Мой Гамлет!

Алла Зенько
Ну а это меня пробили эмоции и поплыли воспоминания...
Хотите читайте, хотите - нет!

(С огромной благодарностью моей любимой Розе Бернер... за вспыхнувший поток воспоминаний о "моём Гамлете")

Трудно представить мои чувства!
Радость и печаль, счастье и сожаление, переплетающиеся с необыкновенным чувством гордости, связывали не только меня, но и всех поклонников Высоцкого в день памяти, 25 июля 2014 года, с актёрами Московского Театра на Таганке – Любовью Чирковой и Валерием Черняевым.
Этот легендарный театр, «по праву считающийся родным и любимым домом», как заметил в своём вступительном выступлении Никита Владимирович, сын выдающегося актера, поэта-песенника и истинного «героя нашего времени» – перподнёс нам к этому значимому дню... памяти любимого актёра замечательный спектакль-концерт, основанный по мотивам книги Марины Влади и песен Высоцкого, поставленный пару лет назад по проекту заслуженного артиста России, режиссёра и в первую очередь лучшего друга Владимира Высоцкого – Валерия Золотухина.
Хотелось бы вернуться сквозь призму лет назад, в свои воспоминания, связанные с этим необыкновенным человеком, под необычную «утреннюю гимнастику» которого долгое время начинался и мой обычный день, песни которого мог слушать с утра до позднего вечера мой папа, многие стихи которого знала наизусть моя мама, а брата и по сей день нельзя представить без кассет Высоцкого....
Июль 1980 года... Освящаяя для спортивной газеты «Лело» предолимпийскую подготовку грузинских спротсменов-олимпийцев в "Олимпийской деревне" в Подольске, а также события культурной жизни Олимпийской Москвы, у меня была прекрасная возможность походить по московским театрам, просмотреть прекрасные постановки и взять интервью у многих извесных деятелей культуры, имеющих прямое или косвенное отношение к спроту и, естественно, к самой Грузии... Среди эксклюзивного интервью, которым я очень гордилась было интервью с Зурабом Соткилава, солистом Большого Театра с не менее впечатляющей... футбольной биографией. Но это особая тема...
Среди спектаклей, которые мне предстояло просмотреть, был и «Гамлет» в Театре на Таганке. К нему я "шла" вполне осознанно, окончательно созрев и преодолев все комплексы "тадиционного классицизма". Тем более, что имела намерение после спектакля поговорить с Высоцким, песни которого подпольно переписывались с бабин магнитафонов и считались изюминкой каждого вечера или обычных посиделок и тусовок у нас в Тбилиси, а обладатели голубых «полиэтиленовых грампластинок», считались, чуть ли не героями в кругу друзей... И, конечно же,  Высоцкому, более 10 раз приезжающему в Грузию на программные  гастроли и спонтанные концерты, организованные то друзьями, то какими-то организациями, было бы о чём рассказать и вспомнить... для моей газеты и её читателей. 
«Тбилисские концерты были в числе относительно немногих в жизни Высоцкого, где он мог выступать со своими песнями, что называется, в официальном порядке. Гораздо чаще его выступления организовывались подпольно — в каких-то неприметных залах, на частных квартирах, в учреждениях, в многочисленных научно-исследовательских институтах. Атмосфера подготовки к ним достоверно передана в пьесе Марка Розовского «Концерт Высоцкого в НИИ» (те, кто постарше, помнят, что лет двадцать назад она была поставлена в театре имени Грибоедова в Тбилиси). Такие концерты никогда не сопровождались шумной рекламой. Максимум — это скромное объявление, написанное от руки на выдернутом из тетради листе бумаги и наклеенное на стену возле лифта в принимавшей артиста организации. Тем не менее о них каким-то невероятным образом все узнавали, и выступления Высоцкого неизменно собирали толпы» (Из статьи Дэви Бердзенишвили «АиФ Тбилиси», посвященной 70-летию Высоцкого)
С чувством стыда, пыталась погасить воспоминания последних гастролей Таганки в конце 70-х, когда и я в числе выходящих из зала, тоже возмущалась Гамлетом в джинсах.
Но на сей раз заручившись приветами от его друзей-поклонников, я была готова на этот шаг... покояния или встречи с любимцем «всенародным», пытаясь в "своё оправдание" продемонстрировать огромную любовь и симпатии моей семьи и друзей, бредивших Высоцким... А предпологала я начать своё интервью со слов: Каюсь, каюсь, каюсь...
18 июля 1980 года рано утром меня разбудил звонок из редакции. Заведующий отделом и наш «Главный корреспондет Олимпийских Игр» – замечательный спортивный журналист - Отар Нозадзе, диктующий мне "ежедневные задания" и всегда подающий особо ценную информацию - типа: что? где? когда? - попросил меня пойти вечером на генеральную репетицию открытия Олимпиады, чтобы уже подготовить основной материал для завтрашнего номера и передать в редакцию основные наброски для публикации. И всё это потому, что они с редактором нашим Анзором Басилая приедут в Москву только 19 числа, на откртие и писать, а тем более передавать обширный материал по телефону (единственная к тому времени техническая возможность) было бы очень сложно. А небольшие детали, кто нёс флаги или кто проносил факел или зажигал Олимпийский огонь - можно было бы в двух словах передать после открытия, ночующей в редакции машинистки Цицо и уже с ТАСС-овскими фотографиями пустить прямо в номер.
С сожалением подумала я, видно не судьба! И... приуныла. Но тут же успокоили меня друзья: «Твой Гамлет никуда не денется, а открытие Олимпиады – это необыкновенно значимое  событие в столь политически сложный период бойкота многих стран, можно даже сказать: велико-патриотическое явление для нашей страны!»
И с великой гордостью не только за спортивные достижения нашей страны, но и с "велико-патриотическим чувством"... за наши успехи и преврсходство перед всем бойкотирующим миром, я с особой щедростью подарила билеты на Гамлета своей московской подружке и сама в приподнятом настроении пошла в Лужники на грандиозное событие, которое, как и само открытие Олимпиады-80, останется для меня незабываемым...
Стоит ли писать о том, что было потом, когда я уже вернулась из Москвы и узнала о смерти Высоцкого?
Как сейчас помню кадры по телевизору, отрывочно транслировавших церемонию похорон великого поэта и певца свободы, ставшего легендарным ещё при жизни... замечательным актёром моей беззаботной молодости, которого я знала и любила по песням и кинофильмам.
Об этом было бесспорно не мало написано в своё время. Но я тогда в 1980 году, как говорят в спортивной журналистике, прошляпила «вторую попытку» встречи с «моим Гамлетом»... И этот печальный факт, могу с сожалением зачислить к своему большому творческому поражению...
25 июня 2014 года... Театр на Таганке. Спектакль-концерт: Я, Высоцкий Владимир...
34 года, как перестало биться сердце великого человека, небольшого роста, но подкупающего своих многочисленных почитателей своим обаянием, мощностью хрипящего голоса, любвиобилием, прямолинейностью, свободой мышления и многогранностью таланта.
По стичению обстаятельств я опять в Москве, в городе, который я люблю и с которым связано у меня много приятных воспоминаний. И пусть они не всегда в сладком обрамлении и порой несут привкус горечи, но тут у меня остались хорошие друзья, а этим всё сказано!
И самым бесценным подарком на сей раз (страшной театралке, не пропускающей ни один гастрольный спектакль в Берлине), может быть, уже на определённом этапе «полузаката жизни», стал потрясающий спектакль о Высоцком, на который меня пригласила Розочка Бернер, моя любимая Розочка, знавшая о моих двух неудачных попытках и подарившая мне «третий шанс» встречи с «моим Гамлетом»...
Совершенно по-новому ощущаешь атмосферу театра, в котором каждая деталь напоминает о гениальных актёрах, в почётном ряду которых и наш певец свободной мысли – Владимир Высоцкий, феномен которого заключался в том, что его любили все... ибо эту любовь многие проявляли без опасений и с гордостью, многие не осознавали это до его смерти, а многие скрыто любили, хотя и открыто цитировали, а ведь это было им не положено по должности или по другим политическим аспектам личной карьеры.
В Театре на Таганке, благодаря замечательному дуэту Чирковой и Черняева, у нас вновь появилась возможность не только проникнуть в жизнь и проследить определённые творческие моменты всенародного любимца, но и приоткрыть страницу ранее не очень известной и частично завуалированной истории любви, в которой, благодаря профессиональной постановке Валерия Золотухина, хорошо знавшего Высоцкого, опущена неприглядная изнанка жизни, а царит только искренняя и романтичная любовь, связывающая нашего соотечественника Владимира Высоцкого и французской артистки с русскими корнями – Мариной Влади.
«Из всех выступлений, которые мне приходилось видеть в последнее время, Вы – лучшие!»  Так отозвалась в своё время о спектакле мама великого актёра Нина Максимовна и к этому вряд ли можно что-либо добавить.
Хрипящий, пронзающий сердце родной и любимый голос на фоне портрета и моря цветов, после спектакля ещё долго не отпускал благодарного зрителя, почтившего своим присудствием в этот день память Владимира Высоцкого.
И я была просто счастлива возможности, зачитать в фойе легендарного театра своё стихотворение, написанное под влиянием одной из любимых песен – «Привередливые кони» ещё к 60-летию «моего Гамлета»  –  всеми любимого и почитаемого Владимира Высоцкого!
Пусть светлая память о нём не только останется в наших сердцах, но и в "семиструнной мелодии жизни", воспетой Высоцким, передаётся дальше... нашим детям и внукам!
Спасибо тебе, милая Розочка за столь прекрасную и трогательную встречу с моим Высоцким, прерванным в полёте, с моим... потерянным Гамлетом.

30.07.14
Москва-Берлин