Моё хождение на БЛК. Субъективные заметки

Елена Пиотровская
               
"Я помню чудное мгновенье. 
Я написал стихотворенье."               
               

Стихотворный эпиграф к этому тексту -  строчка из опуса, давным-давно присланного в редакцию  одной  республиканской молодежной газеты. Автор обзора поэтического «самотека» приводил несколько  подобных примеров, объясняя, что литературное творчество - дело серьезное, требует труда, грамотности, подготовки.

Мне не приходилось иметь дело   с  потоком читателей, желающих опубликовать свои стихи. Думаю, что это утомительная и не очень благодарная работа. Предполагаю, что надо очень любить поэзию, чтобы уметь отыскать  ценное в  массе  «словесной руды»,  искренне радоваться этому и быть нацеленным именно на добычу, а не на перекидывание лопатой кучи бессмысленной породы.
Подозреваю, что редакторский глаз  рано или поздно  «замыливается» и не отличает одно от другого.

После этой преамбулы хочу поделиться своими, конечно же, субъективными заметками о хождении на  БЛК.

Действующие лица:

- автор, пишущий стихи (я).

- БЛК, конкурс, красиво представленный на сайте и имеющий самые благородные цели и  задачи (смотрим регламент конкурса).

Итак, наш автор отсылает свои стихи на отборочный тур  для всех желающих. (Не резидентов  конкурса, конечно же, потому что автор не может быть резидентом - ни разу не приняв участия в конкурсе, и, соответственно, ни разу не пройдя отборочный тур).

То есть самим фактом  участия в  отборочном туре автор  как бы  спрашивает: «Ребята, можно к вам?» Это дружески  протянутая рука, на мой взгляд.

И первое, что слышит в ответ на это  откликнувшийся на приглашение «принять участие в конкурсе»  автор: «НЕТ!»  (Именно так. Ни больше, ни меньше. Нечто вахтерское, из жизни советской общаги, если кто помнит, конечно. Для полноты сходства осталось  добавить только: «Ходют тут всякие»).

Итак,  пояснений нет. Есть просто:  «НЕТ!». Только в одном случае из четырех в ответ на моё: «а можно?» - раздался доброжелательный голос: «Здравствуйте, Елена! К сожалению, скажу нет». Плюс улыбка. Нормальная человеческая реакция, на нет и суда нет. Мне улыбаются, я улыбаюсь. По крайней мере, не возникает ощущение, что ты тот самый случайный участник конкурса, спамер,  в целях ограждения от которого и создан отдельный, не резидентский  тур (цитирую по регламенту конкурса).

Далее автор думает: а почему нет, интересно? Что со стихотворением не так? Но молчат редакторы, в соответствии с регламентом имеющие право не рецензировать   присланные работы. Может, сказать нечего? В чем несоответствие текста планке отборочного тура? Другим-то вон советуют что-то — то, к примеру,  резидентов почитать,  чтобы понять, на какую планку претендуют, то  ещё что-то... А ответ: «ваш текст не принят, потому что гладиолус»  - кажется автору  странным. И не из этой передачи. И еще не из одной, где осьминог Пауль, теперь уже во второй реинкарнации, предсказывает  исходы футбольных матчей.

И вот текст автора вынесен в курилку. И даже получил несколько  реплик  в ответ. Первым отозвался  добрый человек, похоже, имеющий непосредственное отношение  к команде конкурса.  «Не переживайте, - написал он автору, - если редакторы что не увидели, есть номинаторы, которые настоящее не пропустят». Спасибо, конечно, за утешение, но в курилку была вынесена не просьба вытереть  предполагаемые то ли слёзы, то ли сопли, а совершенно другой вопрос — просьба.  Да, в вопросе  звучала ирония. Ну так не все же, после решительного «НЕТ» в проходной способны благодарить  не пустивших за эту бдительность.

Логика ответа поразила автора до глубины души. Фактически, сказано   следующее: если уж младшие офицеры не заметили стоящее, то старшие, будьте уверены,  ничего настоящего не пропустят. Можете спать спокойно. Но автор не  связывает судьбы отечественной словесности со своим участием в конкурсе, да и вообще со своим творчеством.  Автор не хочет спать спокойно, если сам генералитет его не заметил, и, значит, всё в порядке. Автору просто  интересно, что не так  с его конкретным текстом на взгляд вполне конкретных людей, которые вот, волею случая, были в это время на посту.  Автор не считает, что наличие лычки на погонах, а то и нескольких звезд делает их  обладателей авторитетами всех времен и народов. Автор был бы рад   разговору, а не насмешкам  и вердиктам.

Но понятно только одно  - что ко двору автор не пришелся. Это бывает, спору нет. Беда — не в этом.

Проблема в  том, что, на взгляд автора, в нем заранее  предполагали увидеть    нечто, не соответствующее некоему уровню требований.  Этому взгляду очень способствует разделение участников на своих (резидентов) и случайных. И наш автор, читая реплики   не рядовых (неслучайных)  участников конкурса,  понимает, что, видимо, посягнул на святое. Что это наглость неслыханная – спрашивать, почему «нет» на самом БЛК.  Мыть ему миски за старослужащими, стирать им подворотнички и  терпеливо ждать своего часа, надеясь со временем стать неслучайным участником конкурса.

В наиболее содержательном ответе были представлены четыре темы:

первая: указание на отсутствие безупречности русского языка в первой строчке стихотворения (на основании наличия инверсии и двух существительных в родительном падеже, употребленных  подряд)

вторая: сообщение автору о недопустимости такого обхождения с русским языком
 
третья: вывод-обобщение о недостаточной работе с текстом стихотворения (на основании несовершенства первой строчки)

четвертая:  оценка мыслей автора о возможности   пройти отборочный тур конкурса  как наивных — ввиду  отсутствия (на взгляд рецензента) этой самой работы над текстом.

Интересно,  что  можно    сказать   с этой  точки зрения автору  строчки «и звезда с звездою говорит»... Боюсь, не прошел бы Михаил Л. отборочный тур конкурса. Те или иные не идеальные с точки зрения кристально чистого русского языка  выражения можно найти  даже у классиков.

В то же время,  техническое совершенство текста не гарантирует наличия  в нем поэзии. Иногда мне кажется, что  за деревьями технической грамотности люди перестают видеть лес — поэзию, чувствовать её дух. Боюсь, что этому нельзя научить, в отличие от искусства версификации, доступного практически каждому образованному человеку.

Я не очень активная участница конкурсов.  У меня и публикации-то, по большей части, случались как-то  нечаянно.

Поэтому  дело не в  том, «взяли»  в компанию   или  «не взяли».

К сожалению, у  меня нет ощущения внимательного и уважительного  отношения к участникам конкурса, я имею в виду БЛК. Есть ощущение, что главная задача мероприятия – оборона от чужаков. А придраться можно к чему угодно, дело это не хитрое.

Относительно недавно, года три назад, я была на камерном поэтическом вечере. В числе прочих, читала свои стихи  перед небольшой аудиторией и моя приятельница.  Потом  она  села на  свое место в зале. Оказавшаяся  рядом седая  интеллигентная   дама с внучкой-подростком, вдруг  повернулась  к  ней   и сказала: «А ведь у вас настоящие стихи, Вас, наверное,   с ними  не пропускают?»

Такой  угол зрения – что какие-то стихи куда-то именно «не пускают» по причине их состоятельности -  не  приходил в голову ни моей приятельнице, ни мне.

А вот теперь, применительно к БЛК,  я допускаю и такую возможность.

Увы.