Прага

Соловьёва
Чехи объясняют название своего города словом «порог», которое по - старославянски произносится как «прага»,  ибо  Влтава, красиво делящая столицу на две части, состоит из сплошных порогов…
Я  смею думать, что столица Чехии  происходит от белорусского  слова «прага», которое переводится, как жажда  встретиться  ещё раз с   этим   прекрасным  городом…
Я увидела тысячи домов под красной черепицей в сверкающем голубом небе над широкой рекой - и ахнула:" До  чего же красива Прага - город сплошной романтики".
Что я знала о Чехии до поездки в Прагу? - В Чехии жил и творил мужественный писатель Юлиус Фучик, написавший «Репортаж с петлёй  на шее».
Потом я прочитала философскую, полную юмора и глубокой иронии, книгу Ярослава Гашека «  Похождения бравого солдата Швейка»…Эта книга стала для меня синонимом глубокой человеческой мудрости!
Потом  услышала симфоническую поэму «Влтава» из цикла «Родина» Бедржиха Сметаны. И, хотя музыка Сметаны возвышенно - прекрасна, патриотична и певуче - размашиста, я долго не могла запомнить имя композитора «Бедржих», пока  не придумала смешную ассоциацию : « жихать бедром в сметане», да простит меня трагический музыкант Сметана, потерявший, как и Бетховен, слух и окончивший свой путь в психиатрической больнице…
Потом я услышала квинтеты и сонаты Антонина Дворжака, необычайно глубокие, ясные, сильные…и я узнала, что Дворжак был женат на  певице Анне, имел 9 детей, - это как же надо уметь совмещать земные и небесные качества, каким нужно  быть сильным человеком, чтобы содержать такую большую семью и уметь ладить с родными домочадцами…
Многие творцы одиноки, если у них нет сил на семью, и многие гениальные люди, как Лев Толстой, например, или Дворжак, имели большие семьи,-  всё зависит от силы воли,  энергии и  умения правильно распорядиться обеими…
Когда - то, очень давно, в постановке Березинского театра с Урала, смотрела спектакли по творчеству Чапека.
Мне кажется, что пьеса называлась  «Из жизни насекомых». Моя юная душа содрогалась, увидев, как одни насекомые поедали с огромным аппетитом других, как их лицемерие граничило   со скрытым презрением, завуалированной подлостью, и я подумала: «Искусство должно нести светлые мысли, а не такой мрак. Всё не так уж и плохо в нашей жизни». Я тогда ещё не знала, что Карел Чапек писал это своё драматическое произведение, когда фашизм зверски  себя проявлял всюду».
Приехав из Праги, я решила вернуться к Карелу Чапеку.
Взяла сборник его рассказов,- и была потрясена чувством юмора, лёгкой иронией, психологическим проникновением в жизнь героев. Проглотила рассказ «Случай с доктором Мейзликом»:  Мейзлик - полицейский, нашедший вора, ограбившего кассу еврейской благотворительной общины. Мейзлик напуган: что его вело: сверхчутьё? Логика? Интуиция? Ясновидение?
И я в очередной раз поняла, что в своих мыслях и чувствах все люди одинаковы: чехи, турки, русские…Мне понравилось, что К. Чапек ставит  мистические вопросы о главном мотиве человека, что в жизни почти всё сводится к поискам потерь,- это моя мысль, не Чапека, но благодаря рассказам Чапека.
Прочитала я и «Голубую хризантему»: по улице идёт блаженная дурочка и заливается счастливым смехом, в руках несёт голубую хризантему - цветок редкой красоты. Этот цветок разыскивает князь, он вызывает двести полицейских, умоляет отыскать голубую хризантему,  найти место, где она цветёт. Полицейские бессильны: оказывается,  голубая хризантема растет у железнодорожного полотна,- вот и получается, что этот редкий цветок  могла найти только дурочка, потому что не могла прочитать: «Ходить по железнодорожному полотну запрещено». Поневоле сделаешь два вывода: на избитых тропках вряд ли светит счастье, дураки не ходят по избитым тропкам,- потому им часто так везёт!
Оказывается, я видела фильм по рассказу Чапека «Гадалка»: молодая жена пожилого полицейского Мак - Лари приходит к ведунье миссис Мейерс, чтобы вывести её на чистую воду. Миссис Мейерс гадает юной супруге, что вскоре она выйдет замуж за богатого юношу из Австралии. Правда, на её пути встанет пожилой мужчина, но юная леди должна быть твёрдой и бороться за свою любовь.
Миссис Мейерс выслали из Чехии, хотя потом оказалось, что Мак - Лари вынужден был дать развод своей юной жене, так как в неё влюбился, и влюбился взаимно, юный бизнесмен из Австралии.
Я сама несколько раз гадала, и предсказания всегда  сбывались.
Так же я пользовалась гексаграммами.  Когда я устроилась работать в училище искусств, в котором у меня всё было преотлично, я заелась с директором,( заступилась за свою ученицу), и гексаграммы мне сказали: возврат, и я вернулась в школу, а директор через полгода вышел на пенсию, и завуч, ему помогавшая, ушла работать в политехнический техникум. Мне нужно было перетерпеть полгода, а я, боясь преследования, уволилась, потеряла  любимую работу. Но как эти чёрточки, сплошные и прерывистые, расположились в ситуацию:  возврат?!
И самое главное: 15 лет назад я прочитала роман Милана Кундеры «Невыносимая лёгкость бытия» - мне он безумно, просто безумно понравился.
Вернувшись из Праги, я посмотрела фильм по этому роману режиссёра Кауфмана. Главную роль в фильме сыграл замечательный английский актёр Дэниэл Дэйл Льюис. Мне фильм очень понравился. Льюис - гений, актёр-  разноплановый и многогранный, восхитивший меня своей игрой. Потом я посмотрела  фильм с участием Дэвида Дэйла - «Моя левая нога», где он играет калеку, художника Брауна. Какое перевоплощение!
А потом дошла и до фильма: «Нефть»: Дэйл так сильно постарел! Какая разница между тридцатью и пятьюдесятью годами! Если даже гении так быстро стареют, как же надо наслаждаться каждым мгновением жизни».
В этом году,  зимой,я случайно увидела хороший фильм"Любовные похождения блондинки" чешского кинорежиссёра Милоша Формана с Яной Брейховой в главной роли,- получается, что чешских фильмов я видела совсем мало.
Интересно другое: поездка в Прагу вызвала во мне столько культурных событий!
Я вспомнила про Карела Готта,  снова посмотрела  фильм «Звезда падает вверх» и смотрела с огромным наслаждением, и слушала с восхищением золотой голос Карела.
Уже несколько дней я слушаю Дворжака и Сметану.
Посмотрела выставку «Правда и ложь», открытую  в пражской галерее Роберта Гуттманна: она  повествует о съемках пропагандистских фильмов в гетто чешского Терезина, посредством которых нацисты стремились создать миф о счастливой жизни евреев «в подаренном им городе». Именно так называлась одна из картин, снятая в чешском гетто по приказу главарей СС – «Вождь подарил евреям город».
Смотрю работы чешских художников: абстракции  Атокара Кубина, подводные миры Зденека Буриана, исторические полотна Алеша Миколаша, романтические - Яна Зрзавы… и смотрю их под музыку Богуслава Мартину,- композитора, о котором до сегодняшнего дня я ни разу не слышала…
Я познакомилась с творчеством Мирослава Тихого: сам мастерил фотоаппараты и объективы из подручных средств; полировал самодельные линзы сигаретным пеплом и зубной пастой. Его работы, по словам критиков, характерны «высвобождением чувственности».
Мирослав прожил 85 лет, Родился в 1926 году, старше моей мамы на шесть лет, и Мирослав Тихий - мой современник: умер в 2011 году. Мирослав Тихий окончил Академию искусств в Праге.
После выставки в Брно сказал: «Картины были написаны, рисунки нарисованы. Что мне оставалось делать? Я искал что-то другое. И благодаря фотографии я нашел новое, целый новый мир».
Тихий снимал исключительно женщин: в таинственный момент быстро вынимал фотоаппарат из - под свитера и щёлкал, не глядя в видоискатель, чтобы «натура» не заметила, дома фотографии ретушировал карандашом.
У Тихого была норма на 15 лет, когда он её выполнил,- остановился в 90-ые гг. снимать.
В родном городе про Мирослава говорили, что он был «лучше, чем безумец, но хуже, чем просто вуайерист»( вуайерист - тот, кто тайно наблюдает за человеком, вспомните « Сусанна и старцы»).
Сейчас после смерти Тихий Мирослав очень знаменит: выставки его фоторабот прошли с большим успехом в Севилье и  Цюрихе.
При жизни художник  страдал от городских  коммунистических властей, лишился жилья, много бродяжничал.
До поездки в Прагу я совершенно не знала чешской поэзии.
С удовольствием прочитала стихи Яна Коллара, посвященные и любимой  Славе, и Родине: Слава   символизирует Чехию.
76 сонетов посвящены Славе -  Мине Шмидт, которую Ян Коллар полюбил, когда учился в Йенском университете на богослова, потом Ян работал священником в Пеште, а мать - вдова не отпустила дочь к «диким народам». 23 года Ян тосковал без своей возлюбленной и посвящал Мине сонеты, которые озаглавливал как «Слава». Мина и Ян поженились только в 1842 году, когда мать Мины умерла. Получается, что счастью влюблённой дочери помешала мать.
И какая верность: 23 года ждать друг друга,- кто на это способен сейчас? К сожалению, не я…
Но тоскуя, Ян Коллар писал сонеты, полные мощной страсти. Кстати,  много  своих произведений посвятил объединению  славян братьев: поляков, болгар, русских, чехов…
Сегодня я прочитала яркую, лирическую, очень музыкальную,  так музыкально у нас писал только Блок, поэму Карела Гинека Махи, поэму сюжетную, напряжённую - «Май», интересно, что в Инете параллельно с русским текстом даётся оригинал
Отец соблазняет возлюбленную «властелина лесов», сын убивает отца, попадает в тюрьму и ждёт казни. Великолепное интермеццо: росы дарят преступнику поневоле слёзы, туманы - саван, ветры - песни, светлячки - свечи…
Сам Бог мне велел почитать сказки и стихотворения Сватоплука Чеха: когда мы отправились в путешествие по Влтаве на теплоходе, мы проплыли под восемью мостами, само собой, что я запомнила Карлов мост, мы по нему ходили днём и восхищались тридцать одной скульптурной композицией! Но  в мою память врезались слова экскурсовода: "Сейчас мы плывём под мостом Чехова, но с Антоном Павловичем он не имеет ничего общего,- этот мост назван в честь писателя из Праги Сватоплука Чеха!"
Я нашла  замечательную книгу С. Чеха «Правдивое описание путешествия пана Матея Броучека на Луну».
На Луне побывали герои Вальтера Скотта, Жюля Верна, Роберта Льюиса Стивенсона, Фрэнсиса Годвина, Сирано де Бержерака и многих других авторов. Если Гонсалеса, героя Годвина, на Луну доставили птицы, а Сирано обвешал себя склянками с росой, то господин Броучек попал на Луну прямо из трактира «Викарки», скоро Броучек оказался в воронке лунного кратера.Я ещё прочитаю о том, как Броучек ( по- чешски - жучок) попадает в комедийные ситуации с мечтательными лунянами и воинственными гуситами, а сейчас я опишу один день, проведённый в Праге.
Был яркий солнечный вечер, когда мы въехали на территорию Чехии - и сразу попали в детский городок драконов: медленно крутились, как на спицах зонта, герои детских сказок! - и так мило, так любо стало на сердце!
Вечером мы побывали на празднике «Поющих фонтанов» - цветомузыка, жемчужные струи фонтанов и прекрасный голос Яна Бочелли.
Назавтра перед нашей группой возникла экскурсовод Елена - высокая улыбчивая блондинка в синем джинсовом костюме и повела нас в удивительное путешествие по Праге!
Перед восхитительным дворцом Вита, Вацлава и Войтеха все, кроме меня, сфотографировались с красивыми полицейскими в ярких голубых униформах,- я же считаю: воины несут службу и незачем им мешать!
Меня сразу сразили наповал огромные пражские площади на высоких холмах!
И вот мы подходим к храму Вита, Вацлава, Войтеха!
Заострённые купола, как стрелы, уводят взгляд высоко в небо; перед входом в каждый дворик - скульптурные композиции сражающегося со своими врагами Геркулеса: колодцы, фонтаны, скульптуры.
Экскурсовод Елена рассказала нам, что Адольф Гитлер сначала планировал взорвать чудесные храмы, но потом попросил своих помощников разыскать имена скульпторов и архитекторов, при этом он воскликнул:
- Не может быть, чтобы такую красоту сотворил кто -то из славян,- такой гениальностью мог обладать только немец!
Оказалось, на самом деле, храм Вита, Войтеха, Вацлава возводил немец Петер Парлерж.
К тому же, Гитлер смотрел на Чехословакию, как на свою вотчину, поэтому отменил приказ бомбить Прагу.
Храм Вита на левом берегу Влтавы начали строить в 1344 году и закончили его возводить только в 1929 году,- то многочисленные войны, то нехватка финансов отрывали архитекторов от величественной готической постройки.
Западный фасад выдержан в неоготическом стиле, украшен розой-витражом — окном 10,4 метров в диаметре, рядом с которым помещены портреты архитекторов, принимавших участие в последнем этапе строительства и декорирования храма.
Начал строить храм архитектор Матье из Арраса, а продолжил 22-летний Петер Парлерж в 1352 году.
Петер строил капеллы различные по форме и содержанию, делал  их более стройными,
Над тяжёлыми гладкими стенами первого яруса Парлерж возвёл лёгкий воздушный ярус, под которым исчезают стены, уступающие место огромным оконным проёмам, между ними Петер создал  чудесный трифорий.
Здесь на двух сторонах пилонов размещены бюсты Марии, Христа, Кирилла, Мефодия, Войтеха, Вацлава, Вита, Зикмунда и всех тех, кто участвовал в строительстве храма: императора Карла Четвёртого, архиепископов и зодчих - Матье из Арраса и Петера Парлержа.
Петер Парлерж построил и Южные ворота с прекрасной готической мозаикой: через Золотые ворота чешские правители проходили на коронацию!
В строительстве собора принимали участие сыновья Парлержа - Ян и Вацлав.
Среди зодчих, достраивавших храм, известны фамилии, Рейт и Вольмут.
Храм уносится в небо на высоту 124 метра!
Эту красоту  пощадил  даже Адольф Гитлер!
Перед входом на территорию дворца мы сфотографировались с первым коммунистическим президентом Чехословакии Томашем Гариком Масариком.
Экскурсовод предупредила нас:
- Если пойдёте в ресторан и услышите, как подвыпившие чехи двадцать раз подряд кричат: Томаш Гарик Масарик! Томаш Гарик Масарик! Томаш Гарик Масарик! Не пугайтесь, что чехи сошли с ума! Здесь такой обычай: прокричать 20 раз имя президента: Томаш Гарик Масарик! - тот , кто собьётся, поит всю компанию за свой счёт.
Потом мы шли мимо «Музея грачек» - игрушек: здесь и музыканты, и куклы -  матери, укачивающие детей, и гости в ресторане, и целые делегации артистов,- вот куда я хотела бы сходить!
Недалеко находится и музей пыток: там слышится хруст костей, звучит мрачная музыка, раздаются стоны,- вот музей, в который бы я не пошла и за триста евро!
В Праге много музеев, посвященных композиторам: Моцарту, Гайдну, Сметане, Дворжаку, В городе много художественных галерей. Я  сфотографировала одну из них , где сейчас выставляются работы Пабло Пикассо, у входа - самый известный «Автопортрет» Пикассо.
С большим нетерпением и даже волнением я ждала встречи с Карловым мостом,- самым поэтическим в мире: по нему ходила и сочиняла стихи Марина Цветаева.
Карлов мост — самый старший пражский мост — без сомнения является одним из самых красивейших готических инженерных сооружений в мире. Карлов мост соединяет Старый Город и Малую Страну, пересекая Влтаву над небольшим островом Кампа (он отделен от берега узким протоком под названием Чертовка).
На Карловом мосту  находится тридцать скульптурных композиций, посвящённых чешским святым, я запомнила пять или шесть: Кириллу и Мефодию, то есть тех, которые я узнаю и через 10 лет, святому Непомуку с пятью звёздочками, Иоанну Крестителю, возносящемуся Христу, Вацлаву и Людмиле.
Больше всего я хотела встречи с принцем Брюнсвиком, которого так любила Марина Цветаева,- этот принц стоит не на мосту, а в воде, на опоре,- он ведь не святой!
М.Цветаева любила рыцаря за то, что он, как и она , защищал бедных и слабых.
Рыцаря Брюнсвика скульптор Л.Шимеко изобразил с ручным львом.
Брюнсвика ещё называли Роландом, и о нём известна такая легенда: в одном королевстве злой дракон похитил принцессу, Роланд сразился с драконом и освободил девушку. Растроганный царь предложил рыцарю руку дочери, но Брюнсвик отказался от лестного подарка: дома Брюнсвика ждала возлюбленная.Разгневанный царь приказал бросить бесстрашного юношу в темницу. Но Брюнсвик долго не томился в тюрьме,- его освободил волшебный меч.
Меч положен в основание Карлова моста.

 Этим мечом Брюнсвик разит врагов. Именно про рыцаря Роланда, стоящего на Карловом мосту, писала Марина Цветаева «У меня есть друг в Праге, каменный рыцарь, очень похожий на меня лицом. Он стоит на мосту и стережет реку: клятвы, кольца, волны, тела. Ему около пятисот лет и он очень молод: каменный мальчик». Ему же она посвятила свое стихотворение Пражский рыцарь:
Бледнолицый
Страж над плеском века –
Рыцарь, рыцарь,
Стерегущий реку.
(О найду ль в ней
Мир от губ и рук?!)
Караульный
На посту разлук.
Клятвы, кольца…
Да, но камнем в реку
Нас-то – сколько
За четыре века!
В воду пропуск
Вольный. Розам – цвесть!
Бросил – брошусь!
Вот тебе и месть!
Не устанем
Мы – доколе страсть есть!
Мстить мостами.
Широко расправьтесь,
Крылья! В тину,
В пену – как в парчу!
Мосто – вины
Нынче не плачу!
- «С рокового мосту
Вниз – отважься!»
Я тебе по росту,
Рыцарь пражский.
Сласть ли, грусть ли
В ней – тебе видней,
Рыцарь, стерегущий
Реку – дней.
На Карловом мосту я себя великолепно чувствовала: художники рисуют портреты, музыканты  исполняют народные чешские мелодии,- и тысячи туристов, самых разных национальностей!
Наша экскурсия закончилась на Староместской площади, где находятся знаменитые Пражские куранты, часы - орлой: они показывают минуты, часы, сутки, времена года, знаки зодиаков.
Каждый час происходит маленькое представление: фигурам  пороков - праздности, жадности противостоят фигуры знания - мужчина с книгой- или путешественника - первооткрывателя с картой… Скелет дёргает за верёвку, ангел поднимает  и опускает карающий меч. В окнах часов лики апостолов сменяют друг друга, в финале слышен крик петуха, потом слышен бой часов.
 Здесь наш экскурсовод Елена простилась с нами, а мы отправились в магазин «Паладий» за покупками,выпить кофе и чешского пива,
Великолепный магазин - и цены совсем небольшие!!!
Я походила одна по улице Вацлава!
Вацлавская площадь - самая большая площадь в мире и главная площадь Нового Места в Праге,- на ней находится огромная конная скульптура святого Вацлава.
Меня поманила эта площадь Национальным музеем,- в него я не могла пойти: у меня закончились  все деньги, кроме оставленных на дорогу из Минска в Витебск.
Встречались мы у Пороховой башни, где встречаются туристы всего мира.Башня красива, на ней много скульптур, и она очень высокая, когда я подняла голову до самой вершины, мне с неё, с самой высоты помахал рукой какой - то путешественник или местный житель,- и мне стало так весело на душе.
Вечером мы плавали на теплоходе по Влтаве, меня ждал, слава Богу, оплаченный заранее ресторан, мы  пили вино, угощались всем, что принято предлагать шведскому столу,-  и поэтому, выпив бокал красного вина, я повеселела,- и прощание было не таким уже и грустным.
Оно закончилось у Карлова моста…
В этот город мне хочется вернуться на месяц!