Мой любимый писатель-интеллектуал

Люба Новикова
    Для этого эссе я выбрала поэта Евгению Бильченко. Я познакомилась с творчеством этого поэта недавно: в конце мая 2013 года. Её стихи поразили меня, ошеломили своей энергией, многообразием тем, насыщенностью смыслов, новизной изложения, оригинальностью, актуальностью материала, высоким уровнем мастерства, смелой авторской позицией.  Она говорила то, что хотела и как хотела. Оставалось вникать в смысл и понимать. Но то, что казалось вполне доступным пониманию, уходило, ускользало, превращалось в нечто невиданное и неслыханное. Тексты как будто имели двойное и даже тройное дно, а контекст казался временами беспредельным.
    Захотелось узнавать об авторе как можно больше. Поэт живёт в Киеве, преподаёт в университете на кафедре культурологи, доктор философских наук. В Интернете я прочла несколько её статей на русском и украинском языках. Очень интересно, хочется разбираться в написанном. С тех пор – уже год – я слежу за творчеством этого одарённого человека. Читаю стихи, которые она выкладывает в Интернете, слежу за выходом  её поэтических книг.
    В этом эссе я решила написать о последней из вышедших книг, потому что это первая книга поэта, вышедшая в России, в родном Петербурге. Называется она «Кто я?» и состоит всего из тридцати трёх стихотворений, отобранных автором (по числу лет поэта). Особенность стихотворений: все они написаны с конца ноября 2013 по 21 февраля 2014 года – за три месяца! И в этот сборник вошли НЕ ВСЕ стихи, написанные в этот период! Это обычая производительность поэта: 20-30 стихотворений в месяц! И каких!.. Они современны, но говорят и о вечном, всегда актуальны, но затрагивают непреходящие ценности. «Кто я?» –  книга, с которой я продолжаю познавать и открывать мир. Она – из моей интеллектуальной десятки любимых книг. Она волшебно воздействует на меня: вдохновляет, учит (без назиданий, естественно), меняет моё отношение к миру – к людям, прежде всего, и к природе, и к себе самой.
    Хочется определить место поэта среди поэтического сообщества и место стихов поэта в современной поэзии. В тексте (так я буду называть стихотворение, как сам автор) «Хрустальный ангел» читаю: «Василий Стус – давно не побратим / крутому постмодерному поэту». Понимаю авторское самоопределение. И, чтобы лучше понимать автора, хочу разобраться в нашем постмодернистском времени и в современном направлении в искусстве и словесном творчестве, называемом постмодернизмом. В библиотеке беру современный энциклопедический словарь (для начала), потом нахожу специальный словарь, который так и называется «Постмодернизм». Составитель Илья Ильин. Вышел в Москве ещё в 2001 году тиражом 3000 экз. Он довольно объёмный – 384 стр. и более 150 статей! Много психологического материала, особенно мне интересного.
     Узнаю, что постмодернизм возник во второй половине прошлого ХХ века, а осознан был в 80-е годы как общеэстетический феномен культуры, как специфическое явление в философии, эстетике и литературе. Основные теоретики – французы, американцы,  голландцы, англичане. Бильченко читает о них лекции своим студентам, а сама на практике воплощает их идеи. Конечно, это получается у неё как бы само собой – не «от головы» идёт поэт в своём творчестве, не от идей. Вознесенский так отметил: «Стихи не пишутся – случаются». Но как широк, как богат тезаурус поэта, досконально изучившего всё это! И в стихотворных текстах Бильченко видишь, как снимаются разграничения между «высоким» и «низким», прекрасным и безобразным, как снимаются эстетические табу, как отвергается возможность утопического изменения жизни с помощью искусства. Принимаешь вместе с поэтом бытие таким, каково оно есть. Ведь искусство Бильченко предельно открыто, наполнено фрагментами реального жизненного процесса. Оно полистилистично. Хотя её стиль не спутать ни с чьим! Стихи Бильченко глубоко эмоциональны, внутренне прочувствованы реакции поэта на окружающий её мир. Но поэт не изрекает истины – отрезвляет корректирующая ирония по отношению ко всем проявлениям жизни. В стихах чувствуется характерное для постмодернистской литературы общее ощущение кризиса, трагическое восприятие мира и себя в мире. Рассматриваемая книга – живое поэтическое осмысление действительности с помощью нового поэтического мышления. Миры поэта Бильченко разнообразны и густо заселены, язык богат.
 
     Несколько формальных характеристик. В книге 234 имени существительных, обозначающих людей. Из них 23 называют людей по взрасту: ребёнок, малышня, подросток, пацан, дед, старик, старушка и др. 28 названий  профессий: мент, палач, камнетёс, постовой, поп, врач, стюардесса, фотограф, снайпер, учитель, электрик и др. 29 названий свойств/типов людей: холуй, герой, наглец, изгой, мажор, бунтарь, гад, поэт, вор, тиран… Ещё 13 названий людей по способностям: придурок (самокритично обозвала себя), отличник, пророк, лох, гений – многим нашлось место в текстах автора. 12 типов людей названы по родству, по семейным связям.  23 наименования людей по социальному положению: бомж и принцесса, гопник и мажор, студент и царь, волонтёр и заключённый, князь и смертник, туземец и школярка… 10 человек выделены по национальному признаку и по религии: эллин и могол, гуцул и индеец, буддист и шахид… 17 человек отличны по своим взглядам / идеологии: хиппи, радикал, бунтовщик, йог, проститутка, хипстер, бандит, анархист, предатель, нацист. 23 человека разнятся по своим социальным ролям: гость, сосед, свидетель, лузер, пассажир, зазноба, паломник, крестница. Есть и сказочные, мифические существа.
     В тридцати трёх текстах книги встречается более 160 имён собственных (в поэтическом наследии Цветаевой, к слову, их «всего» 800). Из этих полутора сотен -  четыре в эпиграфах и десять в посвящениях. Среди имён собственных в текстах имена реальных лиц – мужа, друзей, родственников. Это и русские и европейские деятели культуры: поэты (Галич, Визбор, Фет, Лао Цзы, Бродский, Маяковский, Есенин, Овидий, Юрий Крыжановский и др.) и философы (Вольтер, Кампанелла, Батай, Махатма), музыканты (Дженис Джоплин, Моррисон, Паганини, Цой, БГ, Янка, Шевчук, СашБаш – Башлачёв). Исторические деятели (Сталин, Колумб, Маркс, князь Игорь, Пётр, Буш, Дж. Бруно, Че и др.) и имена героев литературы и кино (Шаганэ, Дон Кихот, Беатриче, Портос, Колобок, Бэтмэн). Художники и писатели (Дега, Рубенс, Чехов, Солженицын, Кастанеда, Осборн), античные и фольклорные имена (Пегас, Эдем, Санта). Это астрономические названия: Вселенная, Земля, Луна, Нептун, Млечный Путь. Это и географические: реки (Днепр, Ворскла), материки и страны(Африка, Атлантида, Россия, Чили, Исландия), земли (Крым, Коктебель, Сибирь, Тибет, Соловки). Это города (Магадан, Питер, Сталинград, Киев, Львов, Херсон, Мекка, Женева) и улицы, микрорайоны (Сенатская Площадь, Куренёвская ул., Майдан, Петровка, БЖ*).
      Даже названия впечатляют. Но насколько же интереснее взаимоотношения между героями стихов! Как волнует позиция лирического героя! Как впечатляют образы, зачастую неожиданные и всё же узнаваемые: они из нашей с вами жизни.
      Шедевром не только этой книги, но и знакомого мне поэтического творчества автора (далеко не всего, конечно же) является стихотворение «Кто я?» - оно дало и название книги. В нём поэт предстаёт перед нами в лицах своего народа в трудное для Украины время: это и юноша, погибший на Майдане, и раненая юная врач, и мама погибшего, и священник, его отпевающий, и поэт, рискующей жизнью, но стремящийся быть там, где «нужнее стихов сегодня – мешки с лекарствами», и старый аптекарь-пенсионер, которому не сидится дома. Поэт поднимается до обобщения: «я – Родина», а это не только народ, но и земля, её недра, и власти с палачами. Наконец поэт предстаёт перед нами в образе Бога, способного воскрешать. Сколько ни читай этот текст, перехватывает дух и слёзы проступают на глазах, а в сердце – благодарность поэту Евгении Бильченко, которую любят читатели русской поэзии во всех странах мира, где её читают и почитают.
___________
 *Петровка, БЖ – микрорайоны Киева. Инициалами БЖ поэт Евгении Бильченко обычно подписывает свои тексты, выкладываемые в Интернете.

31 мая 2014 г.