Гуманизм

Лев Раскин
«Ночью, перед рассветом, меня разбудил караульный и доложил, что на небе видна «звезда с хвостом». Спать мне не хотелось, и потому я охотно оделся и вышел из палатки. Чуть светало… До восхода солнца было ещё далеко, но звезды стали уже меркнуть. На востоке, низко над горизонтом, была видна комета. Она имела длинный хвост.
Скоро проснулись остальные люди и принялись рассуждать о том, что предвещает эта небесная странница. Говорили, что земля обязана ей своим недавним наводнением, а Чжан Бао сказал, что в той стороне, куда направляется комета, будет война. Видя, что Дерсу ничего не говорит, я спросил его, что думает он об этом явлении.
— Его так сам постоянно по небу ходи, людям никогда мешай нету, — отвечал гольд равнодушно.
При всём своём антропоморфизме он был прав и судил о вещах так, каковы они есть на самом деле.
Но вот на востоке стала разгораться заря, и комета пропала… И вдруг яркие солнечные лучи вырвались из–под горизонта и разом осветили все море.
— Дерсу, — спросил я, — что такое солнце?
Он посмотрел на меня недоумевающе и, в свою очередь, задал вопрос:
— Разве ты никогда его не видал? Посмотри! — и указал рукой на солнечный диск, который в это время поднялся над горизонтом.
Все засмеялись. А Дерсу остался недоволен: как можно спрашивать человека, что такое солнце, когда это самое солнце находится перед глазами? Он принял это за насмешку.

…Дерсу поднялся раньше других и начал греть чай. В это время стало всходить солнце. Словно живое, оно выглянуло из воды одним краешком, затем отделилось от горизонта и стало взбираться вверх по небу.
— Как это красиво! — воскликнул я.
— Его самый главный люди, — ответил мне Дерсу, указывая на солнце. — Его пропади — кругом все пропади.
Он подождал с минуту и затем опять стал говорить:
— Земля тоже люди. Голова его — там, — он указал на северо восток, — а ноги — туда, — он указал на юго запад. — Огонь и вода тоже два сильные люди. Огонь и вода пропади — тогда все сразу кончай.
В этих простых словах было много анимистического, но было много и мысли.

Сегодня мы имели случай наблюдать на востоке теневой сегмент земли. Вечерняя заря переливалась особенно яркими красками. Сначала она была бледная, потом стала изумрудно–зелёной, и по этому зелёному фону, как расходящиеся столбы, поднялись из–за горизонта два светло–жёлтых луча. Через несколько минут лучи пропали. Зелёный свет зари сделался оранжевым, а потом красным. Самое последнее явление заключалось в том, что багрово–красный горизонт стал тёмным, словно от дыма. Одновременно с закатом солнца на востоке появился теневой сегмент земли. Одним концом он касался северного горизонта, другим — южного. Внешний край этой тени был пурпуровый, и чем ниже спускалось солнце, тем выше поднимался теневой сегмент. Скоро пурпуровая полоса слилась с красной зарёй на западе, и тогда наступила тёмная ночь.
Я смотрел и восторгался, но в это время услышал, что Дерсу ворчит:
— Понимай нету!
Я догадался, что это замечание относилось ко мне, и спросил его, в чём дело.
— Это худо, — сказал он, указывая на небо. — Моя думай, будет большой ветер.

Арсеньев В.К. «Дерсу Узала»

Большинство считает, что научное мировоззрение доступно лишь докторам наук, в крайнем случае, кандидатам. А простому работяге остаётся читать газеты, а то и проще — слушать проповеди по телевизору да внимать суждениям продвинутого начальства.

Но вот перед нами вовсе нецивилизованный житель природы, который воспринимает мир чисто рационально — иначе ему в нём не выжить. Пусть он очеловечивает этот мир по своему образу и подобию. Но тем лучше. Он никогда не будет делать природе вреда, которого не хочет себе.
Вот это и есть человечное отношение к окружающему, что мы называем гуманизмом.

Что особо интересно — человек цивилизации, Арсеньев, оказался донельзя близок человеку природы — Дерсу. Редкий случай. Обычно такой контакт приводит к порабощению слабого. Но на то и были естественные условия, в которых оба оказались. И слабым оказался человек, удалённый от естества. И человек природы много раз спасал тому жизнь на совместном пути. И оба, в результате, оказались равными — никого нет ближе.
До определённого времени.
Потому что природа уже проигрывала человеку.
Или — вообще, неизвестно кто выигрывал.

Дерсу Узала внезапно потерял охотничье зрение, а это — смерть, в его естественных условиях жизни. Сегодня — да выписать ему очки, и все проблемы.
Но почему–то всё вышло не так естественно, как нам хотелось бы. Дерсу погиб от случайного ворья, а вовсе не от слабости глаз. Он погиб от доверчивости к человечеству, просто заночевав однажды на границе города и тайги.

Считается, что его убили, на окраине Хабаровска, какие–то беглые каторжники, наткнувшиеся на одинокую охотничью палатку. У гольда, к несчастью, оказалось, при том, единственное богатство — подаренное другом дорогое ружьё. Может быть, он пытался защищаться, ведь без ружья, любого, в тайге не проживёшь. А он стремился в тайгу — как к родному дому. Тошно ему оказалось в городе.

Вот потому никакие учёные так и не могут дать определение человеку — божественное ли это творение или, наоборот, дьявольское.

Да и действительно.
Вот Дерсу рассуждал, что всё сущее — люди.

А человек, по–нашему, получается — отдельно.
Какой бы это рашей ни оправдывай…