2. Переделкино

Лидия Дунай
 «Но должен быть такой на свете дом ...»
                Белла Ахмадулина


Следующий музей, который мы посетили, был дом Бориса Пастернака. Здесь поэт жил с 1939 года. Освещённый яркими лучами солнца, стоящий в окружении сосен, он, словно корабль, выплывает из леса навстречу любому, входящему в калитку. Вениамин Каверин говорил: «Пастернак жил в Переделкине так, как будто сам создал дом по своему образу и подобию». Поэт часто работал в саду с лопатой, с засученными рукавами, заботился о яблонях. Здесь и сейчас яблоневый сад, которым можно полюбоваться из окон дома.

Созданный весной 1941 года цикл стихов «Переделкино» Пастернак считал тогда своим «лучшим из когда-либо написанного». Здесь он закончил роман «Доктор Живаго», переводил Шекспира и Гёте.

Хозяйкой дома стала Зинаида Николаевна, первым мужем которой был Г.Г. Нейгауз, профессор консерватории и прекрасный пианист, с ним Пастернак останется дружен до конца жизни. Для поэта роман с женой друга был мучителен и прекрасен, это было «Второе рождение», именно так называлась книга стихов, написанная в то время.
 
В доме в разные времена бывали А. Ахматова, А. Эфрон, К. Чуковский, Б. Ливанов,
Н. Табидзе, Вс. Иванов, А. Вознесенский, Е. Евтушенко... На прекрасном чёрном рояле играли выдающиеся пианисты: Генрих и Станислав Нейгаузы, Святослав Рихтер и Мария Юдина.

  В этом доме Пастернак узнал о присуждении ему Нобелевской премии по литературе «За выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». В гостиной стоит большой обеденный стол, за которым поэт со своими близкими и друзьями отмечал присуждение этой высокой награды. Сзади, на стене, висит фотография этого события, там Пастернак стоит с рюмкой в руке и все гости его поздравляют. Но, мировая слава обернулась жесточайшей травлей на родине. Он был вынужден отказаться от премии.

Борис Пастернак скончался 30 мая 1960 года в этом доме, в небольшой комнатке, «рояльной», как её называли, и похоронен на Переделкинском кладбище, ставшем сегодня мемориальным.

После всяческих перипетий с властями музей обрёл своё первоначальное состояние. Вещи, выброшенные властями на улицу и чудом сохранённые родственниками, встали на свои законные места в доме.
Теперь здесь всё в точности, как было при жизни поэта - строгая простота, аскетизм. На стенах висят картины, гравюры и рисунки Леонида Осиповича Пастернака, отца поэта - талантливого художника, академика живописи, которого ценил Лев Николаевич Толстой, доверяя ему иллюстрировать свои произведения. Причём все работы висят на тех местах и в том же порядке, как это было и ранее.
Сотрудники музея ухаживают за садом и цветами перед домом.
Сейчас хранителем музея является внучка Бориса Пастернака - Елена Леонидовна Пастернак.

Нам повезло, что ещё в это время была открыта на веранде второго этажа небольшая фотовыставка, где Борис Пастернак запечатлён в один день, в разные мгновения, с разным взглядом, поворотом головы, улыбкой. Очень интересная получилась работа с названием «Мимолётный Пастернак».

Когда слышатся стихи, которые читает Поэт, кажется, что хозяин просто вышел куда-то ненадолго...

Выходя, мы в дверях столкнулись с работницей музея. Она шла из сада с двумя корзинками: в одной - яблоки, а в другой - грибы, в основном, подберёзовики, собранные здесь же, в саду музея.

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик берёзы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребённая земля
Под листвой в канавах, ямах.
В жёлтых клёнах флигеля,
Словно в золочёных рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишнёвый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

1956 Б.Пастернак.




Продолжение следует...