Шапито

Нестор Иванович
 Занесла меня раз нелёгкая в шапито на окраине Москвы. Время было сложное. Конец 90-х, финансовый кризис. На жизнь не хватало и я подрабатывал время от времени частным сыщиком. Не то, чтобы как Шерлок Холмс, или Эраст Фандорин, нет. Гораздо проще. Помогал родителям, потерявшим детей их (этих самых детей) разыскивать. Иногда удавалось помочь, тогда платили щедро, порой - опережала милиция и тогда платили по минимуму. Иногда - приходилось отказываться от поисков по целому ряду причин, которые к сути этой истории отношения не имеют.
 
  Очередной ребёнок пропал в окрестностях станции метро "Речной вокзал". Как водится я, первым делом, просмотрел фотографии, выбрал подходящие, скопировал, пообщался с одноклассниками и друзьями на которых указали родители. Друзья в подобных историях - лучшие источники информации. Недруги (а такие обычно бывают в любом коллективе, особенно в школе) - ещё лучший источник.  В общем - долго ли коротко ли, но круг поисков начал сужаться и по итогу сконцентрировался вокруг одного, вполне конкретного места  - парка Дружбы.  Тут я воспользовался велосипедом и стал тупо объезжать местность, параллельно любуясь красотами пейзажа.

   В поле перед парком стоял табором цирк-шапито. Естественно я обратил на него внимание и вечером, после целого дня довольно безуспешного катания по парку - пообщался с цирковыми. Приняли меня поначалу угрюмо, но, вникнув в суть проблемы пошли навстречу. Пояснили, что во время представления вокруг постоянно трутся маргинального вида детишки и подростки. Вполне вероятно, что завтра мой "клиент" может быть среди досужей публики. Договорились даже о том, что всех похожих на него (это был мальчик 12 лет) ребят пустят без билетов и, соответственно, у меня будет возможность  внимательно присмотреться а при необходимости задержать "кекса" легко и просто (что на улице порой бывает проблематично).

     По итогу я посетил три представления.  Утром, в районе обеда и вечернее, самое многолюдное. Рыбка не ловилась, не шла в сети.  Я откровенно загрустил. Цирк совсем не радовал. Но тут меня заинтересовало довольно странное поведение иллюзиониста. На арену он вышел слегка пошатываясь, чего не было на двух предыдущих выступлениях фокусника. Да и порядок номеров явно изменился.  Вместо привычных голубей из рукавов и кролика из цилиндра - выкатил ящик для распиливания человека, только вместо обычной огромной пилы выудил мотопилу "Дружба" и, громко хохоча завёл мотор. Бросившегося на него шпрехшталмейстера пнул ногой в живот, а когда тот упал - распилил без всякого ящика. Ящик тоже распилил довольно сноровисто. Кровь, осколки костей и дерева летели во все стороны, окрашивая посыпанную опилками арену.  Публика очнулась и запаниковала. Иллюзионист с криком - а вот щас вам будет фокус-покус! - выудил откуда-то бутыль керосина, облил им себя, арену вокруг и поджёг, превратившись в живой факел.
   Что тут началось - словами просто не передать. Народ ломанулся кто куда. Шапито довольно быстро заполыхало как соломенная крыша ну украинской мазанке. Я сам остался в живых лишь потому, что в отличие от рядовых обывателей не ломанулся стадом к выходу, а просто распорол ножом материал палатки и выпрыгнул наружу, рискуя сломать ноги. Но - что такое сломанные конечности с перспективой уподобиться Кхинь Куан Дыку?

   Шапито полыхало. Народ метался и рыдал. Я подобрал свой велик, отъехал на некоторое расстояние и, покурив, отправился к метро, где приобрёл в ларьке у станции бутылку водки, выпил из горла, не закусывая и долго сидел на лавке тупо глядя в пустоту ночного неба. Тут мне и попался мой клиент. Происшествие в цирке совершенно меня заморозило и я, не мудрствуя лукаво зарядил пацану в ухо, ухватил за подобие косички у самой шеи, для верности заломил руку и поволок к родителям. Мелкий пробовал брыкаться и орать, но я шепнул в ухо - вякнешь - прирежу, гнида. Жить хочешь?  Тогда домой!

   Возвращаясь обратно к метро, с гонораром и премией, щедро выплаченной родителями жертвы пьяного аборта, я обнаружил бомжа, с довольной рожей катящего на моём велосипеде. Никакого желания отбивать двухколёсного друга, а потом везти его через всю Москву у меня не возникло. Я снова отоварился в ларьке, неторопливо выпил и погрузился в сытое чрево подземки.

   С тех пор шапито я обхожу стороной. Ну его, этот цирк к такой-то матери!


Миниатюра - Кхинь Куан Дык, самосожжение. Фото Мэлколма Брауна.