Эль Греко Апостолы Петр и Павел

Елена Ярина
Эль Греко «Апостолы Петр и Павел»

Испанский живописец величайший.
Он - мистик для одних, визионер,
А для других – новатор высочайший.
Безмерность  жизни в этом мире мер.

И вот его пред нами полотно.
Апостолы Эль Греко – Петр  и Павел,
Хотя оно написано давно…
Он не всегда придерживался правил.

Пропорции фигур изменены
И вытянуты, скажем, вертикально,
Но нет здесь у Эль Греко новизны.
Прием же впечатляет визуально.

Тем самым показать он нам хотел
Духовной жизни всю их напряженность.
Такими он их и запечатлел.
Проникновенно. Умиротворенно.

С психологизмом нам передает
Характеры так точно,  на века.
Один задумчив словно что-то ждет,
Другой – с горящим взором и рука

Указывает жестом. Перед ним
Евангелие лежит – «благая весть».
Свидетельство о жизни. Дай  Бог им!
Деяний всех Христа не перечесть.

Задумчив Петр. На строгом, на лице
Мы видим скулы да и щеки впали.
Отец небесный! Думы об Отце.
И кто печаль их утолит едва ли?

Контрастны облачения святых.
Коричнево-зеленый плащ Петра
И Павел в красном – единенье их.
Эль Греко будто все писал вчера…

Но более всего, что впечатляет
При разности великой их, друг мой,
Что Петр с Павлом жизни посвящают
Учению Христа, ведь  Он  - живой,

Вернее идеалам заповедным.
Читайте вы, поймете до конца.
Над смертью торжествует жизнь победно.
Есть Вера в Бога, Духа, и Отца!

И плащ Петра вглубь видим, отступает,
Но связаны той общей глубиной.
Апостолов святых изображает
На темном фоне – дар то неземной.

• Многие исследователи называют Эль Греко мистиком и визионером. Его внутреннему взору были доступны откровения, о которых он другим рассказывал языком живописи. Религиозные сюжеты он трактует как сны, как чудесные видения, разворачивая их действия не только на земле или на небе, но и некой духовной среде, расположенной
• между двумя сферами – земной и небесной.
• Художнику была свойственна, говоря словами Марины Цветаевой, «безмерность в мире мер». Его творчество трудно отнести к какому-то определенному направлению в искусстве, в нем позднее эхо готики сочетается с предвидением экспрессионизма, избыточность барокко – с причудливостью маньеризма. Фигуры на его картинах странно деформированы: мастер создает особое пространство. Они строятся по его личным законам, диктуются его  душевным состоянием и особым видением.