Пианист

Ваша Лена
Не знаю, почему этот фильм не получилось посмотреть сразу, а только этим летом. На мой взгляд, "Пианист" - одна из немногих жемчужин мирового кинематографа, гениальный, сильнейший, талантливейший гимн МИРУ.
 
Занимаясь дома какими-то случайными делами, я бросила взгляд на телевизор...потом села в кресло, уже не отрывая от экрана глаз, а потом - забыла обо всем на свете.

Фильм рассказывал о начале Второй Мировой войны, когда нацисты вторглись в Польшу и уже хозяйничали в Варшаве.

Первый увиденный кадр - девушка-полька ( элегантное пальто моды 30-х годов, кокетливая шляпка, лодочки на каблучке) беседует с молодым человеком. Евреем.
 Они еще говорят на равных, они еще не познали "прелесть" немецкой оккупации, но в воздухе уже витает что-то страшное и непонятное.

Фильм - удивительно, необыкновенно выразительный и емкий при немногословности персонажей. Он дан как бы штрихами, мазками талантливого художника. Каждая сцена - четкая, сжатая, продуманная до мелочей - ничего лишнего, ничего чрезмерного или фальшивого. Даже если бы отсутствовали субтитры - фильм был бы понятен до последней детали.

Сюжет развивается стремительно. Евреям Варшавы запрещено ходить по тротуару. Они не смеют мешать полноценным людям - немцам и полякам. Тем не менее, даже с проезжей части фашист может "придраться" к не понравившемуся лицу неугодной национальности, сойти с тротуара и с удовольствием, с оттяжкой - избить. Неважно - молодого или старика или женщину.

Потому что война - это полное, рабское бесправие одних и всевластие других.

Следующее действие новых хозяев - приказ: обязательное наличие желтой шестиконечной звезды, пришитой на рукав одежды для всех евреев города. Невыполнение приказа, отсутствие звезды - расстрел.

Пианист - молод, талантлив, виртуоз игры на рояле. Он живет с матерью, отцом, двумя сестрами и братом. Обыкновенная, дружная семья. Живая, теплая, где все собираются за одним столом, смеются, делятся впечатлениями...любят друг друга - так, как могут любить близкие, родные люди.
На примере этой семьи, где все еще здоровы, жизнерадостны, самодостаточны - показано постепенное разрушение нормального мира.

Еврейское население выдворяется из своих домов и переселяется в гетто. Семья пианиста обсуждает - что можно взять - из книг, из мебели, из одежды - чтобы поместиться в тесноте нового жилища. И вот тянутся вереницы людей со скарбом, тюками, тележками, лишенные дома, работы, привычной среды и загнанные в маленькую обитель, обнесенную забором - Варшавское гетто.

На этом кончается относительно мирная часть фильма. Пересказывать его сюжет невозможно и не нужно, как говорит меткая русская пословица - лучше один раз увидеть, чем сто  услышать.

Но не показать те кадры, которые заставляют содрогнуться у экрана - я тоже не могу.
И если после моего рассказа хоть один человек найдет и посмотрит "Пианиста" - значит, не зря я это пишу.

В гетто люди живут, как затравленные звери, шарахающиеся от любого звука. Смерть может найти любого и в любой момент.

Гитлеровец врывается в квартиру. "Встать!". Сидящие за столом торопливо встают, кроме одного - старика в кресле. На повторный приказ "встать" он продолжает сидеть - он инвалид, прикованный к коляске. И тогда его волокут вместе с этой коляской к балкону и вышвыривают с высокого этажа. К распластанному на асфальте, разбитому телу скоро присоединяются другие убитые - нацисты развлекаются прицельной стрельбой по случайным людям. Натешившись, они садятся на мотоциклы и уезжают. И гетто может вздохнуть до следующего вечера - новой акции.

Война - это не только смерть. Это - унижение, это превращение нормального, мыслящего человека в комок инстинктов. Это - безумие, за которым уже ничего не остается.

Один из сильнейших кадров фильма - когда при раздаче жалкой пищи худой оборванный старик выхватывает у такой же оборванной голодной старухи миску с кашей. И убегает, прижимая эту миску к груди. Она кричит, гонится за ним, догоняет, хватает миску...тянет к себе, он не выпускает и тогда, в конце концов, вожделенная миска падает на землю, а каша растекается во все стороны. И старик, припадая к земле, жадно лижет эту кашу, не обращая внимания на старуху, которая плачет и бьет его по спине.
Или бродящая тут же молодая женщина, на руках которой обездвижен мальчик лет четырех. Он умирает от жажды, ротик его раскрыт, губы потрескались, глазки закатились.

 - Пожалуйста, умоляю, хоть каплю воды для ребенка, пожалуйста... - мать убита горем, глаза ее с мольбой и надеждой останавливаются то на одном, то на другом лице, но люди отводят взгляд, отворачиваются, отходят. Воды нет, а если и есть - своя жизнь дороже.

Война - это не просто смерть. Это потеря близких, это то горе, которому нельзя помочь, которое нельзя отвести или смягчить.

Пианист выжил один - из всей большой семьи.
Чудо его спасения - сколько людей ( поляков и даже немцев) помогли ему остаться в живых - канвой проходит через всю картину.

Самые впечатляющие кадры - разбитая бомбардировками Варшава. Вместо цветущего европейского города - груды руин, нигде нет ни одного целого дома. Пустыня - мертвая, молчаливая, без единой живой души. Пианист, как сомнамбула, бродит на остатках некогда живого города.

Война - это разрушение всего. Требующее потом тяжелейшего, мучительного, долгого восстановления. Мертвый город - выразительнейший образ гибели. Не только людей. Всего живого - птиц, собак, кошек...растений, деревьев.

Возникновение на фоне этого апокалипсиса, этой гнетущей, безмолвной мертвечины - вдруг весело громыхающего грузовичка с молодыми ребятами в советской форме, русская речь, смех - воспринимается как чудо и как возрождение к жизни.

Красная Армия вошла в Варшаву.

Сколько лет прошло с тех пор? Не так уж много. И почему люди не ценят мир, почему кучка, единицы негодяев, желающих войны и крови, заставляют страдать тысячи и тысячи мирных людей и почему опять гибнут крошечные, беззащитные дети, которых не смогли уберечь взрослые - так и не понять никогда.