Синдром нераскаянного Иуды

Роман Шулевский
Что знаем мы об Иуде, как человеке? Хорошим он был или плохим? Спроси первого встречного, и тот, если он не откровенный сатанист или воинствующий атеист, скажет: плохим, конечно.
- Почему?  – Так ведь Христа продал.

Для большинства из нас Иуда – подлец в силу одного-единственного своего поступка – христопродавства.

Но падший апостол изменил Христу только «под занавес» своей жизни.  Встреть его кто-нибудь из нынешних обвинителей хотя бы за месяц до той роковой ночи с четверга на пятницу, Иуда, скорее всего, избежал бы такой категоричной оценки. В самом деле, он был одним из двенадцати избранных самим Иисусом апостолов, как и все ученики, безропотно переносил тяготы и лишения походной жизни, внимал наставлениям Учителя и сам  учил и исцелял. За три года совместного служения ни у братьев-апостолов,  ни  у самого Иисуса  не было претензий к нашему антигерою, ему даже общественную казну доверили. (Дошло до нас, правда, подозрение одного из евангелистов, что Иуда «крысятничал», но озвучено оно уже после предательства и, возможно, под его впечатлением).
Позволю себе предположить, что Иуда Искариотский , в общем, был неплохим человеком.

Но – Христа продал.

Меня как-то спросили здесь, на Стихире, могу ли я вот так сразу определить: хороший передо мной человек, или плохой.  Очень часто - да, могу. Правда, одной аватарки для этого мало. Практически ничего не дадут стихи любовные, пейзажные, не намного больше – философские и религиозные. Поэтому я сразу ищу у автора гражданскую лирику. Еще полгода назад и она ничего не решала бы. Но сейчас события в Украине стали лакмусовой бумажкой  для любого человека, а уж поэта – тем более.

Чего только не выслушивает ежедневно моя Родина – от соболезнований  до  проклятий. Уж ладно – русские, понять их несложно. Отобрал старший брат у младшего кусок огорода, пока тот болел, вроде и совесть как мучит, а тут оправдание подсказывают: брат-то непутевый – хозяйство ведет неправильно, не с теми водится, не тому детей учит.  А если еще сарайчик братов приглянулся, тут уже и по селу побежишь единоутробного ославить, не то, что стишок скабрезно-гневный  на сайте выложишь.

(Удивляло меня до недавнего времени, как это красивые и, главное, умные женщины уживаются с откровенными бандитами и жуликами. А теперь и удивлять перестала нехитрая женская логика: жулик, ворюга, но ведь в дом тащит, не из дому.  Что-то, правда,  грызет иногда: не тому мама учила, но грызунец очень быстро успокаивается при виде новенькой машины, бриллианта или жемчужины. Крыма, например.)

Так и растут рейтинги у собирателей и без того не маленькой (предшественники постарались, тоже без лишних комплексов)  земли русской,  и аппетит разжигается нешуточный – как же, впереди еще пять шестых суши!

Я не берусь судить ни этих женщин, ни русских. Мне просто жаль их, как бы глубоко они не плевали на мою жалость.

Сложнее с теми, фамилии которых заканчиваются на «ко», кто указывает местом проживания украинские города или упоминает о своих украинских корнях. Как правило, они не называют себя украинцами, предпочитая размытое «славянин», «славянка» (есть, очевидно, такая страна – Славяния), или даже «русский», «русская»,  производя национальность  от слова «Русь», хотя правильнее было бы назваться «рус», «русин/русич», «русинка».

Казалось бы: им-то чего неймется? Понятно, что не всем хватает мужества пойти против улюлюкающей толпы. Так пережили бы это сложное время тихонько, писали пейзажную лирику: никто их не трогает, бандерлогами не обзывает, над мовой (у них ведь давно - язык) не насмехается.

Но нет: им почему-то надо быть в первых рядах клеймителей киевской хунты, читатель должен  оценить всю степень их презрения к недалекой, неблагодарной, продажной Хохляндии, совсем недавно еще  родины, но оказавшейся недостойной таких великих сынов и дочек, а главное – доверия старшего брата. А еще он, читатель, непременно должен увидеть, что авторы сжигают все мосты, связывавшие  их некогда с этой штатовской подстилкой, и что они обрели, наконец,  великую и достойную  новую Родину – то ли Россию, то ли Советский Союз, то ли Русский Мир.

(Остается надеяться,  что матери  у них – королева Елизавета, Индира Ганди или, на худой конец, Алла Пугачева, и им, матерям, не грозит дом престарелых из-за несоответствия отпрыскам.)

Поскольку явление это массовое, говорить об единичных  моральных аномалиях не приходится. Очевидно, что мы имеем дело с неким синдромом, который можно назвать синдромом нераскаянного Иуды (пусть будет СНИ).

Из Евангелий известно, что Иуда Искариот, осознав всю тяжесть своего поступка, в день распятия раскаялся, вернул синедриону тридцать сребреников и повесился на подходящей смоковнице.
А если бы не раскаялся и не повесился?

Смею предположить, что он стал бы гонителем христиан хуже Савла. Оно и понятно: к апостолам  не вернешься, а для иудейской верхушки он -  отработанный материал, тут уже, чтобы не потерять расположения, требуется из кожи вон лезть. Есть, правда, еще  совесть (она у всех есть). Но ее можно заглушить. Это не так просто, но если ежедневно убеждать себя (и других) в том, что поступил единственно правильно, что Иисус – не Христос вовсе, а самозванец, не царь иудейский на белом коне, а жалкий чудак на ослике, что он не оправдал его, иудиных (!), надежд  прославиться в веках рядом с Мессией? Да и при жизни дивиденды получить? А если не просто убеждать, а с массой единомышленников травить  повсеместно таких растерянных  и беззащитных апостолов,  если почувствовать этот кайф - опьянение силой толпы?

Еще раз спрошу: хорошим ли человеком был Иуда?  И еще раз отвечу: наверное, не таким уж плохим: он нашел в себе смелость не жить предателем.
Хорошие ли люди  - наши современные иуды?  Одно скажу: живут, с...ки.

Нет, я не предлагаю им искать свою последнюю смоковницу. Пусть себе живут, а судит их Бог и грядущие поколения.

Мир знает двух великих петербуржцев украинского происхождения: Шевченко и Гоголя. Первый останется на века величайшим украинским поэтом, духовным отцом своего народа.
А Гоголь … Что Гоголь?
Мертвая душа.