История одного стихотворения С. Есенина

Ольга Благодарёва
*****
(Из цикла "МОИ маленькие открытия")

   «Не ходи ты ко мне под окно
   И зелёной травы не топчи,
   Я тебя разлюбила давно,
   Но не плачь, а спокойно молчи...» – и т.д.

   Грустно-то как!.. И... полнейшая безнадёга!..
   Наверное, вы подумали (как и я когда-то!), что это народная /женская/ песня, да?
   
   Ан нет!
   Прочла я как-то случайно /уже давно/ это чудное и очень грустное стихотворение (оказалось, оно называется «ОТОЙДИ ОТ ОКНА...»), и впрямь очень напоминающее русскую народную песню, и потом уже с удивлением (и с некоторым недоверием!) узнала, что оно принадлежит перу… Сергея Есенина!
   
   Да-да, ему! Такому известному и совсем не известному Есенину! (Как мало всё-таки мы о нём знаем, читая его прекрасные стихи!..)
   
   И написано оно, как вы, наверное, тоже заметили, в несколько необычной для взрослого поэта /очень уж простой, даже чуть наивно-примитивной!/ манере.
   Да ещё и... от лица героини, девушки! – это у Есенина нечасто встретишь (ну, не считая его знаменитое «Письмо от матери», написанное... САМОМУ СЕБЕ как бы от её имени!)
   
***

   Так вот: недавно, работая над своей миниатюрой «ОКНО», я опять случайно встретила это стихотворение в Интернете – и снова с именем Сергея Есенина. Значит, точно – его? А в сборниках «Избранного» почему-то не нашла такового!
   
   И вот, перечитав несколько раз это стихотворение-монолог, я заинтересовалась и историей написания, и прототипами главных героев, особенно – героини.
 
   Возник ряд вопросов: КТО же Она? КОМУ запрещает ходить под её окнами? ПОЧЕМУ теперь не любит, а только жалеет?
 
***
   
   Начала искать и /Ура Инету!/ нашла много интересного, не известного ранее.
   
   Оказывается, по воспоминаниям очевидцев, совсем ещё юный (пятнадцатилетний!) Серёжа Есенин был без памяти влюблён в одну девочку, свою односельчанку – Аню Сардановскую. Мальчик впервые испытал всепоглощающее и сладостное чувство любви.
   Первой любви!
   
   Дивное время полуотрочества, полуюности!.. Дивные долгие летние вечера, бесконечные зимние ночи, когда кипение души, разговоры, притяжение-отталкивание, стыдливая и оттого ещё более горячая и неудержимая влюблённость.
   Анна Сардановская! Это её имя потом, уже известный поэт, он возьмёт для лучшей своей поэмы «Анна Снегина».

   А тогда, ТАМ, в Константиново, – захлёст чувств, радости и сомнения! – и строчки, строчки, строчки! (Оказывается, именно Анне посвящено и известное стихотворение Сергея «За горами, за жёлтыми долами...»)

   Однако разумная (не по годам!) и очень требовательная девушка считала своего юного ухажёра ветреным повесой, который никогда не сможет стать ей достойным мужем. Сохранились сведения о том, что после отъезда в Москву Есенин всё же наведывался в родное Константиново, надеясь произвести на избранницу неизгладимое впечатление своими столичными манерами, славой поэта, быстро пришедшей к нему.
   Но… вновь получил отказ!..
   
***

   Между тем, размолвка между молодыми людьми произошла гораздо раньше, и в 1911-ом году совсем ещё юный (16-летний!) Есенин и написал стихотворение «Отойди от окна!..»
   
   Оно примечательно тем, что построено в виде монолога молодой девушки, которая обращается к своему возлюбленному: с просьбой оставить её в покое. «Не ходи ты ко мне под окно и зелёной травы не топчи», – увещевает кавалера его избранница. Свой отказ девушка аргументирует тем, что «разлюбила давно». Героиня стихотворения понимает, что поступает с тем, кто всё еще питает к ней нежные чувства, довольно жестоко, и ей искренне жаль молодого человека.
   Но, видимо, Он очень сильно обидел эту девушку, раз в её сердце вместо трепета и волнения поселились грусть и пустота!?..
   «Всё равно я не буду твоею, я теперь не люблю никого», – отмечает героиня стихотворения, лишая, тем самым, своего настойчивого поклонника последней надежды.
   Девушка понимает, что если чувства исчезли, то дальнейшее развитие их взаимоотношений теряет всякий смысл: «Я теперь не люблю, а жалею», – признаётся сельская красавица (на фото она именно такая!).
   И в этой фразе раскрывается истинно славянская, жалостливая и добрая, женская душа! Даже обида не в состоянии вытеснить добрые чувства по отношению к человеку, который когда-то был дорог героине этого произведения.
   Таковы уж мы, женщины!..

   Что интересно, сам Есенин никогда и нигде открыто не упоминал об Анне Сардановской, которая вскоре после его отъезда в Москву вышла замуж и потом скоропостижно скончалась во время родов… В возрасте всего 25-и лет...
   Через год после свадьбы!..

   Есенин узнал об этом перед своим отъездом в Туркестан. Это было вторым потрясением в жизни поэта — после смерти друга Глеба Панфилова. (Возможно, поэтическим отзывом на это несчастье и стало стихотворение «Сторона ль ты моя, сторона…»?)*

***
   
   И последняя, четвёртая, супруга поэта Софья Толстая утверждает, что эту простую сельскую девушку Сергей Есенин продолжал любить... до самой своей смерти и посвятил ей не одно, а несколько своих лучших стихотворений!
   Так, в 1913 году он вновь вспомнил о своей избраннице и посвятил ей стихотворение «Королева».

   Примечательно, что оно было написано в тот период, когда поэт состоял в гражданском браке с Анной Изрядновой, которая ждала от него ребенка. Однако это не помешало Есенину предаваться юношеским мечтам и воспоминаниям, тоскуя не только по родному селу, но и по его прекрасной жительнице. Обращаясь к Анне Сардановской, поэт с восхищением отмечает, как тёплыми летними вечерами назначал ей («девушке в белой накидке») свидания. Но поэту совсем не хочется, чтобы этот счастливый период его жизни остался в прошлом. Поэтому само стихотворение написано в настоящем времени, создавая иллюзию присутствия автора за деревенской околицей, где вдруг «у плетня на косогоре забелел твой сарафан». Его Анны то есть!..

   Как и многие подростки, Сергей и Анна поклялись друг другу в вечной любви. И хоть судьба распорядилась иначе, разлучив их навсегда, даже спустя годы поэт не теряет надежды на новую встречу и утверждает: «Знаю, ждёшь ты, королева, молодого короля». Естественно, что в роли последнего он видит самого себя, не задумываясь над тем, что играть чувствами другого человека непростительно. Но в тот момент, когда создавалось это стихотворение, поэт искренне верит в свои чувства, поэтому обещает: «Увезёт тебя он смело в чужедальни города».
   
   Действительно, Есенин предпринимает такую попытку и летом 1912 года встречается со своей первой любовью. Но это свидание становится последним, так как Анна Сардановская отвечает своему былому возлюбленному отказом. Девушка просит Есенина остаться друзьями, так как понимает, что у неё нет ничего общего с этим юным столичным повесой.
   Даже его слава не прельщает Анну!..
   
   Однако окончательно все точки над «i» во взаимоотношениях этих двух людей будут поставлены лишь в 1916 году, когда Анна Сардановская во время очередной встречей с Есениным сообщит, что собирается замуж. Но до этого рокового события остаётся ещё без малого 7 лет, и поэт не теряет надежды на то, что сможет вновь завоевать сердце той, которая когда-то клялась ему в верности. Поэтому, обращаясь к своей героине, он просит её:

   «Ах, постой на косогоре
   Королевой у плетня...»
   («Королева»)

   Именно этот образ Есенин хочет навеки сохранить в своей памяти как своеобразный талисман и символ безмятежной юности.

   В феврале 1924 года Есенин завершил работу над стихотворением «Мой путь», где есть такая строфа, посвящённая Ей:

   «В пятнадцать лет
   Взлюбил я до печёнок
   И сладко думал,
   Лишь уединюсь,
   Что я на этой
   Лучшей из девчонок,
   Достигнув возраста, женюсь…»

   Когда ушло всё лишнее и наносное, поэт осознал, что только с подругой своей юности он и был по-настоящему счастлив. Сам автор несколько раз упоминал о том, что когда-то он любил по-настоящему, а потом всю свою жизнь пытался воскресить это удивительное чувство, заводя всё новые интрижки и романы с самыми разными женщинами и... разочаровываясь в них и вообще в любви!..
   
   Именно Анне Сардановской поэт посвятил эти удивительные поэтические строки, известные многим поклонникам его поэзии:

   «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

   Всё оказалось безуспешным, и тогда Есенин пришёл к выводу, что истинная любовь даётся человеку только раз в жизни, а самая сильная – ПЕРВАЯ любовь!..

***
   
   А ведь, наверное, ТАК всё и есть!..
   
   Прав Поэт!

   Поэтому-то и нужно ценить и беречь, что имеешь, а не гнаться всё время за чем-то бОльшим (и несбыточным!) – иначе можно потерять всё то самое ценное и сокровенное, что даётся человеку судьбой!.. – и лишь однажды.


   Примечание

   *В качестве достойного эпилога этой загадочной любви пусть будут слова Есенина, записанные в Дневнике И. Грузиновым: «Есенин расстроен. Усталый, пожелтевший, растрёпанный. Ходит по комнате взад и вперёд. Переходит из одной комнаты в другую.   
   Наконец садится за стол в углу комнаты:
– У меня была настоящая любовь... К простой женщине. В деревне. Я давно люблю её. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого так не люблю!..»


© Ольга Благодарёва, 2014



   ФОТОколлаж – мой! Картина-вышивка "У ОКНА" и портрет юной А.Сардановской – из Интернета.
   Спасибо авторам!