2. Козлиные разборки. Тайны дьявольского романа

Дьявольский Роман
ГДЕ НАША ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА,
 ИЛИ
 КОЗЛИНЫЕ РАЗБОРКИ
 О месте действия первых «московских» глав "Мастера и Маргариты"

Начало см. http://www.stihi.ru/2014/07/30/7311
..................


2.Какая скотина этот мессир!

ПЕРЕСКАЗЫВАЯ ЛЕГЕНДУ О ЧЁРНОМ КОЗЛИЩЕ, я заметил, что москвичи связывали это животное с дьяволом. Можно сказать ещё определённее: они считали, что в образе чёрного козла на болоте появлялся сам нечистый. И причины для такого отождествления у них были. К слову сказать: ручей, вытекавший из Козьего болота, местные жители назвали Черторый, то есть - вырытый чёртом.

С древних времён не только на Руси, но и во всём христианском мире козёл напрямую ассоциировался в сознании верующих с нечистой силой. Особенно чёрный козёл, поскольку чёрный цвет – это цвет нечистой силы. Облик Дьявола  был «утверждён» Толедским собором в 447 году. Он создавался богословами по принципу териоморфии (греч. therion — зверь). За основу брался целый комплекс определённых внешних свойств, присущих “нечистым” животным (первоначально — змее, позже — козлу) и некоторым языческим божествам (например, сатирам, фавнам).

Михаил Орлов в книге «История сношений человека с дьяволом» (Санкт-Петербург, 1904 г.) сообщает:

«Любимая форма чёрта, когда он является людям, которыми уже овладел, т.е. колдунам и ведьмам, это вид козла».

Заметим, что этой книгой пользовался Михаил Афанасьевич Булгаков при создании «Мастера и Маргариты».

Ричард Кавендиш в капитальном исследовании «Чёрная магия» пишет:
 «У Дьявола-козла были рога, хвост, раздвоенные копыта и иногда рыжеватая борода. Как правило, козёл этот был чёрной масти и прихрамывал».

И далее:

«В 1564 году в Пуатье трое мужчин и женщина признались в том, что поклонялись чудовищному чёрному козлу, подходя к нему со свечами и скрепляя клятву верности непристойным поцелуем».

То же самое подтверждает в «Энциклопедии колдовства и демонологии» Рассел Хоуп Роббинс, приводя свидетельство из книги монаха Франческо-Марии Гваццо (1608), известного охотника за ведьмами:

"Гваццо описывает европейский шабаш, сосредоточившись на поклонении дьяволу в его классическом проявлении – в виде козла. В «Compendium Maleficarum» (1626) это поклонение описано следующим образом: «Когда члены (собрания) дьявола собираются вместе, они обычно зажигают вонючий и противный костёр. Дьявол является президентом собрания и сидит на троне в ужасном обличье козла или собаки, и они приближаются к нему, чтобы поклониться…
Затем наступает osculum infame  или osculum obscenum – знаменитый поцелуй стыда…"

"Поцелуй" отмечался многими исследователями, однако особенно подробное описание дал известный адвокат Жан Боден:

"Не существует большего позора, бесчестия или злодейства, чем то, которое допускают ведьмы, когда они должны поклоняться Сатане в виде вонючего козла и целовать его в то место, которое приличие запрещает описывать или упоминать».

Под «поцелуем стыда» разумелось целование Сатаны в козлиный зад, который, по свидетельствам допрошенных инквизицией ведьм, был «холодным, как лёд».

О козлином облике дьявола на шабашах рассказывает и Хромой Бес – комический персонаж одноименного плутовского романа Луиса Велеса де Гевары (1641). Бес показывает студенту дону Клеофасу одну из ведьм, которая готовится к шабашу:

«…Право дело, и мы бы там побывали, да боюсь, как бы не узнал меня дьявол, что у них за козла».

В русской иконописи на картинах Страшного Суда ангелы света низвергают в ад духов тьмы, превратившихся в козлов, свиней и других животных.

Дьявол не только сам перевоплощается в козла: нередко эти бородатые парнокопытные участвуют в разного рода сатанинских обрядах и действах. Булгаков описал полёт домработницы Наташи верхом на Николае Ивановиче – «толстом борове,  зажимавшем в передних копытцах портфель, а задними ожесточённо молотящем воздух». Что же, вполне возможное дело (как мы уже убедились, свинья – близкое дьяволу «нечистое» животное). Однако куда чаще сатана посылал своим верным слугам в качестве «средства передвижения» козлов и драконов. Видимо, это было известно и Булгакову. Во всяком случае, летящая на метле Маргарита любуется луной, на которой «отчётливо виден какой-то загадочный, тёмный – не то дракон, не то конёк-горбунок».

Использовались козлы и для других целей. Тот же самый монах Гваццо приводит отчёт Флорина де Раймонда о суде 1594 г., состоявшемся в Аквитании (Верхняя Гаронна). Молоденькая девушка описала типичный шабаш, сопровождавшийся подписанием договоров, танцами и совокуплениями с козлом, ведьминским богом:

«Они также представляли пародию на мессу, отправлявшуюся неким человеком, облачённым в чёрную ризу без креста на ней… В потире вместо вина была вода, и они сделали святую воду следующим образом: козёл помочился в ямку, вырытую в земле, и этой жидкостью, не разбавленною водой, отправлявший обряд окропил их с помощью чёрного кропила».

В 1875 году некий французский аббат Булле основал сатанистскую церковь Кармель. После смерти   экзорциста-дьяволопоклонника она стала называться «Храмом Сатаны». Дьявольские колдуны этого храма во время мерзких церемоний приносили на алтарь «Идола мистического Содома» истекающих кровью козлов и баранов, которые незадолго до этого были объектами разнузданной сексуальной оргии.

В русской традиции к козлу со стороны нечистой силы отношение более уважительное. Так, злой домовой мучает всех животных, кроме козла и собаки (см. «Мифы народов мира». Москва, «Советская Энциклопедия», 1991).

Козлоподобные существа в романе Булгакова тоже ошиваются вокруг дьявола. В рукописи 1937-1938 годов читаем: «Под вечер в квартиру №50 опять звонили, оттуда отвечал козлиный голос».

Вспомним также, что во время приветствия нечистой силой Маргариты на берегу реки «кто-то козлоногий подлетел и припал к руке, раскинул на траве шёлк, осведомился о том, хорошо ли купалась королева…».

НЕ МЕНЬШУЮ РОЛЬ В ВЫБОРЕ МЕСТА ВСТРЕЧИ Воланда с двумя безбожниками  играет болото. Ведь по верованиям восточных и западных славян, болото - опасное и «нечистое» место, где водятся черти. Связь чёрта с болотом отражена в многочисленных поговорках: «Было бы болото, а черти будут», «Не ходи при болоте: чёрт уши обколотит», «В тихом болоте черти водятся» (русская); «Сидить, як чорт на грошах при болоти» (украинская), «Болото без чёрта не обойдётся» и т.п.

Согласно одному из вариантов легенды о сотворении мира, распространённой у славянских народов, на земле сначала была сплошная вода. Бог повелел чёрту спуститься на дно и достать оттуда земли. Хитрый чёрт запихал часть земли за щёки, а остальную отдал Создателю. Бог стал разбрасывать землю во все стороны. Там, где она падала, появилась суша, а на ней деревья, кусты и травы. Но растения стали прорастать и во рту у чёрта. Тогда нечистый принялся выплёвывать землю. Так появились болота – разжиженная земля с уродливыми деревьями и грубой травой (см. «СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Энциклопедический словарь». Издательство «Эллис Лак», 1995 г.).

Кстати, у Александра Блока есть цикл стихов «Пузыри земли» (1905), куда входит стихотворение «Болотные чертенятки» (1905), посвящённое Алексею Ремизову - знатоку народной русской мифологии.

Так что совсем не случайно появление чёрта в привычной для него среде обитания  – на болоте. Однако несомненно и то, что в выборе места действия первых «московских» глав «Мастера и Маргариты» особое значение имеет легенда об изгнании чёрного козлища. Ведь как ни крути, но патриарх, согласно быличке, всё-таки изгнал дьявола, а болото осушил. И вот спустя полтора века нечистый как бы берёт реванш за прежнее поражение. Появляясь именно на Патриарших, Воланд демонстрирует, что земная церковь и её патриархи не властны над сатаной. Чёрный козлище возникает вновь, и снова москвичей ожидает множество неприятностей…


Иллюстрация:
«Поцелуй стыда». Миниатюра из рукописного манускрипта XV в.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ - http://www.stihi.ru/2014/07/30/7542