Лети, лети, Журавлик!..

Галина Клинкова
(ШКОЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП)

Самый длинный летний отдых педагогов и учеников уже начался. Еще не скоро прозвенит школьный звонок, который откроет новый учебный год. Перебираю свои записи, тетради учеников, перелистываю страницы рукописного литературного альманаха «Журавлик» с детскими творческими работами, рисунками, фотографиями - приложение к моему кружку литературного творчества «Тропинка»…
 
СЧИТАЮ, что по таким  работам можно многое узнать о человеке. Даже если это ребенок, потому что когда он пишет «от себя» - это откровение.

Максим Брянцев, пятиклассник, с такой теплотой и непосредственностью сочинил рассказ о младшей сестренке. Сам сфотографировал её. Потом мы вместе оформили  итоговый вариант.

У меня сестренка есть!

Когда три года назад у меня появилась сестренка, я не сразу обрадовался. Думал, что лучше, если бы родился брат. У нас были бы  общие игрушки и друзья. Но со временем пригляделся и понял: Маша прикольная…

Она светловолосая, белобрысая. Голова ее похожа на цветок одуванчика, который выгорел на солнце. Маша не худенькая и выглядит старше своих лет. Растет непоседа, настоящая егоза. Чтобы лучше представить мою сестру, надо вспомнить мультфильм « Маша и Медведь». Девочка, которая в нем все время проказничает, и моя Маша очень похожи внешне. Они  также обе  всё делают не нарочно, но все портят. Бывает, что она чертит на  моих тетрадках.  А потом говорит, что это  училась… А в дневнике еще  пришлось  заклеивать порванные страницы. Характер у Маши такой, что она, хоть и маленькая, но обычно добивается того, чего хочет. Особенно, если ей это запрещают.

Сестренка обожает животных. Где бы ни увидела на улице котенка или щенка, забирает домой. Кормит их. Бывает, ее питомец сидит под столом, а Маша украдкой, чтобы никто не заметил, ложкой подает ему еду из своей тарелки… Любит их расчесывать и купать.

Больше всего Маше нравится плескаться в воде. Может быть, потому что  по знаку Зодиака  она  Рыба. Никогда не пройдет мимо лужи, обязательно забредет в нее… Утопила в бочке с водой два мобильных телефона. Прошлым летом наша Мурка родила котят. В эти дни дедушка набрал полную поливной воды ванну, которая стоит в огороде. Маша бегала, играла во дворе. Вдруг ее не стало слышно. Дедушка забеспокоился и пошел посмотреть, где она есть.

То, что увидел, его очень удивило и рассмешило. Маша разлеглась в ванне, а бедный котенок, который только открыл глаза, плавал вокруг нее… Дедушка не выдал своего присутствия. Он наблюдал за происходящим со стороны.

Когда Маша решила, что для первого раза котенку купания хватит, она вылезла из ванны, вынула его, завернула в пеленку и понесла в дом. Вот такой у нас растет учитель плавания! С тех пор Черныш, заслышав голос Маши, убегает и прячется. В дом заходит только когда ее нет или она спит.

С сестренкой много хлопот и досадных моментов. Но я привык. Понимаю, что она так познает мир, в котором живет. И у нее не всегда получается это  без ошибок… Иногда начинаю ругать Машу за какую-нибудь шалость. Она сразу делает такие виноватые глаза и говорит: « Я сама пойду в угол!» И идет… У меня никогда не поднимется рука, чтобы ее ударить. Я всегда буду ее защищать.

А это  воздушный,  легкий штрих  на страничке  пером  бабьего лета  Разият  Абдулвагабовой.

Подарок осени

Однажды в октябре я шла по улице и радовалась осеннему теплому деньку. В воздухе летали паутинные нити. Они прилеплялись к лицу, приятно  и  весело щекотали его.
Дома, посмотрев на меня, засмеялась мама, потом сестра. Я подошла к зеркалу и оглядела себя. Оказывается, в моих волосах, как магазинное украшение, была «приколота» переплетенная паутинка. Я осторожно сняла ее и положила в шкатулку на память. А еще меня сфотографировали с  этой заколкой - «бантиком», что подарила мне осень.

Ирина Алешина увидела и запечатлела в миниатюре, совсем малютке, необычное явление.

Мини-радуга

Все знают, что радуга бывает только на небе. А я встретилась с радугой на земле. В металлической трубе с поливной водой образовалась дырка. Из нее бил фонтан. Проходя мимо, я увидела, как через него, переливаясь под лучами солнца всеми цветами радуги, тянется дорожка-калейдоскоп. Я очень удивилась и долго смотрела на мини-радугу. Чего только не бывает в природе!

Руслан Башпенов растрогал зарисовкой.

Котенок на заборе

Однажды теплым весенним днем я вышел погулять. Это было воскресенье. Светило ярко солнце, и кругом  быстро таял снег.
Вдруг мне послышались какие - то звуки… Я огляделся. На заборе сидел  маленький котенок, который смотрел на меня и  так жалобно мяукал.  Я понял, что он  просит о помощи.  Ведь к дому нельзя пройти,  потому что  вокруг всё залито водой.
Я взял его на руки и отнес на крыльцо. Он в благодарность за это потерся о мои руки.

До слез умиления трогают эти  простые, но  светлые,  будто из солнечных лучиков  сотканные,  строки. Я   безмерно счастлива оттого, что душа  мальчика теплая,  живая, настоящая, раз  почувствовала  зов о помощи крохотного беззащитного существа и  поняла потом ответную благодарность котенка.
 
Дети писали обо всём  удивительном, что  встречал их взгляд:  например, о гнезде ласточки, которая свила его в  магазине, в  маленьком коридорном помещении. Как она умудрилась вывести  птенцов, выкормить их… Ведь  входная дверь  в нерабочее время запиралась на замок.
               
            Всегда с улыбкой вспоминаю, как пятиклассники в один из дней холодной осени искали меня, чтобы показать, как «неадекватно» ведет себя стайка воробьев в школьном дворе. Эти наблюдения потом отразились в сочинении Ирины Алешиной.

 Веселые воробьи

... В холодные дни поздней осени  всё время  шел дождь. Он всем изрядно надоел. И вдруг из-за туч выглянуло солнышко. Я с подружками  собиралась  после занятий домой. Выйдя в школьный двор, мы обратили внимание на большую лужу, в которой  купались воробьи. Их было много, десятка три.
Мы очень удивились. Ведь птицы обычно плещутся в воде весной, радуясь наступившему теплу. Воробьи так энергично били по воде крылышками и лапками, кувыркались, что от них летели брызги далеко в стороны. Вся поверхность лужи превратилась во множество фонтанчиков. От птиц веяло такой радостью!
Наверное, воробьи подумали, что наступила весна. Мы долго смотрели на веселившуюся стаю воробышков, и  нам тоже казалось, что, как в сказке, вернулось это всегда долгожданное время года.

Олесю Воякину, ученицу седьмого класса, все знают как артистическую натуру. Она любит участвовать в театрализованных представлениях, в конкурсах чтецов. Хорошо чувствует слово, поэтому с ней легко работать. Выразительность речи достигается почти сама собой. Ее выступления для зрителей остаются незабываемыми.
Сочинения Олеси отличаются образностью, художественностью, философскими размышлениями. Вот отрывки одного из них:

Как мне дорог этот свет

Мой дом стоит на окраине поселка. Окна смотрят прямо на дорогу. Вечером я издалека вижу их освещенными. Наверное, от этого у меня становится легко на душе. Никогда не думала, что свет в родном окне может для человека много значить. Это как мама - хранительница домашнего очага. Свет ее добрых глаз я сравниваю со светом в окне. Сейчас мне стало понятно, почему все доброе называют светом. У моей мамы светлая душа, светлое сердце, светлые мысли и чувства. Я привыкла к огоньку в окне. Но вот однажды вечером пришлось поздно возвращаться из школы. Мне было весело. И вдруг я обратила внимание на то, что окна моего дома темные. Сердце сразу заполнило чувство горечи. Захотелось плакать.
...Я медленно открыла калитку. В это время в комнате зажегся свет. В окне показалась фигура мамы - родная и близкая. Она смотрела на улицу. И мне показалось, что свет в глазах мамы и свет в окне слились в единое целое ...

Творить всегда нелегко. Но дети, пытаясь размышлять и отражать свои чувства и мысли на бумаге, развивают себя, формируются как личности. Получая удачу, становятся увереннее не только в письменной, но и в устной речи. В перспективе - в жизни. А это для учителя всегда большая радость, олицетворяющая смысл  его работы.

КОЛЛАЖ: на снимке Маша Брянцева с Чернышом на руках; обложка рукописного  литературного альманаха «Журавлик»; стайка воробьев  плещется в луже.