Философия материнства в лирике Виктора Бокова

Наталья Мартишина
Лирический  свет  материнства

( философия материнства в лирике Виктора Бокова)

Виктор Боков прожил 96 лет и ушёл из жизни совсем недавно.

19 сентября 1914 - 15 октября 2009, вот эти даты.

Почти столетие жизни!

Можно было бы сказать, что Россия  осиротела, проводив в последний путь такого поэта, как Виктор  Боков, истинно народного поэта. Можно было бы так сказать, если бы не целый мир, созданный поэтом: этот мир, литературное наследие, боковская песня о жизни, подарен нам и нашим потомкам навечно.

Этот мир – всегда с нами, он в книгах поэта, он в нашей памяти.

Как необъятен мир истинного поэта, выражающего народное мировоззрение!
Любимые свои темы творчества поэт посвящает всему народу, завещает для осмысления. 

Необъятен боковский окоём… Завещал он нам помнить и о радости жизни, и о тревожных заметах сердца, и о русской песне, и о стихии родной речи, и о солнечном сердце природы, и о дружбе, и о любви…

И есть в лирике Виктора Бокова такая удивительная и трепетная тема, как материнство. Тема, надо сказать, достаточно редкая в русской поэзии. Материнство отчасти было воспето в лирике Николая Некрасова, Ивана Бунина, Сергея Есенина, Дмитрия Кедрина. В творчестве многих поэтов есть посвящения матерям, проникновенные стихи о мамах.

Но так полнокровно и всеобъемлюще эта тема явлена, на наш взгляд, только у двух крупнейших поэтов современности: Расула Гамзатова и Виктора Бокова. Мы не просто встречаем на страницах их книг посвящения матерям – мы видим постоянное памятование о матери; не просто находим стихи о материнстве – ощущаем мирочувствование, присущее материнскому сердцу; не просто замечаем в стихах детские впечатления поэтов – узнаём тот колыбельный исток творчества этих поэтов, воспринятый от матери, Матери-Земли, Матери- Родины.

Родина! Дымка овинная,
С чистою синевой.
Связь моя пуповинная
С домом родным и с землёй.

Такое признание в стихотворении Бокова не случайно. К своей корневой теме творчества Виктор Боков обращается вновь и вновь:

На этой земле я родился и вырос.
В кругу бело-трепетных нежных берёз.
На собственных плечиках горюшко вынес,
На собственных рученьках детское счастьице нёс!
Любила меня моя матушка нежной любовью,
Кормила, поила, водила в родные поля…

Нежную любовь к матери, родной земле, своей великой Родине пронес поэт через все испытания, через всю огромную жизнь. А вместились в эту жизнь и тяготы крестьянства, и война, и опальные годы лагерного сидения, и полное надежд строительство светлого будущего, и поездки по всей необъятной стране, и песенные вечера, и концерты… И новое испытание: быть свидетелем исторической драмы народа, что разыгрывается на наших глазах. Но знает поэт, что спасение – в том богатырском родовом ощущении, что воспринято в ранние годы от родной матери:

А сердце летит к ней, пылает и ластится лаской.
– Сыночек! – зовёт меня мама, навстречу спешит.
И жизнь представляется самой прекрасною сказкой,
И я великан, и меня ничего не страшит!

Это чувство поэт стремится передать посредством книг всему народу, старается оживить в сердцах тот родник нежности, силы и любви, который не должен иссякнуть.

Как счастливы, гляжу я, эти двое!
Под этою лазурью голубой.
И что им недовольство мировое,
Когда в сердцах согласье и любовь!

Свои слова поэт обращает и к России, словно к великой державе-матери, с призывом не ослаблять любви к своим детям-народам. Вот строки боковских «Стихов к России»:

Великая! Терпи и бедствуй,
Будь кровно связана с людьми.
С тобой твоё большое детство
И сердце, полное любви.

Беспокойство поэта не случайно. Он откликается на все народные неустройства и беды, а среди бед сейчас – главнейшая: неуклонно снижается образ материнства в нашем обществе, и, как следствие, - теряется ценность детства, ценность человеческой жизни. Нивелируется патриотизм – любовь к Отечеству: ведь из Отечества изымается образ Матери-Родины.

Любовь лишается покрова святости; человек утрачивает и настоящую любовь к себе – любовь, воспитанную и освящённую родовыми корнями. Настоящее подменяется мнимым, нестоящим…

Не в клетке нам, любимая,
Томиться канареечной,
Для нас необходимое
Не утлый быт, а вечность.

Широкое шагание
Под ливнем солнца частым,
Большое обладание
Большим и редким счастьем!

Эти строки из книги «Алевтина» Боков посвящает жене, дорогой Алевтине. А что же это за счастье, что за призыв к жизни в вечности? Поэт отвечает, говоря о самом главном в жизни:

Море качает во чреве китёнка.
Кит процедил свой улов и чего-то жуёт.
Черная женщина носит во чреве дитёнка,
Всё на земле для потомства живёт!

Благоговенье пред жизнью, жизнь ради грядущего цветения  жизни – вот глубинные смыслы поэзии Бокова. Свет материнства согревает строки поэта:

Жизнь начинается не с нуля,
С родового терпения матери…

«Тот, кто мать родимую не помнит, Недостоин зваться человеком!», – провозглашает Боков.

Его тревога своевременна.

 Как часто звучали песенные слова, обращённые к образу матери, в русской народной лирике, в русской обрядовой поэзии! В ритуальных, заклинательных, величальных, лирических песнях постоянно встречается светлый образ матери, матери-земли, матери-природы. Но, для того, чтобы убедиться в этом, нам надо идти в библиотеку, заказывать литературу. Всё, что раньше было на слуху, воспитывало народ, звучало на сельских праздниках, было в репертуарах городских народных коллективов, – всё ушло во вчерашний день.

А как часто встречался образ Матери-Берегини, символ достатка и плодородия, в народном изобразительном искусстве! Он украшал не только вышитые полотенца, рубахи, праздничные платья, расписную домашнюю утварь, но и встречал приходящих в дом на узорах наличников, определяя само «лицо» дома.

 Ныне же мы не только ходим в унифицированной, «обезличенной» одежде, но и дома облицовываем серой пластиковой массой, убирая  узорочье наличников, заключающее в себе древние знаковые пожелания добра и счастья… Образ Матери исчезает из народного сознания…

И само нынешнее государство не даёт женщине полноправной возможности быть матерью: не стоит повторять о мизере пособий на ребенка. Большинство женщин не только вынуждены работать, доверяя дитя детсадам или нянькам, но они загоняются в замкнутый круг нездорового потребления: у ребенка должна быть «прививка к лучшему с пелёнок», сочетанная с торговым центром – самые дорогие соски, коляски, игры, компьютеры… На прививку таких установок работает целая индустрия.

А может, у ребенка должна быть самая близкая мама и самая нежная колыбельная песня? Иначе – зачем человечеству миллионы выращенных биороботов, каждый из которых хорош, но «недостоин зваться человеком»?

Расул Гамзатов говорил: «В мире есть только три песни: первая – песня матери, вторая – песня матери, а третья – все остальные песни».

 Вы замечаете, какой перекос в сторону «всех остальных песен» идёт сейчас в нашем обществе, как обрываются корни народного богатырства?

Удивляться ли, что цветы без корней будут чахнуть, а народ без источника достославной силы и мудрости – вырождаться?

И здесь нам важно услышать голос Виктора Бокова. Он возвращает нас к народным истокам красоты и правды, нравственного отношения к жизни. Он пишет стихотворение «Мадонна с младенцем», посвящая его безвестной женщине, воспевая сам образ совершенства:
      
Неизбежны зимы, неизбежны вёсны,
Неизбежен ход планет в веках.
Неизбежно то, что станет взрослым
Твой малыш, уснувший на руках.

Ты прекрасна! Светит материнство
В локонах волос и складках губ.
Ты сияешь! Ты идёшь на пристань.
Там тебя родные ждут…

   О смысле народной жизни поэт говорит определённо:

Победною поступью шествует
Бессмертный закон повторения,
И матери кормят и пестуют
Грядущие поколения!

Интересно, что эти строки взяты из стихотворения, написанного Боковым в 1942 году – страшном году Великой отечественной войны, когда о Победе только мечталось, и в тяготах лихолетья, и в кошмаре боёв, и в тревожных сводках трудно было так въяве почувствовать её непреложную поступь…
На долю Бокова выпало и то испытание, в котором, казалось бы, невозможно лелеять в сердце благодарность Родине: несколько лет он провёл в «сибирском сидении», в тюрьме и лагерях – несправедливо, по навету, по напраслине… Но лирический голос Бокова – это голос страдания, а не страдальца. Откроем стихотворение «Жизнь моя – это беды провальные»:

И однако я пел Россию,
Был готов ей во всём помогать.
Если рухну и руки раскину,
Я не буду её ругать!
Это мать моя, это рожденье,
Первый крик мой в отцовском дому.
И святое своё убежденье –
Я клянусь – не отдам никому!

И всем бедам, всем невзгодам назло поэт пел памятные песни:

Я в ответ им песни пел,
Преимущественно мамины.
И терпел, терпел, терпел
И носил свои упрямины!

Не правда ли, удивительно, что поэт-мужчина воспевает материнство, его священную суть, его многосторонние проявления. Такое проникновенное понимание мы ждали бы найти в поэзии женской… Но на то и есть поэтический дар – дар прочувствовать и воспринять больше, нежели предназначено личной природой, дар, позволяющий художнику иметь в своем арсенале всечеловеческую отзывчивость. И здесь мы, вероятно, вправе говорить не только о великом таланте, но и о гениальной поэтической одарённости Виктора Бокова, корифея нашей поэзии. Он же о себе как  о поэте говорит,  обращаясь к образу матери:

Исток мой главный и родник звенящий,
Я чище и целебней не найду.
И если, как поэт, я настоящий,
То только потому, что мать люблю.
Она мне родина, ручьи и водопады,
Она мне радость и печаль полей.
И все свои заслуги и награды
Я не себе присваиваю – ей!

О своём же личном  счастье поэт говорит как о счастье воспоминания: « Иду счастливый и невиноватый, А счастье в том, что мать ещё жива!»
Все лучшие душевные свойства поэт воспринял от матери, к святому идеалу он стремится душой, и не зря само поэтическое призвание он ощущает как материнство. Вот как Виктор Боков говорит о родных радонежских далях – окрестностях подмосковного Сергиева Посада:

А звон разливается, тихо объемля
Далёкие дали, родные поля.
Как мать, я люблю свою русскую землю,
Да это же, Господи, воля Твоя!

Дело в том, что суть материнства всегда близка настоящему поэту. Поэт – словно мать по отношению к своим стихам: он выносил их в душе, он даровал жизнь их строкам, он хочет, чтобы его произведения служили Отчизне и людям, чтобы свидетельствовали о доброй силе фамилии-рода, чтобы люди относились к ним с добром…

По сути, материнство – то же творчество. «Нет более творческого дела, чем материнский труд», – утверждают иерархи русской православной церкви. В частности, такую мысль высказывает священник Илия Шугаев в книге «Растим сына, растим дочь». Матери держат на руках будущее нашей державы…

Любовь к Родине зажигается в сердце от пламени материнской любви:

Я начал походы свои
Из объятия матери,
С родного крыльца.
От моря до речек районных
Я родину выведал, вызнал
И выстрадал – всю до конца.

Материнство поэт приветствует и понимает во всём живом мире, во всём мироздании. Посмотрите, как Боков любовно обращается к корове, спрашивая: «Как тебе после отёла, коровушка? Что ты сегодня такая усталая?» Это первые строки стихотворения. А заканчивается оно гимном во славу материнства:

Друг мой, коровушка, Ваше Величество!   
Материнство – святая обязанность!

Не случайно в стихах Бокова, в мироздании Бокова «смотрит корова во всё доброглазие». Мир материнства добр, и мир, согретый светом материнства, добр. Русская пословица гласит: «При солнце тепло, при матери добро». Если окружающий мир становится недобр – не значит ли, что люди забывают чтить материнство? И не здесь ли заключен рецепт спасения от современных бед?
Вчитаемся внимательнее в стихи Виктора Бокова. Он трактует феномен материнства чрезвычайно широко. Можно с полным правом говорить о философии материнства в поэзии Бокова…

Материнство – это побудительная и победительная сила:

Мать-земля моя русская,
Ты такая просторная,
Ты такая могучая,
Никому не покорная.

Материнство – это ответственность: «Мать русская! Ты, и страдая, Не гасишь света и лучей», – говорит поэт в стихотворении «Памяти матери». И обращается к земле, как к Матери: «Мать-земля! Береги мою мать, Ты теперь её главная нянька!»

Материнство – это доброта. Доброта материнства разлита в природе… В книге прозаических миниатюр «Над рекой Истермой» Боков пишет о том, как увидел, бродя по лесу, отдыхающих солдатов-пехотинцев: «Зелёное материнство ветвей с трогательной заботой оберегало их покой». В той же книге, в новелле «Мать» он рассказывает о молодой матери. Вот она бережно кормит ребёнка у ручья. «Ручей погремливает и тоже кого-то готов напоить», – замечает Боков.
 
Материнство – это, действительно, свойство самой природы: «Мать-земля чутким ухом слышит, Что под кустиком бьёт родничок».

Материнство – это свойство Родины:

О  родина! Слёзы под горло подкатывают,
Как сердце, до боли сжимается стих.
В твои материнские очи заглядывают
Влюблённые очи поэтов твоих!

Материнство – это связь и защита поколений:

Пою о родине, державе,
Наикрепчайшей, как булат.
Побольше б женщины рожали
Своих защитников солдат!

Материнство – это качество души человека: «Гляжу, не нагляжусь, как мать на дочку», – так смотрит поэт на Россию.

Материнство – это, поистине, тайна души:

Манит меня самое малое –
Не моря, не большой перелёт, –
Лес, малина, брусника алая,
И деревня, где мама живёт.

Материнство – это любовь: «Ты к груди прижимала цветы И несла их в лесу, как ребёночка», – пишет поэт о любимой.

Материнство – это красота и гармония:

Всходит красная гребёнка,
Словно солнце в волосах.
Молодая мать ребёнка
Подымает на руках…

Материнство – это мелодия жизни. Посвящая стихотворный тост другу, Боков восклицает: «Да будет наше плодородие Не гаснуть до преклонных лет»!
Материнство –  движущая сила Высшего разума, проявление Мировой души: «И вечной жизни вечный навык Никто не может отменить!»

Материнство –  некая надмирная идея, включающая в себя все идеи национальные, а может, и состоящая из них. В поэме «После Победы» поэт призывает воспеть материнство:

Восславим доблесть эту
Во всех стихах и одах.
Да будет мать с младенцем
Не прописью елейной –
Всечеловечной верой,
Иконой и молельней!

В стихах Бокова материнство – планетарная категория. Вот Солнце разговаривая с Землёю, «по-родительски лучится»:

Я тебя люблю, как дочь.
Ты поспи, а я уж встану,
Чтоб тебе, Земля, помочь,
Я скаредничать не стану.

И сам поэт восклицает в стихотворении «Монолог победителя»: «Земля моя, Милая Матерь!» Имя поэта именно так и переводится с латыни – «Победитель». Это действительно философия поэта, философия жизни, проявленная в строках стихов:

Чиста бесконечная млечность.
Над нашей землёй, над громами
Единая человечность,
Единое пониманье.

Материнство – непреходящая ценность.

 Это Виктор Боков провозглашает всем своим творчеством.

 Вот он пишет посвящение любимой:

Я тебя не предам. Ты мне – мать и Россия,
Добрый друг и жена.

В картинах знакомой художницы поэт ценит прежде всего свет материнства, проявление женской сущности: «В Ваших акварелях нежность красок, Женственность и материнский свет».

Озарённый таким светом день «велик и светоносен». Таковы все дни на страницах книг Бокова: поэт будто способен улавливать и претворять в стихотворные строки вечный свет материнства, каковым насыщена природа.
И даже в печальные дни поэт живёт ожиданием, рождением радостного будущего:

Седое сердце мира,
Прильни к траве полынной,
Для горестного счёта,
Для горестных поминок!

…Синица бьётся в окна.
Уже конец недели.
Но невозможно звонко
В дому кричит младенец!

Это первая и последняя строфы стихотворения «Рождение».

Есть в книгах Бокова и стихотворение «Материнство» – в его строках поэт даёт философскую формулу одной из своих главных лирических тем: «Материнство – это единство природы».

В природе есть одно единство,
Которое её роднит.
Она лелеет материнство,
На нём незыблемо стоит.

Материнство –  это и единство всей природы, это и единство природы и Творца: ведь, по Библии, Господь даровал людям Своё проявление именно через таинство Материнства. Все века художники и поэты воспевали и таинственную Светозарную Богоматерь, и земных мадонн – близких и простых.

Вспомним пламенный призыв Максима Горького: « Восславим женщину – Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен мир! Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери – вот, что насыщает нас любовью к жизни».
Вся лирика Виктора Бокова – поэзия радости и страстной любви к жизни, поэзия добра и счастья. Все стихи Бокова насыщены лирическим светом Материнства. И пусть 19 сентября, в день рождения поэта, природа не всякий раз побалует нас солнечным деньком – мы всегда можем открыть томик Бокова, спеть хорошую песню, сердцем услышать музыку…

Осень – это печаль полей.
С неба сыплется что-то грустное.
Поле! Прильну я к груди твоей,
И зазвучит во мне музыка русская.
Мамина музыка! Мамина речь,
Оберег мамин…

Закономерно, что поэт Виктор Боков создал  оберег для всех матерей: стихи, ставшие поистине народной песней:

Пусть буран всё сильней свирепеет,
Мы не пустим его на порог.
И тебя, моя мама, согреет
Оренбургский пуховый платок…