Стихополотно. Периодическая система элементов

Ирина Петал
Повторенье - мать ученья. Периодическая система элементов.
 
                Уж чего, чего, а химию совсем не знаю,
                в школе учителя менялись, а мы её не
                интересовались… Захотелось хоть одним глазком
                посмотреть на таблицу…


У меня нет особенного таланта. Я только необузданно любопытен.
© Альберт Эйнштейн


                Мир сложен.
                Он полон событий, сомнений.
                И тайн бесконечных, и смелых догадок.
                Как чудо Природы является гений
                И в хаосе этом наводит порядок...
                Весь мир большой: жара и стужа,
                Планет круженье, свет зари –
                Все то, что видим мы снаружи,
                Законом связано внутри.
                Найдется ль правило простое,
                Что целый мир объединит?
                Таблицу Менделеев строит,
                Природы ищет алфавит!


 
Периодическая система химических элементов существует в мире независимо от нас. Система химических элементов, существующая в условиях нашей планеты, возникла одновременно с образованием Земли. Она стала доступна для людей благодаря многолетним усилиям ученых многих стран — физиков и химиков. Их исследования увенчались открытием фундаментального закона природы, которому подчиняется вся система химических элементов. Это открытие произошло в 1869 г. и связано с именем нашего гениального соотечественника — Дмитрия Ивановича Менделеева. Ему удалось глубже всех проникнуть в смысл периодического изменения свойств химических элементов и сформулировать периодический закон на уровне знаний своего века:

                «Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел стоят в периодической зависимости (то есть правильно повторяются) от их атомного веса».


Если сравнить эту формулировку с той, которая отражает современный нам уровень развития науки, то сразу же обнаруживается существенная разница. В чем же дело?

Нечто похожее происходит с любым законом. Было бы по крайней мере странно, если с развитием науки не вносились бы коррективы в уже накопленные знания. Современные знания это не какие-то застывшие каноны, а переходное состояние науки «между прошлым и будущим». Высказанное в полной мере относится и к закону Д. И. Менделеева. Сформулированный более века назад в соответствии с уровнем знаний XIX в., этот закон, открыв дорогу в организованный мир химических элементов, и сам в результате развития претерпел уточнения и изменения.

Сегодня уже нет таких понятий, как «простые и сложные» тела. Вместо «атомного веса» введено более точное «относительная атомная масса». Принципиальное же изменение заключается в том, что масса атома, положенная Д. И. Менделеевым в основу периодической зависимости, сама оказалась зависящей от свойств ядра атома. Однако стало это известно лишь через 45 лет после открытия периодического закона — в 1914 г., после того как исследования Э. Резерфорда, Г. Мозли, Н. Бора и других возвели научные знания сначала на ядерную, а затем и на квантовомеханическую ступень.

Поколебали ли новые знания уверенность в справедливости менделеевского закона? Отнюдь нет. Хотя значительно переменилась сама формулировка:

                «Свойства химических элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядер и структур электронных оболочек их атомов»

, суть его осталась все той же, и он по-прежнему остается периодическим законом, носящим имя Д. И. Менделеева.

Существует еще одна сторона проблемы периодической системы химических элементов — ее наглядное изображение. Оно в отличие от большинства законов математики, физики и химии несколько необычно. Необходимо, чтобы сюда были включены все известные на сегодняшний день химические элементы и оставлено (в соответствии с принципами, сформулированными Д. И. Менделеевым при открытии периодического закона) место для еще не обнаруженных или не синтезированных элементов. Обычно наглядная запись периодической системы имеет вид прямоугольной таблицы, хотя возможны и другие варианты как на плоскости, так и объемные.

Одна из них в виде спирали предложена Н. П. Агафошиным. Всего же существует несколько сотен вариантов изображения периодической системы химических элементов. В Советском Союзе общепринятыми считаются три варианта, каждый из которых представляет прямоугольную таблицу. В школьном кабинете химии висит так называемая восьмиклеточная таблица. В ней все элементы, кроме лантаноидов и актиноидов, распределены по восьми группам, а лантаноиды и актиноиды вынесены вниз под основную таблицу. Элементы каждой из групп распределены по двум столбцам, что соответствует делению на главную и побочную подгруппы. Шестнадцатиклеточной таблицей пользуются в высшей школе. Здесь главные и побочные подгруппы выделены каждая в отдельный вертикальный ряд и обозначаются, кроме цифр от I до VIII, еще и буквами А или В, указывающими соответственно, что это главная или побочная подгруппы.

Для научных исследований удобнее всего тридцатидвухклеточная, или, иначе говоря, «длиннопериодный вариант» таблицы периодической системы. Она представляет собой единую прямоугольную таблицу, к^да. включены все без исключения известные элементы. Дляг каких-нибудь специальных целей можно использовать и другие варианты. Так, например, радиально-круговой вариант, предложенный Н. П. Агафошиным, удобен при изучении закономерностей заполнения электронами энергетических ячеек в атомах. Система состоит из более чем ста химических элементов, каждый из которых похож на предыдущий и последующий и в то же время индивидуален и не повторяет в точности свойств даже ближайших соседей. Веегда между ними можно найти различия и в то же время отметить какие-то общие черты.

В наших статьях, которые вскоре опубликуем, рассматривается учение о периодичности в его развитии от момента возникновения до современного состояния. Сейчас нас тупило время ядерного этапа исследований периодичности. Усилия ученых концентрируются на выяснении взаимосвязи свойств элементов и внутреннего строения ядра (а не просто ядерного заряда). На сегодняшний день предложено несколько моделей атомных ядер. Точное определение строения ядра и создание единой его модели станет возможным с появлением в недалеком будущем сверхбыстрых вычислительных машин.

Как бы то ни было, с уверенностью можно сказать одно: стройная и строгая периодическая система станет после этого еще более всеобъемлющей.


Источник

------------------------------------
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА
ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА
------------------------------------

Однажды на лекции седой профессор задал своим ученикам вопрос, от которого всё впали в ступор: « ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?» А впали в ступор они не потому, что вопрос звучал слишком уж банально. Их поразило то, что старый, вечно недовольный химик, посвятивший всю свою жизнь исключительно науке, задал вдруг такой странный вопрос. Студенты нередко посмеивались над его серьёзностью, называли бесчувственным сухарём… И вдруг!...

Ну а всё-таки, что такое любовь???
Ученики долго думали, и вот их ответы:

1) Любовь, подобно водороду, рождает слёзы, то есть воду.
2) Любовь, как гелий, из которого состоит солнце. Она поддерживает жизнь на Земле, её свет завораживает, но если долго смотреть на неё, можно ослепнуть!
3) Любовь, как литий, разгорается алым пламенем.
4) Любовь похожа на бериллий: их отличительные черты – красота и хрупкость.
5) Любовь как бор. В свободном виде не встречается.
6) Любовь как углерод – многогранна. Если этим займется знаток, то и простой графит может стать алмазом.
7) Любовь, как азот, затрудняет дыхание.
8) Любовь, как кислород: не замечать её можно, но жить без неё нельзя!
9) Любовь, как фтор вреден как её избыток, так и недостаток.
10) Любовь и неон – вечные спутники рекламы.
11) Любовь как натрий – ярко горит, но быстро тускнеет.
12) Любовь как магний: Если холодно, она равнодушна, но стоит увеличить, температуру, реакция последует незамедлительно!
13) Любовь как алюминий: была редкостью, стала необходимостью
14) Любовь как кремний: обладает маленькой плотностью, но огромной прочностью
15) Любовь как фосфор: чем темнее пространство, тем легче её увидеть
16) Любовь как сера:  обладает целебными свойствами.
17) Любовь как хлор: удаляет любые пятна.
18) Любовь как аргон: – ничто её не разрушит
19) Любовь как кадмий: вспыхивает от маленькой искорки
20) Любовь как кальций: её значимость ощущается при полном отсутствии
21) Скандий содержится в 100 минералах, любовь - в 100 чувствах
22) Любовь как титан:  - трудно заполучить, легко потерять!
23) Любовь как ванадий: твердая, но пластичная
24) Недостаток хрома тормозит физический рост, любви – духовный
25) Любовь, как марганец: может приобретать самые разные оттенки
26) Любовь, как железо: сыграло огромную роль в истории человечества
27) Любовь, как кобальт: наполняет жизнь красками
28) Любовь, как никель: находится в самом центре Земли
29) Любовь как медь: чем ярче луч, упавший на неё, тем сильнее она блестит
30) Любовь, как цинк: чем сильнее её нагреть, тем она пластичнее.
31) Любовь, как галлий: её родиной считают Францию
32) Любовь, как германий: её легко с чем-нибудь спутать
33) Любовь, как мышьяк: одних лечит, других калечит
34) Любовь как селен: встречается крайне редко.
35) Когда один ученый открыл бром, говорили, что не он открыл вещество, а вещество открыло его. Так и человек открывает любовь, а любовь раскрывает человека.
36) Любовь как криптон: не зная её свойств, никогда не найдешь её.
37) Любовь, как рубидий: легко разгорается
38) Любовь как стронций: была открыта в разное время разными людьми.
39) Любовь, как иттрий: повышает жаростойкость.
40) Любовь, как цирконий:  очень высоко ценится.
41) Любовь, как ниобий: ядовита.
42) Любовь, как молибден: служит для развития человечества.
43) Любовь как технеций: её можно получить искусственным путём. А смысл?!!
44) Любовь как рутений: именно она служит золотой каёмочкой на блюдечке, на котором нам что-либо преподносят.
45) Любовь, как родий: устойчива.
46) Любовь, как палладий: ценится выше золота
47) Любовь как серебро:  отличается благородством
48) Любовь, как кадмий : обладает защитным действием.
49) Любовь, как индий: отражает мир с небольшим искажением.
50) Любовь как олово: были главными составляющими героя знаменитой сказки Г.Х.Андерсена
51) Любовь, как сурьма: имеет сложную структуру.
52) Любовь, как теллур: реагирует на свет
53) Любовь как йод: дезинфицирует всех и вся
54) Любовь как ксенон: полезна она или нет, во всяком случае, безвредна.
55) Любовь, как цезий: является главным элементом эталона времени.
56) Любовь, как барий: тяжёлая ноша
57) Лантан образует несколько элементов, похожих на него, так и любовь имеет несколько форм.
……………………………
……………………………
……………………………
72) Любовь, как гафний: её свойства до конца так и не изучены.
73) Любовь, как тантал: обладает неограниченными свойствами
74) Любовь, как вольфрам: сами эти слова уже красивы
75) Любовь, как рений: была открыт двумя влюблёнными людьми
76) Любовь, как осмий: не растворить даже в царской водке.
77) Любовь, как платина, ценится очень высоко.
78) Любовь, как золото: за неё жизнь готовы отдать
79) Любовь, как ртуть: взрывается от удара
80) Любовь, как талий:  доводит до нервного взрыва.
81) Любовь, как свинец: легко поддаётся влиянию
82) Любовь, как висмут: имеет очень красивый цвет
83) Любовь, как полоний:  является источником энергии
84) Любовь, как астат: о её свойствах спорят, но вряд ли придут к какому-либо выводу.
84) Любовь, как радон: гиперактивна
85) Любовь, как франций: взрывоопасна
86) Любовь, как радий: очень уж странная
87) Любовь, как актиний: единственное, что можно сказать о ней точно – это то, что она есть
88) Любовь, как резерфордий: сложна и непонятна


Химик слушал их долго и внимательно, после чего сказал: "каждый из вас по-своему прав, но позвольте и мне поделиться своим мнением:

Любовь – это философский камень:
Её ищут многие, а находят лишь избранные"

© 23.02.2014 Юлия Высоцкая



                Человек рождается на свет,
                Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
                Чтоб оставить в жизни добрый след
                И решать все трудные задачи…
                Человек рождается на свет…
                Для чего? Ищите свой ответ!


© стихи (в начале и конце) с сайта http://festival.1september.ru/articles/211159/



Рецензия на «Falke» (Звук Урчания Кота) :

Falke
Звук Урчания Кота

«...род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка...»
(Евангелие от Луки 11:29)

«Иная слава солнца, иная слава луны, иная звёзд; и звезда от звезды разнится в славе...».
(1-е Коринфянам 15:41)

«Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе...».
(1-е Коринфянам 15:42)

«Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва...».
(Евангелие от Марка 4:29)

«Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты…
 Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
 — Что, умираешь?
 — Да, умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко. — Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо… Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!»
(Максим Горький, 1894)


***

я гукнул фараона
и прослыл мудозвоном...
увяданьем ху'ячим
фаллос длинный охвачен...

фаллос длинный до неба -
им никто не отъе'бан...
фаллос с вялостью фальши
не продвинется дальше...

нету фарту, подъёма -
тускл свет «Fahr»ионный
за паденьем - паденье...
неприятеля рвенье...

под трезвон кока-колы
зря угодлив мыкола...
в смерть пикирует Falke -
дал кощею по яйкам!

сбит кощея иголкой
окровавленный Сокол...

поднимайся, брат Сокол,
лети в небо высоко!
становись, и будь Русь!
за тебя помолюсь...


***

(нем.)
die Fahr - проезжая часть, мостовая, * к выходу на путь, * подъёмник...
die Fart - езда, проезд, поездка, рейс, ход, по пути, * свободный путь, на всём ходу...
der Fall - падение, * взятие неприятелем, * сбить с ног, свергать, разбивать, сделать невозможным...
der Falke - сокол

(греч.)
ion - идущий, текущий...
phallos - член

(франц.)
piquet - кол, колышек

(амер.)
кока-кола - бренд

***

Иллюстрация из интернет - Египетская фреска «Сотворение Мира»
© Copyright: Звук Урчания Кота, 2014
http://www.stihi.ru/2014/07/31/4415


Саша, если ты взялся сказки рассказывать, то, пожалуйста пояснее, типа, а смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево он как свой глаз бережёт... Всё, прости, птичку жалко, Сокола твоего стихотворного, плачууууу....
Ирина Петал   03.08.2014 00:31   


Саш, а что хоть на фреске изображено? С гусём понятно, гоготунчик :). Гуси, гуси, га-га-га, есть хотите, да, да, да… А с рогами на четырёх ногах? Я сначала подумала, что там изображён одичавший человек, потом подумала - вол, труженник, но пишут про барана...? Короче, двурогий идиот с котомкой, типа человека пути :) А что за птичка?

Саша, а ты кто по профессии? Химик? «Культуры и этносы, их носители, пронумерованы подобно химическим элементам. При этом они проявляют свои номера с еще большей последовательностью и настойчивостью, чем химические элементы, образуя мозаику, в которой разнообразные признаки сходятся к одному, к цифре и к соответствующему ей цвету» http://nnvashkevich.narod.ru/kng/lekc/9NOMERAKULT.htm

Развеселил последними сказочными и детскими стихами. Фантазёр! Бокал Фанты в твою честь!!! Ал, будь!
Ирина Петал   04.08.2014 15:14 

рыбарь Господа Моего

Звук Урчания Кота   05.08.2014 07:07   Заявить о нарушении правил / Удалить
лыба? это что, селёдка?

Ирина Петал   05.08.2014 09:47   Заявить о нарушении правил / Удалить
лыцари? палка.

Звук Урчания Кота   05.08.2014 09:49   Заявить о нарушении правил / Удалить
неулыба?

Звук Урчания Кота   05.08.2014 09:49   Заявить о нарушении правил / Удалить
На горе около пещеры стоят два человека монах и крестьянин.- Чему ты улыбаешься? - спрашивает один другого.
- Да вот, любуюсь Луной.
- Чем любуешься?
- Луной, - монах показывает на Луну пальцем, но его собеседник даже не поднимает головы.
- Какой Луной? - спрашивает крестьянин
- Да вот же она, - удивляется монах, - прямо перед вами, желтая такая.
- Желтая?! Надо кому-нибудь рассказать.
Через полчаса вокруг первого монаха собирается толпа.
- О, Гуру, расскажи нам о Луне, - робко просит делегат от толпы.
- Что тут рассказывать? Поднимите головы и все увидите сами.
Кто-то, не отрывая от монаха преданных глаз, торопливо царапает на свитке :"Стоит лишь поднять голову - и взору откроется Луна, желтый круг на фоне черного неба..."
- Ты чего это пишешь?- настороженно спрашивает монах
- Кто-то должен сохранить учение для потомков, а если не я, то кто?
- Какое учение?! ПРОСТО ПОДЫМИ ГОЛОВУ!!!
"Поднять голову - не сложно, а просто..." - вновь начинает строчить крестьянин, но монах бьет его снизу кулаком в подбородок и перед глазами пишущего мелькает желтое пятно.
- Что это было, Учитель???
- Луна.
- Боже, я увидел Луну. Я увидел Луну! Луну!!!
- Он увидел Луну, - волнуется толпа и начинает водить вокруг потирающего подбородок луновидца хоровод.
Монах, между тем, машет на все это дело рукой и уходит прочь, любуясь полнолунием.
Через две тысячи лет кто-то читает "лунную тантру" и тяжело вздыхает: "А толку-то,- думает он. - В те времена Гуру был рядом и всегда мог вовремя подсказать тебе нужный момент. Некоторые, правда, утверждают, что одной книги достаточно и что они собственными глазами видят Луну каждую ночь, но кому можно верить в наше время?
По материалам Инет http://www.lingvogeometry.org/index.php/26-lingvogeometry

Ирина Петал   05.08.2014 10:16   

вспомнил витькин анехдот: «хотел только пёрднуть...»

Звук Урчания Кота   05.08.2014 10:21   Заявить о нарушении правил / Удалить
никому нельзя доверять, типо.

Звук Урчания Кота   05.08.2014 10:21   Заявить о нарушении правил / Удалить
Истину глаголишь!

Ирина Петал   05.08.2014 11:11   


                Там, средь движенья
                Вечных систем мировых,
                Нет треволненья
                Бурь и страданий земных.

                Здесь же народы,
                Вечно в цепях и крови,
                Ищут свободы,
                Правды, добра и любви...
                <1880>

                В мире вечного движенья,
                В превращеньях вещества,
                Возникают на мгновенья
                Все живые существа.

                Но, возникнув на мгновенье,
                Знать уж хочет существо:
                В чем же вечное движенье?
                Что такое вещество?

                И зачем в живом созданьи
                Отражается порой
                Вся безбрежность мирозданья,
                Вечность жизни мировой?
                <1910>
                © Морозов Николай Александрович


Периодическая система в человеческой шкуре
Пинский Д Т

Шатаясь по Миру
Несчастные клетки
Искали квартиры -
Глазастые сетки.

И вот воплотились
Они в человеке...
Мечта клеток сбылась
В разумности клеток.
© Copyright: Пинский Д Т, 2004
http://www.stihi.ru/2004/06/01-36



Периодическая система бытия
Игорь Грей Балацкий


ВИБРАЦИИ

В круге первом –

Жизнь

В круге втором –

Время

В круге третьем –

Смерть

В четвертом круге –

Вечность

А в круге пятом –

Любовь


Вибрации...


ПОСЛУШАЙ, ВРЕМЯ!

Послушай, Время!
Я не хочу стать гербарием
В твоей сезонной коллекции
Предай мое тело огню
В крематории осенних костров
Но оставь мою память
Для весны ренессанса
http://www.stihi.ru/2011/04/09/4320
© Игорь Грей Балацкий



ДВАЖДЫ ДВА

Хорошо, когда нету сомнений,
Свято верят в любые слова,
Не находится собственных мнений,
Когда скажут, что пять – дважды два.

Не последует реплики вздорной,
Всё за истину чтит голова,
Хорошо править массой покорной,
Коль она, словно в бурю трава,

Ляжет скромно спокойно и тихо,
Не встревожит её мыслей рой,
Принимает, как должное, лихо,
Лишь бы в бурю остался живой.

Но не все, как трава, без сомненья,
Не хотят спину гнуть, как рабы,
Свои мысли имеют и мненья,
И ломаются в бурю дубы.

Но желают иметь правду в мире,
А трава будет гнуться опять,
Дважды два у неё не четыре,
Как всегда, без сомнения, пять.
3.01.2005
© Анатолий Болутенко http://ab22ru.narod.ru/f9.htm





***
ХИМИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НАУЧНАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
http://diplomba.ru/work/101259

Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть -
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.

Н. Глазков


Значение периодического закона заключено в словах А.Е. Ферсмана:

«Будут появляться, и умирать новые теории, блестящие сообщения будут сменять наши понятия, величайшие открытия будут сводить на нет прошлые и открывать невиданные по новизне и широте горизонты - все это будет приходить, и уходить, Периодический закон Д.И. Менделеева будет всегда жить, развиваться и совершенствоваться».