Быть или не быть

Гималайский Кедр
 Этот текст не окончательный. Работа продолжается.

КУЛЬТУРА И ЭТОЛОГИЯ

Если посмотреть на колосья злаков, на гроздья фиников, винограда, на маслины и гранаты и т.п. мы видим в них очевидные сходства, но также видим и существенные различия. Сходства и различия между вещами делают возможным и необходимым развитие наук. Самое общее и фундаментальное сходство всего – целесообразность существования, некие общие тенденции стремления к порядку и совершенству. Принципиальное и вопиющее отличие человека от всего – его вопросы и сомнения в целях своего существования, так называемая культурная составляющая.

Именно целесообразность поведения животных делает возможным их успешное описание в рамках науки этологии. И именно поэтому этология сталкивается с принципиальными и на мой взгляд непреодолимыми затруднениями в описании  культурной составляющей  поведения человека.

Но какова природа этой уникальности человека с чисто рациональной точки зрения? Стратегии выживания в природе имеют две тенденции. Специализация – это стремление к максимальной эффективности добычи и переработки пищевых ресурсов в современных условиях. Она приводит к сужению пищевого рациона и узкофункциональному строению тела, ограниченности поведенческих особенностей. Универсализм – противоположная тенденция. Приводит к расширению пищевого рациона, многофункциональности, и богатству поведенческих особенностей. В отличие от специализации универсализм обеспечивают большие возможности приспособляться к изменениям внешних условий.

Динозавры были воплощением специализации, млекопитающие в условиях доминирования динозавров выживали за счет универсализма. Динозавры в отличие от млекопитающих не пережили череду катастрофических изменений окружающей среды. Млекопитающие же занимали опустевшие ниши и сами стали специализироваться. Но тенденция к универсальности сохранялась. Особо одиозные специалисты – саблезубые тигры, мамонты и т.п. тоже не смогли пережить климатические изменения. А на пике волны универсальности сформировался человек.

Экстремальная универсальность человека отразилась в его строении, особых интеллектуальных и речевых способностях и получила чисто человеческие измерения – в особенностях психики, в потребностях познавать больше, чем того требуют повседневные нужды, в потребности воображать и мечтать, эксперементировать… в так называемом самовыражении, несомненно, относящемся к культурной составляющей поведения человека.

Очевидно, что именно эти потребности лежат в основе удивительных творческих способностей человека, позволяющим ему  не только приспосабливаться к переменам, но и, проникая в глубины тайн природы, самому изменять окружающий его мир.

В каком-то смысле человек меняет себя, придумывает и создает себе новые возможности - орудия, инструменты, приборы. Прочим видам животных требуются миллионы лет эволюции, чтобы радикально изменять свои возможности, скорость эволюции возможностей людей оказывается в миллионы раз больше.

Наука этология основывается на довольно небольшом в эволюционном масштабе периоде наблюдения за поведением животных, поэтому на языке механики ее можно сравнить со статикой – достижением античного мира. Современная наука дает нам кое-какие сведения о эволюции строения видов животных, но эволюция их поведения во многом скрыта от нее. Поэтому попытка понять культурную составляющую поведения человека на основе изучения поведения животных это как на основе статики и может быть очень неразвитой нерелятивистской не квантовой динамки объяснить поведение около световых частиц, которые к тому же подчиняются квантовым законам.      

Да, это еще один важный аспект применения этологии к человеку. Психика человека, процессы мышления носят квантовый характер, выражающийся в неустранимом влиянии самого исследования на исследуемый объект. Например, помните как говорил Лао-Цзы: Тот, кто говорит что следует истине (Дао), отклоняется от нее.

Одной из трудностей релятивистских квантовых теорий являются бесконечности…
Мы задаем не те вопросы. Бесконечность сокращает только бесконечность. Если при решении практических задач мы сталкиваемся с загадкой, обойти ее поможет только другая загадка.  Здесь речь идет о феноменологическом характере познания вообще.

Следует иметь ввиду, что изучение неживой природы на порядки точнее и проще изучения живой, поэтому сложность проблем этологии в описании культурной составляющей поведения человека еще более велика,  что лишь подтверждает мои опасения о невозможности их решения в рамках подхода изначально не учитывающего принципиальное отличие человека от животного. На мой взгляд, полноценное описание культурной составляющей человека возможно только в терминах и методами этой самой культурной составляющей.

РАЗБАЛАНСИРОВАННОСТЬ КУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Стремление к самовыражению - уникальная избыточность способностей и потребностей человека по сравнению с животными ставит его перед широким выбором возможностей поведения и стратегий выживания. Кажется, что экспериментировать можно со всем, в частности с отношениями между людьми, с природой и т.п. И здесь мы сталкиваемся с катастрофическими последствиями такой уникальности человека. Настолько катастрофичной, что перед людьми возникает вопрос: быть или не быть, в самых различных формах. Если бы такие сомнения преследовали человека в самом начале его пути, он бы просто не выжил.   

Да, роль среды,  или, обобщенно, так называемого бытия на формирование человека неоспорима. В начале людей окружала гармоничная и суровая среда, созданная чередой природных катастроф и отрегулированная миллионами лет эволюции. У людей еще не было, чем отгородится от нее и, поэтому, избыточные по нашим меркам потребности психики были полностью востребованы образом жизни охотников и собирателей. Естественная и гармоничная окружающая среда и естественное стремление к выживанию гармонизировала людей, и выработала в них особое отношение к жизни – чуткое восприятие природы, красоты, сочувствие к себе подобным.  Таким образом достигалась сбалансированность самовыражения и самосохранения – гармонизация внутренних мотивов человека, закрепленная в его моральном выборе – коллективном выживании и бережном отношении к природе.

Но, когда человек развил цивилизацию и отгородился от естественной среды другой модернизированной им средой, она разбалансировала его внутренние эмоции и мотивы, что не замедлило сказаться на качестве его мышления, состоянии психики, общественных отношениях, мировоззрении и моральном выборе. С тех пор гармонизация культурной составляющей является ключевой проблемой человеческих обществ и движущей силой их прогресса.

Проблемы с культурной составляющей затрагивают все области человеческой деятельности, начиная от политики на всех уровнях, кончая науками как естественными, так и гуманитарными, и все они взаимосвязаны. И если кто-то думает что эти проблемы, можно решить «наведением порядка в умах», которое достигается созданием какого-нибудь универсального философского или логического и т.п. учения, формулировкой какого-то абсолютного знания, универсальной формулы, не оставляющих места чему-то загадочному и непознаваемому, а значит не оставляющих места неоднозначностям, он жестоко ошибается…

Здесь проявляется квантовый характер мышления. Даже если мы завладеем некой универсальной формулой, ее всеохватность будет неизбежно означать ссылку на что-то загадочное и непознаваемое. И если кто-то просветленный познав в этой формуле истину, будет объяснять ее другому индивиду, не факт, что другой познает в этой формуле истину, ибо в формуле есть некая загадочность, неоднозначность. Познание же есть процесс гармонизации воображения с опытом, который зависит от сбалансированности мотивов индивида и, в конечном итоге, от его морального выбора, который сам по себе загадочный процесс.   

Подобные проблемы могут встретится и в более прозаических ситуациях. В неоднозначности обиходных слов, в использовании этой неоднозначности в корыстных целях. Это касается и научных понятий, являющихся результатом договоренностей между людьми, которые позволяют лучше согласовывать наш чувственный опыт восприятия реальности с нашими представлениями (воображением).  Иначе говоря, все наши теоретические знания носят договорной и феноменологический характер. И поэтому в отсутствии согласия между собой мы даже в простейших случаях не гарантированы от бесплодных и яростных дискуссий как, например, в пресловутой апории -  бег Ахиллеса за черепахой.


ПОСТИЖЕНИЕ ГАРМОНИИ

Но кто сказал, что естественная среда не может возвращаться к человеку. Удивительные медитативные моменты созерцания нетронутой природы имеют целебное влияние на психику. Искренние отношения в семье, это способствует росту психически здоровых детей. Сочувствие людям, взаимопомощь, которые вдруг проявляются в критических ситуациях.  Искреннее стремление освоить какую-то область знаний, профессию, интерес и любовь к ней может пробудить в человеке хотя бы частично ту тонкую настройку чувств, эмоций, мышления… которая способна на порядки увеличить эффективность его работы, приближая его к тому первозданному естественному состоянию души. Такие примеры можно продолжить. В каждом таком случае человек испытывает на себе благотворное  действие какого-то элемента той среды, в которой нуждается его психика. Задача людей складывать по кусочкам такие элементы, приращивать их друг к другу.

Но мало кому удается просто так продолжать этот процесс. Существует тенденция по его ограничению.  Есть люди, чей моральный выбор – не коллективное выживание и развитие, а обман и решение своих проблем за счет других. Красота нетронутых уголков природы, их таинственный живительный дух... без широкого взгляда на вещи часто используется для создания некого языческого культа, которому надо служить, за который надо умирать. И лишь избранным жрецам позволено сполна наслаждаться им... Родовая и этническая солидарность может противопоставляться отношениям с другими людьми, ее могут использовать в криминальных целях. Национальная солидарность, солидарность товарищей по оружию используется для политических целей. Талант умельцев, гений ученых зачастую находит применение в военных технологиях, становится козырной картой в геополитических играх, или же служит психозу потребления уничтожающему природу. Элементы здоровой среды не приращиваются друг к другу, а противопоставляются и человек теряет из виду их общую гармонию.

И все же находятся люди, которые пытаются собирать из кусочков цельную основу для здорового роста. Современные технические возможности и избыток некачественной информации могут лишь мешать на первой стадии этого процесса. И поэтому на первой стадии полезней обращать внимание на то, как люди делали это в прошлом. Очень немногим  удавалось перешагнуть через предрассудки и штампы восприятия, страх инакомыслия, соблазн предательства, очень немногим хватило силы духа и  честности, чтобы собрать в себе сердцевину эмоций и знаний и донести ее до людей. Но вклад этих немногих в жизнь общества и его влияние на современное сознание людей на развитие цивилизаций огромен. Это, прежде всего, жизнеспособные культуры, несущие в себе понятия об этой сердцевине, которое формирует вокруг себя общность людей с более высокой степенью доверия друг к другу, солидарностью и, может быть, более глубоким пониманием происходящего вокруг.

Карл Ясперс даже выделил период в истории человечества - осевое время, когда в разных частях света появлялись такие люди. Осевое время дало мощный импульс  развитию нравственных учений, философии, культуры, но механизм паразитизма, порожденный утратой баланса психики, уже был запущен. Машина цивилизаций относительно быстро подмяла под себя эти культуры, и поставила себе на службу их блестящие идеи. Однако осевое время стало общим культурным источником для последующих усилий по восстановлению сердцевины в рамках монотеистических религий. Паразитизм машины цивилизаций добрался и до них, но они успели сформулировать универсальный рецепт против паразитизма – не сотвори себе кумира.

Кому-то это может показаться странным, но основания науки и нравственных учений одни и те же, это та самая сердцевина... Когда нравственные учения стали терять свою суть на первое место выходила наука, но ее знания стали делиться, терять между собой полноценные связи. Естественные науки, признавая и выискивая целесообразность в природных явлениях, сформулировали их законы и достигли больших успехов в применении полученных знаний. Однако утрата нравственной сути, фактически собственной цели человека, занимающегося наукой, породила тенденцию – естественные науки становятся заложницами собственных успехов. Они попадают в плен собственных представлений и забывают о приближенном характере выведенных ими законов и ограниченности области их применимости. Таинство бытия они подменяют магией формул. Теперь естественные науки не в полной мере служат коллективному выживанию человека и способны подрывать его нравственную самоидентификацию. Отсюда оружие массового поражения, варварское загрязнение среды, техногенные катастрофы, научный шпионаж и некачественное образование.
   
Гуманитарная активность человека представляет собой довольно пеструю картину... Потеря понимания целей природы и человека их согласованности, нравственный кризис во многом отражаются в литературе и искусстве... Недостаток сердцевины – связующего звена между направлениями человеческой активности уже давно остро ощущался в культурной жизни человека. Но свято место пусто не бывает.

На стыке естественных наук и гуманитарной активности существуют философские системы, пытающиеся восполнить недостающие связи. В зависимости от принадлежности  своей целевой аудитории к определенным слоям населения они, так или иначе, пытаются объяснить окружающий мир, а точнее вписать его в их опыт, подстроить картину мира под их настроения и чаяния. Привлекательность некоторых таких философских систем в импорте некой целесообразности из естественных наук, создании некой магии идей наподобие магии формул в математике и физике. Магия формул естественных наук позволяет манипулировать природой, а магия идей философских систем манипулирует людьми. И это тоже может приводить к катастрофам - политическим или социальным.

Вопросы отношения к окружающей действительности, ее видимой и предсказуемой стороне и тайной непредсказуемой оказываются ключевыми в судьбе тех или иных научных теорий, философских систем, духовных практик. Отказ признать загадочный характер мироздания приводит к попыткам подменить его загадочность некой магией формул, фактически безнадежной попыткой установить над этой загадочностью свою интеллектуальную власть. Однако эта попытка может дать власть над людьми, поверившими в реальность этой цели. И если в какой-то момент грандиозными усилиями будет создана иллюзия достижения подобной цели, то люди, поверившие в нее, потеряют стимулы для критического переосмысления и совершенствования своих знаний, совершенствования себя. Подобное отношение к действительности довольно быстро приводит к догматизму и последующей деградации знания.

Однако подход, претендующий на познание тайного иррациональным мистическим путем, вера в возможность такого знания вне пределов цельной основы здоровой среды и нравственного выбора, исключающего нечестность, обман и подтасовки приводит к не менее печальным последствиям для сознания и психики. Вообще пренебрежение наблюдениями за природой и возможностями их осмысления в рамках рационального мышления, возможностями предсказывать ход процессов на основе понимания их общности и целесообразности с целью улучшить и обезопасить жизнь людей противоречит изначальной здоровой направленности человеческой психики.

Потеря правильного отношения к явной и тайной стороне действительности есть следствие потери здорового баланса между эмоциями, мышлением и знаниями, и в конечном итоге следствие потери здоровой самоидентификации человека, следствие утраты нравственной основы. Я уже говорил, о первом шаге по овладению этой основой и по восстановлению баланса психики человека. На следующей стадии восстановление баланса  достигается за пределами чисто религиозной традиции, более универсально в плане нравственного становления личности, освобождения сознания от догм и стереотипов, зависимости от людей с разбалансированной психикой. Поддержание этого баланса требует постоянной работы с модернизированной средой по ее гармонизации… подчинению ее человеку, а не наоборот. Только так может достигаться безопасность прогресса.

П.С.
Культурная составляющая довольно не определенный термин. Мне представляется  естественным относить его к проявлению уникальных потребностей человека, которые могут соответствовать скачкообразному процессу перехода количества в качество, неподдающемуся этологическому анализу. Это могут быть гениальные открытия и идеи их применения способные кардинально улучшить или ухудшить жизнь людей. Но существует еще один пограничный аспект поведения людей, который иногда тоже называют словом культура. Культура паразитизма, на мой взгляд, допускает очень даже адекватное описание в рамках науки этологии.