище какие... УБИЙЦЫ... И Вилли отдыхает.

•••ЧЕТВЁРТАЯ СТРОФА•••

/Просты в быту, но в творчестве – вели́ки,
Они прошли по жизненной меже
Красиво, трудно, в лёгком кураже…
Благодаря тебе живут их лики,
Их голоса звучат в твоей душе./ —

Ну, ище раз: /БЛАГОДАРЯ ТЕБЕ живут их лики/ — КРУТЬ!

Проставленное ударение, в слове ВЕЛИКИ — вновь, неуважение к многоуважаемому читателю. И к мэтру Иамбу, тоже.

•••ПЯТАЯ СТРОФА•••

/Поэт, как волк, охотится ночами
На строчки, устремляясь к небесам,
Один, в своём неведомом начале.
Они ушли, а волки измельчали –
Не те уже волчата, знаешь сам./ —

/Поэт ЯК волк охотится ночами
ОТ КВОЧКИ устремляясь к небесам/ —

ище бы он не устремлялся от такого жаркого.

/Не те уж ШАКАЛЯТА знаешь сам/ —

мне кажется, что так, было бы лучше. Кстати, здесь автор балансирует на хвосте рыбы. — «волки измельчали», «не те уже волчата». Балансируем, автор, балансируем?

•••ШЕСТАЯ СТРОФА•••

/Пред творчеством твоим снимаю шляпу.
И серым братьям отдавая долг,
Пойдём и мы – в их стаю, по этапу –
Когда-то – по невидимому трапу…
Позволь пожать твою большую лапу,
Мой милый друг – последний Брянский волк!/ —

Всё. Упал в Мясо. —

/Пойдём и мы – в их стаю, по этапу –/ —

для чего? Это сироп можно разбавить водой, но не волков с шакалами скрестить. Ну и опять же, по идее, должно быть так:

/Пред творчеством твоим снимаю шляпу.
И серым братьям отдавая долг,
ИДЁШЬ и ТЫ – в их стаю, по этапу –/
...
/Позволь пожать твою большую лапу,
Мой милый друг, последний Брянский волк./ —

Ну, если не вначале строфы, автор стал мясом, то уж в конце — точно. Последний Брянский волк ушёл — остались одни собаки. Нет? А кто же тогда?

С уважением,
•••••••••••••••••••••••••••••

Подводя итоги, можно сказать ище много, скажу миньше. Есть такая в Наливае забава, называется она: Убий слона... Это, когда в Наливай приезжает Зоопарк и каждый уважающий себя трохи буйнёхонький наливаец, должен испробовать свои силы в укрощении таких же животных. Вот, например, стоит один из таких — дикий, дикий наливаец перед свирепо-тихим львом и говорит ему: Слышь лёва, я не понял, ты шо сказивси? —А ну, давай выходи, битися будем ми, да до кровушки... —Да ты шо, глухой? —Али ня русский? —Выходи, кому говорю!.. И так далее, с разрыванием рубахи и поиском ключей от клетки, естественно. Ну, як полагается... Потом, значится, са-а-а-мому отважно-показавшему себя храбрецу, тилько ленивый в Наливае (а таких там в такие дни по этой части попросту нет) не наливае ему знаменитой на весь мир наливайской Амброзии. Ну, а за дивок, вообще ричи нет. Кстати, почему-то городские на это совершенно не ведутся. Одно слово — образованные, ...ля. Вот и думай потом, нахрена оно дивкам надо? Ни любви, ни счастья хоть на мгновение. От увиденного! А не то шо вы там могли подумать, понимаешь... Вобщем, ладно. Продолжим. Как я уже и говорил: И это правильно! И, это вам не Явропа какая-нибудь, мёртвых лёвиков дитям малым показывать, это Наливай, ...ать его. Сила! Хм.

Ну, если тилько с этой точки зрения рассматривать стих. То и ладно — пойдёт. Чай, всех ЛИТО не пересчитаешь — они ж як под копирку — а, на свете, всё жо есть тилько одно ЛИТО — настоящее — Наше — Тьмутараканское. — Волчачье. — Чи ка бум. И сие есть факт.

•••

ВЫВОД: Уши дымять, колёса едуть, мысли стучать, полушария двигаютЬся. Стих можно бы было назвать пародийным, если бы не особенности написания. Автор, как мне кажется, путает стахановское движение с вдохновением. А, второе, — непоколебимо к суете. Да хоть трижды Брянские волки! Нет его — умори мастерством... Ну, что ж... И на этом всё.

С уважением,

Пээс:

Ах, да. Дядько, я не знаю як там у вас в Брянске, а у нас в Тьмутаракани, голосовать за своего земляка можно тилько в одном случае — навалять ему вначале по самое не хочу. И, ище, видел, шо вы один из тех, кто определяе здравую пунктуацию сайта в его идейной народности. Ну, во-первых, поздравляю вас, конешно. Во-вторых, як говорят у нас в Тьмутаракани: Йисли ты зализ на сеновал биз дивки, будь добр йискати там и булавочку... Добре? Ну побачим.

С уважением,

Рихард Мор 2   31.10.2016 04:05   Заявить о нарушении
Повеселили))... Столько муры с умным видом написали.
Как я понял – у Вас в Тьмутаракани сейчас осеннее обострение в полном разгаре.
Из всего сказанного Вами мне особенно понравилась Ваша переделка строчки: "ИДЁШЬ и ТЫ", так что примите её к себе непосредственно.
Успехов, Рихард!

Владимир Сорочкин   31.10.2016 06:55   Заявить о нарушении
Умный вид, Владимир, это одна из особенностей Тьмутаракани. И, как вы правильно заметили, иногда без него никуда. И зимой, и летом ище. А не только весной и осенью. Люблю поэтов пафосные речи...

Ну, собственно, что тут ещё сказать, что добавить... Наверное, спасибо вам, за адекватную реакцию на мою критику. И, да. Мне тоже нравится выделенная вами переделка.

И, всё же, напоследок, ище раз повторюсь: Уважайте читателя, Владимир! — не ударяйте его в слова.

И вам, успехов!

С уважением,

Рихард Мор 2   31.10.2016 16:42   Заявить о нарушении
Владимир, не за что!

Тьмутараканские мы! Чай, завсегда рады загрызть:-D кого за бесплатно. Ну а ежели удачи пожелать, так, разве ж один Член не поймёт когда другого? Вы главное помните, волки, Владимир, тильки одни на Руси — Тьмутараканские!

С уважением,

Рихард Мор 2   31.10.2016 21:08   Заявить о нарушении
Там нет волков: попрятавшись в стаканы,
Забившись в щели, сидя на дровах,
В Тьмутаракани – только тараканы,
И то – по большей части – в головах.
😊😊😊

Владимир Сорочкин   02.11.2016 23:20   Заявить о нарушении
Браво!

Браво Брянску и Владимиру Сорочкину
За его за его лихой настрой
Там нет волков воскликнул он за точками
Не спрятавшись рванувшись прямо в бой

В Тьмутаракани нудно пахнет липами
Все тараканы бегають в мехах
Питаются всё ржавыми сорочками
Не в Брянске чай такие брат дела

Владимир, простите ради лешего
Бог видит не хотел вас оскорбить
Ну если только малость так да грешен я
Создать иллюзию и тут же ...ля пропить

Рихард Мор 2   04.11.2016 17:09   Заявить о нарушении
Позабавила перепалка...

Анатолий Кожевников   07.11.2016 11:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 47 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.