1. Переделкино

Лидия Дунай
Ох, как же давно я была в Переделкино! Сто или двести лет назад. Когда-то это был дачный писательский посёлок в прекрасном сосновом лесу. Здесь был свой целебный микроклимат и охранялся этот лес государством. Это был историко-культурный заповедник с 1988 года.

Максим Горький постарался, и правительство выделило земли под постройку городка писателей. В 1934г. было построено 50 двухэтажных деревянных дач, жили там и Илья Эренбург, Лев Кассиль, Борис Пастернак, Илья Ильф и Евгений Петров, позже Николай Заболоцкий, Валентин Катаев, Константин Симонов, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Римма Казакова и другие советские классики.

А я впервые запомнила это название, когда мне было 7 лет и меня отправило государство в санаторий. Тогда государство следило за здоровьем детей, а поскольку у меня отец болел туберкулёзом, меня и мою сестру иногда направляли на поправку здоровья в целях профилактики, и совершенно бесплатно. Помню, что сестра моя была на Чёрном море в каком-то санатории, а я, помню, два раза была в Переделкино. Там действительно было очень хорошо, воздух, сосны, кормили просто на убой. Витамины, рыбий жир. Вы скажете, что рыбий жир - это ужасно противно, но мы так привыкали к этому вкусу, что просили...добавки. А мама моя на фото, которые высылали родителям, меня не находила, не узнавала, так я поправлялась.

Так вот, этого целебного воздуха теперь там почти не осталось.

Участки продаются новым владельцам, денежным и не желающим думать о какой-то там экологии, об истории этого места. Они строят огромные дворцы, вырубая большое количество ранее заповедного леса.
Если бы что-то изменилось от моего плача, я бы ревела и ревела там, в центре Переделкино, без перерыва на обед.

Так вот, в эту прекрасную пору осени, в солнечное бабье лето, мы с мужем поехали в Переделкино и посетили за два дня три музея.

Первым музеем был дом Булата Окуджавы. Это самый маленький и самый скромный дом-музей из трёх, где мы побывали. Три комнатки: гостиная, кабинет, он же и спальня,  комната сына, и ещё маленький коридорчик.
Когда мы были в музее, отопление ещё не включили, и в доме было холодно. Я была в лёгкой майке и экскурсовод, посмотрев на меня, заставила надеть куртку, которая висела  в коридорчике. Это было очень правильно, так как долго в этом холоде не смогла бы находиться. А рассказывала экскурсовод очень интересно.
У Булата, оказывается, была нелёгкая жизнь. В 1937 году отец Окуджавы, был арестован и расстрелян по ложному обвинению. Булат с матерью, тоже партийным работником, как и отец, и бабушкой переехал в Москву. Первое место жительства в Москве - ул. Арбат, д. 43, коммунальная квартира на 4-м этаже. Там он прожил совсем немного. Хотя написано об Арбате много замечательных песен и стихов. Мне казалось, что он прожил здесь всю жизнь.
Мать Окуджавы была арестована в 1938 году и сослана в Карагандинский лагерь, откуда вернулась лишь в 1955 году. Булат Окуджава лишь к концу жизни в автобиографическом романе «Упразднённый театр» (1993) рассказал о своей семье.

В доме-музее много колокольчиков и роз, разных, разных - это всё подарки. Есть роза золотого цвета, подаренная В. Высоцким. Колокольчиков вообще не счесть. В кабинете колокольчики прикреплены к деревянному потолку на рыболовецкие крючки, и когда открыта дверь на веранду, под дуновением ветра они поют.
А начало этой коллекции положила Белла Ахмадулина, которая подарила первый маленький медный колокольчик со словами: «Если тебе понадобиться слуга, позвони в колокольчик, и я буду у твоих ног». Они жили рядом и очень дружили. Белла считала себя «родным братом» Булата.
Печатная машинка Булата в кабинете на столе, как будто только что на ней печатали, с листочками. Хотя уже были компьютеры, но он, как всякий немолодой человек, опасался этих новомодных штучек.
Во дворе часто проходят Булатовские вечера, поют песни, читают стихи. Здесь Булат Шалвович провёл последние 10 лет своей жизни:

Нынче я живу отшельником 
меж осинником и ельником, 
сын безделья и труда. 
И мои телохранители - 
не друзья и не родители - 
солнце, воздух и вода.

Несмотря на холод в доме, это самый тёплый и уютный дом-музей из трёх, что мы успели посмотреть.

Продолжение следует...