Память АлСиба

Валерий Григорьев 2
*  Операция «Алсиб» ( «Аляска-Сибирь»). В 1942-45гг перелеты для поставки самолетов Советскому Союзу по ленд-лизу из Фэрбенкса через Ном (Аляска), Уэлькаль, Сеймчан , Киренск и Якутск до Красноярска. Далее на фронт. Всего было поставлено ок. 8000 самолетов, перевезено много пассажиров, почты, стратегических и других материалов (грузов) для фронта.
В эпоху «холодной войны» об этих событиях  у нас не принято было вспоминать. Трасса считалась секретной.
         Бывший начальник АлСиба, командир 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии Герой Советского Союза летчик Илья Павлович Мазурук на встрече с ветеранами в 1987 году сказал: «Трасса оставила след не только в нашей жизни, но и в судьбе страны. Аэродромы, оборудование, опыт полетов сыграли весьма важную роль в послевоенном освоении Сибирского Севера Аэрофлотом. Трасса предопределила регулярное воздушное сообщение в этих районах».
     С 1982г начались поиски пропавших самолётов в Якутии . Поисковый отряд «Отважный» исследовал 12 мест катастроф перегоночных самолётов.
В нашей стране  появились памятники в  Якутске, Красноярске, Олёкминске, Сеймчане, Кадыкчане, Киренске, Иркутске, Магадане, Оймяконе, Зырянске…
Памятник советским и американским летчикам открыт в Фэрбенксе в 2006 году.

Якутск
В октябре 1992 года, в честь 50-летия начала полетов по трассе в Якутском аэропорту был открыт мемориал памяти погибших перегонщиков.
В центре его высится увенчанная стилизованной птицей в полете стела:
Мемориальный комплекс
посвященный
«легендарным участникам
   Трассы Аляска-Сибирь»
1942-1946 гг.
От нее идет аллея к площадке, по периметру которой установлено восемь плит с именами 113 летчиков, погибших на трассе. Здесь же покоится прах экипажа бомбардировщика Б-25, потерпевшего катастрофу в районе поселка Жатай 7 мая 1943 года. Завершением мемориала стал установленный здесь полномасштабный макет истребителя Р-39 «Аэрокобра» — одного из самых массовых «ленд-лизовских» самолетов (см. фото).
В ноябре 1997 года, когда отмечалось 55-летие трассы, в Якутском аэропорту на новом здании аэровокзала была открыта мемориальная доска, которая напоминает о тех героических событиях, произошедших в Республике Саха (Якутия) в годы Великой Отечественной войны.
Во время открытия Регионального Центра Авиации общего назначения "Аляска-Сибирь" состоялась презентация нового фотоальбома якутского историка, более двух десятков лет отдавшего исследованию героического пути авиации региона, заслуженного работника культуры республики, кандидата исторических наук Ивана Негенбли "Аляска-Сибирь: Над тундрой и тайгой". Перу Ивана Ефимовича принадлежат 20 книг, изданных не только в России, но и в США. Не случайно коллеги в знак уважения избрали его заместителем генерального директора - ответственным секретарем недавно созданного Центра.

Олёкминск
В  аэропорту г. Олёкминска был открыт памятник  погибшим лётчикам Алсиба. Установлен  полномасштабный макет истребителя Р-39 «Аэрокобра» — одного из самых массовых «ленд-лизовских» самолетов.

Колыма, Магадан

Тяжёлый штурмовик бомбардировщик "Бостон" был очень передовой для своего времени, но совершенно не пригодный для полётов в слепую при температуре в -50. Лопалась резина шасси, прокладок уплотнений, застывала даже гидравлическая жидкость и шасси не выпускались перед посадкой. Противообледенительная система была примитивной и ёмкость баков со спиртом слишком недостаточной для длительных перелётов. Запас кислорода тоже очень ограничен, всё это делало наших пилотов просто камикадзе! И не смотря на такие нечеловеческие условия они делали свою работу! Настоящую мужскую работу.
Скорее всего Экипаж капитана Ковылина попал в мощное обледенение и снизился ниже допустимой высоты, что и привело к катастрофе. Я видел что осталось от самолёта. Это без содрогания вспоминать невозможно. Фюзеляж был деформирован словно фольга! Целым осталось только левое крыло, и задняя часть с килем и левым стабилизатором.
От лётчиков остались фрагменты обмундирования, обглоданные кости, обгоревшие документы и табельный пистолет командира с четырьмя патронами в магазине. сведений для установления личности погибшего экипажа оказалось достаточно. нашлись и родственники. Дочь сержанта Н.Д. Борискина (стрелок-радист) приехала на Колыму проститься с прахом отца. Приехала и больше никуда не уехала. Галина Николаевна Круглова (Борискина) так и осталась в Кадыкчане. Затягивает Колыма хороших людей. И до последних дней существования школы в Кадыкчане, Галина Николаевна преподавала русский язык и литературу.
Обломки самолёта стащили бульдозером с сопки в долину и установили там памятный обелиск:
Здесь покоятся Капитан И.А. Ковылин (его именем назвали улицу на Аркагале), Сержант Н.Д. Борискин  и штурман капитан Д.В. Михасёв.

Красноярск
Этот красивый пятиэтажный дом на улице Вавилова 35, построенный в 1934 году для лётчиков и технического персонала полярной авиации, имеет не одно, а целых два "народных" названия - "Дом Мазурука" и "Авиадом". Илья Мазурук - это легендарный полярный лётчик, полковник авиации, в годы войны возглавивший авиаперегоночную трассу Аляска - Сибирь, сокращённо "АлСиб" (1942-1945). Название "Авиадом" для старожилов правобережья является общеупотребительным до сих пор: так долгое время называлась и остановка транспорта.
Издана книга - сборник статей по этой теме под редакцией Н. И. Дроздова "Небо без границ" в 1995 году.
Лицеисты лицея № 11 решили восполнить  пробел по истории трассы, итогом их исследовательской работы стала установка мемориальной доски в память погибшим лётчикам трассы "АлСиб" на "Авиадоме". А летом также планируется (2005г.) поисковая экспедиция на восток Красноярского края, где в тайге лежат два самолёта, потерпевшие катастрофу в 1943 году.
    Надпись на мемориальной доске:
Первое каменное здание в Кировском
районе (1934г) – «Авиадом»
с 1942 по 1945г. в нём жили
    лётчики и технический персонал
авиаперегоночной трассы
    «Аляска-Сибирь»
Вечная память погибшим.
В городе на Троицком кладбище установлен памятник на братской могиле 30 лётчиков, погибших 17 ноября 1942 года в Красноярске.

Иркутск, Киренск
В функционирование авиационной трассы в Иркутской области были вовлечены аэродромы в Бодайбо, Витиме, Улькане, Киренске, Нижнеилимске.
 В Иркутске  регулярно проводятся научно-практические конференции по теме "АлСиб", установлены мемориальные доски, совершаются летние поисковые экспедиции к местам падения самолётов.
В Иркутске 26 апреля 2012 года в рамках выставки была открыта экспозиция «Воздушный мост Аляска-Сибирь»
Более 10 лет организация «Дань памяти» и энтузиасты-поисковики из Иркутска, Нижнеудинска, Усть-Кута, Чунского и Тайшетского районов занимаются воссозданием истории перегонки американских боевых самолетов через Аляску и Сибирь на фронт в 1942-1945 годах. Активистам молодежной общественной организации удалось собрать уникальные экспонаты, которые и были  представлены в экспозиции. Посетители выставки смогли познакомиться с информацией о 4-м и 5-м воздушных полках, 22-м бомбардировочном полке, с биографиями героев – авиаторов и механиков, обслуживающих трассу «АлСиб»: Николая Лысанова, Ивана Леонова. Представили общественности сведения об экипажах, останки членов которых были подняты поисковиками в районе Усть-Кута и Киренска.

Уэлькаль (Чукотка)
В Уэлькале сохранилась взлетно-посадочная полоса времен Великой Отечественной войны, предназначенная для перегона полученных по ленд-лизу самолетов с Аляски через Чукотку на фронт. За летнюю навигацию 1942 года в Уэлькаль пароходами было доставлено 700 вагонов деревоплиты для взлетно-посадочной полосы, около 5 тысяч тонн горючего, 16 сборных домиков и многое другое. Разгрузка велась в чрезвычайно опасных штормовых условиях, и был проявлен небывалый героизм людей, доставлявших груз к берегу. Ценой нечеловеческого напряжения при участии местного населения аэродром был создан, и 7 сентября 1942 года начался перегон самолетов по трассе Фэрбенкс—Ном—Уэлькаль—Танюрер— Марково—Сеймчан и далее до Красноярска.

      Продолжение следует…

28 сентября 2013 года в г. Беллингеме (штат Вашингтон) Фонд полетов «BRAVO 369 Flight Foundation» и ООО «Русское авиационное общество» подписали
Меморандум об организации и участии в совместном проекте "АлСиб 2015"
("Warplanes to Siberia"), посвящённом самому масштабному событию советско-
американского сотрудничества: перегонке боевых самолетов из США  до
Красноярска по маршруту «Аляска-Сибирь».
В рамках подписанного меморандума и его реализации под эгидой ООО
"Русавиа" создана организация Некоммерческое партнерство "Авиационно-
историческое общество "Аляска -Сибирь 2015" (НП "Аляска-Сибирь 2015"),
а также образован организационный комитет проекта "Аляска-Сибирь 2015",
задачей которого является разработка планов,принятие решений,
согласование и координация действий различных органов и структур
при подготовке и проведении мероприятий.
     Целью проекта является воссоздание исторических событий, произошедших
в 1942-1945 гг., связанных с организацией и работой авиатрассы АлСиб.
В ходе проекта решаются следующие задачи:
- организация перелета американских самолетов периода Великой
 Отечественной войны (10-12 единиц) по трассе «Аляска-Сибирь», дальнейший
их перелет на аэродром Жуковский для участия в МАКС-2015 и передача для
экспонирования в музеи России;
- воссоздание и освещение истории об организации воздушного моста по
 переброске боевой авиационной техники в рамках ленд-лиза;
- популяризация авиации, в том числе путем осуществления летной деятельности в условиях крайнего Севера;
- информирование общественности о значимости авиатрассы «Аляска-Сибирь» и сотрудничества США, Канады и Советского Союза во время Второй мировой войны;
- развитие дружественных связей народов России и США;

     В 2012г. американской стороной был выпущен анонс к фильму «Военные
самолеты в Сибирь» ("Warplanes to Siberia"), рассказывающем об авиатрассе «Аляска-Сибирь», о неимоверных усилиях людей,перегонявших самолеты из США в Советский Союз во время Второй мировой войны.
Летом 2013г. летчики фонда «BRAVO 369 Flight Foundation» уже совершили тренировочные полеты на Норд Американ АТ-6 «Тексан», готовясь к перелётув Сибирь в рамках проекта "АлСиб 2015".
В рамках проекта ООО "Русавиа" был издан буклет "Аляска-Cибирь 2015"
и создан презентационный фильм, рассказывающий об истории создания этой
трассы и проекте  "Аляска-Сибирь 2015 "(Warplanes to Siberia).


ПАМЯТНИКИ
•  Мемориал на Аляске
•  Уменьшенная копия мемориала в Фэрнбенксе (Аляска, США) в Якутске, музей ДОСААФ.
•  Мемориал памяти в аэропорту г. Якутска над захоронением экипажа бомбардировщика Б-25, разбившегося в окрестностях города 7 мая 1943 года, с выбитыми на плитах именами 113 погибших на трассе летчиков и мемориальная доска на здании международного сектора аэропорта.
•  Истребитель Р-39 "Аэрокобра" на постаменте в Якутске в сквере имени Гагарина.
•  Истребитель Р-39 "Аэрокобра" на постаменте в аэропорту г. Олёкминска (Республика Саха (Якутия)).
•  Мемориал в городском парке города Киренска на улице Ленина, посвященный героям Алсиба.
•  Памятный обелиск в Кадыкчанe на могиле разбившихся на А-20 лётчиков: капитанa И.А. Ковылина , сержантa Н.Д. Борискина и штурман капитанa Д.В. Михасёва.[11].
•  Экспозиция «Секретная трасса АлСиб» музея лицея № 11, г. Красноярск.
•  Проект школьного музея лицея № 11 г. Красноярска «Поднять самолеты, вернуть имена…»
•  Мемориальная доска в Красноярске на доме («Авиадом») по ул. Вавилова, 35, посвященная Алсибу.
•  Памятник на братской могиле 30 лётчиков, погибших 17 ноября 1942 года в Красноярске. Троицкое кладбище (Красноярск).
•  Исследовательский центр Аляска—Сибирь, г. Джуно, США (Alaska-Siberia Research Center)

Об этих событиях выпущены док. фильмы: «Аляска-Сибирь» Хроника мужества» Якутск, 2012г., «Алсиб. Секретная трасса», 2012г. (см. в «YouTube»), а также худ. фильм «Перегон», реж. Александр Рогожкин, 2006г.

Фото из Интернета - памятник в а/п г. Якутска - самолёт "Аэрокобра" Р-39

19 августа 2014г